ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 233
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Источники, из которых было произведено заимствование материала, представлены в дополнительных материалах к курсу движущей силой выступает уровень технологического и информационного развития.
Согласно теории длинных волн Н. Кондратьева, НТП в мировом масштабе развивается волнообразно с циклами протяженностью примерно в 50 лет.
Эволюция пяти укладов (1785-1835), (1835-1885), (1885-1935), (1935-1985), (1985-
2035) имеет свои параметры и базовые составляющие.
Последний период (пятая волна) опирается на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии, материалов, освоения космического пространства, спутниковой связи и т.п. Происходит переход от разрозненных фирм к единой сети крупных и мелких фирм, соединенных электронной сетью на основе Интернета, осуществляющих тесное взаимодействие в области технологии, контроля качества продукции, планирования инноваций, организации поставок по принципу «точно в срок».
(Ядро технологического уклада передовых стран: электронная промышленность, вычислительная техника, программное обеспечение, авиационная промышленность, телекоммуникации, оптические волокна, роботостроение, информационные услуги, производство и потребление газа;
Ключевой фактор уклада – микроэлектронные компоненты.
Формирующееся ядро нового уклада: биотехнологии, космическая техника, тонкая химия).
Организация инновационной деятельности в странах-лидерах: горизонтальная интеграция НИОКР, проектирование и обучение, создание вычислительных сетей, проведение совместных исследований, государственная поддержка новых технологий.
Специфические характеристики новых технологий;
- узкая специализация;
- быстрая устареваемость;
- необходимость постоянного развития;
- высокая рискованность финансовых ресурсов;
- быстрая распространяемость по всему миру;
- разработка и внедрение ноу-хау;
- развитие при тиражировании;
- невозможность распространения только с помощью документации и др.
Эти свойства создают неопределенность и неравномерность НТП, постоянное появление ниш, в которые могут встраиваться аутсайдеры, а также сложности в сохранении позиций лидерства и монополизма в технологической сфере.
Жизненный цикл нововведений и стадии (фазы) инновационного процесса.
Отличительной характеристикой инновационного процесса является развитие составляющих этого процесса вокруг главного системообразующего фактора – ресурса науки, создающего новые научно-технические достижения.
Достижения, в свою очередь, имеют смысл при оформлении на них прав с целью коммерциализации или другим использованием для нужд развития общества, продвижением новых товаров на рынки, расширением конкурентоспособности отечественных производителей и др.
Рынок всегда диктует любому товару, появившемуся на нем, определенные условия, которые состоят в том, что данный товар будет пользоваться спросом только при условии, что базовое его соотношение «цена – качество» будет превалировать над аналогичными параметрами товаров – конкурентов.
Источники, из которых было произведено заимствование материала, представлены в дополнительных материалах к курсу
Время жизни товара, в свою очередь, зависит от поколений техники, на которых производится данный товар; поколения техники, в свою очередь, зависит от технического уровня применяемых технологий.
Из сказанного становиться совершенно очевидным, что фундаментальные научные исследования, производитель и потребитель выступают в качестве основных элементов структуры инновационного процесса, причем этот процесс имеет циклический характер, так как на смену предыдущему товару, поколению техники или технологии приходит новые составляющие.
И изделия, и техника, и технология, и инновации характеризуются определенным жизненным циклом, который разделяется на определенные фазы.
Причем жизненные циклы всех экономических объектов, процессов и систем имеют одну и ту же теоретическую базу: любой жизненный цикл начинается с зарождения, проходит стадии роста, зрелости, увядания и упадка.
Типовой жизненный цикл товара –новинки представлен на рис. 3.
Рис. 3. Типовой жизненный цикл товара
На рис. 3. представлены следующие обозначения:
I – стадия зарождения и начала роста;
II – быстрый рост;
III – замедление роста, зрелость;
IY – стабилизация:
Y – увядание, старение, упадок.
