Файл: Сказка Колобок Инсценировка Олеси Емельяновой для домашнего кукольного театра.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9 этого попросите актера с самым маленьким ростом надеть куклу-перчатку, встать и приподнять руку с куклой над головой так, чтобы запястье оказалось выше макушки, то есть рука была в том же положении, что и во время спектакля. На этой высоте и расположите «грядку». Само же окошко сделайте высотой 35-40 см.
Над окошком сделайте отступ еще в 30 см.
Он поможет зрителям сосредоточиться на окошке ширмы. Потом сделайте отгибы в 30 см и 5 см и, отогнув боковые треугольные вы- ступы, приклейте их к верхнему отгибу, как показано на рисунке слева. Таким образом, у вас получится основа для крепления фона, которая не провиснет под собственной тяже- стью. Сам фон может быть либо шторкой из ткани, либо листом картона, на котором фон нарисован. Переднюю часть ширмы раскрась- те или обклейте обоями. Только не изобра- жайте на ширме пейзаж или сказочных героев. Ширма не должна отвлекать внимание зрителей от происходящего на сцене или рассказывать им совсем другую историю. Она должна быть всего лишь красивой рамой, внутри которой происходит действие.
А чтобы сама ширма держалась в дверном проеме, прикрепите ее с обращенной к актерам сто- роны к дверному косяку обыкновенным широким скотчем. Он, конечно, при отдирании может оста- вить следы на дверном косяке, но их можно легко оттереть салфеткой, намоченной в воде или в спирте.
Настольная ширма.
Настольная ширма тоже отличный вариант. Такая ширма устанавливается на краю стола, застеленного длинной скатертью до пола, чтобы зрителям не было видно актеров, управляющих куклами. Ее главное пре- имущество в том, что она может быть установлена в лю- бом месте комнаты на столе, стульях или гладильной доске..
Для ее изготовления вам понадобится лист тонкой фанеры или плотного картона, тяжелая половая доска для подставки, 3-4 шурупа-самореза, 2 болта длиной 15-
20 см и картонка или шторка для заднего плана.
Чертеж ширмы приведен на рисунке слева.
Вертикальная часть ширмы с окошком изготавли- вается из тонкой фанеры или толстого картона и с помощью шурупов-саморезов привинчивается к подставке в 3-4 местах. Подставка должна быть спереди, чтобы не мешать актерам управлять куклами.
10
Затем в верхней части просверлите два отверстия, вставьте в них болты и закрепите гайками.
После этого можете либо натянуть между ними веревочку со шторкой из легкой ткани, либо за- крепить на них с помощью гаек легкую картонку, на которой будет нарисован или наклеен задний план.
Саму ширму можно спереди раскрасить по своему усмотрению, либо обклеить обоями с подхо- дящим рисунком.
Ростовая ширма.
Если же вы пригласили на спектакль много зрителей или планируете показать его в школе или в детском саду, то, чтобы всем было хорошо видно происходящее на сцене, лучше сделать полно- ценную ростовую ширму.
Размера сцены должно хватать и для декораций, и для самого действия. Сцена не должна быть слишком маленькой и тесной, иначе куклам будет негде двигать- ся, но не должна быть и слишком большой, чтобы куклы и декорации на ней не потерялись. Для нашего спектакля достаточная ширина сцены равна 100 см, но если вы планируете в дальнейшем ставить на ней более масштабные пьесы, то лучше сразу сделать грядку подлиннее.
Высота ширмы зависит от роста актеров.
Если в спектакле принимают участие дети до 10 лет, и взрослые, то удобно использо- вать ширму с высотой «грядки» 150 см. За такой ширмой ребенок сможет управлять куклой стоя, а взрослый – стоя на коленях.
Если же участники спектакля старше 10 лет, то высоту грядки нужно увеличить, чтобы
11 все могли управлять куклами стоя без необходимости наклоняться. В каждом конкретном случае нужно опытным путем подобрать грядку удобной для всех высоты. Учесть необходимо и размер помещения – чем выше грядка, тем дальше от ширмы нужно сажать зрителей, чтобы им не при- шлось слишком сильно задирать головы.
Руководствуясь приведенным здесь чертежом, можно склеить ростовую ширму целиком из тол- стого картона или сделать каркас из реек, а потом обить его картоном или тонкой фанерой. Приве- денная конструкция функциональна и устойчива. Она позволяет задрапировать переднюю часть ширмы тканью и повесить занавес, который при необходимости скроет от глаз зрителей смену де- кораций, что необходимо в нашем спектакле «Колобок».
