Файл: Источники по истории хvi середины хvii в.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 320

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Наука.

Серьезные шаги в этом направлении были сделаны Леонардо да Винчи (1452-1519) - яркий гений Возрождения. Он считал необходимым в постижении законов природы обращаться к опыту, опираться на ощущения. Заложил основы аналитического метода(суть – разложение природных явлений на простые элементы в ходе эксперимента и выявление причинных связей между ними). Математику Леонардо пытался применить и к изучению человеческого тела. Его друг Пачоли также рассматривал математику как метод изучения всех явлений действительности. Он разработал принципы построения правильных многоугольников и многогранников. Доминирующие дисциплины – математика и механика. С ними связаны достижения в гидравлике, инженерном деле, фортификации.

Джироламо Кардано – крупнейший медик и математик середины столетия. «Комментарии к Гиппократу» - его труд. Открыл способ решения уравнений третьей и четвертой степени. Медицина обогатилась учением Джироламо Фракасторо об инфекциях (он ввел этот термин) – возбудителях оспы, чумы, малярии.
Театр, музыка.

Возрождаются жанры трагедии и комедии. Первые трагедии «Розамунда» (трагедия изобилует сценами ужаса)Джованни Ручеллаи и «Софонисба» Д.Триссино, созданные в 1515 г. В отличие от первых трагедий «Орбекка» Джиральди Чинтио и «Гораций» Пьетро Аретино, представленные в 40-е годы, были более совершенны композиционно и психологически правдивее.

На развитие ренессансной комедии сильное влияние оказали римские комедиографы Плавт и Теренций. «Каландро» 1513 г. кардинала Биббиены имела шумный успех – воспевалась чувственная любовь. Мотивы крестьянской жизни послужили сюжетной основой для комедии «Билора» Анджело Беолько (прозвище Рудзанте).
47. Художественная культура в Италии: основные черты искусства Высокого и Позднего Возрождения, виднейшие мастера Возрождения и раннего Барокко.

Ренессанс - эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и Центральной Европы, а также некоторых стран Восточной Европы. Основные отличительные черты антифеодальной в своей основе культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, своего рода "возрождение" его (отсюда и название). 


Высокое Возрождение, период в истории искусства в Италии, падающий на конец 15 и 1-ю четверть 16 вв. и знаменующий высшую, классическую фазу в развитии художественной культуры Возрождения. С 1540-х гг. начинается период позднего Возрождения.

Искусство Возрождения было отмечено новыми чертами обобщенности, гармонии, героической мощи образов.

  1. Основоположники искусства Высокого Возрождения стали Леонардо да Винчи (1452-1519) – подлинный новатор во многих областях знания. Теория живописи, его учение о перспективе, о пропорциях и строении человеческого тела были основаны во многом на его собственных научных наблюдениях и опыте. В живописи он воплотил гуманистический идеал человека, духовно и физически совершенного, исполненного жизненных сил. Творчество: «Мадонна в скалах» - монументальная алтарная картина, «Тайная вечеря» - знаменитая фреска, «Портрет Моны Лизы» - одна из вершин творчества Леонардо.

  2. Рафаэль (1483-1520). В творчестве характерно стремление к синтезу, художественной обобщенности. В картинах отразилось чувство красоты и радости земного бытия. Работы: «Сикстинская Мадонна» - психологически сложный и величественный образ Марии, портрет Бальдассаре Кастильоне, фрески одной из комнат в Ватикане – «Диспут», «Афинская школа», «Парнас», «Мудрость, умеренность и сила».

  3. Микеланджело Буонарроти (1475-1564) – внес огромный вклад в развитие живописи, архитектуры, скульптуры. Произведениям Микеланджело свойственны яркая эмоциональность образов, драматизм воплощения борьбы мощного телом и духом человека с враждебными ему силами. Работы: статуя Давида, фрески потолка Сикстинской капеллы в Ватикане, «Моисей», статуи рабов, ансамбле капеллы Медичи во Флоренции, фреска «Страшный суд».

В XVI в. ведущим художественным центром наряду с Флоренцией и Римом становится Венеция.

