Файл: I и ii спряжение глаголов. Спряжение глаголов в настоящем времени. Дата 04. 2022.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТЕМА: I И II СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ. СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ В НАСТОЯЩЕМ ВРЕМЕНИ. ДАТА: 6.04.2022

Тип урока

Освоение нового материала

Педагогические задачи

Создать условия для ознакомления с делением глаголов на две группы (глаголы I спряжения и глаголы II спряжения), с соответствующими окончаниями; совершенствовать умение определять спряжение глаголов в настоящем времени; способствовать развитию навыка указывать грамматические признаки глаголов; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные результаты

Познакомятся с делением глаголов на две группы (глаголы I спряжения и глаголы II спряжения), с соответствующими этим группам окончаниями; научатся указывать спряжение глаголов в настоящем времени; сравнивать личные окончания глаголов I и II спряжения в формах будущего и настоящего времени; выполнять разбор слова по составу; указывать грамматические признаки глаголов

Метапредметные УУД

Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; коммуникативные: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений

Личностные
результаты

Проявлять уважение к своему народу, другим народам, принимать ценности других народов; осознавать личностный смысл учения; оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественного текста с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке




Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания упр 176

— Какая пословица вам больше всего понравилась?

— В какой ситуации вы можете её процитировать?

— Назовите время, лицо и число глаголов. (Самооценка.)

III. Актуализация знаний. Мотивация
Прочитайте предложение.
Род

Ед. ч.

Мн. ч.

Н
Ед. ч.

Род

Род
аука в лес
не ведёт, а из леса выводит.

-Прочтите что получилось. Что это? (пословица). Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием).

-Пусть эта пословица послужит девизом нашего урока.

-Назовите глаголы, которые встретились нам в пословице?

- О какой части речи будем сегодня говорить на уроке?

- Что такое - глагол?

- Как изменяются глаголы?

- Какой теме были посвящены наши последние уроки русского языка?

- Что такое спряжение?

- А теперь составим кластер на тему «Глагол».


Спряжение

Род

Род



-
постоянные
Какие непостоянные признаки глагола вы знаете?

- На кластере осталось пустое место.

-
Глагол
Какие признаки глагола мы еще не знаем?

- Какой вывод можно сделать? (у глагола есть еще и постоянные признаки)

- Какой возникает вопрос? (Какие признаки у глагола постоянные)


непостоянные

Время

Число



Един

Мн



Прош.

Буд.



Наст.



Лицо

Род


- Вернемся к нашим глаголам.

- В каком числе и лице они употреблены?(3 лицо, ед. ч.)

- Одинаковые или разные окончания имеют глаголы в одном и том же лице и числе? (Разные)

- Как вы думаете почему?

- Сформулируйте цель урока. (Узнать, от чего зависят личные окончания глаголов, научиться правильно их писать.)



IV. Самоопределение к деятельности

Работа в группах

Проспрягать глаголы в тетради, выделить окончания (обратите внимание (помощь), личные окончания глаголов даны на доске), результаты записать в таблицу:

Идти, читать, стоять, учить

Число

Лицо

Окончание

Ед.ч.

1-е лицо(я)




2-е лицо (ты)




3-е лицо (он, она, оно)




Мн.ч.

1-е лицо (мы)




2-е лицо (вы)




3-е лицо (они)




-Проанализируйте, как изменяются окончания. Сравните окончания этих глаголов. Что заметили?
1. В первом лице ед. числа окончания глаголов одинаковые, а в других формах отличаются)

2. Можем разбить на 2 группы по гласной букве, Е, И.

3. В личных окончаниях глаголов в одном и том же лице и числе согласные буквы одинаковые, но изменяются гласные буквы.
Выводы

- Да, действительно, окончания разные. Это связано с особенностями спряжения глаголов, глаголы, в зависимости от личного окончания при спряжении делятся на две группы.

- А кто догадается как будем называть эти группы глаголов?

