ВУЗ: Всероссийский государственный университет кинематографии им. С.А. Герасимова "ВГИК"
Категория: Книга
Дисциплина: Искусство
Добавлен: 07.02.2019
Просмотров: 10501
Скачиваний: 211
Philip Newell - Project studios
Филипп Ньюэлл – Project-студии
56
записей для "среднестатистического" потребителя. Стыдно, когда их оборудование позволяет им
слышать только недоработки, которые должны были быть устранены ещё в студии.
Визитная карточка опытного звукоинженера - это соответствие уровня записи уровню качества
мониторной системы: чем лучше система, тем лучше должна звучать запись.
5.2 Минимальные стандарты
Лично я против использования одного комплекта небольших мониторов, таких как Yamaha NS-10М,
как единственного средства мониторного контроля в студии. Они физически не в состоянии
воспроизвести и вскрыть все возможные дефекты записи. При многоканальном сведение с
использованием процессоров эффектов могут возникать некоторые нежелательные явления, которые на
мониторах "среднего" качества не распознать. Я понимаю, что хорошие мониторы относительно дороги,
но, в конечном счете, именно они являются единственным средством оценки тонального баланса,
нелинейных искажений, фазовых аномалий, детализации, точности передачи, пространственности и т.п.,
если в результате должны появиться высококачественные записи.
В ценах 1999 года разумно подобранный комплект мониторов стоил бы примерно 1500-2000
долларов. Например, Genelеc 1030A и Quested F11s, хотя и у них недостаточное воспроизведение низких
частот для полнодиапазонного мониторинга. Это активные системы со встроенными кроссоверами и
раздельными усилителями для каждого громкоговорителя. Почти за ту же цену можно купить ATC
SCM10, но они потребуют таких же затрат на высококачественный усилитель мощности. Другого способа
получить небольшие мониторы с громким звучанием и расширенным диапазоном частот без
использования низкочувствительных головок и мощных усилителей просто не существует. Законы
электроакустики не дают такой возможности. Рамки этой книги не позволяют объяснить, почему. Но те,
кто интересуется этим вопросом, могут обратиться к книгам, упомянутым в библиографии.
Помните: нет смысла использовать термин "мониторинг контрольной комнаты", не уделяя должного
внимания первому и второму слову. Они предполагают качественный контроль и прослушивание. Это
можно обеспечить только при использовании громкоговорителей и усилителей, которые, по крайней
мере, не хуже лучших образцов бытового оборудования. Студийные мониторы также должны брать на
себя большую часть нагрузки при прослушивании инструментов и случайных перегрузках. Сделать такую
систему совсем не просто, и это является одной из причин относительно высокой стоимости студийных
мониторов приемлемого качества.
5.3 Что лучше?
Итак, после обсуждения недостатков часто используемых систем мониторинга вернёмся к вопросу:
какие же системы следует применять? Во введении к своей первой книге
1
я цитировал интервью
Джорджа Массенбурга (George Massenburg) из июньского номера журнала "EQ" за 1993 г. Он говорил: "Я
считаю, что не существует идеальных мониторов для прослушивания, или таких "золотых ушей",
которые назвали бы Вам их. Стандарты могут зависеть от обстоятельств. Для конкретного
человека монитор либо работает, либо не работает… Не надо полагаться на мнения и
рекомендации посторонних". Для тех, кому незнакомо это имя, сообщаю: Джордж - один из наиболее
уважаемых в мире инженеров и продюсеров звукозаписи, изобретатель параметрического эквалайзера.
Он также является основателем фирмы GML, которая производит самое современное студийное
оборудование.
У всех нас различные мониторы, у всех нас свои факторы оценки музыкальных произведений.
Более того, различные виды музыки и различная техника записи требуют различных технических
характеристик от мониторов. Возможно, нам следует сделать небольшое отступление и посмотреть,
какая взаимосвязь между техническими характеристиками мониторов и субъективным восприятием.
5.4 Оценка громкоговорителей
Проблема состоит в том, как провести действенные и объективные испытания с повторяемостью
результатов, чтобы дать объяснение какому-либо распространенному субъективному мнению. Что мы
можем измерить в NS-10, чтобы объяснить его популярность на протяжении двух десятков лет?
