ВУЗ: Всероссийский государственный университет кинематографии им. С.А. Герасимова "ВГИК"
Категория: Книга
Дисциплина: Искусство
Добавлен: 07.02.2019
Просмотров: 10498
Скачиваний: 211
Philip Newell - Project studios
Филипп Ньюэлл – Project-студии
41
конструкторские недоработки. До тех пор, пока производители не обеспечат единообразия
подключений в надлежащей форме, пользователи будут продолжать борьбу за создание нешумящих
систем, прибегая к ранее "немыслимым" вариантам.
"Немыслимые" варианты, на которые указывает Стивен Макати, включают в себя "отключение"
или отказ от защитного заземления на оборудовании, в котором оно является существенной частью
конструкции. Опыт показывает, что количество студий, нарушающих это законное и разумное
требование, несравнимо больше тех, которые полностью его соблюдают. Проблема в том, что во многих
случаях при подключении даже хорошо известных приборов просто может не быть другого способа
добиться создания нещумящей системы. Конечно, это можно сделать, приспособив правильно
сконфигурированные входные и выходные каскады или добавив оконечные усилители по отдельной
линии, но это бы удвоило стоимость всего комплекса. А опыт показывает, что угроза возрастания
стоимости скорее заставит человека отключить заземление, как бы опасно или противозаконно это не
было. Нет никакого сомнения в том, что вина за создание такой ситуации коренится в невежестве и
жадности производителей оборудования и в извечном желании пользователей купить оборудование
подешевле.
3.8 Симметричность против несимметричности - очевидного выбора нет
Симметричные системы имеют два присущих им преимущества над несимметричными
системами: способность в большей степени подавлять шумы и помехи, а также способность совершенно
очистить сигнал от "шумящей земли". К сожалению, хорошие симметричные приборы зачастую весьма
дороги и не укладываются в "бюджет" большинства студий звукозаписи, желающих поддерживать
наиболее конкурентные цены. Бывают и случаи, когда номинально симметричные входы оказываются
вовсе не так уж хорошо сбалансированными, а их функциональные возможности находятся под
вопросом. Есть и другие случаи, когда несимметричные входы оказываются предпочтительнее на
приборе, у которого всего-то два входа, только потому, что легче сделать хороший несимметричный
вход, чем хороший симметричный. Часто возникает впечатление, что симметричные входы
сомнительного качества устанавливаются только для того, чтобы придать оборудованию
профессиональный вид, и поэтому они - не более чем уловка для реализации на рынке. В очень многих
случаях, если нет больших проблем с индуцированными помехами, использование хорошего
несимметричного входа предпочтительнее использования плохого, но симметричного.
Правильная симметрия требует использования множества микросхем, дискретных компонентов
или высококачественных трансформаторов. Если недорогое устройство имеет симметричный вход,
использующий одну микросхему, то его функциональные качества можно ставить под вопрос, и не
следует автоматически отдавать ему предпочтение. Бен Данкен (Ben Duncan) много написал по этому
вопросу, и многому из этой работы следует уделить внимание. Более того, сочетание симметричных и
несимметричных переходов почти во всех случаях, за исключением высококачественных, дорогостоящих,
сбалансированных с помощью трансформатора входов или выходов, не даёт хорошего результата.
Учитывая всё это, действительно трудно выработать обобщённый подход в отношении того, какой тип
входов для прибора с двумя входами будет наилучшим. Может случиться, что симметричный вход в
плане звучания будет лучше всего работать с симметричными выходами, а несимметричный вход - с
несимметричными выходами. Трудно здесь дать какой-либо категоричный совет, тем более что он может
зависеть от длины кабеля и от других факторов.
Самая сложная проблема здесь - это увязка определённых типов электронно-сбалансированных
выходов с несимметричными входами. Для того, чтобы избежать ошибок коммутации некоторых выходов
с различными по типу входами, наиболее разумное решение может заключаться в разбалансировке
выходов. Чтобы это сделать, у выходов, электронным образом связанных с "землёй", должен оставаться
незадействованным "холодный" контакт. У электронным образом псевдо-заземлённых выходов
"холодный" контакт должен быть закорочен на "землю". Важно, чтобы он был заземлён именно на
выходе, потому что если он заземляется на расстоянии от прибора, низкий уровень импеданса на его
выходе может иногда возбуждать блуждающие токи по любым контурам проводки и может вызывать
искажения на противоположной стороне системы.
Таким образом, как уже упоминалось в разделе 3.4, неправильно скоммутированное
оборудование да ещё и с использованием нестандартных проводников часто работает в неправильном
режиме. Но проблема обычно остаётся незамеченной, поскольку из-за невозможности сравнения с
настоящим чистым звучанием получаемое ухудшенное звучание может вполне восприниматься как
"чистое звучание", а оборудование может заработать плохую репутацию только из-за неправильной
коммутации. С другой стороны, именно такая репутация вполне оправдывается тем, что производители
избрали такую выходную топологию, которая даёт почву для возникновения таких проблем в наиболее
вероятных местах применения их приборов. Наличие согласующих трансформаторов на коммутационных
панелях, использующихся для согласования несовместимых входов и выходов при наложении эффектов
- очень полезное подспорье. Но здесь важно, чтобы трансформаторы были хорошими. Подчас это
единственный практический ответ на проблему.
