Файл: Технологии творческого синтеза образовательных проекций в сочетании с.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа №4
Анализ урока Слепцовой С.Ф, учителя истории. с точки зрения реализации современных идей о воспитании с включением в него технологии творческого синтеза образовательных проекций в сочетании с приемом дополнительного конструирования незаконченной образовательной модели, а также элементов витагенного одухотворения объектов живой и неживой природы («очеловечивание» объектов живой и неживой природы), для усиления его воспитательной составляющей.
Анализ урока тема «Дворцовые перевороты» на соответствие требованиям ФГОС с точки зрения реализации современных идей о воспитании
Цели:
Образовательные: изучить новый материал, дать представление о причинах и сущности дворцовых переворотов, преемниках Петра I.
Развивающие: развитие умения анализировать исторические источники, сопоставлять фактические данные, устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно делать выводы.
Воспитательные: воспитать чувство патриотизма, уважение к историческому прошлому страны, заинтересовать и увлечь историей России.
Ожидаемый результат: ученики в конце занятия самостоятельно делают выводы и подводят итоги дворцовых переворотов; составляют краткий устный рассказ о дворцовых переворотах; работают с терминами; отвечают на вопросы на основе тестовой методики.
Тип урока: урок изучения нового материала
Ход урока.
Выводы по уроку:
Ι. Организационный момент. (1 мин)
Мотивация – яркое, эмоциональное, поэтическое сообщение темы урока, быстрое включение всех учащихся в деловой ритм и организация внимания у всех учащихся; полная готовность класса и оборудования к уроку. Требовательность, собранность, доброжелательность учителя; отсутствие многословия; ярко выраженная волевая направленность педагога.
Этап проверки выполнения домашнего задания не проведен.
II. Изучение нового материала.
1.Подготовительный этап.
Умение учителя определять цели урока; владение приемами организации деятельности учащихся по определению целей. Формирование дидактической цели вместе с учащимися; активность каждого ученика по определению целей урока. Учащиеся выполняют задания в рабочих листах. Ставится проблемное задание: определить самостоятельно понятие « дворцовые перевороты»
Итог: дети предлагают свои определения этого понятия.
2.выявление причин и предпосылок дворцовых переворотов (абстрактно – дедуктивное, 2 мин)
Цель: определить , что стало причинами переворотов.
Использование учителем заданий, требующих мыслительной и практической активности учащихся; создание нестандартных ситуаций при использовании знаний и т.д.;
3.Установление связей между правителями дворцовых переворотов (работа с иллюстрациям в рабочем листе)
Цель: выяснить, какая взаимосвязь между правителями этой эпохи.
После просмотра фрагмента исторического фильма, учащиеся устанавливают связь между правителями
4.Закрепление.
Предлагаются слова Пушкина об этом времени. Ребята должны написать сочинение на тему: согласны ли они с мнением Пушкина. Ребята делают выводы об этой эпохе.
Выбор методов работы на уроке считаю удачным, методы соответствуют уровню класса. Современные технологии позволяют создавать орнаменты различными способами. Организована защита работ с показом результатов, достигнутых каждым ребенком. Учитель применяет педагогические приемы, формы, технологии, помогающие успешному усвоению знаний ,учитывает реальные возможности учащихся. Технологии обучения становятся технологией творческой деятельности и способствуют достижению педагогического мастерства. Существует множество подходов к построению классификации педагогических технологий. Но в зависимости от характера среды (или условий) обучения все известные технологические способы обучения можно разделить на три группы:
-
технологические способы, которые можно использовать в рамках традиционной классно-урочной системы (проблемное обучение, развивающее обучение, игра и другие); -
технологические способы, которые требуют организационной перестройки работы школы (концентрированное обучение, коллективный способ обучения и другие); -
технологические способы, которые требуют изменения содержания образования («диалог культур», вероятностное образование и другие).
Профессором Г.К. Селевко на основе рассмотрения педагогической технологии в научном аспекте и в качестве системы способов, принципов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения, обобщая различные классификационные подходы, дается следующая классификация педагогических технологий (которая считается наиболее распространенной в отечественной педагогической науке).