Даже если бы было возможно провести такие испытания, мы бы вряд ли определили победителя,
так как для различных обстоятельств лучше подходят различные характеристики. Субъективные
предпочтения пользователей также изменяются в соответствии с требованиями, предъявляемыми
различными жанрами музыки или техники записи. Некоторые из этих требований являются даже
взаимоисключающими, и вероятно останутся таковыми до тех пор, пока не появятся совершенные
системы мониторинга. Что мы точно имеем, так это некоторые "истины", выраженные в технических
характеристиках. Если мы сумеем показать связь каких-либо особенностей субъективного восприятия с
какими-то объективными характеристиками, это поможет нам более трезво взглянуть на реалии. Но
сначала мы должны уяснить некоторые правила, несмотря на то, что маркетологи многих
производителей мониторов предпочли бы, чтобы мы их забыли. В движимом рыночными силами мире
очень полезно время от времени напоминать самим себе о некоторых истинно профессиональных точках
Philip Newell - Project studios
Филипп Ньюэлл – Project-студии
57
зрения.
5.4.1 Базовые реальности
• Не существует мониторов, оптимальных для любых помещений.
• Не существует мониторов, оптимальных для любой музыки.
• Не существует мониторов, которые могли бы оптимально звучать в акустически плохом
помещении.
• Полнодиапазонные мониторные системы с высоким разрешением, низким уровнем искажений,
хорошими фазовыми и временными характеристиками не могут быть дешёвыми. 5000 долларов за пару -
это где-то минимум.
• Музыка, созданная с помощью компьютера, не обязательно качественнее музыки, созданной без
помощи таких технологий.
• Материалы для мониторов, созданные по новым технологиям, не всегда субъективно превосходят
старые материалы.
• Слишком много мониторов сегодня рекламируется для ориентированного на компьютеры рынка.
Я видел, как люди покупают мониторы только по спецификации, даже не прослушав их, что совершенно
нелепо.
• Мониторы Quad Electrostatic 1957 года всё ещё могут постоять за себя. За последние 40 лет не
было создано ничего существенно лучшего. (Отметим здесь же, что мало найдётся микрофонов,
способных посрамить Neumann M49(~12000$), созданный почти 50 лет назад)
Проектировщики студий должны всегда помнить об этом, чтобы добиться наилучших результатов в
конкретных обстоятельствах. А сейчас давайте разберём отдельные элементы технических
характеристик.
Philip Newell - Project studios
Филипп Ньюэлл – Project-студии
58
Рисунок 16. Переходные (импуьсные) характеристики некоторых полнодиапазонных мониторов.
5.4.2 Субъективные и объективные истины
Амплитудная характеристика
Считается, что наиболее важным фактором воспринимаемой "точности" монитора или всей
мониторной системы является обеспечение точного соответствия в точке прослушивания между
амплитудой сигнала и создаваемым акустическим давлением по всему частотному диапазону.
Фазовые характеристики
В девятнадцатом столетии, благодаря работам Ома (Ohm) и Гельмгольца (Helmholtz), широко
распространилось мнение, что единообразие фазовых характеристик является чем-то особенно важным.
Но эти исследования проводились на синусоидальных волнах, которые имеют мало общего с
музыкальными сигналами. Этого вопроса я касался более подробно в другой книге
1
. Если вкратце, то
фазовая характеристика в комбинации с амплитудной определяют временные характеристики, и все они
неразрывно связаны преобразованием Фурье (Fourier Transform). Во времена господства аналога
фазовые неточности процесса звукозаписи при высокой степени фазовой точности в мониторных
системах считались чем-то не очень важным, но цифровая запись придала новое значение фазовой
Philip Newell - Project studios
Филипп Ньюэлл – Project-студии
59
точности. Для восприятия даже очень слабых сигналов при цифровой записи современные контрольные
комнаты стараются делать акустически более глухими, а как раз в этих условиях фазовые неточности
становятся более заметными.
2
Временные характеристики.
В 1989 году Кейт Холланд (Keith Holland) и я написали статью, которая была представлена в
Институте Акустики (Institute of Acoustics) в Великобритании
3
. В этой статье мы призывали всех
производителей публиковать импульсные характеристики своих систем. Их можно выразить с помощью
переходных характеристик, которые возможно являются наиболее наглядным и реалистичным тестовым
показателем (см. рис.16). Некоторые делегаты спрашивали, не будет ли это "изобретением велосипеда",
ибо технология анализа формы волны была отвергнута как устаревшая и имеющая мало общего с
воспринимаемыми на слух эксплуатационными показателями аппаратуры. Аргумент “против” в 1989 году
заключался в том, что в прошлом временные характеристики всех мониторов (кроме очень немногих,
таких как Quad Electrostatic, бравшихся в качестве примера в обоснование концепции статьи) при
сравнении очень сильно отличались временной точностью. Но в 1999 году временные характеристики
уже начали публиковаться, так как сейчас в ответ на потребности цифровой записи их улучшению
уделяется больше внимания. Во многом естественность звучания инструмента зависит от целостности
передней кромки сигнала, а это может быть достигнуто только при сохранении системой мониторов
временной целостности сигнала. Прозрачность и открытость звука также сильно зависят от временных
характеристик мониторов.
