Файл: Филипп Ньюэлл – Project-студии.pdf

Добавлен: 07.02.2019

Просмотров: 10497

Скачиваний: 211

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Philip Newell  - Project studios  
Филипп Ньюэлл – Project-студии 

36 

 
и  наоборот  в  любом  порядке.  Конфигурация  заземления  тоже  может  быть  оптимизирована,  что  снизит 
гул и другие помехи. 

Давайте рассмотрим подключения с помощью отдельных кабелей, без коммутационной панели, в 

системе,  состоящей  из  микшерного  пульта  Soundtracs Topaz,  вспомогательного  микшера  Mackie 1604
эквалайзера  UREI  и  процессора  эффектов  с  симметричным  входом  типа  "джек"  и  несимметричным 
выходом типа "джек". Инсертные гнезда в обоих пультах – и Soundtracs, и Mackie - типа "стерео джек". В 
микшере  Mackie  кольцевой  контакт  (ring)  джека  используется  для  посыла  прямого  сигнала  (send),  а 
контакт  наконечника  (tip)  используется  для  получения  возвращаемого  сигнала  (return).  А  вот  в  пульте 
Soundtracs - наоборот. Эквалайзер UREI имеет входы и выходы на XLR-ах. Вот и получается, что кабель 
для подключения эквалайзера к инсертным гнёздам микшера Soundtracs нельзя будет использовать для 
подключения  к  инсертным  гнёздам  пульта  Mackie.  Эквалайзер  UREI  не  позволит  сделать  простой 
переброс XLR-ов. А вот при подключении процессора эффектов с стерео джеками на входе и на выходе 
ситуация  другая.  Джеки,  в  отличие  от  XLR-ов,  можно  менять  местами,  а  один  и  тот  же  кабель  можно 
применить для подключения обеих микшеров. Но - не всегда! 

Здесь  есть  множество  ловушек,  в  которые  можно  угодить.  Для  некоторых  приборов,  особенно 

если  они  заземлены  (как  и  должно  быть)  через  сетевой  шнур,  существует  дополнительное  требование 
усиления экранирования путём припаивания экрана кабеля либо на входе, либо на выходе с тем, чтобы 
достичь наилучшего шумоподавления. Ясно, что в таком случае  о взаимозаменяемости коннекторов на 
концах  кабеля  не  может  быть  и  речи.  Однако,  ещё  большую  проблему  представляют  собой 
подключаемые  в  разрыв  цепи  (к  инсертным  разъёмам  микшера)  приборы,  имеющие  электронно-
сбалансированные  входы  и  несимметричные  выходы.  Неопытным  инженерам  не  понятно,  почему  эти 
кабеля  не  всегда  могут  быть  взаимозаменяемыми.  Мало  того,  во  многих  случаях  при  такой 
взаимозаменяемости  всё  работает  довольно-таки  сносно.  Однако  это  ложное  чувство  безопасности 
может  привести  к  большой  потере  времени,  когда  такие  "проверенные"  кабели,  применяясь  в  других 
целях,  где  их  конфигурация  заземления  "не  проходит",  становятся  источником  проблем.  К  сожалению, 
подозрение на кабели падает в последнюю очередь, а отсюда и потери времени. 

 

3.3 Джеки – двух- или трёхконтактные? 

Постоянная путаница в использовании двух- и трёхконтактных джеков начинает уже раздражать. 

Часто  в  руководствах  по  эксплуатации  оборудования,  использующего  четвертьдюймовые  джеки, 
отсутствует  всякая  информация  о  том,  симметричные  или  несимметричные  здесь  входы  и  выходы,  и 
какие гнёзда используются – двух- или трёхконтактные. Что же делать в такой ситуации? Самый простой 
способ – заглянуть  внутрь  гнезда-джека  с  помощью  фонарика-карандаша.  Если  видно  только  два 
контакта,  то  гнездо-джек  несимметрично,  а  значит  несимметричными  являются  вход  или  выход, 
выведенные на это гнездо. Однако в большинстве приборов по умолчанию используются трёхконтактные 
гнёзда,  поэтому  даже  симметричное  гнездо  может  иметь  несимметричную  распайку.  Даже  удаление  с 
прибора  верхней  и  нижней  крышек  не  всегда  помогает  ответить  на  этот  вопрос,  поскольку  платы 
приборов  часто  бывают  двухсторонними,  а  дорожки  на  них  могут  быть  закрытыми.  Трудности  в 
распознавании  точной  распайки  джеков  неизбежно  приводят  к  тому,  что  многие  прибегают  к  "методу 
тыка". 