Для красоты можно снаружи обклеить стенки ширмы обоями или раскрасить по своему усмот- рению. Напишите на ширме название своего театра, нарисуйте узоры, наклейте аппликацию, в об- щем, украсьте так, как ваша душа пожелает. Главное, чтобы оформление не было слишком бро- ским и не отвлекало от происходящего на сцене. И не изображайте на «фартуке» (передняя часть ширмы от пола до «грядки») пейзаж с небом, иначе декорации самого спектакля будут казаться подвешенными в воздухе.
В данной конструкции предусмотрено и крепление декораций второго плана. Лист, на котором изображен второй план, прикрепляется булавками на заднюю стенку ширмы или рисуется прямо на ней. Наличие задней стенки не дает ширме разъезжаться в разные стороны.
Декорации к спектаклю
Именно декорации в кукольном спектакле во многом создают настроение. К тому же каждому зрителю хочется не просто представить место действия, а увидеть его своими глазами, не говоря уже о малышах, которые пока не в состоянии домысливать и представлять себе то, что подразуме- вается по контексту. Чтобы ваш спектакль выглядел не хуже, а, возможно, даже лучше иного спек- такля профессионального, следует изготовить декорации не только первого плана, но и второго – фон, на котором происходит действие. Таким образом, вы создадите маленький кукольный мир, в который каждый зритель сможет заглянуть через окошко сцены.
Репетиции лучше проводить с теми же декорациями, которые будут участвовать в спектакле – это позволит избежать накладок, а движения кукол сделать максимально похожими на движения живых героев, полностью используя возможности сцены и декораций. Поэтому не откладывайте их изготовление на последний момент.
Декорации первого плана
Лучше ограничиться только декорациями, требующимися по сюжету, и не перегружать первый план, иначе зрителям будет сложно понять, что происходит на сцене, а актерам трудно управлять куклами. Со стороны, обращенной к актерам, все декорации должны быть плоскими.
Декорации первого плана, как правило, являются кулисами – из-за них куклы выходят и за них же прячутся, уходя со сцены. Такая декора- ция должна быть непрозрачной и устойчи- вой, шириной не менее 20 см и высотой хотя бы чуть выше куклы (обычно 25-30 см.). В этом случае герой может выйти из-за кулисы неожиданно и не будет увиден зрителями раньше времени.
12
В зависимости от того с какой стороны сцены расположена декорация, она может быть левой или правой кулисой. Это необ- ходимо учитывать. Так в нашем спектакле в первом действии дом – левая кулиса, де- ревья – правая кулиса. А во втором дейст- вии обе кулисы – деревья, поскольку дей- ствие происходит в лесу.
Для устойчивого крепления на ширме находящиеся на первом плане декорации должны иметь внизу широкое основание высотой 5-10 см. Обычно для креп- ления на грядке картонных декораций используются две при- щепки. Чтобы закрепить сторону декорации, обращенную внутрь сцены, в основании делается небольшой выступ. Сде- лать такой же выступ со стороны, примыкающей к краю грядки, часто оказывается невозможно, иначе при закреплении между декорацией и боковой стенкой ширмы образуется некрасивый зазор, поэтому в декорации выше уровня грядки вырезается прямо- угольное отверстие для прищепки
(для стандартной бельевой при- щепки размер отверстия 1х4 см).
Так справа приведен чертеж де- корации, изображающей опушку
леса, у которой выступ основания расположен слева, а отверстие для прищепки – справа. То есть это правая кулиса. У левой кулисы
(рисунок слева) выступ должен быть с другой стороны.
Чтобы деревья, расположенные на первом плане, не падали, лучше всего их делать и закреп- лять не по отдельности, а сгруппировав в единую декорацию. Ель идеальна для декораций перво- го плана, поскольку имеет широкое основание, и за ней легко спрятаться кукле. Если вы предпочи- таете лиственные деревья, то обязательно нарисуйте им пышные кроны, а рядом со стволом расположите кусты. Это необходимо для устойчивости и непро- зрачности декорации. Очень нарядно будет смотреться рябина или кусты с цветами или яркими ягодами.
Разумеется, декорации могут быть не только картонными.
Из сухих веток, цветной бумаги или ткани при помощи нитки или проволоки можно изготовить очень похожие на настоящие де- ревья и кусты. Конечно, это потребует больше времени и уси- лий, но и результат того стоит.
