Файл: Контрольная работа по дисциплине Правоохранительные и правоприменительные органы рф на тему Модельные законодательные акты. Понятие, виды.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4 – разрабатываются учеными-юристами и специалистами и носят доктринальный характер.
Основное свойство модельных актов – быть «мостом» между нормами международного и внутреннего права. Они «впитывают» в себя принципы, нормы международного права и переводят их в нормативном виде в национальные законодательные акты.
Их структура и объекты регулирования близки к актам внутреннего права.
Субъекты их принятия:
- федеральный законодательный орган;
- межпарламентские ассамблеи (чаще).
Имеют рекомендательный характер, но могут быть и императивные нормы (признаются в порядке добровольных самообязательств).
Содержание модельных актов двоякое:
- могут содержать нормативную концепцию и общие принципы регулирования, нормы-дефиниции;
- могут быть четко структурированные правовым аспектом в качестве «родительского» нормативного образца.
Другое свойство модельных актов состоит в том, что они ролучают силу в границах того или иного государственного образования после принятия, признания и одобрения (в любом объеме) национальным парламентом.
Модельные акты имеют длительную историю. Еще в 1858-59гг. в Пруссии и Австрии обсуждался вопрос об общегерманском Торговом кодексе.
В 1952г. в США опубликован первый официальный текст модельного Торгового кодекса (подготовили: Национальная конференция уполномоченных по унификации права штатов (с 1892г.) совместно с Американским институтом права).
С 1954г. он стал действовать в штате Пенсильвания, к 1968г. – еще в 48 штатах. Всего было шесть изданий; законодательные собрания штатов могли модифицировать их в той или иной степени, вносить поправки.
В 1984г. одобрен модельный Закон о предпринимательских корпорациях (легислатуры штатов могут изменять и отменять его).
В СССР и др. социалистических странах федеративного типа модельные законы не получили распространения . Союзные законы и Основы законодательства содержали такую первичную унификацию, что не возникал вопрос о разнообразии систем в республиках.
Сейчас по Конституции РФ 1993г. в силу разграничения компетенции федерации и субъектов и наличии областей совместного ведения модельные законы вполне оправданы (законы о недрах, образовании, культуре и .т.д.)
Большую роль могут сыграть проекты законов, подготовленные учеными-юристами. Их сейчас публикуется немало. Так, например, в 1992 году специалистами Гарвардского университета был разработан «Базовый мировой налоговый кодекс» в рамках международной налоговой программы. Он состоит из 591 статьи. Значение его в том, что в нем даны нормативные определения, понятия, принципы, облегчающие формирование общих налоговых норм в рамках ЕС и СНГ.
Другая разновидность модельных законодательных актов возникает в рамках межпарламентских объединений.
В серии документов о создании и функционировании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (МПА) определены следующие виды актов:
- заявления;
- обращения;
- рекомендации;
- предложения;
- рекомендательные законодательные акты (модельные).
В их числе были приняты такие акты, как: Справка о подготовке рекомендательных актов (модельных) государств СНГ (1994г.), «Предложения о подготовке рекомендательных законодательных актов государств-участников СНГ» (1995г.), «Основные направления сближения национальных законодательств государств-участников СНГ».
Признано, что под модельным законодательным актом целесообразно понимать типовой законодательный акт, принимаемый институтами СНГ в сфере их общих интересов, имеющий рекомендательный характер и направляемый парламентам государств-участников СНГ для использования в их законодательной деятельности.
Определены также возможные виды модельных законодательных актов:
- общие принципы;
- основные начала;
- примерный закон;
- модель кодекса;
- основные условия;
- основные положения.
Особо отмечается, что модельные законодательные акты целесообразно готовить с учетом норм международного права, актов государственных и международных организаций.
В Регламенте Ассамблеи урегулированы процедуры рассмотрения рекомендательных законодательных актов. Решения принимаются на основе общего согласия – консенсуса (отсутствие любого официального возражения делегаций, присутствующих на заседании и принимающих участие в обсуждении данного вопроса).
Рекомендательные законодательные акты направляются для рассмотрения парламентам участников Соглашения.
В ст.15 дается определение рекомендательного законодательного акта как примерного законодательного акта, принимаемого Ассамблеей для ориентации согласованной законодательной деятельности сторон.
Важное значение, как подчеркивает Ю.А.Тихомиров, имеет одобренный Межпарламентской Ассамблеей в мае 1995г. рекомендательный законодательный акт «О нормативных правовых актах государств-участников СНГ».1 Это типовой образец, подготовленный Институтом законодательства и сравнительного правоведения в соответствии с рекомендациями Международного консультативного семинара МПА «Соотношение Конституции и законодательства» (21-22 ноября 1994г.). В нем рассматриваются вопросы, связанные с созданием, упорядочением и действием нормативных правовых актов. Акт содержит как нормы – описания, так и нормы, которые можно непосредственно «вводить» в ткань национальных законов.
В мае 1994г. Межпарламентская Ассамблея приняла постановление «О ходе разработки модельного гражданского кодекса для государств-участников СНГ».
Модель гражданского кодекса может стать основой для сближения национального гражданского законодательства государств-участников СНГ по следующим ключевым для экономической интеграции вопросам:
- правового статуса коммерческих организаций;
- свободы грузопотоков и расчетов;
- защиты законных интересов зарубежных инвесторов;
- развития законодательства о договорах и гарантиях исполнения обязательств.
Подготовка модельного гражданского кодекса для стран-участников СНГ отвечает мировой и европейской тенденции развития гражданского законодательства.
