Файл: Тема 1 Игротехника.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Модуль 5.
«Что должен уметь вожатый»
Тема 5.1 «Игротехника»

Тема 5.1 «Игротехника»
Игровое взаимодействие в условиях временного детского коллектива
Овладение навыками в области техники и технологии игрового
взаимодействия – необходимое условие эффективной работы с отрядом и многочисленными группами в условия детского оздоровительного лагеря. С помощью игры вожатый знакомит детей друг с другом, обеспечивает безопасную обстановку в отряде, создает из отряда настоящую команду, развивает высшие психические функции и коммуникативные качества ребенка, и многое другое.
В игре ребенок не только развлекается, радуется, но и развивается, осваивает новые формы поведения, ценностные установки, получает новые знания о себе и окружающем мире. Игра является наиболее естественной формой взаимодействия между людьми и, особенно между детьми, именно в игре личность развивается свободно, стремительно и гармонично.
Быть хорошим вожатым-игротехником – это видеть не только внешние составляющие игрового взаимодействия, но и глубинные механизмы игры, ее целесообразность с конкретной ситуации. В этой связи можно, переделав известную фразу,
сказать: «Плохих игр не бывает, бывают плохие игротехники». Когда вожатый не задумывается над смыслом и значением выбранной им игры, он не может рассчитывать на ее результативность.
Прежде, чем начать игру, необходимо проанализировать цель игрового взаимодействия, смысл и значение игры, соотнести все это с конкретными людьми, особенностями внешних условий, в которых будет осуществляться игра. Таким образом, необходимо выстроить технологию игрового взаимодействия, дающую не только осмысленность, целенаправленность, последовательность и операциональность действий вожатого, но и предвидение ее результатов.
Что нужно знать вожатому, собирающемуся стать отличным игротехником? Конечно же, нужно понимать все разнообразие игр и знать их классификацию. Существует множество классификаций игр по различным основаниям и критериям.
Классификацию игр по целям
1. По динамическим целям:
• на работу с именем: знакомство и запоминание;
• на всматривание, вслушивание;
• на освоение пространства;
• на регуляцию эмоционального состояния;
• на снятие эмоционального напряжения, агрессии;
• на снятие физического напряжения;
• на снятие барьеров в общении, в том числе, тактильных;
• на сотрудничество;
• на уравнивание в правах;
• на доверие;
• на коррекцию ролевых позиций;


• специфические игры для подростков – на снятие психо- сексуального напряжения;
• специфические игры для постоянных коллективов – на ко- мандообразование.
2. По личностным целям:
• на рефлексию, самоанализ;
• на осознание и проживание;
• на актуализацию проблемы, темы;
• на развитие личности или отдельных черт (памяти, внима- ния, творческого потенциала, креативности, логического мышления, эмпатии);
• на обучение, освоение умения, техники.
3. По функциональной организации:
• подвижные;
• коммуникативные;
• с применения различных видов творчества.
4. По степени интерактивности:
• индивидуальные;
• межличностные (в парах, микрогруппах);
• внутригрупповые;
• межгрупповые;
• массовые.
Игры с разными целями могут использоваться в разные
периоды лагерной жизни, помогать развитию лагерной
смены на самых разных этапах.
Однако знать, какие бывают игры, недостаточно. Самое важное – это умение провести игру, ведь дети в первую очередь следуют примеру вожатого, смотрят на него и на то, как он сам играет.
Критерии эффективного игрового взаимодействия
Чтобы разобраться каким качествами и ролями обладает вожатый, как ведущий игры, следует ознакомимся с критериями эффективного игрового взаимодействия.
1. Высокая эмоциональность
От организаторов игрового взаимодействия, от их эмоциональности, будет зависеть степень включенности и эмоциональности участников игры.
Задача вожатых – постараться быть не просто активными, а эмоционально активными в процессе игры. Постоянно поддерживая свои эмоции на высоком уровне, вожатый, тем самым, «эмоционально заражает» группу и способствует эффективному игровому взаимодействию.

