Файл: Теоретические основы консультирования по проблеме работоспособности студентов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, можно считать соотнесение жизненного ритма и естественно-биологического ритма студента. Таким образом, студенты, которые относятся к «утреннему» типу («жаворонки») наиболее работоспособны с 9 утра до 14 часов дня. Т.е. можно сделать вывод, что данная группа студентов показывает более хорошие результаты, т.к. их биологический ритм и социальный ритм совпадают. Студенты «вечернего» типа («совы») работоспособны с 18.00 до 00.00, в связи с этим обучаясь на дневном отделении вуза данная группа показывает не лучшие результаты.
Еще одним из факторов, влияющих на работоспособность является возраст. Ученными был сделан вывод, что люди в юном возрасте показывают более высокие физиологические и интеллектуальные результаты.
По возрасту студент находится на пике работоспособности, и общество вправе требовать от него полной отдачи, высокой эффективности занятий в соответствии с его индивидуальными способностями.
Учебная нагрузка в высшем учебном заведении рассчитана на здорового студента с учетом возрастных особенностей работоспособности.
Мотивация и установка на определенный вид деятельности являются одним из решающих психофизиологических факторов работоспособности студента. Как упоминалось раньше, мотивация — это целенаправленная потребность, побуждающая к деятельности и контролирующая ее. Установка — это готовность к определенному виду деятельности. Она формируется на основе мотивации под контролем системы ценностей и направлена на создание режима наибольшего благоприятствования для выполнения программы действия. Через этот механизм мобилизационной готовности установка влияет на работоспособность.
Степень мобилизационной готовности, а, следовательно, работоспособность, зависит от вида установок. Различают установки по уровню достижения намеченного результата (программа-минимум и программа-максимум) и по степени определенности (конкретная и неопределенная установка).
Программа-максимум является более сильным мобилизатором, повышающим работоспособность, чем программа-минимум. Поэтому надо ставить перед собой значительные конечные цели, а на начальных этапах их достижения целесообразно воспользоваться программой-минимум.
Среди установок по степени определенности наиболее эффективной является конкретная (определенная регламентированная), ибо она четко нацеливает на результат или срок достижения и способствует большей сосредоточенности. Например, неопределенная установка типа «Сделайте эту работу как можно быстрее» не обладает такой мобилизационной и организующей силой, как конкретная (определенная регламентированная) установка: «Это задание должно быть выполнено за два дня».
Сила установки определяется значимостью главенствующей мотивации, от которой зависят мобилизационные возможности организма при преодолении препятствий для достижения цели.
Стойкость установки, от которой зависит стабильность высокого уровня работоспособности и гибкость в принятии решений для достижения цели, определяется разнообразием мотиваций, лежащих в ее основе: чем больше мотивов, тем устойчивее установка.
Итак, значимые установки на достижение поставленной цели, в основе которых лежат несколько мотивов, повышают работоспособность и обеспечивают ее устойчивость.
Умственная работоспособность зависит от суточного, недельного и годового биоритмов.
В динамике дня работоспособность не остается постоянной. Она изменяется в зависимости от особенностей суточного биоритма: у представителей утреннего типа биоритма наиболее высокая работоспособность отмечается в утренние часы и в первой половине дня, у вечернего типа — во второй половине дня, у дневного типа — в середине дня с двумя пиками (10—12 часов и 14—16 часов).
Одним из существенных факторов, обусловливающих работоспособность, является утомление, которое представляет собой сложную реакцию организма на умеренную, но длительную или сильную и непродолжительную физическую или умственную нагрузку. Эта реакция имеет три аспекта — феноменологический, физиологический и биологический.
Переутомление и хроническое утомление. Опасны для здоровья переутомление и хроническое утомление, первое из которых является состоянием, пограничным с нормой, а второе — с патологией (болезнью). Переутомление возникает при суммировании остаточных явлений предыдущего утомления с наличным, а именно при недостаточном или нерациональном отдыхе (плохой или недостаточный ночной сон, длительное пребывание у телевизора, принятие алкогольных напитков, переедание и т.п.), а также при чрезмерной рабочей нагрузке в предыдущий день. Несоответствие отдыха и рабочей нагрузки приводит к длительному нарушению баланса процессов цикла расходование — восстановление. Переутомление характеризуется тем, что с самого начала работы работоспособность снижается и падает в течение учебного дня; появляется повышенная утомляемость. Для снятия переутомления нужен более длительный отдых.