Мне не понятно, зачем в студийной аппаратуре вообще использовать двухконтактные джеки? Не 

принимать же всерьёз "неприличное" оправдание, что они, мол, дешевле трёхконтактных! Я думаю, что 
корни  этого  уходят  к  времени  появления  электрогитары  и  усилителя  с  исторически-стандартным 
использованием  монофонических  двухконтактных  джеков  и  кабелей  с  высоким  полным  импедансом. 
Электронные  клавишные  инструменты  тоже  поначалу  следовали  этой  схеме,  но  развитие  устройств, 
которые  используются  в  комбинации  с  ними,  привело  к  сильному  конфликту  со  схемами  распайки, 
используемыми  в  профессиональных  студиях.  Если  бы  всё  новое  оборудование  использовало 
трёхконтактные  джеки  с  распайкой,  которая  была  ранее  предложена  для  патч-беев,  то  оно  было  бы 
вполне  совместимым  с  моно  джеками,  поскольку  в  них  всегда  закорачивается  кольцевой  контакт  с 
"рубашкой"-экраном,  благодаря  чему  автоматически  переустанавливаются  любые  отдельные  контакты, 
которые необходимы для образования связи при работе несимметричной системы. Это делает ненужным 
применение  определённых  типов  балансировки  выходов  с  электронных  устройств, (разве  что  за 
исключением  тех,  которые  не  позволяют  соединять  "холодный"  контакт  с  "землей"),  но  поскольку  они 
часто создают больше проблем, чем решают, их отмирание не было бы большой потерей. 

Однако  давайте  вернёмся  к  нашим  попыткам  скоммутировать  процессор  эффектов  внутри 

системы, о которой мы говорили несколько абзацев раньше. 

3.4 Скрытые проблемы 

Если  бы  нам  потребовалось сделать  кабель (использовать  нужно  микрофонный  кабель - "витая 

пара")  для подключения процессора к микшеру Mackie (у нас в обиходе такой кабель называют "штаны" 
– А.К.), то: 

-  наконечник  стерео  джека  на  входе  процессора  соединяется  с  кольцевым  контактом  (в  данном 


background image

Philip Newell  - Project studios  
Филипп Ньюэлл – Project-студии 

37 

 
случае - выходом) инсертного стерео джека на микшере; 

- "холодный"  контакт  (ring)  стерео  джека  на  входе  процессора  соединяется  с  "рубашкой" 

инсертного джека микшера; 

-  экранирующая  оплётка  кабеля  подпаивается  только  к  "рубашке"  стерео  джека  на  входе 

процессора, а на другом конце не соединяется ни с чем. 

 Так как обычно на выходе процессора используется моно джек, то его наконечник соединяется с 

наконечником  инсертного  джека  микшера  (в  данном  случае – входом).  Если  принять  за  правило,  что 
экранирующая  оплётка  подпаивается  к  "рубашке"  джека  (заземляется)  только  по  входу  в  прибор,  то 
"холодный"  провод  подпаивается  к  "рубашке"  моно  джека  процессора,  а  на  входе  в  пульт  "холодный" 
провод  и  экранирующая  оплётка  скручиваются  вместе  и  подпаиваются  к  "рубашке"  инсертного  джека 
микшера. Это показано на рис.5. 