Нелинейные искажения
Гармонические и интермодуляционные искажения генерируют звуки, которые не были частью
входного сигнала. Более высокие гармоники приводят к жёсткости и агрессивности звучания, делая
громкие звуки субъективно ещё громче и ослабляя более слабые детали и нюансы. При значительном
уровне нелинейных искажений трудно получить открытое, широкое и прозрачное звучание.
Гармонические искажения второго порядка делают звук богатым и тёплым, но такой звук будет
существовать только на мониторах, а не в записи. Если Вы стремитесь к такому звучанию, используйте
ламповые микрофоны или ламповые процессоры, чтобы записать звуки этих гармоник. Если кому-то
нравится именно такое звучание, то он может купить себе домой акустические системы с искажениями в
виде "приятной теплоты" и приукрашивания звука. Но не нужно забывать, что это приемлемо только для
собственного удовольствия, а не для качественного мониторинга.
Неопределённости.
Годы эксплуатации показали нехватку в звучании современных мониторов общей открытости и
способности воспроизводить слабые детали музыкального сигнала, хотя в других аспектах их звучание
кажется почти исключительным. После знакомства со статьёй в AES Дэвида Кларка (David Clark
4
), в
которой обсуждаются эффекты залипания, я подумал: не лежит ли проблема в подвижных системах
низкочастотных громкоговорителей, чьи внутренние присущие им потери требуют поступления на головки
громкоговорителей определённого минимального уровня сигнала, чтобы заставить их двигаться. Но
Дэвид убедил меня, что это исключительно проблема низких частот, а частоты, определяющие
прозрачность и открытость звучания, лежат значительно выше данного диапазона. Я был частично сбит с
толку, связывая эти проблемы с некоторыми новыми системами подвески. Но Мартин Колломс (Martin
Colloms) указал в своей книге High Performance Loudspeakers
5
, что, по его мнению, проблема состоит в
использовании некоторых новых материалов для диффузоров, которые вводились по случайному
совпадению вместе с некоторыми новыми системами подвески. Он считает, что некоторые новые, очень
жёсткие, с высокими внутренними потерями диффузоры имеют гистерезисные потери, величину которых
очень трудно определить, но которые могут существенно повлиять на воспринимаемую естественность
звучания. Некоторые из этих проблем могут являться следствием чрезмерного использования
компьютеров, когда решение одной инженерной проблемы (такой как создание ультра-демпфирующего
диффузора) создало другие проблемы, о которых компьютерщики не имеют понятия. При тестах на
прослушивание конструкторы слишком часто уделяют внимание только одному какому-либо параметру,
не замечая негативных побочных эффектов, которые являются следствием какого-либо
"усовершенствования". Технические "преимущества" должны очень тщательно оцениваться. Они не
всегда дают общее улучшение звучания, которое ожидается исходя из улучшений каких-либо отдельных
параметров.
5.5 В каком направлении двигаться?
Результаты тестов и измерений также порождают много неясностей. Возможно, что добиться
понимания проблемы можно путём сопоставления схожих звуковых характеристик, с одной стороны, с
группированием схожих материалов или схожих конструкторских решений, с другой стороны. Тщательное
прослушивание в акустически правильных помещениях пожалуй является единственным правильным
способом получения достоверной информации. И хотя данный способ требует много времени и средств,
тем не менее только благодаря ему мы можем обнаружить источники некоторых аномалий при сравнении
объективных и субъективных фактов. Но чтобы делать эти сравнения, мы должны иметь результаты
объективных измерений.
Philip Newell - Project studios
Филипп Ньюэлл – Project-студии
60
Одна из больших проблем, с которой сталкиваются конструкторы громкоговорителей, это фактор
человеческого
восприятия.
На
протяжении
многих
лет
усовершенствования
конструкции
громкоговорителей происходили рывками, и эти рывки были связаны не с применением новых
"революционных" материалов, а с получением новой аудиологической и психоакустической информации.
После проведения тестовых прослушиваний новые материалы часто не оправдывали возлагаемых на
них надежд. Мы всё ещё очень далеки от способности чётко указать или измерить многие из параметров,
которые отличают одни громкоговорители от других и дают им преимущество в признании
пользователей.
Это положение осложняется даже многими опытными профессионалами, у которых имеются
различные взгляды в вопросе иерархии звуковых характеристик громкоговорителей. Впрочем, такая же
ситуация и в других областях субъективного восприятия, даже не связанных с воспроизведением звука.
