ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 238
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Источники, из которых было произведено заимствование материала, представлены в дополнительных материалах к курсу организации каналов продаж и т.д.
Производство
Наращивание деловой активности предприятия.
Наивысшая производительность, освоение новых видов продукции, техники и технологии
Освоение, внедрение и производство новой продукции высокого качества, повышение технико-организационного и технического уровня производ- ства.
Оптимальное использование ресурсов, внедрение новой техники и технологии, организация снабжения и создание инфраструктуры.
НИОКР
Разработка новшества, патентов, изобретений, лицензирование, создание лидирующих позиций по НИОКР
Создание разработок и освоение новой продукции, новой техники, новой технологии, новых методов организации производства.
Проведение всех видов исследований, лабораторных и конструкторских работ.
Создание технической документации.
Финансы
Финансовая устойчивость предприятия. Лидерство в борьбе с конкурентами, максимизация цены фирмы и рост ее экономического потенциала.
Поиски источников финансирования.
Контроль показателей рентабельности, ликвидности, платежеспособности.
Максимизация прибыли, минимизация расходов, приемлемый риск и безопасность фирмы.
Эффективность финансовых инструментов.
Персонал
Обеспечение внешних и внутренних социальных целей
(в том числе, политика занятости) эффективного функционирования предприятия
Подбор кадров, обучение и переподготовка, обеспечение условий труда, регулирование групповых и межличностных отношений, учет трудовой мотивации, управление конфликтами и этическими нормами, разработка системы оплаты труда и форм участия в прибылях и т.д.
Менеджмент
Оптимальное организационно- функциональное единство предприятия, эффективность деятельности
Создание системы управления, разработка ее методов и средств.
Организация ресурсных, продуктовых, информационных и транспортных потоков.
Регламентация, регулирование, управление и контроль.
Источники, из которых было произведено заимствование материала, представлены в дополнительных материалах к курсу
Выработка и принятие управленческих решений.
Вопрос 2. Оперативный этап инновационного управления
Оперативный инновационный менеджмент является важной составной частью управления инновационной деятельностью. Он опирается на системы оперативного управления НИОКР, производством, персоналом, техническим обслуживанием, материально-техническим обеспечением, маркетинговыми и финансовыми подразделениями, информационными потоками, качеством выпускаемой продукции.
Целью операционной системы управления инновационной деятельностью
является обеспечение экономически эффективной реализации целей
организации. Система оперативного управления отличается следующими особенностями:
1. Процесс как объект управления характеризуется параметрами состояния и управления, входами и выходами, а также может подразделяться на стадии, характеризоваться скоростью реализации процесса и т.д.
2. Прямые, обратные, перекрестные и прочие связи нужны для измерения производительности процесса. Связи характеризуют направление движения ресурсных и информационных потоков. Для процессов управления особенно важна информация об обратной связи.
3. На основе информации об обратной связи менеджер должен произвести сравнение полученных показателей с нормативными, проанализировать имеющиеся отклонения, т.е. провести анализ хода процессов.
4. На основе приема сигнала об отклонении хода процесса менеджер должен принять решение по его корректировке и провести необходимые операции по координации и управлению для организации оптимального процесса функционирования.
5. Оперативное планирование в ходе производственного процесса заключается в определении расчетных показателей и эффективности контролируемого процесса.
6. Оперативный контроль за ходом процесса и состоянием системы осуществляется в замкнутой системе производства как на выходе (из процесса), так и на входе.
Оперативная система управления представлена на рис. 2.
На первом этапе процесса управления инновационной деятельностью следует провести текущий контроль и оценку текущего состояния производственной системы, обеспеченности ресурсами. Оценке подлежат все показатели хозяйственной деятельности.
Об эффективности работы предприятия свидетельствует не только показатель издержек производства, но и отношение общей стоимости издержек
производства к стоимости продаж и отношение объема продаж к общему объему
занятых.
Помимо определения валовой и чистой прибыли наиболее важны для новатора относительные показатели: отношение прибыли к общему объему продаж с поправкой на рост цен, к активам, к основным
Производственным фондам, к капиталовложениям, к собственным и заемным средствам.
Источники, из которых было произведено заимствование материала, представлены в дополнительных материалах к курсу
Анализу необходимо подвергать отношение общей стоимости продаж к оборотным и необоротным средствам, к стоимости материально- производственных запасов, основным производственным фондам.
Анализ издержек производства и сбыта и разработка на его основе мероприятий планирования и управления инновационным процессом значительно отличаются по сравнению с традиционным производством.
Известно, что удвоение объема производства приводит к снижению издержек на 20-30%. При организации же крупномасштабного производства увеличение его объемов сопровождается затухающим характером снижения его издержек.
Рис. 2. Оперативная система управления.
