Файл: Роль государства в рыночной экономике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Во-первых, функционирование рыночной системы основано на стихийном действии экономических регуляторов. А это делает экономику неустойчивой , неизбежно возникают диспропорции которые устраняются не сразу. Для восстановления равновесия нужно пройти через кризисы и другие глубокие потрясения.

Во-вторых, рыночная среда бесконтрольна и поэтому возникают монополизированные структуры, которые ограничивают свободу конкуренции со всеми ее позитивными функциями и создают неоправданные привилегии для особого круга субъектов рынка.

В-третьих, стихийно действующий механизм рынка настраивает экономику на удовлетворение многих общественных потребностей и нужд общества не связанных с бизнесом. Прежде всего, это формирование социальных трансфертов, поддержка здравоохранения, образования, науки, искусства, культуры, спорта.

В четвертых, рынок не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения и гарантированный трудовой доход. Каждый человек сам заботится о своем месте в обществе, а это в свою очередь ведет к социальному расслоению, т.е. делению на богатых и бедных и усиливает социальное давление.

Рыночные отношения создают благоприятные условия для проявления корыстных интересов, которые порождают коррупцию, рэкет, торговлю алкоголем и наркотиками, а также и другие антиобщественные явления. Эти негативные свойства рынка проявляются и в переходной экономике, что подтверждает опыт России. Но эти черты рыночного несовершенства могут стать мягче при осуществление разумной экономической политики. Здесь особенно важны меры государственного регулирования хозяйства путем перераспределения средств в пользу тех сфер общественной жизни, которые не могут быть обеспечены только рыночными источниками.
2.3 Анализ текущего состояния рыночной экономики в России и поиск путей роста эффективности рыночной экономики Российской Федерации.
Объем ВВП - это один из важнейших показателей развития экономики страны, Мы знаем что ВВП - макроэкономический показатель, который отражает рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг , произведённых за год во всех отраслях экономики для потребления, экспорта и накопления. Так он равен сумме объемов потребления, инвестиций, государственных расходов и «чистого» экспорта. ВВП рассчитывается как сумма добавленной стоимости во всех отраслях материального производства и сферы услуг.


Реформы 90-х годов привели к созданию ужасной квазирыночной системы, особенностями которой были беспрецедентная натурализация хозяйственной деятельности,

Устойчивое значительное превышение процентной ставкой уровня

Отдачи капитала в реальном секторе и неизбежная в этих условиях ориентация всей экономики на финансово-торговые спекуляции и

Растаскивание ранее созданного богатства, хронический фискальный кризис, вызванный возникновением дурной последовательности.

Из-за гиперинфляции произошла сильная деформация всех стоимостных пропорций и соотношения цен на продукцию отдельных отраслей, изменившая стоимостные основания систем:

Финансовой, бюджетной и кредитно-денежной. Индекс потребительских цен с 1992 г. По 1995 г. Увеличился в 1187 раз, а номинальная зарплата в 616 раз. Тарифы на грузовые перевозки

Увеличились за те годы в 9,3 тыс. раз, а индекс цен реализации продукции сельского хозяйства повысился всего в 780 раз, в 4,5 раз меньше, чем в промышленности. Такое неравновесие доходов и расходов достигло за годы преобразований такого уровня, что механизм неплатежей перестал справляться с его сбалансированием.

По официальным данным реальная начисленная зарплата только в 2007 году достигла советского уровня 1990 года, а среднемесячная зарплата 20 – 60 долларов в начале и конце 90-х поставила нацию на грань выживания. Да и нынешняя зарплата в 200 – 600 долларов в месяц гораздо меньше заработков в развитых странах, и для многих россиян с трудом покрывает минимальные расходы на проживание. Достаточно сравнить зарплату большинства работающих или пенсионеров со стоимостью жилья, приличной одежды, качественного питания, проезда на транспорте или коммунальных услуг, Проведенный нами анализ, свидетельствует о необходимости основательного пересмотра государственной социальной политики.