Для стадии I характерно генерирование идей, отбор идей, непосредственно разработка нового товара или услуги, рост инвестиций в разработку проекта, увеличение объема продаж, отсутствие прибыли, большие расходы на маркетинг.
Для стадии II характерным является увеличение объема продаж, рост прибыли, усиление конкуренции, расширение рынка, формирование конкурентных преимуществ.
Для стадии III характерно замедление темпов роста сбыта.
Для стадии IY характерна стабилизация сбыта, усиление конкуренции, незначительное снижение объемов прибыли, заинтересованность в продлении стадии зрелости.
Источники, из которых было произведено заимствование материала, представлены в дополнительных материалах к курсу
Для стадии Y характерно состояние, когда нововведение уже не приносит прибыли, происходит постоянное снижение сбыта и эта стадия может продолжаться достаточно долго.
Динамику и структуру жизненного цикла, приведенную на рис. 3.2., имеют многочисленные объекты инновационного менеджмента: инновационные предприятия, новая техника и технология, новые товары и услуги.
Достоинства жизнециклической концепции инноваций проявляются в том, что она обеспечивает:
- учет временного фактора;
- выявление центральной тенденции процесса;
- наглядность динамики превращений;
- логику развертывания процесса;
- наглядность и прозрачность материальных, информационных и финансовых потоков;
- возможность математического моделирования стадий и процессов;
- возможность применения альтернативных методов прогнозирования;
- выявление взаимосвязей различных экономических объектов типа товар – техника – технология – новый товар – спрос – технология, факторы производства – конкурентные преимущества фирмы – развитие фирмы.
Менеджеры, занимающиеся управлением деятельностью организации, имеют возможность эффективно решать проблемы управления при условии детального изучения жизненного цикла организации как открытой системы.
Жизненный цикл организации как открытой системы показан на рис.4.
1 – этап инновационного предпринимательства, высокие творческие возможности;
2 – активизация инновационной деятельности, формирование нематериальных активов, неформальное общение в коллективе;
3 – выход на крупные серии новшеств, стабильные организационные структуры, упор на экономическую эффективность;
4 – усложнение структур, поиск новых вариантов развития, децентрализация, диверсификация, переход на новые рынки:
5 – упущенные возможности, старение товаров и технологий, необходимость слияний и поглощений для продолжения инновационной деятельности.
Рис. 4. Жизненный цикл организации
Источники, из которых было произведено заимствование материала, представлены в дополнительных материалах к курсу
Проблемы управления фирмой на различных стадиях жизненного цикла следующие:
На первой стадии жизненного цикла, для которого характерна высокая неопределенность факторов внешней и внутренней среды, целесообразно использовать так называемую гипотезу рациональных ожиданий. Используя всю доступную для менеджера информацию о рынках, конкурентах и реакцию потребителей на товар, можно определить средний ожидаемый уровень спроса, динамику цен и вероятность исхода борьбы с конкурентами.
На второй стадии инновационного цикла организации инновационный бизнес расширяется, так как эффективное создание и внедрение новшеств служит основой экономического роста фирмы. Именно новшества создают конкурентные преимущества. Возможности оптимального использования внутренних ресурсов
(квалифицированного персонала, новой техники и технологии инвестиций). Стадия роста основывается на предположениях, что исходным пунктом анализа выбора в условиях неполной информации может быть гипотеза максимизации ожидаемой полезности. Именно здесь заложена возможность моделирования такого стратегического поведения организации, когда можно максимизировать долгосрочный выигрыш, хотя в краткосрочном периоде не все новшества демонстрируют максимизацию прибыли. Мерой здоровья организации на данном этапе служит оптимальное соотношение процессов, обеспечивающих финансовую устойчивость и динамизм роста. «Профилактика заболеваний» состоит в правильном подходе к формированию интеллектуальных активов, созданию прочной научно-технологической базы, использованию неформальных психологических методов управления.
Стадия зрелости (111 стадия) базируется на фундаменте стабильных и плодотворных технологий, на повышении эффективности инноваций.