  1. Джорджоне (ок. 1477-1510) – утверждал идею единства человека и природы, создал гармонизированы, поэтически-созерцательные образы (картины «Гроза», «Три философа», «Сельский концерт», «Спящая Венера»).

  2. Тициан (1476/77 или 1480-1576) – реформатор живописного искусства, стал непревзойденным мастером колорита. Его работы: «Денарий кесаря», «Любовь земная и небесная», «Юноша с перчаткой». В 40-г раскрылось дарование Тициана-портретиста (портреты П.Аретино, папы Павла III с наследниками, императора Карла V и др.). Поздние работы «Даная», «Венера с зеркалом».

  3. Представители Позднего Возрождения – Веронезе и Тинторетто. Веронезе тяготел к монументальной живописи с темами празднеств, пышных пиршеств, в которых раскрывался образ жизни венецианского патрициата. В полотнах Тинторетто воплощен образ народа, страдающего и борющегося (цикл картин в Скуола ди Сан Рокко в Венеции).


В 20-40-е гг. в природно-аристократической среде сложилось направление маньеризма, для которого характерна изысканная утонченность образов, грациозность форм, произвольность пропорций и цвета. Представители: Понтормо, Пармиджанино, Бронзино, в скульптуре – Бенвенуто Челлини.

На рубеже XVI-XVII вв. сформировалось новое художественное направление –барокко, в рамках которого наметилось 2 течения.

  1. Братья Карраччи, Г.Рени – тяготели к созданию идеализированных образов и декоративности

  2. Караваджо и его последователи – склонны к героизации образов людей из народа и монументализации быта.

В скульптуре барокко выдающимся было монументально-декаративное искусство Бернини, исполненное фантазии, ярких эффектов.

В ренессансной архитектуре сложился общеитальянский стиль, своеобразие которого – в монументальности, синтезе пластических искусств, гармонии образов. Внесли вклад Леонардо да Винчи, Браманте, Рафаэль, Джулио Романо, Палладио, Микеланджело. В ренессансном стиле построены многие частные палаццо и виллы, храмы, общественные здания.

В творчестве Палладио ордер стал главным архитектурным принципом вилл, органически вписанный в окружающий ландшафт.

Барокко привнесло в архитектуру грандиозность, пышную декоративность, вычурную пластическую обработку; ордерная система стала лишь средством, подчеркивающим ритм и пластику.

48. Культура Италии во второй половине XVI - середине ХVII в.

В культуре Италии сосуществовали пласты народной, городской, аристократической, ренессансной и клерикальной культуры. Во второй половине 16 века наряду с ренессансом и маньеризмом, активно воздействует на общество официальная церковная культура. В первой половине 17 века придворно-аристократическая культура и клерикальная сближаются в рамках стилистически новой культуры барокко. Интенсивно развивались натурфилософия и естествознание. Научным языком, кроме латыни становится итальянский. В 1582 году создана Академия дела Круска – первого большого словаря итальянского языка. Развивалось книгопечатание, основным центром распространения котороя стала Венеция. Еще и в 17 веке Венеция оставалась крупнейшим центром книгопечатания Италии. В последние десятилетия 16 – начала 17 веков постоянно пополнялся «Индекс запрещенных книг». На смену Возрождению пришла культура барокко с ее тягой к созданию пышных ассамблей, где в стилистическом единстве существовали архитектура, скульптура, живопись, музыка, театр.


В поэзии второй половины 16 века крупной фигурой был Торквато Тассо (1544-1595), автор эпической поэмы «Освобожденный Иерусалим». В поэзии отразился кризис гуманистического мировоззрения в условиях католической реакции. Одно из выдающихся произведений мемуарной литературы 16 века – «Жизнеописание» Бенвенуто Челлини (60-е годы) Книга повествует о его бурной, исполненной драматических событий жизни. В этом произведении обрисована могучая личность, воплотившая черты ренессансного идеала человека. Философская мысль Италии характеризуется различными направлениями. Ренессанский неоплатонизм обрел широкое распространение в трактатах, диалогах, поэзии. Пьетро Помпонацци отвергал безусловность авторитета Аристотеля. В «Трактате о бессмертии души» он пришел к выводу о смертности человеческой души. Бруно (1548-1600) смело выступил с критикой схоластики и институтов католической церкви.