Пока не одна партийной смогла
привлечь для разработки реформ значительную группу авторитетных специалистов. Боязнь упреков в политической
ангажированности отпугивает академических ученых, а отсутствие
достаточной компенсации за труд не восполняется энтузиазмом исполнителей. Поэтому обычно результаты принятых законов оказываются неожиданными не только для публики, но также и для их авторов. Приняв закон, парламент мало интересуется его последствиями.
Современные западные экономики являются важнейшими источниками идей. Россия стремится внедрить самые передовые
механизмы. Так я могу привести пример, когда Россия ввела налог на доходы физических лиц в 1992 г. - сразу же пятиуровневую прогрессивную систему с различными пунктами в декларации , хотя на то время контроль за доходами практически отсутствовал, а работа по заполнению такой декларации была не под силу большинству физических лип. Любой проект реформы должен включать разделы, посвященные анализу опыта передовых экономик, включая те периоды, когда их душевой ВВП был схож с нашим нынешним уровнем. Очень важно изучить опыт стран, немного обогнавших Россию в институциональном развитии. Детальный анализ опыта других стран позволил бы избежать частой ошибки другого рода - скороспелых доморощенных изобретений. Примером этого опыта отрицательные последствия внедрения плоской шкалы налога на доходы физических лип. Последствиями были ослабление стимулов к инвестированию, рост неравенства и усиление социального неравенства. Выиграл в этом опыте узкий класс высокооплачиваемых граждан, таких как: высокопоставленные чиновники и политики, Но некоторые инициаторы этого закона полагали, что он сыграет позитивную роль для общества.



Очень часто встречается ошибка - стремление решить все проблемы одним ударом. Автор реформы должен стремиться разбить ее на этапы, понятные и избирателям, и парламентариям. Он должен предусмотреть возможные варианты коррекции последующих этапов реформы в зависимости от предыдущих результатов. Разделение реформ на этапы и экспериментирование очень важный опыт так на опыте Китая мы можем видеть, что это очень нужная практика.
Государственный стандарт на проектирование реформ должен регламентировать структуру подобных проектов и процедуры их формирования и оценки.
Очень важно проводить анализ результатов проделанных институциональных изменений. Критерии и процедуры оценки должны содержаться уже в исходном проекте.
Внимание следует уделить социально-политическим последствиям институциональных изменений и анализу парораспределительных эффектов реформы. Любая реформа создает временные возможности для извлечения прибыли теми, кто оказался в нужное время в нужном месте. Проект должен предусматривать изъятие государством чрезмерной «переходной ренты» компенсацию потерь слоям населения, которым реформа противном случае могла бы нанести ущерб.
Еще один необходимый элемент проектирования любой реформы - анализ се совместимости с действующими институтами, законодательными и культурными нормами. Следует помнить, что очень многие вновь созданные институты функционируют совсем не так, как это предполагал законодатель. Типичный пример - закон о банкротстве, вполне соответствовавший западным образам, но долгое время использовавшийся главным образом для «раздевания» и захвата эффективных предприятий.

Заключение

В результате достижения целей данной курсовой работы и решения поставленных задач можно сделать следующие выводы. Во-первых, рассмотрев в пунктах моей курсовой некоторые аспекты мы выявили зависимость, что в России и многих других странах осуществляется трансформация постсоциалистической экономики в рыночную. Так страны хотят найти способ выхода из глубокого социально-экономического кризиса, в котором государства бывшего социалистического лагеря оказались. Почему именно рыночная экономика? Многие страны свой выбор обосновывают тем, что некоторые капиталистические страны достигли высокого уровня экономического развития решив остановится на рыночной экономике и, тем самым признается, что экономика развитых рыночных государств - это норма, а экономика социалистических стран - отклонение от нормы. Но не все страны готовы переходить к рыночной экономике, да и как показывает статистика не всем это необходимо. Так мы понимаем, что для России и других стран переход к рынку - единственно возможный путь дальнейшего развития, по крайней мере, это необходимо обосновать и в любом случае выяснить, какая хозяйственная модель в российских условиях наиболее эффективна и приемлема для жизни государства.


Так по статистике приблизительно среди двух сотен мирового сообщества, в основе экономики подавляющего большинства которых лежат рыночные принципы, лишь двадцать четыре страны относят к развитым и лишь семь государств относят высокоразвитым, Нам следует сделать вывод, что лишь сравнительно небольшом числе стран с рыночной экономикой достигнуты высокие стандарты жизни, тогда как в подавляющем количестве рыночно ориентированных государств этого нет. По оценкам из «третьего мира» в развитые страны ежегодно утекает от 50 до 100 млрл. Долл.

Подводя итоги мы видим, что отнюдь не только в рыночных отношениях кроется причина изобилия в развитых странах – существенную долю их доходов дают проценты за предоставляемые кредиты, неэквивалентный обмен и эксплуатация дешевой рабочей силы в странах третьего мира. Более того, происходит усиление дифференциации между развитыми и развивающимися странами. Характерно, что в последнее время к высокоразвитым государствам не добавилась практически ни одна страна.

Вывод моей курсовой работы показывает, что исследуемые понятия и механизмы позволяют раскрыть назначение, содержание, и проанализировать сущность данной нам системы. Рыночная экономика свидетельствуют о том, что в настоящее время она требует дальнейших разработок и правильного анализа, что обусловлено процессами ее преобразования в Российской Федерации.