По уровню применения: общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.
По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и другие технологии.
По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические технологии.
По научной концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные, нейролингвистические технологии.
По ориентации на личностные структуры: информационные (формирование знаний, умений, навыков), операционные (формирование способов умственных действий), эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений), технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности), эвристические (развитие творческих способностей), прикладные (формирование действенно-практической сферы) технологии.
По характеру содержания и структуры: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.
По организационным формам: классно-урочные и альтернативные, академические и клубные, индивидуальные и групповые, коллективные способ обучения, дифференцированное обучение.
По подходу к ребенку: авторитарные, дидактоцентрические, личностно-ориентированные (антропоцентрические), гуманно-личностные, технологии сотрудничества, свободного воспитания, эзотерические технологии.
По преобладающему (доминирующему) методу: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, программированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие информационные (компьютерные) и другие технологии.
По категории обучающихся: массовая (традиционная школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика, технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования и другие), технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т.п.), виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифло-, олигофренопедагогика), технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.
По направлению модернизации существующей традиционной системы: на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений, на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся, на основе эффективности организации и управления процессом обучения, на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала, природосообразные, альтернативные, целостные технологии авторских школ.
Предложения по изменению сценария по схеме:
сделать акцент на уроке использовать на уроке исторические документы
Технология/форма, которую предлагаю использовать: познакомиться с кондициями Анны Иоанновны и ответить на вопросы.
Фрагмент сценария урока с использованием выбранной технологии/формы
Технологическая карта урока
Технологическая карта урока по истории«ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ»
Предмет | История России | |
Класс | 8 | |
Тип урока | комбинированный | |
Технология | урок с использованием ИКТ, метод проблемного обучения | |
Тема | Дворцовые перевороты 1725-1762 гг. | |
Цель | Выявить причины дворцовых переворотов в России; познакомить с действующими историческими персонажами эпохи дворцовых переворотов; продолжать формировать умение сравнивать исторические явления; работать с историческими документами | |
Задачи |
| |
Оборудование и материалы | Мультимедийное оборудование, экран (интерактивная доска), дополнительные материалы, портреты | |
Основные термины, понятия, даты |
| |
Планируемый результат | ||
Предметные образовательные результаты называть события, определяемые историками как дворцовые перевороты, их даты и участников; объяснять причины и последствия дворцовых переворотов; объяснять значение понятий дворцовые перевороты, фаворит, кондиции, гвардия | Метапредметные умения Личностные УУД: - работать в группах; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; - составлять план и последовательность действий; - осуществлять самоконтроль; Познавательные УУД: -проводить поиск информации; - проводить анализ учебного материала; - строить логические цепочки рассуждений, доказательств. Коммуникативные УУД: - уметь работать в паре, распределять обязанности для получения общего результата; | |
Дидактические задачи этапов урока | ||
Организационный | Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | |
Актуализация знаний | Соорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося | |
Постановка проблемы, введение в тему | Создание проблемной ситуации. Обеспечение восприятия, осмысления знаний, связей и отношений в объекте изучения. | |
Изучение нового материала. Организация самостоятельного изучения Первичное усвоение новых знаний. | Организация самостоятельного исследования с целью получения нового знания | |
Первичный контроль и закрепление пройденного | Включение нового знания в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного, создание ситуации успеха для каждого; выявление причин ошибок и их исправление | |