Это не так просто, как кажется. Вместе с тем, эмоциональность, как правило, заложена в самой игре. Необходимо просто ее почувствовать, настроиться, самому увлечься игрой.
2. Игровая ситуация «МЫ» (чувство сопричастности)
Игра учит быть неэгоистами. Игра объединяет. Каждый участник игры способен ощутить чувство сопричастности к происходящему. События игрового взаимодействия становятся общими для группы и для вожатых – организаторов, ведущих игры. Именно поэтому, произнося слова инструкции, важно говорить «мы», вместе с тем, добиваясь не только на словах эффекта объединения участников группы в процессе игрового взаимодействия.
3. Контакт глаз
Для того чтобы этот критерий игрового взаимодействия стал эффективным, необходимо соблюдать следующее: участники и ведущий игры находятся на одном уровне (лежат, сидят, стоят), взгляд ведущего в процессе игры встречается с глазами участников, фиксируясь на 1-2 секунды в среднем.
С одной стороны, это позволяет увидеть степень включенности участников в происходящее, с другой стороны, способствует установлению более тесного контакта с участниками игры.
4. Интрига игры
В каждой игре есть интрига. Организуя игровое взаимодействие, вожатый сознательно может ввести элементы таинственности в происходящее, т.е. заинтриговать участников. Даже самой простой игре можно придать элементы тайны. Вот, скажем: «Игра, в которую мы сейчас будем играть, непростая. Она требует от всех нас полной концентрации внимания, только в этом случае мы сможем в нее играть. У этой игры большая история. В нее играли еще первобытные люди, когда собирались на охоту…»
Интересно? Интригует? Наверное, да. И уже неважно, что за игру вожатый хочет сейчас презентовать. Говоря подобные слова, он придает особый шарм всему тому, что последует и, попутно, увеличивает мотивацию участников на происходящее. Ведь всем становится интересно, что это за игра, которая дошла до нас еще с первобытных времен.
5. Скорость речи соответствует скорости чтения
Известно, что от темпа речи будет зависеть, сможет ли понять нас наш собеседник (или все ли сможет понять наш собеседник). Если речь вожатого будет слишком быстрой, участники игры не успеют понять того, что от них требуют условия игры. Если же речь будет слишком медленной, группа начнет раздражаться происходящему. Самый оптимальный вариант – соответствие скорости речи скорости чтения. Нас легко понимают, в том случае, если темп речи привычен для большинства участников: не очень быстро и не очень медленно.
6. Открытая поза
Открытая поза подразумевает отсутствие так называемых верхнего и нижнего «замков» (верхний – скрещенные руки на груди; нижний – скрещенные ноги), которые стереотипно часто воспринимаются как
«закрытость» человека. Кроме того, это еще и живая мимика, нескованные