Хроническое утомление — состояние, пограничное с заболеванием, возникает при систематически повторяющемся переутомлении.
Хроническое утомление, продолжающееся в течение нескольких дней, может привести к заболеванию, в первую очередь к различным неврозам. Признаки хронического утомления достаточно явно выражены, и поэтому его диагностирование доступно любому человеку, даже не обладающему специальным опытом в этой области.
Первый признак — ощущение усталости до начала работы и низкая работоспособность в течение всего рабочего дня.
Второй признак — повышенная раздражительность: студент реагирует совершенно неадекватно на всевозможные раздражители, даже самые незначительные — шутки товарищей, справедливые замечания преподавателей и т.п.
Третий признак — исчезновение интереса к работе.
Четвертый признак — ослабление интереса к окружающим событиям, даже тем, которые касаются самого студента.
Пятый признак — снижение аппетита.
Шестой признак — падение веса.
Седьмой признак — нарушение сна (трудное засыпание и просыпание, бессонница, прерывистый поверхностный сон, кошмарные сновидения и т.д.).
Восьмой признак — понижение устойчивости к различным инфекциям, в первую очередь — расположенность к простудным заболеваниям.
Кроме этих симптомов могут наблюдаться головные боли, головокружение, тошнота, а иногда даже рвота, повышение сухожильных рефлексов, тремор вытянутых рук, иногда и век, понижение кровяного давления до 90/50 мм рт. ст., усиленная потливость, повышение возбудимости вестибулярной системы (укачивание в автобусе, автомобиле, самолете и т.п.), затруднения в восприятии пространства и др.
Способность человека к продолжительному и напряженному труду во многом ограничивается его личными физическими способностями. Но физические возможности человека могут быть изменены под воздействием сосредоточенного использования средств физической культуры и спорта. Подобные занятия увеличивают степень функциональных способностей, физическую и психологическую стабильность; уменьшают заболеваемость; гарантируют значительную насыщенность и индивидуальную эффективность работы. Все это без исключения подчеркивает значимость для будущего профессионала заранее, уже во время обучения, позаботиться об обеспечении собственной физической и психологической готовности к интенсивному профессиональному труду.
1.3 ПОДХОДЫ К УВЕЛИЧЕНИЮ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ
Типичные изменения работоспособности студентов во многом определяют составление учебного расписания занятий в вузе, когда наиболее сложные для освоения учебные дисциплины планируют на 2— 3 пару учебного дня, на середину недели, а менее сложные — на первые часы учебного дня, на конец и начало недели.
Изменение физической работоспособности в течение недели также соответствует динамике умственной работоспособности.
Учебный процесс характерен неравномерными распределениями нагрузок, а также во время экзаменационной сессии пагубно влияет на здоровье, проверяет на прочность организм студентов. Из-за этого происходит снижение умственной, физической и психоэмоциональной работоспособности, увеличивается негативное влияние, нарушается баланс между трудом и отдыхом, питанием и сном, утомление наступает быстрее и может перейти в переутомление.
Чтобы продуктивность и работоспособность студента была более высокой, рекомендуют составлять правильный график учебных занятий: в неделю включать не более 36 часов, 2 дня выходных. Лекционные занятия чередовать с практическими, лабораторными, семинарами, коллоквиумами, компьютерными тренингами, так как после двух пар лекций усвоение информации ослабевает. Наиболее сложные для освоения учебные дисциплины необходимо ставить на 2 - 3 пару учебного дня, на середину недели, а менее сложные на первые часы учебного дня, на конец и начало недели. Изменение физической работоспособности в течение недели соответствует динамике умственной работоспособности. Во время лекций необходимо совершать кратковременный отдых (5 – 10 минут). Учебные занятия начинать в одно и тоже время. Для студента важен режим, чтобы организм быстрее и легче адаптировался к учебному процессу.
Работоспособность не всегда восстанавливается к исходному уровню, особенно в период сессии. Полного восстановления, и даже сверхвосстановления можно добиться, используя средства физической культуры и спорта. Физические нагрузки способствуют высокому физическому развитию и функциональному состоянию; сопротивляемости организма к неблагоприятным условиям внешней среды; сохранению и повышению работоспособности и успеваемости; переутомлению ЦНС; росту функциональной деятельности всех органов и систем организма; быстрой и легкой адаптации и восстановлению. При выборе физических упражнений важно сменить деятельность, переключиться с одних мышечных групп на другие.
