Файл: Технологии творческого синтеза образовательных проекций в сочетании с.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа №4
Анализ урока Слепцовой С.Ф, учителя истории. с точки зрения реализации современных идей о воспитании с включением в него технологии творческого синтеза образовательных проекций в сочетании с приемом дополнительного конструирования незаконченной образовательной модели, а также элементов витагенного одухотворения объектов живой и неживой природы («очеловечивание» объектов живой и неживой природы), для усиления его воспитательной составляющей.
Анализ урока тема «Дворцовые перевороты» на соответствие требованиям ФГОС с точки зрения реализации современных идей о воспитании
Цели:

Образовательные: изучить новый материал, дать представление о причинах и сущности дворцовых переворотов, преемниках Петра I.
Развивающие: развитие умения анализировать исторические источники, сопоставлять фактические данные, устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно делать выводы.
Воспитательные: воспитать чувство патриотизма, уважение к историческому прошлому страны, заинтересовать и увлечь историей России.
Ожидаемый результат: ученики в конце занятия самостоятельно делают выводы и подводят итоги дворцовых переворотов; составляют краткий устный рассказ о дворцовых переворотах; работают с терминами; отвечают на вопросы на основе тестовой методики.
Тип урока: урок изучения нового материала

Ход урока.

Выводы по уроку:

Ι. Организационный момент. (1 мин)
Мотивация – яркое, эмоциональное, поэтическое сообщение темы урока, быстрое включение всех учащихся в деловой ритм и организация внимания у всех учащихся; полная готовность класса и оборудования к уроку. Требовательность, собранность, доброжелательность учителя; отсутствие многословия; ярко выраженная волевая направленность педагога.
Этап проверки выполнения домашнего задания не проведен.

II. Изучение нового материала.
1.Подготовительный этап.

Умение учителя определять цели урока; владение приемами организации деятельности учащихся по определению целей. Формирование дидактической цели вместе с учащимися; активность каждого ученика по определению целей урока. Учащиеся выполняют задания в рабочих листах. Ставится проблемное задание: определить самостоятельно понятие « дворцовые перевороты»
Итог: дети предлагают свои определения этого понятия.
2.выявление причин и предпосылок дворцовых переворотов (абстрактно – дедуктивное, 2 мин)
Цель: определить , что стало причинами переворотов.
Использование учителем заданий, требующих мыслительной и практической активности учащихся; создание нестандартных ситуаций при использовании знаний и т.д.;
3.Установление связей между правителями дворцовых переворотов (работа с иллюстрациям в рабочем листе)

Цель: выяснить, какая взаимосвязь между правителями этой эпохи.
После просмотра фрагмента исторического фильма, учащиеся устанавливают связь между правителями
4.Закрепление.

Предлагаются слова Пушкина об этом времени. Ребята должны написать сочинение на тему: согласны ли они с мнением Пушкина. Ребята делают выводы об этой эпохе.

Выбор методов работы на уроке считаю удачным, методы соответствуют уровню класса. Современные технологии позволяют создавать орнаменты различными способами. Организована защита работ с показом результатов, достигнутых каждым ребенком. Учитель применяет педагогические приемы, формы, технологии, помогающие успешному усвоению знаний ,учитывает реальные возможности учащихся. Технологии обучения становятся технологией творческой деятельности и способствуют достижению педагогического мастерства. Существует множество подходов к построению классификации педагогических технологий. Но в зависимости от характера среды (или условий) обучения все известные технологические способы обучения можно разделить на три группы:


  1. технологические способы, которые можно использовать в рамках традиционной классно-урочной системы (проблемное обучение, развивающее обучение, игра и другие);

  2. технологические способы, которые требуют организационной перестройки работы школы (концентрированное обучение, коллективный способ обучения и другие);

  3. технологические способы, которые требуют изменения содержания образования («диалог культур», вероятностное образование и другие).


Профессором Г.К. Селевко на основе рассмотрения педагогической технологии в научном аспекте и в качестве системы способов, принципов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения, обобщая различные классификационные подходы, дается следующая классификация педагогических технологий (которая считается наиболее распространенной в отечественной педагогической науке).
По уровню применения: общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.

По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и другие технологии.

По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические технологии.

По научной концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные, нейролингвистические технологии.

По ориентации на личностные структуры: информационные (формирование знаний, умений, навыков), операционные (формирование способов умственных действий), эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений), технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности), эвристические (развитие творческих способностей), прикладные (формирование действенно-практической сферы) технологии.