Здесь фирма нацелена на расширение спектра деятельности, значительно увеличение объема продаж, появление новых структур и подразделений. Наиболее часто фирма превращается в крупную иерархическую организацию, где число участников рынка относительно невелико, и они сопоставимы по масштабам деятельности, конкурентным преимуществам и экономическим результатам
На 4 стадии фирме, в условиях совершенной конкуренции, необходим поиск новых вариантов развития, оптимальное сочетание процессов централизации с делегированием полномочий. Фирмы должны диверсифицировать производство и на этой основе строить стратегию дальнейшего обновления, вести экспансию на новых рынках.
Если не удается использовать преимущества диверсификации и иннова- ционного развития, то возникают такие факторы, как старение товаров и технологий, что приводит фирму к тяжким «заболеваниям» «Излечение», обновление и возвращение прежних конкурентных преимуществ дается с огромным трудом. Многие фирмы, не найдя эффективного выхода, вынуждены прибегать к реорганизациям, слияниям и поглощениям.
Эти явления имеют место на 5-ом этапе жизненного цикла.
Жизнециклическая концепция организации демонстрирует особое значение основных исходных принципов концепции, которые требуют изучения экономических объектов и систем с позиции их саморазвития и совершенствования. Этим объясняется тесная связь циклических подходов с системным анализом, на основании чего в процесс управления инновационной деятельностью становится возможным вносить систематичность, комплексность и завершенность. В инновационной деятельности экономические объекты и
Источники, из которых было произведено заимствование материала, представлены в дополнительных материалах к курсу системы, такие как предприятие, организация, техника и технология, товары и услуги, рассматриваются в иерархической соподчиненности и взаимодействии, как целостная совокупность средств и способов, направленных на непрерывное обновление. Иначе говоря, инновационные процессы различного масштаба и уровня составляют основу развития экономических систем.
Исключительно важное значение в этой ситуации представляет правильное понимание жизненного цикла собственно инновационного процесса, который представлен на рис 5. Только анализ эффективности существующих связей между различными фазами инновационного цикла, определение условий их оптимального функционирования и развития
Рис. 5. Жизненный цикл инновационного процесса позволит говорить о правильности собственно инновационного процесса.
Выделяются следующие стадии (фазы) инновационного процесса:
1) фундаментальная наука;
2) прикладные исследования;
3) опытно-конструкторские разработки;
4) первичное освоение (внедрение);
5) широкое внедрение (собственно распространение нововведения);
6) полное использование;
7) устаревание.
На каждой стадии инновационные процессы имеют различные цели, поэтому для их регулирования применяются различные методы. Роль государства
Источники, из которых было произведено заимствование материала, представлены в дополнительных материалах к курсу особенно значительна на первых пяти стадиях. При этом на первых трех стадиях речь идет об управлении НИОКР, а в двух последних - об управлении техническим развитием. В шестой фазе управлением занимаются, главным образом, рыночные структуры, а государству принадлежит роль координатора. В седьмой фазе государство готовит “рыночные ниши” для других инноваций посредством
“разъяснения” ситуации и инициирования восприятия нового.
Фундаментальные исследования - выявление, изучение и систематизация объективных явлений и закономерностей развития природы и общества.
Фундаментальные исследования являются исходной базой для прикладных исследований.
Фундаментальное исследование - трудовой процесс, направленный на открытие нового, неизвестного прежде явления. Особенность - невозможность заранее определить конечный результат, затраты времени и средств на его достижение, индивидуальный, неповторимый характер исследования.
Фундаментальные исследования в общем виде включают 5 основных этапов:
1) выдвижение предварительной гипотезы, постановка задачи на основе имеющейся информации; установление цели исследования, способов ее достижения, требований и ограничений;
2) создание методики установления истинности гипотезы (анализ задачи, разработка программы эксперимента);
3) организация эксперимента;
4) основной этап - собственно теоретическое исследование (уточнение гипотезы с учетом анализа результатов эксперимента);
5) заключительная фаза - отбор информации для начала научно- производственных циклов (инновационных) - это промежуточное звено между ФИ и прикладными.