жесты, подкрепляющие слова. Тогда сразу становится понятно, что нечего бояться, ничего страшного происходить не будет, и участники сами примут открытую позу для игры, что будет способствовать ее эффективности.
7. Высокая степень мобилизации
Если для определения степени мобилизации для игрового взаимодействия произвольно представить некую шкалу, состоящую из десяти делений от 0 до 9, то нулевой степени мобилизации будет соответствовать состояние сна, из которого, как известно, необходимо еще выйти, а девятой степени
– состояние аффекта, сопровождающееся бурным и неконтролируемым поведением. Исходя из этого, высокая мобилизация, необходимая для эффективного игрового взаимодействия, будет соответствовать где-то пятой-шестой степени, т.е. адекватной готовности к действиям. Как понять в какой степени мобилизации вы находитесь? Самый оптимальный вариант сначала почувствовать эту степень мобилизации. Для чего сядьте на краешек стула. Подайте слегка корпус вперед. Согнув руки в локте, положите их на свои колени так, чтобы ваши кисти могли свободно висеть и жестикулировать. Выпрямите спину. Поднимите голову так, чтобы
Ваш взгляд был параллелен уровню пола. Свободно повращайте головой вправо-влево. Улыбнитесь. То чувство, которое возникло, те ощущения этой позы, которые вы испытываете – это и есть характеристика пятой-шестой степеней мобилизации.
8. «Легкий вес»
Что значит работать в «легком весе»? Вспомните свои ощущения тогда, когда вы очень устали. Ничего не хочется делать. Нет ярких эмоций. Это
«тяжелый вес». Организовывать игровое взаимодействие в «тяжелом весе», сами понимаете, не эффективно. Теперь представьте Ваше нормальное рабочее состояние. Не очень эмоциональное. Не очень инициативное.
Спокойное рабочее состояние. Это «средний вес». Сейчас придайте этому состоянию немного подвижности, совсем чуть-чуть азарта. Чувствуете, что вы более готовы к действиям? Это и есть «легкий вес». Самый оптимальный и эффективный для игрового взаимодействия, когда становится легко играть, без усилий. «Легкий вес», как правило, соответствует пятой-шестой степеням мобилизации. Существует еще и «наилегчайший вес», но он слишком
«воздушный», плохо контролируемый и немного пугающий для окружающих.
«Вес» – это индикатор эмоционального состояния, как вожатого, так и тех, с кем он взаимодействует.
9. Пристройка «на равных»
Это особый показатель – индикатор отношения к другому человеку или группе людей. Всего их можно выделить три: пристройка «под», «на равных» и «над». Пристройка «под» («снизу») – это позиция подчинения. Она бывает порой унизительна. Ее характеризует взгляд снизу, немая мольба, жесты подчинения. Очень часто эта пристройка свидетельствует о неуверенности в своих силах: «Ну, я же по-человечески Вас прошу играть, а Вы…» Пристройка
«над» («сверху») – свидетельствует о неуважении, иногда пренебрежении, демонстрирует самоуверенность и превосходство. Ее характеризуют

повелительные позы и жесты, поджатые губы, резкие слова и резкость слов:
«Так, сейчас я с вами буду играть…» Оба варианта, как понятно, не способствуют эффективности игрового взаимодействия. Мы выбираем
«золотую середину» – пристройку «на равных». Она свидетельствует собственно о равности отношений, готовности и желания сотрудничать, уважении друг к другу и происходящему. Ее характеризуют хорошее настроение, улыбка, открытая поза, «легкий вес» и адекватная мобилизация.
Только в случае выбора пристройки «на равных» мы можем рассчитывать на совместную деятельность, имеющую конструктивный и продуктивный характер.
10. Четкость инструкции
Инструкция будет понятна участникам игры в том случае, если она логична, четко простроена, а также четко и понятно объяснена. Для того чтобы дать четкую инструкцию, для начала вожатому необходимо понять условия игры. Затем своими словами объяснить себе эти условия. И только после этого возможно составить собственно инструкцию,
что называется, присвоенную и личностно адаптированную.
11. Высокая динамика
Процесс любого игрового взаимодействия, однажды запустив, необходимо контролировать, поддерживая должную динамику игры. Как правило, для большинства игр, эта динамика высока. Игра требует от всех участников постоянной включенности, действий. Игра – это живой организм, постоянно находящийся в движении. Об этом необходимо помнить каждому вожатому.
12. Соответствие игры пространству
Когда мы идем по улице, мы стараемся привести в соответствие наши действия тому, что происходит вокруг. Так, мы обгоняем впереди идущих пешеходов, стараясь не задеть их случайно. Если же мы попадаем в «людской поток» – то движемся вместе с ним, в том пространстве, которое осталось нам доступно. То же самое можно сказать и про игровое взаимодействие, про целесообразность проведения тех или иных игр в том или ином пространстве.
Например, не имеет смысла играть в прятки в одной комнате – негде спрятаться; неудобно играть в футбол в коридоре. Вожатый не сможем эффективно провести игру в неадекватном для нее пространстве. Соблюдение этого критерия позволяет сделать игровое взаимодействие действительно эффективным.
13. Соответствие текста мимике и жестам
Организуя игровое взаимодействие, нужно помнить, что игра – это территория искренности. Все, что говорит вожатый, подкрепляя слова жестами, не должно вызывать подо-зрения у отряда. Это не значит, что нужно обязательно улыбаться, быть открытым и т.п. Нет. Главное, быть искренним.
Мимика и жесты – помощники вожатого, а не враги.
14. Доведение игры до логического конца
Взявшись за такое непростое и серьезное дело, как игра, надо начинать играть по ее правилам. Одно из правил игры постараться не обрывать игровое

