ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 236
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Источники, из которых было произведено заимствование материала, представлены в дополнительных материалах к курсу
Чтобы поддержать и активизировать деятельность по вышеперечисленным направлениям в инновационной сфере, необходимо объединение (интеграции) организационных, финансовых и других ресурсов различных ведомств и структур, несущих ответственность за реализацию государственной инновационной политики.
Инструментом такой интеграции и концентрации всех необходимых ресурсов на приоритетных направлениях и задачах ИТД служит система инновационного менеджмента ИТЦ.
Понятие, цель и задачи системы инновационного менеджмента
Инновационный менеджмент – одна из форм функционального менеджмента, объектом которого выступают инновационные процессы.
Инновационный менеджмент как вид деятельности и процесс принятия решений – это совокупность процедур общих технологических функций и задач, которая определяется уровнем инновационной системы управления инновациями, включающее в себя различные направления (функции) управленческой деятельности. Каждое из направлений состоит из отдельных этапов, выполняемых в определенной последовательности. Состав функций и задач определяется уровнем инновационной системы (народной хозяйство, отрасль, инновационный проект и т.д.) и условиями ее функционирования.
Таким образом, под системой инновационного менеджмента (СИМ) следует понимать систему подготовки и принятия решений, направленных на поддержку, развитие и превращение инновационно-технологического потенциала России в решающий фактор ее экономического роста.
СИМ представляет собой сложную организационно - распределенную
технологическую систему,действующую в определенной производственной
(политической, экономической, социальной) среде, в определенных экономических и правовых условиях. Из приведенного определения видно также, что оно отражает влияние на ИТД различных подразделений (структур), находящихся на разных уровнях управления (менеджмента) как в период создания инновационной продукции, так и во время ее использования в процессе рыночной коммерциализации.
Введение в рыночный и практический оборот понятий «жизненный цикл
продукции» и «уровни управления конкретной деятельностью» (в данном случае – инновационной) позволяет рассматривать в системном единстве следующие четыре элемента:
1) функции системы инновационного менеджмента;
2) последовательное движение инновационной продукции от замысла до ее использования и утилизации;
3) дифференцирующие управляющие и регулирующие воздействия на ИТД с различных уровней СИМ (управленческой иерархии);
4) перечень задач управления ИТД, определяющий специфику и специализацию отдельных структур СИМ.
Изучение общей модели СИМ связано с пониманием ее отдельных элементов, куда входят:
- цель создания и функционирования;
- основные задачи национальной инновационной системы (НИС);
- состав основных функций СИМ;
- перечень функциональных задач СИМ;
- технология подготовки и принятия решений, необходимых для управления
ИТД.
Источники, из которых было произведено заимствование материала, представлены в дополнительных материалах к курсу
Стратегическая цель СИМ – формирование, поддержка и развитие национальной инновационной системы, в том числе: а) создание организационно-экономических механизмов и стимулов, направленных на развитие малых и средних инновационных предприятий; б) поддержка и развитие ИТЦ в качестве базовых элементов НИС; в) экономически целесообразное получение, распространение и использование научно-технических результатов и новых технологий.
Основными задачами национальной инновационной системы (НИС) являются:
- существование комплекса согласованных мероприятий, связанных с развитием базовых элементов инновационной системы ИТЦ, а также обеспечивающей ее инфраструктурой, включающей нормативно-правовую, информационную, кадровую, консультационную, инвестиционную составляющие;
- привлечение и концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях развития инновационной системы, включая федеральные и региональные бюджетные и внебюджетные источники, венчурный капитал, кредитные возможности коммерческих банков, международные кредиты техническую помощь;
- объединение и координацию действий всех элементов СИМ, использование международного сотрудничества в интересах развития НИС.