По характеру содержания и структуры: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.

По организационным формам: классно-урочные и альтернативные, академические и клубные, индивидуальные и групповые, коллективные способ обучения, дифференцированное обучение.

По подходу к ребенку: авторитарные, дидактоцентрические, личностно-ориентированные (антропоцентрические), гуманно-личностные, технологии сотрудничества, свободного воспитания, эзотерические технологии.


По преобладающему (доминирующему) методу: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, программированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие информационные (компьютерные) и другие технологии.
По категории обучающихся: массовая (традиционная школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика, технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования и другие), технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т.п.), виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифло-, олигофренопедагогика), технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.

По направлению модернизации существующей традиционной системы: на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений, на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся, на основе эффективности организации и управления процессом обучения, на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала, природосообразные, альтернативные, целостные технологии авторских школ.
Предложения по изменению сценария по схеме:
сделать акцент на уроке использовать на уроке исторические документы

Технология/форма, которую предлагаю использовать: познакомиться с кондициями Анны Иоанновны и ответить на вопросы.

Фрагмент сценария урока с использованием выбранной технологии/формы

Технологическая карта урока
Технологическая карта урока по истории«ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ»

Предмет

История России

Класс

8

Тип урока

комбинированный

Технология

урок с использованием ИКТ, метод проблемного обучения

Тема

Дворцовые перевороты 1725-1762 гг.

Цель

Выявить причины дворцовых переворотов в России; познакомить с действующими историческими персонажами эпохи дворцовых переворотов; продолжать формировать умение сравнивать исторические явления; работать с историческими документами

Задачи

  • образовательная – развивать способность обучающихся к освоению и применению знаний об эпохе дворцовых переворотов на основе уже имеющихся знаний.

  • развивать умение анализировать и оценивать исторические события, умение работать в группе, развивать навыки работы с документами.

  • воспитательная – определить свое отношение к событиям 18в.

Оборудование и материалы

Мультимедийное оборудование, экран (интерактивная доска), дополнительные материалы, портреты

Основные термины, понятия, даты

  • 1725 г. — смерть Петра I;

  • 1725—1727 гг. — правление Екатерины I;

  • 1727—1730 гг. — правление Петра II;

  • 1730—1740 гг. — правление Анны Иоанновны;

  • 1740 г. — провозглашение императором Ивана Антоновича;

  • 1741 г. — низложение Ивана Антоновича и регентши Анны Леопольдовны;

  • 1741—1761 гг. — правление Елизаветы Петровны;

  • 1761—1762 гг. — царствование Петра III;

  • 1762- 1796 гг. — приход к власти Екатерины II.

Планируемый результат

Предметные образовательные результаты

называть события, определяемые историками как дворцовые перевороты, их даты и участников;

объяснять причины и последствия дворцовых переворотов;

объяснять значение понятий дворцовые перевороты, фаворит, кондиции, гвардия

Метапредметные умения

Личностные УУД:

- работать в группах;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- составлять план и последовательность действий;

- осуществлять самоконтроль;
Познавательные УУД:

-проводить поиск информации;

- проводить анализ учебного материала;

- строить логические цепочки рассуждений, доказательств.
Коммуникативные УУД:

- уметь работать в паре, распределять обязанности для получения общего результата;

Дидактические задачи этапов урока

Организационный

Мотивация к учебной деятельности, вклю­чение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Актуализация знаний

Соорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося

Постановка проблемы, введение в тему

Создание проблемной ситуации. Обеспечение восприятия, осмысления знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Изучение нового материала. Организация самостоятельного изучения Первичное усвоение новых знаний.

Организация самостоятельного исследования с целью получения нового знания

Первичный контроль и закрепление пройденного

Включение нового знания в систему зна­ний; повторение и закрепление ранее изученного, создание ситуации успеха для каждого; выявление причин ошибок и их исправление

Рефлексия учебной деятельности. Выставление оценок.

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями; самооценка ре­зультатов своей деятельности и всего коллектива

Домашнее задание








Этапы урока

Деятельность учителя


Деятельность обучающегося


Организационный


- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Алина Анатольевна. Я сегодня у вас проведу урок истории.Я надеюсь, что мы с вами хорошо поработаем, и наше сотрудничество будет, взаимно приятным и полезным.