- Есть способ быстрее запомнить правило. Интересно, кто-нибудь догадается?

- В букве «Е» одна палочка - напоминает римскую цифру 1, а у буквы «И» - две палочки, римская цифра 2.

- Эта схема-опора будет помогать вам на уроках русского языка.

- Так какое открытие на уроке русского я зыка мы сделали?
(Глаголы бывают 1 и 2 спряжения.Глаголы относятся к 1 или 2 спряжению в зависимости от личных окончаний.)

Давайте убедимся, правы ли мы. Откройте учебник на стр. 88 и прочитайте сведения о языке, сравните таблицы. На что нужно обратить внимание?

V. Физкультминутка

- Я буду называть глаголы, а вы действиями их показывайте.

Покачайтесь, покружитесь, потянитесь, распрямитесь, приседайте-2р.

Пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, поскачите-ка вприсядку

Глубоко теперь вдохните, сядьте тихо, отдохните.


Все в порядок приведите и опять писать начните.
VI. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр.181 (в парах), устно с проговариванием во внешней речи.

- Вывод мы сделали.

- Теперь применим знания на практике.

– Прочитайте личные окончания.

- В каком лице и числе и в каком спряжении глаголы имеют эти окончания?

- Заполните таблицу.

- Проверим.

Работают в парах. Выполняют задание.

Лицо

Число

1 спр.

2 спр.

1-е л.,

мн. ч.:

-ем,

-им.

2-е л.,

ед. ч.:

-ешь,

-ишь.

2-е л.,

мн. ч.:

-ете,

-ите.

3-е л.,

ед. ч.:

-ет,

-ит.

3-е л.,

мн. ч.:

-ут, -ют,

-ат, -ят.

— Сделайте вывод: что можно узнать по личным окончаниям глаголов? (Спряжение, лицо, число глагола.)

VII. Закрепление изученного материала. Работа по учебнику

Упр. 182(с. 89).

(Коллективное выполнение.)

VIII. Рефлексия. Работа по карточкам (разноуровневые)

— Выпишите глаголы, укажите спряжение, лицо и число.

Лютуют ночные морозы,

Холодные ветры свистят.

Осины, дубы и берёзы

Под зябкими звёздами спят.

В. Орлов

Вешний цветик в травке новой

Щурит ласковый глазок.

Л. Пожарова

В перчатках белых,

Словно часовой,

Стоит подснежник

На озябшей ножке.

Шепчет солнышко листочку: —

Не робей, голубчик!

И берёт его из почки

За зелёный чубчик.

B. Орлов

Кто-то ждёт её, как Бога,

Счёт ведёт календарю

И дежурит у порога,

Ну а я вот не люблю.

C. Гуляев

2я карточка

Поют, играют, жужжит, не слышит, сидишь, видим, пашете, хочешь.

(Самопроверка по образцу.)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

- Какую учебную задачу перед собой ставили?

(Узнать, от чего зависят личные окончания глаголов, научиться правильно их писать.)

  • Что нового вы узнали о спряжении глаголов?

  • Как отличить глаголы 1 и 2 спряжения?

  • Закончите предложения:


-Теперь я знаю, что глаголы бывают…….

-Чтобы определить спряжение глаголов надо…….

-Кто считает, что он усвоил материал и может рассказать об этом другим?

-Кто считает, что материал усвоил, но пока рассказать другим не может?

-Кто считает, что ему надо еще самому разобраться получше?
Возьмите карточку и поместите себя на соответствующую ступеньку лестницы. Как вы оцениваете свою работу в конце урока.

Домашнее задание

Выписать из стихотворения С.А. Есенина «Поёт зима, аука­ет...» глаголы настоящего времени, указать их спряжение, лицо и число.

(Текст можно дать на карточках или попросить учащихся най­ти его самостоятельно.)

Глагол

Глагол

Мн. ч.

Ед. ч.

Число

Род

Род

Мн. ч.

Мн. ч.