Студентам, активно занимающимся умственной деятельностью целесообразно использовать ходьбу или легкий бег; приседания; упражнения для рук (махи, вращения); упражнения для туловища (наклоны, повороты, вращения); прыжки; дыхательные упражнения; упражнения на концентрацию внимания.
В условиях интенсивной, повышенной учебной нагрузки; нервно-психической напряженности; физическая культура является основой полноценной жизни студентов, продуктивной научной и профессиональной деятельности. В процессе профессионального становления будущих специалистов, студенты должны достичь гармонии знаний и умений, физического и духовного; развиваться с культурой общества; научиться использовать средства физической культуры для организации активного отдыха; поддерживать необходимый уровень физической активности.
Постоянная физическая активность способствует высокому физическому, психическому уровню здоровья студентов; сохранению и повышению работоспособности, успеваемости. Физические нагрузки вырабатывают у студентов «иммунитет» к утомлению, переутомлению.
Используя средства физической культуры и спорта можно добиться восстановления функционального состояния. Отсутствие физической активности, ее недостаток негативно сказывается на здоровье студентов, появляются заболевания сердечно – сосудистой, нервной системы, опорно – двигательного аппарата, системы пищеварения, органов дыхания. Все это влияет на работоспособность, устойчивость к эмоционально напряженному учебному труду, производственной деятельности.
Работоспособность изменяется в зависимости от специальности студентов. При преобладании умственного труда, быстрее, качественнее воспринимается и перерабатывается информация, также потребляется большее количество энергии. При физическом труде работоспособность сопровождается силой, частотой и продолжительностью мышечных нагрузок. Следует придерживаться индивидуальных рекомендаций в выборе нагрузки для повышения работоспособности. Работоспособность изменяется под влияние биологических ритмов. В зависимости от хронотипов человека можно выявить наиболее благоприятный период времени для работоспособности. Так голуби — люди, которые обладают одинаковыми физиологическими возможностями в течение всех суток, на их работоспособность не влияет время суток, она постоянна весь день. У жаворонков работоспособность наиболее высокая в утреннее время. Совы работоспособны в вечернее время, после 18 часов.
Организм человека имеет беспредельные возможности, способен приспособиться к изменяющимся условиям внешней среды. У каждого есть свой максимум и минимум физиологических процессов, приуроченный к определенным часам суток. С ускоренными темпами научно – технического прогресса, предъявляются высокие требования к студентам. В конце учебного дня, недели, полугодия (семестра), учебного года наблюдается период прогрессирующего снижения работоспособности.
Еще одним из факторов, влияющих на работоспособность является возраст. Ученными был сделан вывод, что люди в юном возрасте показывают более высокие физиологические и интеллектуальные результаты.
По возрасту студент находится на пике работоспособности, и общество вправе требовать от него полной отдачи, высокой эффективности занятий в соответствии с его индивидуальными способностями.
Учебная нагрузка в высшем учебном заведении рассчитана на здорового студента с учетом возрастных особенностей работоспособности.
Мотивация и установка на определенный вид деятельности являются одним из решающих психофизиологических факторов работоспособности студента. Как упоминалось раньше, мотивация — это целенаправленная потребность, побуждающая к деятельности и контролирующая ее. Установка — это готовность к определенному виду деятельности. Она формируется на основе мотивации под контролем системы ценностей и направлена на создание режима наибольшего благоприятствования для выполнения программы действия. Через этот механизм мобилизационной готовности установка влияет на работоспособность.
Степень мобилизационной готовности, а, следовательно, работоспособность, зависит от вида установок. Различают установки по уровню достижения намеченного результата (программа-минимум и программа-максимум) и по степени определенности (конкретная и неопределенная установка).
Программа-максимум является более сильным мобилизатором, повышающим работоспособность, чем программа-минимум. Поэтому надо ставить перед собой значительные конечные цели, а на начальных этапах их достижения целесообразно воспользоваться программой-минимум.
Среди установок по степени определенности наиболее эффективной является конкретная (определенная регламентированная), ибо она четко нацеливает на результат или срок достижения и способствует большей сосредоточенности. Например, неопределенная установка типа «Сделайте эту работу как можно быстрее» не обладает такой мобилизационной и организующей силой, как конкретная (определенная регламентированная) установка: «Это задание должно быть выполнено за два дня».
Сила установки определяется значимостью главенствующей мотивации, от которой зависят мобилизационные возможности организма при преодолении препятствий для достижения цели.