Ребята, рабочий момент, у вас на столах лежат все материалы, которые вам понадобятся для урока. Это рабочие листы и вырезки документов.

Сегодня мы с вами поработаем в группах. Для начала определимся, кто у вас будут капитанами команд.


Обучающиеся проверяют готовность к уроку.


Актуализация знаний


- Ребята, обратите внимание на слайд.(слайд 1)

«Тут кротко или строго, Царей не очень много,
Царило много лиц.А более цариц ».

(А. К. Толстой)

- Сегодня, мы с вами разберем весьма интересную тему. Для этого мы с вами посмотрим небольшой видеоролик.

(слайд 2)

- Итак, ребята, что вы увидели в этом коротеньком видеоролике?

- Правильно, Петр 1 на смертном одре. Не понятная ситуация, после его смерти.


1) Просмотр фильма.

2) Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, высказывая свое мнение:

Смерть Петра 1;

- Обсуждение вопроса, кто станет царем после смерти императора Петра 1.


Постановка проблемы, введение в тему


- Ребята, если мы хотим окончательно погрузится в эту тему, то давайте обратимся к источнику, мнению Платонова. (слайд 3)

- Как вы считаете, Платонов пишет о том времени, которое мы изучаем? Если мы с вами обратимся к прошлым событиям истории, то о чем еще мог бы написать Платонов, о каком событии, которое вы уже разбирали в 7 классе.

- Как вы считаете, когда подобная ситуация уже происходила в России?

-Да, смутное время. Конечно, смутное время нельзя сравнивать с нашей темой, но суть будет примерно та же.

- Итак, наша основная задача сегодня ответить на вопрос: (слайд 4)

1) Что произошло с Россией после смерти Петра 1.

2) Что вы хотели бы узнать об этом времени?

- Основной вопроснашего урока «Почему так легко и быстро за такой сравнительно короткий промежуток времени сменилось столько правителей?» и будет проблемой нашего урока.

(слайд 5)

- Я вам предлагаю ознакомиться критериями оценки. По этим критериям вы сами себя оцените в конце урока.(слайд 6)


1) Читают исторический источник от Платонова.

2) Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, высказывая свое мнение:

Смутное время. Смута

3) Ответы обучающихся:

- Кто будет править после Петра? - Какие изменения произошли в экономике страны после смерти Петра?

4)Читают проблему урока на экране.

5) Обучающиеся ознакамливаются с критериями оценки.


Изучение нового материал.

Организация самостоятельного исследования


- Итак, критерии понятны, вопросы понятны. Для того, чтобы ответить на эти вопросы, мы должны решить несколько задач.

(слайд 7)Итак, первая задача. Отгадайте, что здесь написано?

- Правильно, указ о престолонаследии. В 1722 году Петр 1 издает указ о престолонаследии.

(слайд 8)

- Ответьте на вопросы.

1) В чем суть этого документа?

2) Что изменилось в престолонаследии?

- Верно, теперь монарх сам назначает себе приемника. Человек, упомянутый в завещании становится монархом.

- Ребята, сейчас выполним следующее задание. Основная ваша задача –внимательно смотреть на слайды и попытаться запомнить то, что появится на экране. (слайды 9-15)

- Итак, Екатерина 1, Петр 2, Анна Иоанновна, Иван 6, Елизавета Петровна, Петр 3, Екатерина 2.

(Еще раз перечисляет имена императоров).

- Семь императоров. Теперь записываем все, что вы запомнили.

- Ребята, снова внимание на экран, просто запоминаем даты. (слайд 16)

- Запомнили, записываем в тетрадь.

- Молодцы, закончили писать. Капитаны поднимите руки. У вас самая ответственная задача, вы должны сорганизовать вашу группу. После того, как выполните задание, вы должны будетевыступить и представить сделанные выводы.

- Следующее задание: изучить, анализировать предложенные документы и заполнить таблицу.


Правитель


Хронологические рамки правления


Родство с Петром Великим


Как пришел к власти


На кого опирался?













На работу отводится не более 5 минут. Начали.

(слайд 17)

- Внимание ребята, время истекло.


1) Ответы обучающихся:

- Указ о престолонаследии.


2) Ответы обучающихся:

Престол передавался не от отца к сыну, как это было раньше, а тому кому завещает престол император.

3) Обучающиеся смотрят на экран.
4) Обучающиеся записывают в тетрадь.

5) Обучающиеся изучают документы, исторические источники, заполняют таблицу.