В качестве уже действующего механизма сближения национальных законодательств можно привести пример рекомендательного акта о принципах правового регулирования информационных отношений в государствах-участниках Межпарламентской Ассамблеи, который повлек принятие Федерального закона «Об информации и защите информации» в России, готовятся законопроекты о праве граждан на информацию; развивается информационное законодательство на Украине.
Следующий вид модельных законодательных актов возникает в рамках деятельности международных межпарламентских институтов.
Так, например:
Парламентская Ассамблея Совета Европы принимает решения в форме:
- рекомендаций правительствам;
- резолюций;
- конвенции (носят обязательный характер для тех государств, которые их ратифицировали);
- заключения;
- указания подчиненным органам.
Примечателен в этом контексте Европейский кодекс социальных гарантий (Рим, 1990г.), содержащий стандарты для национальных законов.
Союз африканских парламентов принимает:
- решения;
- рекомендации;
- резолюции;
- обращения и др.
Андский парламент принимает:
- резолюции (по наиболее острым для латиноамериканских стран проблемам, которые трактуются с позиций субрегиональной и региональной солидарности, носят рекомендательный характер для национальных парламентов).
Межпарламентская организация Ассоциации государств Юго-Восточной Азии принимает:
- резолюции по отдельным вопросам, которые могут носить как обязательный, так и рекомендательный характер.
Еще одна разновидность модельных законодательных актов – это акты международных организаций.
Чаще всего они представляют собой специализированные нормативно-структурные правила, которые легко воспринимаются в качестве части действующего национального права либо без труда преобразуются в законодательные и иные акты.
Примером тому является Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращению загрязнения (принят XVIII сессией Международной морской организации).
Сюда же можно отнести, действующий в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), Кодекс таможенной оценки, Кодекс субсидий и компенсационных пошлин, Кодекс стандартов.
Другим примером является Международный кодекс рекламной практики, разработанный Комиссией по рекламе Международной торговой палаты (Париж). Кодекс содержит минимум норм этики, которые должны соблюдаться при ведении рекламной деятельности. Состоит из двух частей: часть первая устанавливает правила рекламирования; часть вторая – отношения между рекламной промышленностью и ее клиентами.
Получают распространение и модельные законы, предназначенные для государств отдельного региона. Так, летом 1992г. обсуждался подготовленный Иберо-американским институтом процессуального права проект модельного гражданского процессуального кодекса для Латинской Америки.
Очевиден тот факт, что модельные законодательные акты являются перспективной формой правотворчества и эффективным методом сближения национальных законодательств.
Оценивая значение модельных законодательных актов, Ю.А.Тихомиров – отмечает, что:
- такие акты играют все более заметную роль в процессе сближения внутреннего и международного права;
- модельные законодательные акты различаются по содержанию, форме, по субъектам принятия;
- модельные законы предполагают специфические процедуры подготовки, рассмотрения и одобрения (принятия);
- требуются усилия по использованию модельных актов в законотворчестве суверенных государств.
3. Проблемы и перспективы развития модельных законов в России
Возможны такие виды модельных законов как общие принципы- условно выделяемый в теории права вид федеральных законов, в которых предметом регулирования являются преимущественно принципы построения тех или иных государственных и общественных институтов, принципы деятельности в разных сферах9. Основной формой изложения нормативного материала в таких законах являются нормы- принципы и нормы-дефиниции, призванные установить и ввести нормативно- существенные характеристики институтов, явлений, действий. Примером Общих принципов может служить Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который заложил юридическую базу как для принятия более специализированных Федеральных законов, так и законов субъектов Российской Федерации по вопросам организации и деятельности местного самоуправления. В нем дается нормативная характеристика основных понятий и терминов, природы местного самоуправления, прав граждан на осуществление местного самоуправления, компетенции Федерации и ее субъектов в данной сфере, предметов введения местного самоуправления и его правовой основы, государственной поддержки и условий "самообъединения". Все это своего рода Общие принципы, но подлежащие конкретизации и применению, оформленные не всегда в юридически точной форме.
Так же выделяют такой вид модельных законов как согласованные принципы - это вид законов, которые создаются на основе соглашения о нормах-принципах. Примером согласованных принципов является Соглашение о "согласованных принципах валютной политики" от 9 декабря 2010 г10.
Следующим видом является примерный закон (кодекс).Примером такого модельного закона служит Закон Приморского края от 07.09.2011 "Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Приморского края".
Также выделяют среди видов модельного закона основные положения- документ, определяющий общие правила организации и выполнения работ по конкретному направлению сферы деятельности. Примером будут "Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения".
Модельные законы являются либо полнотекстовыми как готовый образец для соответствующего национального закона, либо примерными вариантами национального закона, либо концентрированным выражением принципов законодательного регулирования.
Учеными-юристами определены направления деятельности государственных и межгосударственных структур, совершенствование которых позволит обеспечить эффективность внедрения модельных актов:
а) материально-техническое обеспечение, включающее в себя материальные средства на реализацию модельных проектов, ведение единой правовой базы, доступной для законодательных, исполнительных и судебных органов власти, сведения об изменениях в национальном законодательстве, а также научные исследования в данной области.
б) организационная составляющая, представляющая собой многообразную организационно- исполнительную и распорядительную деятельность специализированных или государственных структур по разработке и внедрению модельных актов, включающая в себя разработку механизма имплементации модельных норм, разработку общих требований, предъявляемых к модельным актам, специальное обучение кадров.
в) идеологическое обеспечение и контроль за реализацией модельных законов.
Также, выделяют факторы, формирующие потребность в использовании модельного законодательства. К ним относится необходимость унификации и гармонизации (приведение установленными путями гармонизации данного классификатора в соответствие с классификатором, выбранным в качестве основы)права, консолидация на разных уровнях, глобализация современного мира, увеличение количества и роли неправительственных и межправительственных организаций на мировой арене.