Если  же  в  дальнейшем  нужно  будет  использовать  этот  кабель  для  подключения  к  пульту 

Soundtracs,  то  на  процессоре  придётся  перекидывать  джеки  между  выходом  и  входом.  Но  тогда 
заземление  "по  входу  в  прибор"  превратится  в  заземление  "по  выходу  с  прибора",  что  может  быть 
приемлемым  или  нет  в  зависимости  от  характеристик  используемого  оборудования.  В  этом  случае 
получается, что на входе в процессор моно джек замыкает кольцевой контакт с "рубашкой", что приводит 
к разбалансировке входа. Поэтому работоспособность системы в данном случае будет зависеть только 
от типа электронной балансировки входа процессора, и в зависимости от этого такая система либо будет 
работать  нормально,  либо  приведёт  к  ухудшению  сигнала. На выходе  из  процессора  наконечник  джека 
подключается к микшеру правильно. А вот "холодный" провод остаётся незадействованным, поскольку на 
выходе  двухконтактное  гнездо  не  имеет  кольцевого  контакта.  Заземляющий  контакт  гнезда  на  выходе 
процессора контачит с "рубашкой" включаемого в него стерео джека и передаёт сигнал по экранирующей 
оплётке дальше, но на другом конце кабеля экранирующая оплётка остаётся оторванной от инсертного 
джека микшера во избежание образования "земляных петель". Поэтому единственный способ добиться 
того, чтобы заземление с выхода процессора могло достичь разъёма "insert" пульта, это его связь через 
корпус с заземляющим контактом гнезда на входе процессора; а далее, при включении во входное гнездо 
процессора моно джека, тот замыкает своей "рубашкой" заземляющий контакт с "холодным", и уже далее 
по  "холодному"  проводу  кабеля,  подключаемого  к  входу  процессора,  идёт  соединение  с  "землёй" 
инсертного  гнезда  микшера.  В  этом  случае  "холодный"  провод  кабеля,  подключаемого  к  входу 
процессора, будет передавать и сигнал "send", и сигнал "return", оба из которых будут несимметричными. 
Это  может  привести  к  неустойчивости  сигналов,  помехам  на  радиочастотах  и  к  жёсткости  звучания,  не 
говоря уже об ухудшении сигнала, которое может возникнуть от замыкания "холодного" провода на входе 
в  процессор  на  "землю".  Однако,  хотя  это  и  выглядит  совершенно  неразумно,  такая  несуразица 
повторяется ежедневно по всему миру. 

Даже если вышеизложенные вопросы не уложились в головах некоторых (многих?) читателей, 

они всё равно сослужили определённую службу. Они дали кристально чёткое представление о том, что 

даже, казалось бы, самые простые операции по коммутации аппаратуры могут быть "головной болью" 

даже для специалистов. Сверхирония же заключается в том, что все эти коммутационные проблемы есть 

только с оборудованием, которое специально предназначено для использования непрофессионалами. В 

то же время приборы для профессионалов практически свободны от таких головоломок. 


background image

Philip Newell  - Project studios  
Филипп Ньюэлл – Project-студии 

38 

 

 

 

Несоблюдение стандартов коммутации часто создаёт неприятные ситуации, когда в пылу работы 

перекоммутация  делается  первым  же  попавшимся  под  руку  кабелем,  который  покажется  подходящим. 
Коварство этой проблемы в том, что ошибки коммутации, опускающие высококлассное оборудование hi-fi 
до  уровня  низкокачественного  оборудования  low-fi,  малозаметны  и  не  так  очевидны,  как  при  работе  с 
профессиональным  оборудованием,  неправильное  подключение  которого  приводит  к  явно  "хромому" 
звучанию  со  значительной  потерей  уровня  и  к  явно  слышимым  искажениям.  При  ошибках  коммутации 
полупрофессионального  оборудования  не  слышно  явных  частотных  завалов,  очевидных  искажений, 
избыточного  шума.  Звук  может  просто  незаметно  потерять  "блеск", "прозрачность",  естественность, 
стереообразность.  И  когда  такая  аппаратура  используется  в  сочетании  с  другими  незнакомыми 


background image

Philip Newell  - Project studios  
Филипп Ньюэлл – Project-студии 

39 

 
приборами  или  в  необычной  комбинации,  вряд  ли  можно  знать,  насколько  хорошим  могло  бы  быть 
звучание. Поэтому обычно ухудшенное неправильной коммутацией звучание или принимается таким как 
есть, или забраковывается аппаратура. 