Чтобы такой куст или дерево не просвечивали насквозь, а куклы не задевали за ветки, сзади нужно обязательно прикрепить лист картона подходящего цвета, повторяющий контур объемной декорации.
13
Помимо деревьев для нашего спектакля нам понадобится дом с окошком. Рядом ним куклы не должны выглядеть ни великанами, ни лилипу- тами, поэтому очень важно сделать декорацию правильного размера. По ходу действия из окош- ка выглядывает Бабка ее голова должна сво- бодно проходить в отверстие, не протискиваясь и не раскачивая декорацию.
Подходящий размер окна 10х10 см. Изнутри окошко надо «занавесить» приклеенным или пришитым чуть выше проема кусочком темной ткани. Когда кукла выглядывает, она поднырива- ет под ткань, придерживаемую актером, и просо- вывает голову в окно. Ткань выигрышно оттеняет куклу и не позволяет зрителям видеть, что происхо- дит за домиком-кулисой. Так зрителям будет ка- заться, что дом не плоский, а имеет внутренний объем.
Обращенную к зрителям сторону домика можно сделать не просто нарисованной, а полуобъемной.
Можно отогнуть картонные ставни, а на поверхность декорации толстым слоем наклеить размоченные в растворе ПВА бумажные салфетки или туалет- ную бумагу, а затем до высыхания продавить ножом для рез- ки пластилина бревнышки или доски. Также стену из бревен легко смастерить, приклеив к картону полоски бумаги так, как показано на рисунке слева.
Для живости крышу можно украсить приклеенной соломой, веточками, древесной корой, сухой травой или черепицей из толстого картона. В отличие от декораций для профессионального театра декорации для театра домашнего не обязательно должны служить годами, поэтому в их изготовлении имеется куда больший простор для творчества и использования природных материалов.
Если же вы не очень любите или не умеете рисовать, то можете скачать готовые декорации в нату- ральную величину здесь:
Дом: http://www.olesya-emelyanova.ru/dom_teatr-master-class_dekoratsii_dlya_domashnego_teatra_domiki.html
Деревья: http://www.olesya-emelyanova.ru/dom_teatr-master-class_dekoratsii_dlya_domashnego_teatra.html
Вам останется только распечатать их, наклеить на плотный картон и вырезать по контуру.
14
Как закрепить декорации первого плана
Декорации не должны шататься от движений кукол и тем более падать. Как уже говорилось, у каждой декорации пер- вого плана должно быть внизу широкое основание, которое придаст ей устойчи- вость и позволит прикрепить ее к «грядке» прищепками. Для этой цели подойдут лю- бые пластмассовые или деревянные бельевые прищепки с плоскими без вы- ступающих частей боками. Пластмассо- вые прищепки удобнее деревянных, по- скольку шире раскрываются. С помощью них декорация будет надежно держаться вне зависимости от того, плоская она или полуобъемная. Одна прищепка держит декорацию за выступ, а вторая встав- ляется в прорезанное прямоугольное отверстие.
А чтобы прищепки не были видны зрителю, их надо замаскировать. Для этого на обращенную к зрителю сторо- ну прищепки нужно наклеить кусочек картона с изображением части деко- рации. Например, на прищепку можно наклеить изображение куста или высо- кой травы. Поскольку приклеенные на прищепки декорации немного высту- пают вперед, они придают всей деко- рации дополнительный объем и красо- ту.
Бордюр
Чтобы сцена выглядела еще красивее, можно перед креплением декораций закрепить вдоль всего края грядки декоративный бордюр. Бордюр – это просто длинная полоска бумаги, на которой нарисована тропинка или полоска ткани зеленого или песчаного цвета. Бордюр объединяет декорации первого плана в единую композицию.
Нижнюю часть бордюра при желании можно сделать фигурной, но верхняя часть должна быть прямой и идти вровень с грядкой, чтобы не мешать креплению декораций и не засло- нять кукол.
Готовый бордюр можно приклеить или аккуратно прикрепить булавками. В послед- нем случае будьте внимательны и следите, чтобы концы булавок не торчали наружу.
15
Бордюр из ткани можно просто перекинуть через грядку, чтобы он равномерно свисал с обеих сто- рон. Прищепки, удерживающие декорации, удержат и его.
Декорации второго плана.
И все же одних декораций первого плана недостаточно. Без декораций второго плана сквозь окошко сцены зрители увидят совсем неуместную в спектакле обстановку вашей комнаты, что ис- портит все ваши старания. Поэтому обязательно позаботьтесь о фоне, на котором происходит дей- ствие.
