ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конспект урока "Образы комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль"
Планируемые результаты:
Личностные:
самоопределение в жизненных ценностях;
умение объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей;
развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
умение осуществлять информационный поиск;
готовность излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий,
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
Предметные:
создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе с помощью различных источников (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета);
ориентироваться в мире художественной литературы, отбирать произведения, обладающие высокой эстетической ценностью.
выстраивание конструктивных отношений в обществе.
Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы: репродуктивный, проблемный, интерактивный, частично - поисковый.
Приёмы: беседа, обсуждение, творческие работы учащихся, работа со справочной литературой.
Технологии: ИКТ, технология критического мышления через чтение и письмо.
ТИП УРОКА: урок формирования новых знаний.
ВИД УРОКА: комбинированный.
Ход урока.
Организационный момент Мотивация (Самоопределение к учебной деятельности)
Обратимся к эпиграфу.
Волшебный край! Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы…
А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»
«Я рада, мои любезные друзья, видеть вас сегодня.
Вы служите примером, как усердием и трудами можете сделать себе образование. Ласкаюсь мыслью, что вы покажете мне достойные качества своего ума и плоды благородного воспитания». Возможно, так поприветствовал бы вас, молодое поколение, писатель Д.И.Фонвизин.
I Этап
Краткий рассказ о писателе
Рассказ учителя о Д. И. Фонвизине с показом иллюстративных материалов .
Д. И. Фонвизин (1745-1792) родился в богатой дворянской семье, образование получил в Московском университете, учился в университетской гимназии, а в 1761-1762 гг.-на философском факультете. Сначала писал сатирические произведения, затем занялся переводами.
Он рано увлекся театром. Впервые попал на представление в возрасте 14 лет и вспоминал об этом как о чуде: Действия, произведенные во мне театром, почти описать невозможно».
Будущий драматург рано проявил живое воображение, сердечную отзывчивость, ироничность, юмор: «Острые слова мои носились по Москве, как они были для многих язвительны, то обиженные оглашали меня злым и опасным мальчишкою»…
В 1762 году Фонвизин переехал в Петербург и поступил в Коллегию иностранных дел переводчиком. С 1763 г. по 1769 г он служил под началом кабинет-министра И. П. Елагина, который отвечал за работу с жалобами, что позволило ему близко познакомиться с двором Екатерины Второй..
Первое оригинальное произведение-сатирическая басня «Лисица-казнодей», затем-первая комедия, которая пользовалась шумным успехом.
Комедия «Недоросль» была завершена в 1782 году. «…театр был наполнен, и публика аплодировала пьесе метанием кошельков».
II Этап
Определение понятия сатира и комедия.
Краткая запись в тетрадях:
Назовите произведения, ставшие настоящими художественными открытиями в драматургии первой трети 19 века.
- Художественными открытиями стали пьесы Гоголя «Шинель» и «Ревизор», пьеса Фонвизина «Бригадир».
Вспомните, что такое драматическое произведение и в чем состоит его отличие от других жанров?
- Драма – это один из родов художественной литературы, она существенно отличается от лирики и эпоса тем, что предназначена для исполнения на сцене. Ее содержание составляют речи действующих лиц в форме диалога или монолога. Речь действующих лиц сопровождается ремарками – авторскими указаниями об обстановке действия, внутреннем состоянии героев.
Действительно, греческое слово «драма» обозначает действие.
В слове драма – движение событий, столкновение противоположных сил протекает особенно остро и напряженно. Каждое слово раскрывает характер персонажа, его общественное лицо, место в жизни (обращение к словарю).
Какие особенности драматического рода необходимо учитывать, анализируя драматическое произведение?
- Необходимо учитывать особенности этого рода литературы.
Чем отличается трагедия от комедии?
- В комедии высмеиваются те или иные стороны общественной жизни, отрицательные черты и свойства в характерах людей. В трагедии гиперболизируются негативные стороны общественной жизни. Финал пьесы заканчивается трагически (обращение к словарю).
Назовите виды комедии.
- Виды комедии – ирония и сатира.
-Что такое сатира?
Записи в тетрадь.