Если  бы  нам  потребовалось  использовать  микшеры  Soundtracs  и  Mackie  совместно  с  дорогим 

профессиональным ревербератором Lexicon, могли бы возникнуть другие проблемы. Некоторые из более 
дорогих  моделей  Lexicon  обладают  прекрасными  входными  и  выходными  контурами,  допускающими 
практически  любые  схемы  соединений,  кроме  замыкания  контактов 2 и 3. Поэтому  фирма  Lexicon  не 
декларирует  предпочтений  по  отношению  к  контактам 2 или 3 в  качестве  "горячего"  или  "холодного" 
контакта.  Во  многих  случаях  микшерные  пульты  в  нижнем  и  среднем  ценовом  диапазоне  могут  вполне 
использовать  различные  типы  коннекторов  на  гнёздах  "send"  (посыл)  и  "return"  (возврат).  Сигнал  с 
микшера на процессор может быть послан и со вспомогательных выходов (auxiliary outputs) с гнёздами 
"джек",  а  возвращаться  после  обработки  может  на  симметричный  вход  с  гнездом  "XLR".  Если  для 
подключения  такой  аппаратуры  использовать  любые  незадействованные кабели,  то  практически  любая 
распайка моно или стерео джеков, соединённых на другом конце кабеля с XLR-ами (у которых "горячим" 
контактом  может  выступать  как  контакт 2, так  и  контакт 3, и  даже  контакт 2 или 3 может  оставаться 
незадействованным), позволит системе работать. Если очень тщательно не проверить распайку каждого 
кабеля, возникает большая вероятность, что Lexicon будет использоваться "вслепую", и Вы сразу даже 
не  услышите,  что  что-то  "не  так".  Вполне  возможно,  что  несоответствие  полярности  между  входом  и 
выходом или между левым и правым каналами не позволит услышать оптимальное звучание композиций 
или их предполагавшееся звучание. На самом деле в самом звучании может и не быть ничего "плохого", 
но оно будет не таким, как предполагалось производителем оборудования. 

3.5 Хаос дискретных проводников 

Для оперативности и надёжности в работе нет никакой альтернативы использованию патч-беев с 

трёхконтактными  разъёмами,  к  которым  подсоединяется  каждый  прибор  после  того,  как  Вы  тщательно 
проверили  распайку  каждого  коннектора,  будь  то  физическим  путём,  электрическим  или  вручную.  Это 
поможет  также  добиться  согласованности  в  заземлении,  поскольку  варианты  заземления  могут  сильно 
отличаться  в  зависимости  от  того,  имеет  ли  конкретный  прибор 2-жильный  или 3-жильный  сетевой 
кабель.  Всё  это  нужно  учитывать  при  стационарном  монтаже  оборудования.  А  возможности  для 
подключения  дополнительного  оборудования  можно  достаточно  легко  отыскать.  Это  можно  сделать  с 
помощью  кабелей  с  разными  соединителями  и  распайкой  на  одном  конце,  но  имеющими 
соответствующие  стандартные  коннекторы  того  типа,  который  используется  патч-бее, - на  другом. 
Естественно, необходимо, чтобы кабели имели чёткую маркировку с указанием их конфигурации. 

Да,  патч-беи  плюс 40-50 патч-перемычек  стоят  недёшево.  Но  покупка  всех  необходимых 

переходников,  коннекторов  и  кабелей  для  обеспечения  оптимальной  коммутации  во  всех  возможных 
комбинациях несимметричного оборудования тоже будет стоить недёшево. В этом случае во избежание 
ошибок,  особенно  при  высокой  концентрации  оборудования,  каждый  прибор  должен  быть  чётко 
промаркирован  в  отношении  того,  какие  кабели  ему  подходят.  Более  того,  на  конце  каждого  кабеля 
должна быть маркировка, объясняющая его распайку. А чтобы предусмотреть все возможные варианты 
подключений, потребуется большой запас кабелей. Но и в этом случае Вам нужно будет помнить, какую 
систему  заземления  использовать  для  получения  оптимального  результата  по  каждому  варианту 
компоновки приборов и, соответственно, должны ли кабели иметь экранирующую оплётку, подпаянную к 
обоим  концам,  только  на  входе  или  на  выходе.  Во  всех  случаях  использовать  следует  только  кабели 
"витая  пара",  и  никогда – гитарный  кабель,  имеющий  только  одну  жилу  и  экран,  ибо  тогда  не  будет 
никакой возможности отделить канал прохождения "холодного" сигнала от экранирующей оплётки. 

