Файл: I и ii спряжение глаголов. Спряжение глаголов в настоящем времени. Дата 04. 2022.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕМА: I И II СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ. СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ В НАСТОЯЩЕМ ВРЕМЕНИ. ДАТА: 6.04.2022
Тип урока | Освоение нового материала |
Педагогические задачи | Создать условия для ознакомления с делением глаголов на две группы (глаголы I спряжения и глаголы II спряжения), с соответствующими окончаниями; совершенствовать умение определять спряжение глаголов в настоящем времени; способствовать развитию навыка указывать грамматические признаки глаголов; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке |
Планируемые предметные результаты | Познакомятся с делением глаголов на две группы (глаголы I спряжения и глаголы II спряжения), с соответствующими этим группам окончаниями; научатся указывать спряжение глаголов в настоящем времени; сравнивать личные окончания глаголов I и II спряжения в формах будущего и настоящего времени; выполнять разбор слова по составу; указывать грамматические признаки глаголов |
Метапредметные УУД | Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; коммуникативные: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений |
Личностные результаты | Проявлять уважение к своему народу, другим народам, принимать ценности других народов; осознавать личностный смысл учения; оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественного текста с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке |
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания упр 176
— Какая пословица вам больше всего понравилась?
— В какой ситуации вы можете её процитировать?
— Назовите время, лицо и число глаголов. (Самооценка.)
III. Актуализация знаний. Мотивация
Прочитайте предложение.
Род
Ед. ч.
Мн. ч.
Н
Ед. ч.
Род
Род
аука в лес не ведёт, а из леса выводит.
-Прочтите что получилось. Что это? (пословица). Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием).
-Пусть эта пословица послужит девизом нашего урока.
-Назовите глаголы, которые встретились нам в пословице?
- О какой части речи будем сегодня говорить на уроке?
- Что такое - глагол?
- Как изменяются глаголы?
- Какой теме были посвящены наши последние уроки русского языка?
- Что такое спряжение?
- А теперь составим кластер на тему «Глагол».
Спряжение
Род
Род
-
постоянные
Какие непостоянные признаки глагола вы знаете?
- На кластере осталось пустое место.
-
Глагол
Какие признаки глагола мы еще не знаем?
- Какой вывод можно сделать? (у глагола есть еще и постоянные признаки)
- Какой возникает вопрос? (Какие признаки у глагола постоянные)
непостоянные
Время
Число
Един
Мн
Прош.
Буд.
Наст.
Лицо
Род
- Вернемся к нашим глаголам.
- В каком числе и лице они употреблены?(3 лицо, ед. ч.)
- Одинаковые или разные окончания имеют глаголы в одном и том же лице и числе? (Разные)
- Как вы думаете почему?
- Сформулируйте цель урока. (Узнать, от чего зависят личные окончания глаголов, научиться правильно их писать.)
IV. Самоопределение к деятельности
Работа в группах
Проспрягать глаголы в тетради, выделить окончания (обратите внимание (помощь), личные окончания глаголов даны на доске), результаты записать в таблицу:
Идти, читать, стоять, учить | ||
Число | Лицо | Окончание |
Ед.ч. | 1-е лицо(я) | |
2-е лицо (ты) | | |
3-е лицо (он, она, оно) | | |
Мн.ч. | 1-е лицо (мы) | |
2-е лицо (вы) | | |
3-е лицо (они) | |
-Проанализируйте, как изменяются окончания. Сравните окончания этих глаголов. Что заметили?
1. В первом лице ед. числа окончания глаголов одинаковые, а в других формах отличаются)
2. Можем разбить на 2 группы по гласной букве, Е, И.
3. В личных окончаниях глаголов в одном и том же лице и числе согласные буквы одинаковые, но изменяются гласные буквы.
Выводы
- Да, действительно, окончания разные. Это связано с особенностями спряжения глаголов, глаголы, в зависимости от личного окончания при спряжении делятся на две группы.