Математика и механика стали доминирующими дисциплинами в итальянском естествознании. Крупнейшим медиком и математиком был Джилорамо Кардано и его «комментарии к Гиппократу».

В конце 16 – начале 17 в. главные достижения в области астрономии и открытие Галилеем – ИЗОБРЕТЕНИЕ ТЕЛЕСКОПА, разработке законов механики.

Возрождаются жанры трагедии и комедии. Первыми трагедиями были «Розамунда» Д. Ручеллаи и «Софонизба» Д.Триссино (1515). – это легенды о любви с элементами ужаса. В драматургии предпочтение отдается новым жанрам – пасторали и мелодраме. Из пастушеских драм прославились – «Аминта» Т. Тассо и «Верный пастух» Д. Гварини. В начале 17 века возникают первые оперы – положенные на музыку комедии Оттавио Ручеллаи «Эвридика» и «Ариадна» К. Монтеверди.

Микеланжело, внесший огромный вклад в развитие живописи, скульптуры. В более поздних произведениях нарастают трагические ноты. Трагизм приобретает мощное звучание в фреске «Страшный суд» на алтарной стене Сикстинской капеллы.

На рубеже 16-17 веков сформировалось направление – барокко. Два течения: 1. братья Карраччи, Г. Рени – тяготело к созданию идеализированных образов.2. Караваджо и его последователи – склонны к героизации образов людей из народ. Барокко принесло в архитектуру грациозность, вычурную пластическую обработку.
49. Социально-экономическое развитие Франции в ХVI - первой половине ХVII в. Особенности процесса первоначального накопления капитала и генезиса капитализма во Франции. Социальная структура Франции.


Франция вступила в XVI в., завершив свое территориальное объединение. С присоединением к королевскому домену герцогств Бургундия и Бретань французское государство приобрело географические контуры, существовавшие в течение всего XVI и первой половины XVII в. По территории и численности населения (20 млн человек) Франция не знала себе равных в Западной Европе.

Три региона Франции, очень несхожие между собой, определяли ее аграрный строй. На Севере (Парижский бассейн) - возделывание злаков, огородничество и разведение домашней птицы и животных. Юг - возделывание зерновых, виноградных лоз, оливы и фруктовых деревьев. Третью часть составляли горные области - скотоводство.

Земля находилась в собственности феодалов. На территории своих сеньорий они взимали с крестьян, сидевших на их земле, денежную ренту. Крестьяне, рассчитавшись с феодалом, могли свободно распоряжаться своей землей и даже ее продать (это называлось цензивой), уплатив сеньору продажную пошлину, это приобрело к XVI в. черты фактической собственности.

Главной фигурой французской деревни стал цензитарий — лично свободный наследственный держатель своей цензивы.

Для французской деревни XVI — первой половины XVII в. характерно сохранение крестьянской общины. Общины Северной Франции обладали наиболее развитой системой коллективной организации сельскохозяйственного производства: открытые поля, чересполосица, строгая регламентация использования общинных угодий, общие для всех хозяев сроки сева, сенокоса. Община Южной Франции была другого типа. Там не было чересполосицы и принудительного севооборота.

В XVI — первой половине XVII в. крестьянская община значительно расширила свои административные функции и укрепила самостоятельность в сношениях с окружающим миром, она фактически осуществляла местное самоуправление: защищала свои права пользования лесами и пустошами.

Арендные отношения. В начале XVI в. на землях вблизи городов стала распространяться краткосрочная аренда. Она приобрела две основные формы. Фермерская аренда развивалась в местностях с повышенным плодородием почв и вблизи больших городов. Испольщина господствовала в районах с разными природными условиями близ средних и малых городов.

Промышленное развитие характеризовалось как появлением новых, так и сохранением старых форм организации производства. Новое явление-мануфактура. Наемные работники составлялись из деревень. Французские сукна были распространены как в Англии и Италии. Централизованные мануфактуры возникали при поддержке короля и в основном в Париже. Они изготовляли предметы роскоши. Появившееся книгопечатание и шелкопрядение – были организованы по типу мануфактур. Эта продукция широко конкурировала и на внешнем рынке.