Задачи, которые необходимо решать для оптимизации состава основных функций СИМ состоят в следующем: а) разработка и использование на практике системы программно-целевого планирования исследований и разработок, основанной в части прикладных исследований и разработок на концепции критических для обеспечения национальной безопасности технологий; б) реформирование сети научных организаций в целях обеспечения проведения приоритетных исследований и разработок с учетом реальных ресурсных ограничений; в) осуществление мер по интеграции научно-технической и образовательной деятельности, развитию системы подготовки квалифицированных научных кадров; г) создание условий для повышения престижности научного труда, возрождения отраслевой науки и науки производственного сектора, привлечение молодежи в сферу науки, обеспечение социальной защиты научных работников и специалистов; д) модернизация, усовершенствование, создание необходимых, организационных, экономических, нормативно-правовых информационных и других видов обеспечения научных исследований и создание высокопродуктивных технологий, их защиту и использование; е) разработка и реализация системы мер по сохранению, воссозданию и развитию в России инфраструктуры (зданий, сооружений, комплексов, сети компьютерных телекоммуникаций, системы производства, поставки и применения научного оборудования, приборов и др.), обеспечивающих проведение и использование результатов научных исследований на мировом уровне.
Все задачи НИС могут быть сгруппированы следующим образом:
- задачи ИТД;
- задачи регулирования и ресурсного обеспечения ИТД;
- задачи подготовки и принятия решений в области развития ИТД.
Под технологическим обеспечением понимается совокупность мероприятий и правил, регламентирующих последовательность и взаимосвязи конкретных
Источники, из которых было произведено заимствование материала, представлены в дополнительных материалах к курсу операций, методы и средства реализации технологических решений и действия специалистов в процессе проектирования системы и ее функционирования.
Вопрос 2. Национальная система и механизмы государственного
регулирования инновационной деятельности
Активизация инновационной деятельности требует, с одной стороны, государственного регулирования и координации действий всех субъектов НИС, а, с другой, - интеграции всех заинтересованных структур в реализации инноваций, привлечения инвестиций, создании условий, способствующих инновационному процессу.
К основным методам и инструментам регулирования НИС относятся:
1) правовое обеспечение;
2) нормативно-методическое обеспечение;
3) финансово-экономическое обеспечение;
4) материальное обеспечение;
5) информационное обеспечение и статистика инноваций.
Правовое обеспечение НИС включает законодательные и нормативные акты по различным вопросам разработки, функционирования и развития системы, принятые на федеральном и региональном уровнях.
Правовое обеспечение осуществляется по следующим направлениям: а) правовые вопросы экономики страны
(по приватизации, предпринимательству и др.); б) законы и нормативные акты по:
- стандартизации;
- метрологии;
- сертификации товаров и услуг;
- защите прав потребителей;
- антимонопольной политике;
- управлению качеством товаров;
- безопасности и охране труда и др. в) законы и нормативные акты по регулированию безопасности и взаимозаменяемости товаров, ресурсосбережению, развитию производства, развитию коллективов, охране окружающей среды; г) правовое регулирование формирования и функционирования фирмы.
В межгосударственных документах должны регламентироваться общие вопросы сохранения планеты Земля, мира, экологии, безопасности товаров и услуг, прав человека, стандартизации; другие федеральные нормативно-методические документы должны дальше развивать вопросы, которые регламентируются в межгосударственных документах. При этом документы нижестоящего уровня нив коей мере не должны противоречить документам вышестоящего уровня.
Финансовое и материальное обеспечение инновационного менеджмента входят основными компонентами в систему ресурсного обеспечения. Ключевой вопрос ресурсного обеспечения инновационного менеджмента – финансирование инновационной деятельности.
Информационное обеспечение должно удовлетворять следующим основным требованиям к качеству информации:
Источники, из которых было произведено заимствование материала, представлены в дополнительных материалах к курсу
- своевременность;
- достоверность (с определенной вероятностью);
- достаточность;
- адресность;
- правовая корректность информации;
- актуальность информации.
Информационное обеспечение инновационной деятельности в России регулируется Положением о государственной системе научно-технической информации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 июля 1997 г.
№ 950 и статистикой науки и инноваций ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития).
В структуру НТИ входят:
* Всероссийский научно-технический информационный центр Министерства образования и науки РФ;
* Российское объединение информационных ресурсов научно-технического развития (Росинформресурс) Министерства образования и науки РФ;
* Всероссийский центр научной и технической информации Российской
Академии наук (РАН) и Министерства образования и науки;
* Государственная публичная научно-техническая библиотека Министерства образования и науки РФ;
* Библиотека РАН;
* Библиотека по естественным наукам РАН;
* отраслевые библиотеки.