Даже  опытный  специалист  не  запомнит  всё  необходимое,  особенно  если  работа  срочная  и 

насыщенная.  Поэтому,  если  речь  идет  об  обслуживании  на  профессиональном  уровне  и  если  хорошее 
качество  звука  считается  нормой,  нет  никакой  реальной  альтернативы  использованию  хорошей 
симметричной коммутационной панели. 

Продуктивно и хорошо работать с приборами, скоммутированными отдельными кабелями - дело 

неблагодарное. Но многие неопытные инженеры именно так и работают. Возмущает то, что большинство 
производителей  микшерных  пультов  выпускают 30- или 40-канальные  пульты,  имеющие  только 
индивидуальные  разъёмы  на  задней  панели  и  не  имеющие  встроенного  коммутационного  поля.  Это - 
бесстыдная  рыночная  уловка,  т.к.  они  производят  пульты,  которые  практически  всегда  требуют 
приобретения и подключения соответствующей коммутационной панели. Аргумент производителей часто 
сводится  к  тому,  что,  мол,  большинство  покупателей  микшеров  настолько  невежественны,  что  не 
понимают  предназначения  встроенной  коммутационной  панели;  а  в  то  же  время  другие  производители 
продают  "облегчённые"  версии  микшеров,  поэтому  производство  более  дорогих  пультов  может  не 
выдержать конкуренции. Их точка зрения не лишена основания. Но весь фарс в том, что потребителям 
придётся потом платить за внешнюю коммутационную панель минимум вдвое больше, чем если бы она 
была изначально встроенной. 

Читая  недавно  книгу  Бена  Дункана  (Ben Duncan)  "Усилители  мощности  с  высокими 

характеристиками", я встретил фразу, которая очень подходит к данной ситуации. Это цитата из Джона 


background image

Philip Newell  - Project studios  
Филипп Ньюэлл – Project-студии 

40 

 
Раскина  (John Ruskin) (1819-1900): "Едва  ли  в  мире  существует  что-либо,  что  кто-либо  не  смог  бы 
чуть-чуть испортить и продать чуть-чуть дешевле; а люди, которые это покупают, ориентируясь 
только на цену, становятся законной добычей этого человека".
 

3.6 Соображения по поводу многоканальной передачи сигналов 

Следует всегда помнить, что студийная система - это не просто большая hi-fi система. Система hi-

fi обычно состоит из двух каналов передачи сигналов с последовательным подключением не более трёх 
активных  устройств.  Как  правило,  это  источник (CD-плеер,  магнитофон,  радиоприёмник  и  т.п.), 
предварительный усилитель и усилитель мощности. Обычно нет никаких дополнительных каналов "send" 
и "return", которые используются одновременно с основными каналами передачи сигналов. Поэтому нет 
никаких параллельных каналов передачи сигналов. Только два канала – левый и правый. 

Несмотря  на  такую  очевидную  простоту,  многие  энтузиасты  техники hi-fi тратят  большие  деньги 

на  высококачественные  соединительные  кабели  и  коннекторы.  Их  внимание  к  этому  аспекту  проблемы 
часто намного больше того внимания, которое ей уделяется в большинстве студий. Я понимаю, что есть 
немало  чудаков  от  hi-fi,  которые  лезут  из  кожи  вон,  чтобы  "переплюнуть"  других.  Я  не  сторонник  того, 
чтобы  платить 2000 долларов  за  метр  кабеля  к  наушникам,  однако  применение  заведомого  барахла  в 
профессиональных студиях не имеет оправдания. 