Для ФИ характерен межотраслевой, множественный характер результатов.
Конечным результатом фундаментальных исследований является общенаучная информация: открытие законов и закономерностей, категорий и явлений (эффектов), обоснование теорий, принципов и т.д. и путей их использования на практике. Эти результаты воплощаются в публикациях, научных отчетах и докладах, содержащих теории, гипотезы, формулы, модели, систематизированные описания, а также в опытных образцах. На первом этапе эти работы могут выполняться безотносительно к задачам их практического применения (поисковые исследования). На втором (научно-технические исследования) - производится отбор закономерностей, явлений, принципов и т.д.
(результатов), пригодных для практической реализации. При этом выявляется техническая возможность и экономическая целесообразность, а также сферы их первоочередного использования.
Фундаментальные исследования могут быть как теоретическими
(качественные, например, диалектика, и количественные -математические), так и экспериментальными (изучение свойств твердого тела, жидкости, газа, плазмы, живой природы, общества с помощью физических, химических, биологических, психологических, экономических и т.п. методов).
Фундаментальные исследования не направлены непосредственно на создание конкретных нововведений. Их результаты могут быть использованы для различных, не всегда предвидимых заранее целей, в разных отраслях производства, в течение длительного (30-40 лет) времени. По отношению к процессу создания, разработки и освоения конкретных нововведений они выступают как внешняя структура (условия), определяющая долговременные тенденции научно- технического развития.
Источники, из которых было произведено заимствование материала, представлены в дополнительных материалах к курсу
Прикладные исследования.
Прикладные исследования основываются на результатах фундаментальных исследований и включают изучение технической возможности, социально- экономической эффективности и путей практического использования результатов фундаментальных исследований в конкретной области (отрасли). Их продукцией является отраслевая информация: создание технологических регламентов, эскизных проектов и аванпроектов, технических заданий и требований, методик и стандартов, проектов предприятий и техники будущего, типовых нормативов, а также других научных рекомендаций. На этой стадии осуществляются и опытно- экспериментальные работы, связанные с лабораторными и полупроизводственными испытаниями.
Организация прикладных исследований (ПИ) основанная на результатах
ФИ, в гораздо большей степени, чем ФИ, строится на регламентированных процедурах, которые включают 4 основных этапа:
1) разработка и утверждение технического задания (ТЗ) включает информационную подготовку, прогностическую оценку значимости, затрат, результатов и эффективности. Разработка программы, способов и схемы исследования, в том числе, этапы и оценку надежности методики исследования.
Определяется объем работ, состав исполнителей, сметная калькуляция и проект договора;
2) теоретическое исследование - выдвижение и обоснование гипотезы, классификация факторов и явлений и их анализ, составление схем и вариантов решений математических и материальных моделей; обоснование вариантов решений;
3) экспериментальный этап (опытная проверка);
4) обобщение и оценка результатов НИР.
После рассмотрения технического отчета на научно-техническом совете и учета замечаний работа передается заказчику.
Патентные исследования (ПИ) - основа оценки технического уровня НИР.
ПИ классифицируются по целям:
1) разработка новых средств труда - оборудования, приборов, средств автоматизации;
2) предметов труда - веществ и материалов, товаров;
3) технологических процессов;
4) методов организации производства и труда, систем управления, нормативов и стандартов.
По масштабам использования: (н/х отрасль, подотрасль, предприятие).
Организация технико-экономической разработки нововведений на стадии
ПИ включает:
техническое предложение и ТЗ на разработку;
эскизный проект;
изготовление лабораторных и опытных образцов (партий);
создание рабочей документации на опытный образец;
конструкторские разработки (детали, сборочные единицы, комплекты), конструкторские документы (чертежи, спецификации);
патентный формуляр;
внедрение.
Прикладное исследование часто начинается после получения технического задания на нововведение, основанного на итогах маркетинга и фундаментального