- А кто догадается как будем называть эти группы глаголов?
- Есть способ быстрее запомнить правило. Интересно, кто-нибудь догадается?
- В букве «Е» одна палочка - напоминает римскую цифру 1, а у буквы «И» - две палочки, римская цифра 2.
- Эта схема-опора будет помогать вам на уроках русского языка.
- Так какое открытие на уроке русского я зыка мы сделали?
(Глаголы бывают 1 и 2 спряжения.Глаголы относятся к 1 или 2 спряжению в зависимости от личных окончаний.)
Давайте убедимся, правы ли мы. Откройте учебник на стр. 88 и прочитайте сведения о языке, сравните таблицы. На что нужно обратить внимание?
V. Физкультминутка
- Я буду называть глаголы, а вы действиями их показывайте.
Покачайтесь, покружитесь, потянитесь, распрямитесь, приседайте-2р.
Пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, поскачите-ка вприсядку
Глубоко теперь вдохните, сядьте тихо, отдохните.
Все в порядок приведите и опять писать начните.
VI. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр.181 (в парах), устно с проговариванием во внешней речи.
- Вывод мы сделали.
- Теперь применим знания на практике.
– Прочитайте личные окончания.
- В каком лице и числе и в каком спряжении глаголы имеют эти окончания?
- Заполните таблицу.
- Проверим.
Работают в парах. Выполняют задание.
Лицо | Число | 1 спр. | 2 спр. |
1-е л., | мн. ч.: | -ем, | -им. |
2-е л., | ед. ч.: | -ешь, | -ишь. |
2-е л., | мн. ч.: | -ете, | -ите. |
3-е л., | ед. ч.: | -ет, | -ит. |
3-е л., | мн. ч.: | -ут, -ют, | -ат, -ят. |
— Сделайте вывод: что можно узнать по личным окончаниям глаголов? (Спряжение, лицо, число глагола.)
VII. Закрепление изученного материала. Работа по учебнику
Упр. 182(с. 89).
(Коллективное выполнение.)
VIII. Рефлексия. Работа по карточкам (разноуровневые)
— Выпишите глаголы, укажите спряжение, лицо и число.
Лютуют ночные морозы,
Холодные ветры свистят.
Осины, дубы и берёзы
Под зябкими звёздами спят.
В. Орлов
Вешний цветик в травке новой
Щурит ласковый глазок.
Л. Пожарова
В перчатках белых,
Словно часовой,
Стоит подснежник
На озябшей ножке.
Шепчет солнышко листочку: —
Не робей, голубчик!
И берёт его из почки
За зелёный чубчик.
B. Орлов
Кто-то ждёт её, как Бога,
Счёт ведёт календарю
И дежурит у порога,
Ну а я вот не люблю.
C. Гуляев
2я карточка
Поют, играют, жужжит, не слышит, сидишь, видим, пашете, хочешь.
(Самопроверка по образцу.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
- Какую учебную задачу перед собой ставили?
(Узнать, от чего зависят личные окончания глаголов, научиться правильно их писать.)
-
Что нового вы узнали о спряжении глаголов? -
Как отличить глаголы 1 и 2 спряжения? -
Закончите предложения:
-Теперь я знаю, что глаголы бывают…….
-Чтобы определить спряжение глаголов надо…….
-Кто считает, что он усвоил материал и может рассказать об этом другим?
-Кто считает, что материал усвоил, но пока рассказать другим не может?
-Кто считает, что ему надо еще самому разобраться получше?
Возьмите карточку и поместите себя на соответствующую ступеньку лестницы. Как вы оцениваете свою работу в конце урока.
Домашнее задание
Выписать из стихотворения С.А. Есенина «Поёт зима, аукает...» глаголы настоящего времени, указать их спряжение, лицо и число.
(Текст можно дать на карточках или попросить учащихся найти его самостоятельно.)
Глагол
Глагол
Мн. ч.
Ед. ч.
Число
Род
Род
Мн. ч.
Мн. ч.