Philip Newell - Project studios
Филипп Ньюэлл – Project-студии
42
3.8.1 Извращённая логика?
Ещё одна многократно встречаемая глупость – это оснащение относительно недорогого
оборудования изощрёнными к подключению выходами, хотя производители наверняка знают, что это
приведёт к путанице с подключением их приборов и несовпадением контактов при подключении.
Получается, что оборудование топ-класса, предназначаемое профессионалам, оснащается простыми по
коммутации выходами. А вот оборудование, рассчитанное для непрофессионального использования,
оборудуется такими выходами, что могут поставить в тупик даже профессионалов. Я знаю, так как сам
лично "попался" на этом. Отрасль, производящая звукозаписывающую аппаратуру, крайне нуждается в
объединении усилий и в коллективном подходе к таким вопросам, ибо нет никакой надежды на быстрое
просвещение потребителей в отношении правильных протоколов коммутации.
3.8.2 Шестнадцать вариантов одного кабеля
В своей работе в журнале "AES" Стивен Макати перечислил шестнадцать возможных комбинаций
подключения симметричных и несимметричных входов и выходов. Причём это число - результат
комбинирования различных соединений оплётки экрана с занулением сигнала или с заземлением на
массу. Из шестнадцати вариантов только четыре могут быть оптимальными, выполненными с
использованием готовых кабелей; и то один из этих способов возможен с оговорками. В остальных
случаях соединение один к одному трёх контактов коннекторов на каждом конце кабеля было
невозможно. Это ещё раз напоминает о значимости постоянной коммутационной панели, поскольку
потребность в кабелях со специальной распайкой приведёт в конечном итоге к катастрофе при
использовании этих кабелей со стандартными кабелями или даже с набором нестандартных кабелей.
Всё это не имеет отношения к аномалиям с контактами 2 или 3, выступающими в качестве "горячего"
контакта. В этих шестнадцати вариантах предполагается, что горячим контактом является контакт 2. На
рис.6 показаны различные варианты зануления сигнала и заземления на массу.
И ещё одна проблема. Если система настроена на бесшумную работу путем "снятия земли" с
сетевых проводов или с сигнальных кабелей, замена даже одного прибора в любом месте системы
может расстроить её. В таком случае придётся начать всё с самого начала. Даже оптимальность
Philip Newell - Project studios
Филипп Ньюэлл – Project-студии
43
применения концепций заземления экрана "по входу" или "по выходу", каждая из которых имеет своих
собственных приверженцев, может сильно зависеть от данной конкретной системы.
Самое неприятное в том, что из-за отсутствия желания производителей оборудования соблюдать
унифицированные стандарты распайки решение этих проблем возлагается на владельцев и операторов
оборудования. В этом - позорность и постыдность поведения тех производителей, которое продолжают и
дальше запутывать создавшееся положение вещей.
3.9 Некоторые комментарии.
Количество возможных или даже вероятных вариантов компоновки оборудования в project-
студиях почти безгранично. Каждый вариант представляет свой конкретный набор проблем, которые
нужно решать, чтобы добиться работы системы с низким уровнем шума. Поэтому нельзя предложить
каких-то универсальных правил в каждом конкретном случае. Осознание глупостей, которые привели к
существующему положению, может уменьшить разочарование, наступающее при нежелании некоторых
систем работать без шумов и помех. Понимание этого также поможет сделать так, чтобы время,
потраченное на устранение неполадок, было потрачено с пользой, а не было бы просто хождением по
кругу.
Ещё один аспект хорошо скоммутированной системы заключается в том, насколько
нечувствительна она к схеме заземления, используемого на силовом контуре. Хорошее заземление
является обязательным условием для безопасной работы системы, а "чистая" сеть всегда
предпочтительнее "грязной". Однако специальные схемы заземления, такие как заземление в виде
"звезды", не являются таким уж важным условием бесшумной работы, если аудио взаимосвязи находятся
в соответствии с предпочтительными вариантами установки системы. Тема эта поистине огромна, и она
подробно освещена в книге Филипа Гиддингса (Philip Giddings), указанной в библиографии в конце главы.
Пятьсот пятьдесят одна страница – о распайке кабелей в аудио системах! Любой специалист, серьёзно
изучающий проблемы развязки аудиосистем, должен непременно прочесть эту книгу. Но Гиддингс также
призывает к более ответственному отношению к этой проблеме со стороны фирм-производителей, чтобы
они изготавливали оборудование по согласованным стандартам и сняли ношу с плеч покупателей,
которые обеспечивают им доход. Поэтому производители часто и вполне заслуженно критикуются в
прессе.