Kodak, Fuji, Konica и другие производители фотоплёнок имеют своих приверженцев. Лично я пользуюсь
плёнками Kodak, потому что они позволяют получить фотографии, которые мне представляются
наилучшим отражением того, что я видел в момент фотографирования. И никто из фанатиков Fuji не
сможет убедить меня в обратном. Да и мне спорить с ними тоже бесполезно, ибо это – их выбор.
Разные взгляды на разное качество фотоснимков разных фирм сохраняются даже несмотря на то,
что фотографии можно сравнить с оригинальным объектом при том же освещении, что и в момент
фотографирования; несмотря на то, что зрительные нервные клетки переносят относительно
законченный сигнал к мозгу, что эти сигналы могут быть измерены у разных людей, а различия -
сравнены. С другой стороны, ни одну систему воспроизведения звука нельзя сравнить непосредственно с
оригиналом (разве что в безэховых камерах, но и это сопряжено с большими проблемами). Ни один
громкоговоритель не может излучать звук так же, как и акустический инструмент, даже такой простой как
флейта или даже треугольник, ибо ни один инструмент не излучает звук из одной точки, как это
происходит в большинстве громкоговорителей. Возникающие в результате этого искажения звукового
поля будут означать, что каждый из нас по-своему будет слышать отличия между живым звуком и
записанным. Да и ушные раковины человека также индивидуальны, как и отпечатки пальцев. И то, как
они собирают звук, - это уникальное свойство каждого из нас. Поэтому различия в звуковых полях
разными людьми воспринимаются по-разному.
5.6 Без окончательного решения?
В отличие от зрительных нервов, передающих в мозг целостный электрический аналог объекта, на
который смотрит глаз, слуховой аппарат работает по-другому. Нервные каналы от внутреннего уха
уходят примерно в полудюжину различных частей головного мозга. Мозг не имеет конкретной точки, в
которой можно было бы измерить полный электрический сигнал, соответствующий тому, что мы слышим.
Но даже это ещё не всё. Наше восприятие музыки значительно зависит ещё и от нашего настроения!
Эти проблемы привели к возникновению такого научного направления, как психоакустика. Она
изучает крайне сложный комплекс взаимосвязей между ухом и мозгом и пытается помочь конструкторам
оборудования добиться максимума возможного от осознания того, что необходимо дать мозгу для
максимального ощущения реальности при минимуме осложнений. Это единственный путь, по которому
мы должны следовать в настоящее время, если мы хотим добиться наилучшей достоверности, потому
что стоимость истинного воспроизведения оригинального звукового поля будет огромной.
Покойный Майкл Герзон (Michael Gerzon) около 10 лет назад предположил, что если мы хотим
точно воспроизвести звуковое поле музыкального инструмента, то нам придется окружить его миллионом
микрофонов, подключённых к записывающему устройству с миллионом дорожек, а затем воспроизвести
запись через миллионы усилителей и громкоговорителей. И даже если мы предположим, что микрофоны
будут совершенными, то и миллион совершенных микрофонов не воспроизведёт звучание инструмента.
Другими словами, мы не можем сделать этого.
Предыдущие разделы показывают, что воспроизведение звука громкоговорителями даже близко не
похоже на воспроизведение реального звучания, за исключением случаев, когда оригинальный звук сам
по себе был создан при помощи громкоговорителя. Зная об этих ограничениях, необходимо понимать,
что объективная оценка громкоговорителей может только частично помочь описанию субъективно
воспринимаемых аспектов их звучания. Этот факт был подчеркнут свыше 20 лет назад другим давно
ушедшим корифеем аудиозаписи, Ричардом Хайзером (Richard Heyser). Он сказал, что для того, чтобы
полностью получить удовольствие от предлагаемой иллюзии записи, необходимо сознательно подавить
свою веру в реальность, и продолжил: "Все записи и воспроизведение через два громкоговорителя
являются иллюзией: нам необходимо получить мощные системы обработки сигнала и технологию
применения большого количества громкоговорителей до того, как мы когда-либо сможем добиться
абсолютного согласования трёх основных типов звукозаписи: классической музыки, рока и
кинематографа".
Когда такие авторитеты, как Майкл Герзон и Ричард Хайзер полностью согласны в этом вопросе, то
нужно быть либо большим гением, либо полным дураком, чтобы спорить с ними.
При проведении измерений различных параметров нужно стремиться сгруппировать их так, чтобы
их можно было связать с субъективным мнением пользователей громкоговорителей. Таким образом,