Графическая интерпретация этой зависимости представлена на рис. 3, а диаграмма полных издержек инновационной деятельности – на рис. 4.
Источники, из которых было произведено заимствование материала, представлены в дополнительных материалах к курсу
Рис. 13. Опытная кривая издержек в зависимости от масштабов производства
А- постоянный эффект масштаба в крупном производстве;
Б- падающий эффект масштаба для малых серий
Рис. 4. Диаграмма полных издержек
Инвестиционные издержки: земля, участок; гражданское строительство; машины, оборудование; технология, подготовка и обучение персонала; НИОКР; мероприятия по защите окружающей среды.
Прединвестиционные издержки: составление ТЭО; организация и оценка проектов; консалтинг; анализ окружающей среды; прочее.
Издержки маркетинга: маркетинговые мероприятия; персонал, в том числе обучение, зарплата, оклады, поощрения.
Производственные издержки: амортизация;
Эксплуатационные издержки: сырье, материалы, энергия; земля, строения
(годовые издержки); производственный персонал
(зарплата, оклады);
Источники, из которых было произведено заимствование материала, представлены в дополнительных материалах к курсу технологические издержки; общезаводские накладные расходы; административные накладные расходы.
Эффективность деятельности компаний достигается за счет не масштаба, а
«экономии на разнообразии», синхронизации работы всех отделений, всех типов производств с потребностями рынка. Высокая эффективность обеспечивается предварительными заказами, возможным устранением риска, минимизацией потерь и превышением благоприятных результатов над затратами.
В интенсификации инновационных возможностей предприятия особое место занимают ревизия товарного ассортимента и анализ конкурентоспособности новых товаров на рынке.
Автомобиль «Вольво» – 18 цветов; «Форд-экспорт» – 21 модификация автомобиля с 6типами двигателей, 3 коробки передач, 4 вида кузовов. 7 типов комплектаций по оборудованию и отделке.
На рынок следует выпускать группы товаров (они должны состоять из основных, находящихся в стадии роста, поддерживающих, находящихся в стадии зрелости и стратегических, нацеленных в будущее групп). На рынке должны присутствовать единичные образцы новых товаров, находящихся на стадии разработок, а также старые, уходящие с рынка товары.
Маркетинговые мероприятия наиболее ориентированы на эти две группы и имеют опережающий характер, если представлен новый образец, и проводится активно-агрессивная стратегия, для «реабилитации и реанимации» изгоняемых товаров.
Для предпринимательских фирм особенно важно выбрать ассортиментную нишу, которая может быть основана на узкой специализации фирмы, товарной дифференциации, а также реализации принципа дополнения и замещения
(«синергизма») и возможной диверсификации производства товаров и услуг.
Проект временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата.
Нововведение (инновация) создание, использование и распространение нового средства, продукта, процесса (технического, экономического, организационного, культурного и др.).
Инновационный процесс – это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить, как цепь событий, в ходе которых инновация проходит путь от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании
Создание и реализация инновационного проекта включают следующие этапы:
– формирование инвестиционного замысла (идеи);
– исследование инвестиционных возможностей;
– технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта;
– подготовка контрактной документации;
– подготовка проектной документации;
– строительно-монтажные работы;
– эксплуатация объекта;
– мониторинг экономических показателей.
Этапы создания инноваций представлены на рисунке ниже.
Источники, из которых было произведено заимствование материала, представлены в дополнительных материалах к курсу
Рис. Этапы создания инноваций
Вопрос 3. Стратегии предприятий и групповых производственно-
экономических систем
Типология инновационных стратегий предприятия
Инновационные стратегии предприятия могут быть представлены следующей схемой (рис. 5).
Источники, из которых было произведено заимствование материала, представлены в дополнительных материалах к курсу
Рис. 5 Схема инновационных стратегий предприятия
В целом, инновационные стратегии можно разделить на две группы:
- стратегии проведения НИОКР;
- стратегии внедрения и адаптации нововведений.
Первая группа стратегий связана с проведением предприятием исследований и разработок. Данные стратегии определяют характер заимствования идей, инвестирования НИОКР, их взаимосвязи с существующими продуктами и процессами.
Вторая группа стратегий относится к системе обновления производства, вывода продуктов на рынки, использования технологических преимуществ. Содержание каждой стратегии:
Лицензионная стратегия. Предприятие основывает свою деятельность в области НИОКР на приобретение исследовательских лицензий на результаты исследований и разработок конкретных научно – технических организаций или других предприятий. Приобретаются незаконченные или завершенные разработки с целью их дальнейшей доработки и использования в процессе осуществления собственных НИОКР. При этом предприятие получает собственные результаты в гораздо более короткие сроки и зачастую с меньшими затратами.