Статистика науки и инноваций, основанная по инициативе ОЭСР в 1989 г., разработана на единых международных подходах и стандартах. 24 октября 1991 г.
На 56-й сессии Комитета по научно-технической политике ОЭСР было принято
Руководство Осло по сбору и интерпретации данных в области технологических инноваций.
Международные стандарты по статистике и инноваций – это комплекс рекомендаций ведущих международных организаций в области статистики науки инноваций, обеспечивающих методологию их системного описания в условиях рыночной экономики и признанных в качестве международных стандартов по статистике.
Система статистических показателей, характеризующих инновационную деятельность, промышленных предприятий (основные показатели), строится по следующим разделам:
- Инновационная активность предприятия;
- Источники информации об инновациях;
- Цели инновационной деятельности;
- Затраты на технологические инновации;
- Исследования и разработки.
- Количество совместных проектов по выполнению исследований и разработок;
- Технологический обмен.
- Методы поддержания и увеличения конкурентоспособности продукта, процесс инноваций;
- Результаты инновационной деятельности;
- Факторы, препятствующие инновациям.
В целях государственной поддержки важнейших инновационных проектов по приоритетным направлениям научно-технического прогресса, освоения конкурентоспособных технологий и производств, а также мероприятий по освоению новых видов продукции, в 1995 г. был создан Федеральный фонд
Источники, из которых было произведено заимствование материала, представлены в дополнительных материалах к курсу производственных инноваций в соответствии с постановлением Правительства РФ
«О Федеральном фонде производственных инноваций от 26 августа 1995 г. № 827.
При Правительстве РФ действует Правительственная комиссия по научно- инновационной политике.
В 1999 г. были созданы федеральные центры науки и высоких технологий в соответствии с постановлением Правительства РФ «О формировании федеральных центров науки и высоких технологий» от 18 июня 1999 г. № 651.
Основными методами реализации инновационной политики государства выступают:
- формирование нормативно-законодательных условий для положительных изменений в инновационной сфере;
- государственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое, высокотехнологичическое производство, а также организация различных форм собственности (в период освоения инноваций) за счет внедрения определенных налоговых льгот, государственных гарантий и кредитов;
- совершенствование налоговой системы с целью создания выгодных условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами хозяйственной деятельности;
- внешнеэкономическая поддержка, предусматривающая создание условий для формирования совместных с иностранными партнерами организаций по выпуску отечественной продукции и реализации ее на внешнем рынке;
- обеспечение квот в зарубежных кредитных линиях для развития инновационной инфраструктуры;
- консолидация усилий органов государственной власти и частных инвесторов, направленных на организацию взаимодействия со странами-членами ЕС, СНГ, другими государствами;
- развитие лизинга наукоемкого уникального оборудования;
- участие инновационно-активных организаций в международных конкурсах;
- выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, имеющих общенациональный характер, но не привлекательных для частных инвесторов.
Политика государственных инвестиций в инновации должна быть направлена на формирование эффективной структуры государственных расходов, уровень которых не должен быть меньше определенной доли ВВП. К этим мерам относятся:
- финансирование на безвозвратной основе только инновационных проектов, имеющих общенациональный характер;
- расширение практики размещения бюджетных средств на конкурсной основе;
- совершенствование механизма образования и использования внебюджетных источников для реализации инновационных проектов.
Механизмы государственного регулирования инновационной деятельности.
Государственное регулирование инновационной деятельности осуществляется на различных уровнях: государства в целом, на региональном уровне, на уровне отдельной организации.
Государственное регулирование основано на базе инновационных прогнозов
(основные параметры инновационной деятельности), стратегий (приоритетные направления инновационной деятельности), выработке инновационной политики.
Приоритетные направления отражаются в концепции социально- экономического развития РФ на долгосрочную перспективу. (1998-2000 гг.) (2001-
2005 гг.).