Энтузиасты  hi-fi  вынуждены  платить  огромные  деньги  за  кабеля  потому,  что  большая  часть 

оборудования hi-fi не имеет выходных каскадов, которые могут адекватно работать с соединительными 
кабелями  низкого  качества.  Студийное  оборудование  высшего  качества  имеет  выходные  каскады  с 
намного  меньшим  импедансом  и  намного  большей  выходной  мощностью,  которое  намного  меньше 
подвержено ограничениям по скорости нарастания выходного напряжения. Оно рассчитано на то, чтобы 
работать  с  длинными  соединительными  кабелями  стандартного  качества.  Поэтому  выгода  от 
использования  соединителей  "экстра  класса"  может  быть  не  соответствующей  цене.  Обычно  вполне 
достаточно стандартных соединительных кабелей высокого качества. 

Как только мы покидаем мир "простых" каналов последовательной передачи сигналов и входим в 

мир  многоканальности  и  параллельной  передачи  сигналов,  необходим  совершенно  другой  подход  к 
согласованию  системы.  Студийный  набор  аппаратуры  намного  сложнее  бытовой  системы  hi-fi,  и 
возможность возникновения помех по сети, частотных радиопомех и помех от цифрового оборудования 
возрастает неимоверно. Если Вы хотите оградить свою систему от шумов и помех, используйте кабели 
"витая  пара".  Помните,  что  в  любом студийном  кабеле  прохождение сигнала  по  экрану  не  допускается. 
Экранирующая  оплётка  в  идеале  подключается  к  "земле"  только  на  одном  конце.  Единственным 
исключением  являются  микрофонные  кабеля,  ибо  микрофон  сам,  как  правило,  не  подключается  к 
заземлению. Таким образом, способы подключения систем hi-fi и студийных систем совсем не являются 
взаимозаменяемыми. 

3.7 Заземление сигнальных экранов 

Как это ни стыдно, но производители оборудования сами допускают уйму глупостей, большинство 

которых  возникает  от  невежества  самих  разработчиков  аппаратуры.  Мы  уже  знаем,  для  хорошего 
согласования  на  всём  оборудовании  должны  применяться  трёхконтактные  коннекторы,  причем  экран 
должен "заводиться" не куда-нибудь, а на шасси. Фирма Neve делала это на своих пультах в 60-х годах, и 
уже тогда этот вариант технического решения основывался на литературе 20-летней давности. Поэтому 
складывается впечатление, что вокруг нас - сплошные неучи. Нил Манси (Neil Muncy) очертил то, что он 
называл "проблемой контакта номер 1" в классической работе в "Journal of the Audio Engineering Society"
в  которой  он  недвусмысленно  бросил  перчатку  фирмам-производителям.  В  другой  работе  в  том  же 
журнале  Стивен  Макати  (Stephen Macatee)  очень  кратко  заострил  внимание  на  этом  же  вопросе,  а  в 
рассмотрении аспектов плохого согласования пошёл даже дальше. Приведу из этой работы следующую 
цитату: 

"Проблема контакта №1" 
Многие производители аудиоаппаратуры осознанно или нет "заводят" экранирующую оплётку 

симметричных  кабелей  на  контакт  заземления  аудио  сигнала – на  контакт  №1  трёхконтактных 
XLR-ов или на "рубашку" четвертьдюймовых джеков. Любые токи, индуцируемые на экране, изменяют 
величину  сигнала  по  отношению  к  земле.  Обычно  схемотехники  делают  всё  для  того,  чтобы 
обеспечить  "чистое  и  тихое"  заземление  сигналов.  Поэтому  удивительно,  что  практика  отвода 
"шумящих"  токов  с  экрана  на  "землю"  аудио  сигналов  получила  такое  широкое  распространение. 
Удивительно  и  то,  что  в  некоторых  системах  достигаются  вполне  приемлемые  рабочие 
характеристики,  что  ещё  больше  придаёт  производителям  уверенности  и  впредь  практиковать 
такие  несуразные  вещи,  которые,  к  сожалению,  неведомы  неискушённому  пользователю.  Проблемы 
фоновых помех и гудения, присущие симметричной системе, у которой экран заземлен на сигнальный 
провод, создают симметричному оборудованию дурную репутацию. А это породило замешательство 
и предубеждения у пользователей, проектировщиков систем, а также у конструкторов оборудования. 

Подобно тому, как была создана проблема с контактом №2 в качестве "горячего" контакта, 

производители  сделали  всё,  чтобы  у  пользователей  появилась  нужда  самим  исправлять  эти