Источники, из которых было произведено заимствование материала, представлены в дополнительных материалах к курсу
Стратегия
параллельной
разработки предполагает приобретение технологической лицензии на готовый продукт либо процесс с целью их форсированного опытного освоения и проведения с учетом такого освоения собственных разработок и дальнейшего производства технологии уже по результатам собственных разработок. Такая стратегия может быть использована при наличии цели форсированного освоения новых продуктов и процессов, при наличии разработок, которые можно купить за пределами предприятия, а также для ослабления возможностей конкурентов в освоении данных инноваций (при покупке, например, исключительной лицензии). Данная стратегия позволяет в конечном счете осуществлять инновационное развитие на собственной основе, способствует обеспечению роста доли предприятия на рынке.
Стратегия исследовательского лидерства нацелена на достижение долговременного нахождения предприятия на передовых позициях в области
НИОКР в определенных направлениях. Данная стратегия предполагает стремление находится по большинству проектов на начальных стадиях S-образной кривой и стадии рост (до точки перегиба).
Стратегия опережающей наукоемкости. Предприятие, использующее данную стратегию, стремиться иметь наукоемкость продукции выше среднего уровня по отрасли (подотрасли). Эта стратегия может быть применена в условиях острой конкурентной борьбы на рынке, когда имеет значение время выхода нового продукта на рынок, в периоды, когда важно определить другие предприятия в снижении цен и издержек.
Стратегии следования жизненному циклу. В данном случае НИОКР жестко привязаны к циклам жизни продуктов и применяемых предприятием процессов.
Применение такой стратегии позволит постоянно иметь заделы результатов
НИОКР, предназначенные для замещения выбывающих продуктов и процессов.
Стратегия поддержки продуктового ряда относится к числу наиболее простых. Ее смысл заключается в стремлении предприятия улучшать потребительские свойства выпускаемых традиционных товаров, которые не подвержены сильному моральному старению.
Стратегия ретронововведений применима к устаревшим, но еще пользующихся спросом и находящимся в эксплуатации изделиям. Например, изготовление запчастей для сложной техники с длительным сроком службы.
Данная техника может быть снята с производства, но эксплуатироваться и требовать запчастей для ремонта. Инновации здесь будут направлены на совершенствование процессов их изготовления.
Стратегия сохранения технологических позиций может быть использована предприятиями, которые занимают сильные конкурентные позиции, но в силу определенных причин на некоторых этапах развития испытывают сильный и неожиданный натиск конкурентов и не могут вкладывать необходимые средства в обновление производства и продукции. Такая стратегия не может быть успешной в течение длительного времени.
Стратегия продуктовой и процессной имитации. Предприятие может заимствовать технологии со стороны. Причем заимствование касается как продукции, так и процессов ее производства. Его заимствование осуществляется по уже используемым технологиям, то возникает опасность приобрести устаревшие технологии или продукты. Такая стратегия может быть эффективной в тех случаях, когда предприятие сильно отстает от конкурентов по своему научно-техническому потенциалу или входит в новую для себя сферу бизнеса.
Стратегия стадийного преодоления предполагает переход к высшим стадиям технологического развития, минуя низшие. Рассматриваемая стратегия тесно
Источники, из которых было произведено заимствование материала, представлены в дополнительных материалах к курсу связана с имитационными стратегиями, а также с уже рассмотренной выше стратегией опережающей наукоемкости.
Стратегия технологической связности – предприятие осуществляет технологически связанные инновации. Считается, что компания выпускает технологически связанную продукцию, если на долю технологически связанных продуктов приходится более 70 % продукции.
Cтратегия технологического трансферта - реализуется головными предприятиями вертикально-интегрированных структур. они передают уже отработанные технологии малым предприятиям, входящим в названную структуру.
Последние, как правило, работают на более крупные предприятия и поэтому вынуждены использовать предлагаемые им технологии. Стратегия этих малых
(принимающих) предприятий является стратегией вертикального заимствования.
Стратегия следования за рынком - нацеливает предприятия на выпуск продукции наиболее рентабельной и пользующейся рыночным спросом в данный момент. Такая стратегия может быть использована на начальных стадиях развития фирмы, когда еще не определены точно ее миссия и профиль.
Стратегия вертикального заимствования - малые предприятия в составе крупных вертикально-интегрированных структур вынуждены принимать и заимствовать технологии у предприятий-лидеров данных структур.
Стратегия радикального опережения - выражает действия предприятия и его стремление выйти первым на рынок с радикально новым продуктом (или производить его новым способом). Данная стратегия в ряде случаев предполагает реализацию двух стратегий НИОКР: стратегии лидерства и опережающей наукоемкости.