Стойкость установки, от которой зависит стабильность высокого уровня работоспособности и гибкость в принятии решений для достижения цели, определяется разнообразием мотиваций, лежащих в ее основе: чем больше мотивов, тем устойчивее установка.
Итак, значимые установки на достижение поставленной цели, в основе которых лежат несколько мотивов, повышают работоспособность и обеспечивают ее устойчивость.
Умственная работоспособность зависит от суточного, недельного и годового биоритмов.
В динамике дня работоспособность не остается постоянной. Она изменяется в зависимости от особенностей суточного биоритма: у представителей утреннего типа биоритма наиболее высокая работоспособность отмечается в утренние часы и в первой половине дня, у вечернего типа — во второй половине дня, у дневного типа — в середине дня с двумя пиками (10—12 часов и 14—16 часов).
Одним из существенных факторов, обусловливающих работоспособность, является утомление, которое представляет собой сложную реакцию организма на умеренную, но длительную или сильную и непродолжительную физическую или умственную нагрузку. Эта реакция имеет три аспекта — феноменологический, физиологический и биологический.
Переутомление и хроническое утомление. Опасны для здоровья переутомление и хроническое утомление, первое из которых является состоянием, пограничным с нормой, а второе — с патологией (болезнью). Переутомление возникает при суммировании остаточных явлений предыдущего утомления с наличным, а именно при недостаточном или нерациональном отдыхе (плохой или недостаточный ночной сон, длительное пребывание у телевизора, принятие алкогольных напитков, переедание и т.п.), а также при чрезмерной рабочей нагрузке в предыдущий день. Несоответствие отдыха и рабочей нагрузки приводит к длительному нарушению баланса процессов цикла расходование — восстановление. Переутомление характеризуется тем, что с самого начала работы работоспособность снижается и падает в течение учебного дня; появляется повышенная утомляемость. Для снятия переутомления нужен более длительный отдых.
Хроническое утомление — состояние, пограничное с заболеванием, возникает при систематически повторяющемся переутомлении.
Хроническое утомление, продолжающееся в течение нескольких дней, может привести к заболеванию, в первую очередь к различным неврозам. Признаки хронического утомления достаточно явно выражены, и поэтому его диагностирование доступно любому человеку, даже не обладающему специальным опытом в этой области.
Первый признак — ощущение усталости до начала работы и низкая работоспособность в течение всего рабочего дня.
Второй признак — повышенная раздражительность: студент реагирует совершенно неадекватно на всевозможные раздражители, даже самые незначительные — шутки товарищей, справедливые замечания преподавателей и т.п.
Третий признак — исчезновение интереса к работе.
Четвертый признак — ослабление интереса к окружающим событиям, даже тем, которые касаются самого студента.
Пятый признак — снижение аппетита.
Шестой признак — падение веса.
Седьмой признак — нарушение сна (трудное засыпание и просыпание, бессонница, прерывистый поверхностный сон, кошмарные сновидения и т.д.).
Восьмой признак — понижение устойчивости к различным инфекциям, в первую очередь — расположенность к простудным заболеваниям.
Кроме этих симптомов могут наблюдаться головные боли, головокружение, тошнота, а иногда даже рвота, повышение сухожильных рефлексов, тремор вытянутых рук, иногда и век, понижение кровяного давления до 90/50 мм рт. ст., усиленная потливость, повышение возбудимости вестибулярной системы (укачивание в автобусе, автомобиле, самолете и т.п.), затруднения в восприятии пространства и др.
Способность человека к продолжительному и напряженному труду во многом ограничивается его личными физическими способностями. Но физические возможности человека могут быть изменены под воздействием сосредоточенного использования средств физической культуры и спорта. Подобные занятия увеличивают степень функциональных способностей, физическую и психологическую стабильность; уменьшают заболеваемость; гарантируют значительную насыщенность и индивидуальную эффективность работы. Все это без исключения подчеркивает значимость для будущего профессионала заранее, уже во время обучения, позаботиться об обеспечении собственной физической и психологической готовности к интенсивному профессиональному труду.
1.3 ПОДХОДЫ К УВЕЛИЧЕНИЮ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ
Типичные изменения работоспособности студентов во многом определяют составление учебного расписания занятий в вузе, когда наиболее сложные для освоения учебные дисциплины планируют на 2— 3 пару учебного дня, на середину недели, а менее сложные — на первые часы учебного дня, на конец и начало недели.