Рефлексия учебной деятельности. Выставление оценок. | Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями; самооценка результатов своей деятельности и всего коллектива | |
Домашнее задание | |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | ||||||||||
Организационный | - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Алина Анатольевна. Я сегодня у вас проведу урок истории.Я надеюсь, что мы с вами хорошо поработаем, и наше сотрудничество будет, взаимно приятным и полезным. Ребята, рабочий момент, у вас на столах лежат все материалы, которые вам понадобятся для урока. Это рабочие листы и вырезки документов. Сегодня мы с вами поработаем в группах. Для начала определимся, кто у вас будут капитанами команд. | Обучающиеся проверяют готовность к уроку. | ||||||||||
Актуализация знаний | - Ребята, обратите внимание на слайд.(слайд 1) «Тут кротко или строго, Царей не очень много, Царило много лиц.А более цариц ». (А. К. Толстой) - Сегодня, мы с вами разберем весьма интересную тему. Для этого мы с вами посмотрим небольшой видеоролик. (слайд 2) - Итак, ребята, что вы увидели в этом коротеньком видеоролике? - Правильно, Петр 1 на смертном одре. Не понятная ситуация, после его смерти. | 1) Просмотр фильма. 2) Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, высказывая свое мнение: - Смерть Петра 1; - Обсуждение вопроса, кто станет царем после смерти императора Петра 1. | ||||||||||
Постановка проблемы, введение в тему | - Ребята, если мы хотим окончательно погрузится в эту тему, то давайте обратимся к источнику, мнению Платонова. (слайд 3) - Как вы считаете, Платонов пишет о том времени, которое мы изучаем? Если мы с вами обратимся к прошлым событиям истории, то о чем еще мог бы написать Платонов, о каком событии, которое вы уже разбирали в 7 классе. - Как вы считаете, когда подобная ситуация уже происходила в России? -Да, смутное время. Конечно, смутное время нельзя сравнивать с нашей темой, но суть будет примерно та же. - Итак, наша основная задача сегодня ответить на вопрос: (слайд 4) 1) Что произошло с Россией после смерти Петра 1. 2) Что вы хотели бы узнать об этом времени? - Основной вопроснашего урока «Почему так легко и быстро за такой сравнительно короткий промежуток времени сменилось столько правителей?» и будет проблемой нашего урока. (слайд 5) - Я вам предлагаю ознакомиться критериями оценки. По этим критериям вы сами себя оцените в конце урока.(слайд 6) | 1) Читают исторический источник от Платонова. 2) Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, высказывая свое мнение: - Смутное время. Смута 3) Ответы обучающихся: - Кто будет править после Петра? - Какие изменения произошли в экономике страны после смерти Петра? 4)Читают проблему урока на экране. 5) Обучающиеся ознакамливаются с критериями оценки. | ||||||||||
Изучение нового материал. Организация самостоятельного исследования | - Итак, критерии понятны, вопросы понятны. Для того, чтобы ответить на эти вопросы, мы должны решить несколько задач. - (слайд 7)Итак, первая задача. Отгадайте, что здесь написано? - Правильно, указ о престолонаследии. В 1722 году Петр 1 издает указ о престолонаследии. (слайд 8) - Ответьте на вопросы. 1) В чем суть этого документа? 2) Что изменилось в престолонаследии? - Верно, теперь монарх сам назначает себе приемника. Человек, упомянутый в завещании становится монархом. - Ребята, сейчас выполним следующее задание. Основная ваша задача –внимательно смотреть на слайды и попытаться запомнить то, что появится на экране. (слайды 9-15) - Итак, Екатерина 1, Петр 2, Анна Иоанновна, Иван 6, Елизавета Петровна, Петр 3, Екатерина 2. (Еще раз перечисляет имена императоров). - Семь императоров. Теперь записываем все, что вы запомнили. - Ребята, снова внимание на экран, просто запоминаем даты. (слайд 16) - Запомнили, записываем в тетрадь. - Молодцы, закончили писать. Капитаны поднимите руки. У вас самая ответственная задача, вы должны сорганизовать вашу группу. После того, как выполните задание, вы должны будетевыступить и представить сделанные выводы. - Следующее задание: изучить, анализировать предложенные документы и заполнить таблицу.
На работу отводится не более 5 минут. Начали. (слайд 17) - Внимание ребята, время истекло. | 1) Ответы обучающихся: - Указ о престолонаследии. 2) Ответы обучающихся: - Престол передавался не от отца к сыну, как это было раньше, а тому кому завещает престол император. 3) Обучающиеся смотрят на экран. 4) Обучающиеся записывают в тетрадь. 5) Обучающиеся изучают документы, исторические источники, заполняют таблицу. |