Надлежащая настройка звукозаписывающей системы во многих project-студиях находится за
пределами возможностей большинства владельцев, операторов и монтажников этих объектов. Такова
реальность. Надеюсь, что хоть эта глава и не даёт рекомендаций, как обойти часто встречающиеся
проблемы, она уменьшит разочарование людей в тех случаях, когда относительно простая система
отказывается работать, как положено. В плане коммутации многие project-студии представляют собою
намного больший клубок сложных проблем, чем ультра-дорогие студии, использующие самое
совершенное оборудование. Когда меньшая по сложности система отказывается работать самым
наилучшим образом, попытайтесь не взваливать всю вину за это на технический персонал, который её
устанавливал, потому что эти люди могут просто оказаться заложниками неизвестных им проблем,
которые возникают по причине недобросовестности многих производителей оборудования. Более того,
если Вы – владелец или оператор полупрофессиональной студии, сталкивающийся каждый день с
такими проблемами, не чувствуйте себя профнепригодным, если Вы не можете сразу их решить. Эти
проблемы на Вас взвалили производители.
Получается, что самое дешёвое оборудование требует самой дорогостоящей установки. Вот к
чему привели силы, господствующие на рынке. Действует принцип: дай побольше блестящей рекламы,
наобещай с три короба, установи низкую цену, продай товар неспециалистам, а затем – немедленно
смывайся ещё до того, как выявится, что оборудование плохо согласуется из-за урезания всех
«излишеств», чтобы обеспечить низкую цену и заплатить за дорогостоящую рекламу. Это просто
отвратительно.
Тот факт, что данная глава так долго рассматривает проблемы и лишь бегло даёт ответы –
показателен для нынешних реалий. Всеобщая анархия – не самый благоприятный климат для выработки
хороших инженерных решений. Но в настоящий момент нам приходится мириться с этой не очень
приятной реальностью.
Ссылки
1 Muncy, Neil A., 'Noise Susceptibility in Analog and Digital Signal Processing Systems', Journal of the Audio
Engineering Society, Vol. 43, No. 6, pp. 435-53 (June 1995)
Philip Newell - Project studios
Филипп Ньюэлл – Project-студии
44
2 Macatee, Stephen R., 'Considerations in Grounding and Shielding Audio Devices', Journal of the Audio
Engineering Society, Vol. 43, No. 6, pp. 472-83 (June 1995)
3 Duncan, Ben, 'The New Age of Radio Defence, Studio Sound, Vol. 38, No. 10, pp. 85-8 (October 1996)
Библиография
Davis, D. and Davis, C., Sound System Engineering, Focal Press, Boston, USA (1997) Giddings, P., Audio
System Design and Installation, Focal Press Boston, USA and Oxford, UK (1995)
Giddings, P., Audio System Design and Installation, Howard W. Sams, Indianapolis, USA (1990)
Journal of the Audio Engineering Society, Vol. 43, No. 6 (June 1995) issue dedicated to papers on audio system
grounding and interconnecting.
Philip Newell - Project studios
Филипп Ньюэлл – Project-студии
45
Глава 4 Источники питания и заземление.
Крупные профессиональные студии обычно имеют т.н. систему "технического заземления",
которая предусматривает наличие специального отдельного штыря, вбитого в землю. Сюда
подключается только аудио оборудование. Иногда эта система изолирована от других систем
заземления, а иногда соединена с заземлением электросети. Нормативные документы по этому в разных
странах значительно отличаются, поэтому в этой книге, предназначенной для международного читателя,
на эту тему можно говорить только обобщённо. Однако каковым бы ни было Ваше мнение в этом
вопросе, его обязательно необходимо обсудить с местным лицензированным электриком, который в
совершенстве знает местные нормативные документы. Основная проблема заключается в том, что
многие квалифицированные электрики абсолютно не знакомы с концепцией "технического заземления".
Даже профессиональные студии иногда испытывают трудности, пытаясь объяснить им свои потребности.
Задача в том, чтобы обеспечить нулевой уровень напряжения с низким сопротивлением по
отношению к земле. Эта система выступает в роли большой "сливной раковины" для электрической
"грязи". Так как полное сопротивление поверхности планеты очень мало, а масса её огромна, то если
Вам удастся обеспечить как можно меньшее полное сопротивление заземления, то уже будет
практически не важно, подключено ли техническое заземление к нулевой шине системы
электроснабжения или нет. Смысл в том, чтобы заземление аудиосистемы было подключено к другим
системам заземления так, чтобы общее полное сопротивление было минимальным. На рис.7 и 8
показаны правильный и неправильный варианты, которые не нуждаются в пояснениях. Любой читатель,
незнакомый с концепцией полного сопротивления или с преимуществами источников с низким полным
сопротивлением, может обратиться к словарю в конце книги.
География, или скорее местная геология, играют большую роль в эффективности системы
заземления. Если студия находится в районе с плохой проводимостью почвы, то тут ничего не
поделаешь. Однако, как указывалось в предыдущей главе, если аудиосистема тщательно и правильно
согласована, то значительно снижается необходимость в хорошем заземлении. С другой стороны, при
отличной системе заземления аудиосистема может работать не совсем в режиме и не создавать при
этом слишком много проблем. Но необходимо стремиться к наилучшей реализации обоих аспектов.