Самый простой способ – это повесить на втором плане шторку из ткани голубого или синего цвета. На ее фоне куклы и декорации будут хорошо выделяться.
Если же вы любите и умеете рисовать, то возьмите большой лист бумаги (или склейте между собой несколько маленьких), а затем изобразите на нем поле и лес вдалеке. Но не стоит прорисовывать второй план слишком тщательно. Он не должен быть перегружен деталями и мешать зрителям воспринимать происходящее на сцене.
Декорации второго плана ни в коем слу- чае не должны быть объемными, чтобы кук- лам не приходилось через них «продирать- ся».
Второй план, нарисованный на листе кар- тона или бумаги, можно закрепить на задней стенке ширмы булавками, скрепками, скотчем или пришить несколькими стежками. Но если в спек- такле участвуют малыши, надо быть осторожными, доверить крепление декораций взрослым участ- никам спектакля и проследить, чтобы из картона не торчали острия булавок, о которые можно пора- ниться.
А теперь, когда все декорации уже готовы, самое время перейти к следующему важному этапу – подбору и изготовлению реквизита.
Реквизит
Хорошо подобранный реквизит придает происходящему на сцене дополнительную достовер- ность. Для спектакля «Колобок» нам понадобятся: вя- занка хвороста, ведро, миска и тесто.
Вязанка хвороста. Соберите на улице сухие пру- тики и туго свяжите их вере- вочкой.
Ведро. Маленькое ведерко можно сделать из крышки от флакона подходящего размера, приделав ей ручку из проволоки.
16
Миска. Миску можно взять из пластмассового набора кукольной посу- ды или нарисовать на картоне, снабдив снизу ручкой. Последний способ даже удобнее, поскольку такая миска не заслоняет куклу на сцене и ее удобно держать за ручку.
Тесто. Разумеется, никакое настоящее тесто, а тем более пластилин, использовать в спектакле нельзя. Поэтому в качестве сырого Колобка используйте комок ваты, выкрашенный в желтоватый цвет.
Оглянитесь вокруг, и вам в голову обязательно придет много удачных идей!
Свет и звук
Обычно во время спектакля зрительный зал погружен во тьму, а сцена ярко освещена. Благо- даря этому зрителям легче сосредоточиться на действии. Если вам хочется, чтобы у вас было все, как в настоящем театре, то возьмите несколько настольных ламп и расставьте их, направив на сцену с разных сторон. Постарайтесь, чтобы при всех включенных лампах вышедшая на сцену кук- ла была ясно видна и не отбрасывала некрасивых теней. Лампы включите в один удлинитель, снабженный общим выключателем, чтобы можно было сразу выключить весь свет или включить его. Но в домашнем театре свет можно и не выключать, главное, чтобы включенная люстра не рас- полагалась за ширмой. В этом случае недостаточно плотная ширма из ткани может превратиться в театр теней, и зрителям будут видны все действия актеров, а свет, бьющий зрителям в глаза, их утомит.
Что касается музыки, то в кукольном спектакле, как и в любом другом, она помогает усилить впечатление от той или иной сцены. Для спектакля можно записать фонограмму со специально подобранными музыкальными фрагментами и спецэффектами. Музыку легко подобрать, используя детское караоке или классические произведения. Она привлечет внимание зрителей к началу спек- такля, сделает веселее поход Деда за водой, вымешивание теста, погоню зверей за Колобком.
Не забывайте и про обычные шумовые эффекты. Можно сопроводить шаги Деда шарканьем, вымешивание теста хлюпаньем, погоню топотом. Все это превратит ваш спектакль в маленькое чудо, а детям будет занятно узнать, какие звуки можно извлечь из знакомых предметов.
Согласовать световое, музыкальное и шумовое оформление с действиями актеров и диалогами помогут репетиции.
Репетиции
Ни один спектакль невозможно сыграть без предварительных репетиций. Сколько их будет, за- висит от слаженной работы всех участников спектакля и от того, насколько режиссер контролирует ситуацию и четко представляет себе конечный результат.
Не откладывайте на потом реквизит и декорации. Лучше, если с первых же репетиций актеры начнут к ним привыкать и координировать движения своих кукол с учетом оформления спектакля.
Режиссер и актеры, не участвующие в репетируемом эпизоде, занимают места в зрительном зале. Перед тем, как начать, режиссер рассказывает актерам, как он видит ту или иную сцену. Он может даже иллюстрировать свой рассказ движениями кукол. После этого актеры по знаку режис- сера должны разыграть эпизод.