Стратегия радикального опережения является очень дорогой и рисковой. Тем не менее, в ряде случаев ее целесообразно применять молодым небольшим фирмам, имеющим пионерные разработки по продукции и процессам.
Стратегия выжидания лидера - принимается крупными предприятиями- лидерами в периоды выхода на рынок новых продуктов, спрос на которые еще не определен. Первоначально, на рынок выходит малая фирма, а затем инициативу (в случае удачи) перехватывает лидер.
Стратегии групповых производственно-экономических систем
В групповой производственно-экономической системе, помимо рассмотренных выше, появляются специфические стратегии, отражающие факт объединения предприятий. Здесь также выделяется две группы стратегий – стратегии НИОКР и стратегии внедрения. Классификация групп представлена на рис. 6.
Стратегия предконкурентной консолидации - эта стратегия проводится групповыми производственно-экономическими системами на ранних стадиях
НИОКР, когда необходимо временно объединить усилия по получению необходимых научных результатов. Стратегия
Источники, из которых было произведено заимствование материала, представлены в дополнительных материалах к курсу
Рис. 6. Классификация инноваций производственно-групповых систем может быть представлена субстратегиями льготного лицензирования и пропорционального доступа.
Субстратегия льготного лицензирования состоит в представлении участникам совместных НИОКР лицензий по новым ценам. В данном случае патентовладельцем будет являться рассматриваемая система в целом, а предприятия-участники получат бесплатно (без уплаты роялти и и паушальных платежей) или с выплатой платежей в пониженных размерах. Доступ к получению лицензий одинаков для всех предприятий-участников предконкурентной программы.
Субстратегия пропорционального доступа предполагает соизмерение размера льгот и вклада предприятия в НИОКР.
Стратегия централизации - проведение НИОКР в группе осуществляется научно-технической организацией (или несколькими организациями), направления деятельности которых определяются органами управления групповых производственно-экономических систем в целом.
Стратегия субцентрализации - НИОКР в группе разделены по отдельным подотраслям, каждая из которых формирует свою стратегию научно-технического
развития.
Стратегия децентрализации - предприятия самостоятельно формируют стратегии развития, организуют процессы исследований и разработок силами своих научно-технических подразделений или организаций, специализированных обособленных центров либо заказывая НИОКР на стороне.
Источники, из которых было произведено заимствование материала, представлены в дополнительных материалах к курсу
Собственно, инновационные стратегии групповых производственно- экономических систем, т.е. стратегии внедрения и адаптации имеют следующее содержание:
Стратегия полного жизненного цикла - нацеливает инновационную систему рассматриваемых структур на выполнение исследований по всему жизненному циклу нововведения, т.е. в рамках этих структур осуществляются как НИОКР, так и их внедрение, диффузия, рутинизация.
Стратегия конечных стадий - групповые производственно-экономические системы ориентируются лишь на стадии внедрения и последующие стадии.
НИОКР поводятся за пределами группы.
Стратегии вертикально-интегрированных структур - рассматриваемые структуры строят свою инновационную систему таким образом, что предприятия группы дополняют друг друга в инновационном процессе. Причем данная система наиболее эффективно будет функционировать тогда, когда предприятия, выпускающие конечный продукт группы, будут дополняться инновациями промежуточных и комплектующих продуктов. Данная стратегия должна сочетаться с централизованной и субцентрализованной стратегиями НИОКР.
Стратегия горизонтальной дифференциации - в этом случае предприятия групповой производственно-экономической системы внедряют изолированные нововведения.
Вопрос 4. Стратегический этап инновационного управления. Менеджмент
в промышленности
Стратегический этап инновационного управления
Центральной задачей стратегического этапа процесса управления является
выбор и реализации инновационной стратегии, наиболее адекватной состоянию внешней и внутренней среды, фирменным возможностям и типу обновления. Цели стратегии перспективного развития должны ситуационно «заземляться» с учетом текущего состояния.
На
стратегическом
этапе
инновационный
менеджер
должен
руководствоваться матричным анализом выбора стратегии, который
представлен в таблице 2.
Таблица №2 Матрица выбора инновационной стратегии
Внутренняя среда обновления
Внешняя среда
Стабильная
Нестабильная макроэкономичес кая среда, стабильный спрос, умеренная конкуренция
Стабильная макроэкономиче ская среда, изменчивая рыночная среда, активная конкуренция
Высокая нео- пределенность, риск и изменчивость среды
Модернизация
Уверенно наступательная
Сфокусированная стратегия дифференциации
Следование за лидером
Защита от внешних угроз
Частичное обно- вление техноло- гий, модерниза- ция оборудова-
Наступательна я стратегия ши- рокой диф- ференциации
Стратегия широкой дифференциации
Сфокусирован- ная стратегия дифференциаци и
Следование за лидером