Изменение физической работоспособности в течение недели также соответствует динамике умственной работоспособности.
Учебный процесс характерен неравномерными распределениями нагрузок, а также во время экзаменационной сессии пагубно влияет на здоровье, проверяет на прочность организм студентов. Из-за этого происходит снижение умственной, физической и психоэмоциональной работоспособности, увеличивается негативное влияние, нарушается баланс между трудом и отдыхом, питанием и сном, утомление наступает быстрее и может перейти в переутомление.
Чтобы продуктивность и работоспособность студента была более высокой, рекомендуют составлять правильный график учебных занятий: в неделю включать не более 36 часов, 2 дня выходных. Лекционные занятия чередовать с практическими, лабораторными, семинарами, коллоквиумами, компьютерными тренингами, так как после двух пар лекций усвоение информации ослабевает. Наиболее сложные для освоения учебные дисциплины необходимо ставить на 2 - 3 пару учебного дня, на середину недели, а менее сложные на первые часы учебного дня, на конец и начало недели. Изменение физической работоспособности в течение недели соответствует динамике умственной работоспособности. Во время лекций необходимо совершать кратковременный отдых (5 – 10 минут). Учебные занятия начинать в одно и тоже время. Для студента важен режим, чтобы организм быстрее и легче адаптировался к учебному процессу.
Работоспособность не всегда восстанавливается к исходному уровню, особенно в период сессии. Полного восстановления, и даже сверхвосстановления можно добиться, используя средства физической культуры и спорта. Физические нагрузки способствуют высокому физическому развитию и функциональному состоянию; сопротивляемости организма к неблагоприятным условиям внешней среды; сохранению и повышению работоспособности и успеваемости; переутомлению ЦНС; росту функциональной деятельности всех органов и систем организма; быстрой и легкой адаптации и восстановлению. При выборе физических упражнений важно сменить деятельность, переключиться с одних мышечных групп на другие.
Студентам, активно занимающимся умственной деятельностью целесообразно использовать ходьбу или легкий бег; приседания; упражнения для рук (махи, вращения); упражнения для туловища (наклоны, повороты, вращения); прыжки; дыхательные упражнения; упражнения на концентрацию внимания.
В условиях интенсивной, повышенной учебной нагрузки; нервно-психической напряженности; физическая культура является основой полноценной жизни студентов, продуктивной научной и профессиональной деятельности. В процессе профессионального становления будущих специалистов, студенты должны достичь гармонии знаний и умений, физического и духовного; развиваться с культурой общества; научиться использовать средства физической культуры для организации активного отдыха; поддерживать необходимый уровень физической активности.
Постоянная физическая активность способствует высокому физическому, психическому уровню здоровья студентов; сохранению и повышению работоспособности, успеваемости. Физические нагрузки вырабатывают у студентов «иммунитет» к утомлению, переутомлению.
Используя средства физической культуры и спорта можно добиться восстановления функционального состояния. Отсутствие физической активности, ее недостаток негативно сказывается на здоровье студентов, появляются заболевания сердечно – сосудистой, нервной системы, опорно – двигательного аппарата, системы пищеварения, органов дыхания. Все это влияет на работоспособность, устойчивость к эмоционально напряженному учебному труду, производственной деятельности.
Работоспособность изменяется в зависимости от специальности студентов. При преобладании умственного труда, быстрее, качественнее воспринимается и перерабатывается информация, также потребляется большее количество энергии. При физическом труде работоспособность сопровождается силой, частотой и продолжительностью мышечных нагрузок. Следует придерживаться индивидуальных рекомендаций в выборе нагрузки для повышения работоспособности. Работоспособность изменяется под влияние биологических ритмов. В зависимости от хронотипов человека можно выявить наиболее благоприятный период времени для работоспособности. Так голуби — люди, которые обладают одинаковыми физиологическими возможностями в течение всех суток, на их работоспособность не влияет время суток, она постоянна весь день. У жаворонков работоспособность наиболее высокая в утреннее время. Совы работоспособны в вечернее время, после 18 часов.
Организм человека имеет беспредельные возможности, способен приспособиться к изменяющимся условиям внешней среды. У каждого есть свой максимум и минимум физиологических процессов, приуроченный к определенным часам суток. С ускоренными темпами научно – технического прогресса, предъявляются высокие требования к студентам. В конце учебного дня, недели, полугодия (семестра), учебного года наблюдается период прогрессирующего снижения работоспособности.