- Сатира – от латинского «смесь, мешанина». Это вид комического, беспощадно осмеивающий человеческое несовершенство; резкое осуждение посредством осмеяния, человеческих пороков или несовершенства человеческой жизни (обращение к словарю)
ДРАМА (от греческого — действие, действо) — один из основных родов художественной литературы (наряду с эпосом и лирикой). Пишется в диалогической форме и, как правило, предназначается для постановки на сцене; основа драмы — действие. Воспроизводит прежде всего внешний по отношению к автору мир. Для драматических произведений характерны остроконфликтные ситуации, властно побуждающие персонажей к словесно-физическим действиям.
КОМЕДИЯ — драматический жанр, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех.
Особенности композиции пьес XVIII века — подчинение композиции сценического произведения правилу трёх единств.
События происходят в течение одних суток и в одном месте — захолустной барской усадьбе, в доме помещицы Простаковой.
III Этап
Работа с учебником по статье о Д.И. Фонвизине (стр.37 – 40)
Заполняем таблицу:
Что знал ( -) | Что узнал нового(+) | Что удивило(?) |
| | |
IV Этап
Работа с названием (комментарий учителя)
По установленному при Петре I и императрице Анне Иоанновне порядку каждый семилетний мальчик-дворянин был обязан явиться в Герольдмейстерскую школу-контору Сената, сказать, сколько ему лет, чему он учился, где служили его родители, предки, сколько крепостных душ у его родителей. Затем “недоросля”, как называли тогда мальчиков, отпускали домой. Через пять лет, на “втором смотре”, ребёнок должен был уже уметь читать и писать. После этого его отправляли на военную или гражданскую службу, разрешая оставаться дома только в том случае, если родители
обязывались обучать сына иностранному языку, арифметике, Закону Божьему. В пятнадцать лет юноша являлся на новый смотр, и его либо определяли в учебное заведение, либо брали подписку, что он выучится географии, истории и военно-инженерному делу.
V Этап
Постановка проблемного вопроса.
- Ответьте мне на следующий вопрос: кто такой дворянин? (Ответы учащихся)
- Назовите качества, какими должен быть истинный дворянин? (Составление кластера на доске). (Примерные ответы учащихся: честь, достоинство, храбрость, хорошее образование и воспитание, служение своему Отечеству)
- Кто главный герой комедии «Недоросль»? (Митрофанушка Простаков)
- Что вас сейчас удивляет? Какое противоречие налицо? (Митрофан, несмотря на своё происхождение, совсем не соответствует истинному дворянину).
- Какой вопрос возникает? (Почему Митрофанушка не соответствует своему происхождению?)
- Сегодня на уроке мы должны найти ответ на проблемный вопрос, который и запишем в виде сегодняшней темы. Образы в комедии.
Давайте познакомимся с афишей (комментированное чтение)
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Работая с текстом, проследите, как раскрывается характер героев в их речи? – это основополагающий вопрос урока.
Дайте речевые характеристики персонажей. Что мы можем сказать о герое, судя по его речи? Вам предстоит поработать в группах. Делимся на 6 групп (по числу героев в анализируемых явлениях):
- первая группа анализирует язык Простаковой;
- вторая – Скотинина;
- третья – Митрофанушки;
- четвертая – Простакова;
- пятая – Еремеевны;
- шестая – Тришки.
При работе используйте опорную карточку.
Карточка.
Словарный запас: какая лексика употребляется, бедность (богатство) языка.
Выразительность речи, эмоциональность, интонация.
Синтаксические конструкции (простые, сложные предложения).
Выразительные средства (эпитеты, сравнения, инверсия и т.д.)
Итак, приведём образы героев в систему. Возле какого образа сконцентрированы все остальные?
VI Этап
Подводим итоги. Изображение в комедии «Недоросль» «болезни» общества, были, по мнению Гоголя, «беспощадной силой иронии и выставлены в очевидности потрясающей». Действительно, смешное в комедии Фонвизина не укладывается в известную формулу классицизма: «Смешить и смехом пользовать». Поэтому художественная разработка конфликта и характеров вышла за рамки комедийной основы, вступила в область сатиры.
Рефлексия.
1. Сегодня на уроке вам было трудно или легко?
2. Поставьте себе оценку за урок. Кто поставил себе 5? 4? 3?(обсуждение оценок)
Домашнее задание. Составить кластер «Образ Митрофанушки». Чтение 1-3 действия.