взаимодействие, а довести его до конца: чтобы всем участником стало понятно, что игра закончилась. Тем самым сохраняется не только целостность игры, но и целостность впечатлений от нее. И, конечно же, не надо забывать в финале игры поставить эмоциональную точку.
15. Установка на действие
Установка на действие повышает мотивацию на игровое взаимодействие. Давая инструкцию к игре, почаще используйте слова «Сейчас мы», «А теперь», «Встаем», а не «А давайте сейчас мы…», «Есть предложение встать…». В первом случае установка на действие ярко выражена, во втором, есть выбор – делать или нет.
16. Оформление, инструментарий
Не все, но многие игры требуют заранее продуманного и подготовленного инструментария, например, мяч, мягкая игрушка, фломастеры, буквы алфавита. Согласитесь, играть в алфавит без букв алфавита невозможно.
17. Адекватность возрасту, месту, времени, ситуации
Этот критерий подразумевает то, что обязательно необходимо учитывать, как время суток (утром – адекватны одни игры,
вечером – другие), так и продолжительность игры, причем в зависимости от возраста участников.
Одна и та же игра в зависимости от вышеперечисленных условий и ситуации пройдет по-разному.
Мы рассмотрели основные критерии эффективного игрового взаимодействия, учитывать которые необходимо в групповой работе и с детьми, и с подростками.
Игры, наиболее часто используемые
в детском оздоровительном лагере
ИГРЫ В АВТОБУСЕ
«Морячок»
Салон автобуса разбивается на две команды.
«Объявляется конкурс на лучший экипаж корабля. Для этого нам нужно знать много песен. Какая команда споет их больше всего, та и будет победителем! Но главное, чтобы в песне были слова о море, моряках, морских кораблях». Эта игра очень вариативна, и ее условия зависят от вашего воображения. Это могут быть песни о Москве, могут быть песни, в которых встречаются цифры: «… миллион, миллион, миллион алых раз»; «… раз словечко, два словечко…»
Более сложным вариантом этой игры будет игра «Вопрос-ответ», где команда по очереди берет вопрос из одной песни, а ответ – из другой.
«Что стоишь, качаясь? …»
«… Качает, качает волна морская».
Можно, чтобы одна команда в песенной форме задавала вопрос, а вторая из текста песен выбирает ответ.

«Эстафеты»
Эстафета в автобусе – такое действительно бывает. Можно на скорость по рядам передавать какой-нибудь маленький предмет. А можно пустить по каждому ряду картонку с карандашом, и каждый участник должен написать на картонке, пущенной по его ряду, слово из 4-5 букв. При подсчете учитывается количество букв и время.
Картонку и карандаш можно использовать для игры на знакомство. Для этого ребята должны на картонках писать свои имена. Вожатый после окончания игры объявляет статистические данные: сколько у нас Маш, Свет,
Никит и т.д.
«Что я видел»
Эта игра на внимание. В ней ребята должны сосчитать количество не логических суждений в стихотворении, которое прочтет вожатый:
Я видел озеро в огне,
Собаку в брюках на коне,
На доме шляпу вместо крыши,
Котов, которых ловят мыши.
Я видел утку и лису,
Что плугом пашут луг в лесу,
Как медвежонок туфли мерил, и как дурак всему поверил.
(С. Я. Маршак)
Или:
Из-за леса, из-за гор
Ехал дедушка Егор.
Он на пегой на телеге,
На дубовой лошади,
Подпоясан он дубиной,
Приопершись на кушак,
Сапоги на растормашку,
На босу ногу пиджак.
Или:
Ехала деревня мимо мужика,
А из-под сапоги лают ворота,
Кнут схватила лошадь,
Хлещет мужика,
Черная корова
Ведет девку за рога.
(К. С. Станиславский)
«Перепевки»
Участники делятся на две команды, каждая команда получает тематику песен. Задача команды вспомнить как можно больше песен.