Файл: Специальность 030501 Юриспруденция Квалификационная (дипломная) работа Проблемные вопросы исполнения наказаний и мер уголовноправового характера без изоляции от общества.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 226

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения. Права и обязанности осужденных определяются УИК РФ исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.

Федеральная служба исполнения наказаний (далее ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.

ФСИН России подведомственна Минюсту России и в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Минюста России и иными нормативными актами.

В соответствии с разделом 8 гл.24 УИК РФ контроль, за поведением осужденных к наказаниям без лишения свободы в течение испытательного срока осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями по месту жительства осужденных. В порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, к осуществлению контроля за поведением осужденных привлекаются работники соответствующих служб органов внутренних дел.

В гл. 3 ст. 16 ч. 2,4,5,7,13 УИК РФ определены следующие виды наказаний, которые исполняют Уголовно-исполнительные инспекции в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством - уголовные наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества.

Основными задачами инспекций являются: исполнение наказаний в виде обязательных и исправительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничения свободы; контроль за поведением условно осужденных и осужденных, в отношении которых отбывание наказания отсрочено; предупреждение преступлений и иных правонарушений лицами, состоящими на учете в инспекциях; иные задачи, возложенные на инспекции в соответствии с законодательством Российской Федерации.


В своей работе инспекции взаимодействуют с подразделениями органов внутренних дел, администрацией предприятий, учреждений и организаций, в которых работают осужденные, органами местного самоуправления, прокуратуры, судами и общественными объединениями.
.4 Деятельность уголовно-исполнительных инспекций при постановке на учет осужденных
По каждому поступившему на исполнение приговору в УИИ рекомендуется проведение мероприятий, описанных в стадии выявления рецидивоопасных осужденных, до проведения первой беседы с ним при постановке на учет (далее по тексту такие беседы будем называть постановочными). Следует уделять внимание и визуального восприятия у осужденных, применяемых к ним законов, норм и положений.

Поскольку основной формой контроля является проведение бесед с осужденными во время их явки на регистрацию в УИИ или по вызову, а так же при посещении по месту жительства, по мнению автора целесообразно перед входом в служебное помещение разместить стенд, на котором будет представлена информация о правовом статусе условно осужденных. В нем можно ограничиться изложением содержания ст. 73-74 УК РФ, 187-190 УИК РФ, п. 42-47 Постановления Пленума Верховного Суда. Это позволит ускорить разъяснение порядка отбывания условного осуждения, а также предотвратить попытки осужденных мотивировать свое противоправное поведение незнанием закона.

Здесь же можно отражать показатели работы УИИ, подтверждающие реальность ответственности в случае неисполнения требований уголовно-исполнительной инспекции, предусмотренных ч. 4 ст. 188 УИК РФ, в виде списков лиц, которым условное осуждение было отменено, продлен испытательный срок либо возложены дополнительные обязанности. Это будет способствовать созданию особого информационного поля, воздействующего на сознание подучетных в части подтверждения неотвратимости ответственности осужденных, не желающих соблюдать требования закона либо исполнять законные требования сотрудников УИИ.

В проведении постановочной беседы различают четыре этапа.

Целью первого является ознакомление осужденного с видом и мерой наказания, размером испытательного срока, обязанностями условно осужденного, предусмотренными ч.4 ст.188 УИК РФ, обязанностями, возложенными приговором суда, последствиями их неисполнения. Документом, подтверждающим окончание этой стадии и достижение ее цели, является подписка условно осужденного, заполняемая им собственноручно.



Целью второго является углубленный сбор анкетных данных об условно осужденном в ходе свободной беседы. Минимальный объем вопросов, на которые получают ответы сотрудники УИИ, касается полных анкетных данных условно осужденного, его места жительства и работы, намерений по их изменению, сведений о родственниках и знакомых. Документом, закрепляющим факт окончания данной стадии, является анкета об условно осужденном, составляемая сотрудником УИИ.

По мнению автора, собственноручные ответы на данные вопросы анкеты осужденного не будут противоречить нормативным актам. Это позволит не только уменьшить объем затрачиваемого сотрудником инспекции времени, но и повысить доказательность отраженных в личном деле сведений. В этой ситуации ссылки осужденного на то, что он говорил так-то, а инспектор записал по-другому или вообще не записал какую-либо информацию, будут несостоятельными, поскольку все пишется им собственноручно.

Целью третьего, является подробное разъяснение требований, предъявляемых к поведению условно осужденного. Здесь может оказать помощь стенд с информацией о правовом статусе условно осужденного. Сотрудники должны в доступной форме осуществить толкование положений нормативно-правовых актов. Окончание этого этапа документально не оформляется, однако он является самым важным при проведении постановочной беседы, так как закладывает основу отношений между сотрудником УИИ и условно осужденным в дальнейшем.

Именно на этом этапе определяется отношение осужденного к исполнению своих обязанностей, которое может варьироваться от осознания необходимости точного и полного исполнения законных требований сотрудника инспекции до негативного, а чаще всего легкомысленного отношения к исполнению своих обязанностей.

Целью четвертого является ознакомление условно осужденного с содержанием вопросов, по которым он, в силу ч. 4 ст. 188 УИК РФ, обязан отчитываться, о своем поведении, а также определение первоначальной тактики осуществления контроля. Документом, закрепляющим результаты этой стадии, является справка о проведении профилактической беседы, составляемая сотрудником УИИ.

Практика выработала и другую форму закрепления результатов (а также факта отражения проведения беседы на этапе непосредственного осуществления контроля, за поведением осужденного). Можно отбирать от осужденного письменное обязательство следующего содержания: «Положения ст. 73-74 УК РФ, 187-190 УИК РФ мне разъяснены и понятны». Ее применение более предпочтительно (с позиций экономии трудовых ресурсов сотрудников УИИ, а также юридической значимости). Она представляет собой письменную справку, составленную на разработанном бланке, который заполняется сотрудником и условно осужденным собственноручно. (Приложение 3).


Обязательными по окончании постановочной беседы являются определение инспектором даты следующей явки в УИИ и срока представления осужденным документов либо справок, подтверждающих факт исполнения обязанностей, возложенных приговором суда (например, справка с места работы при обязанности трудоустроиться), либо подтверждающих процесс исправления условно осужденного. Эти требования инспектора так же отражаются в справке либо объяснении.

Не противоречит действующему законодательству вызов осужденного в суд для решения вопроса о возложении дополнительных обязанностей, в соответствии с ч. 2 ст. 190 УИК РФ. Целесообразность выхода в суд с подобным представлением определяется только самим сотрудником УИИ, поскольку именно на него законом возложена обязанность по осуществлению контроля, за поведением условно осужденного (ч. 1 ст. 187 УИК РФ) следовательно, и ответственность за качество такой деятельности.

Необходимо отдельно остановиться на понимании сотрудниками УИИ обязанности в виде периодической регистрации либо простой явки в инспекцию по вызову. При изучении опыта работы УИИ иногда имелись случаи установления не четко определенных дней регистрации осужденных либо вообще со свободной датой (например, при обязанности в виде ежемесячной регистрации осужденный сам определял дату посещения УИИ в любой рабочий день каждого месяца).

По нашему мнению подобное понимание не соответствует как принципам организации деятельности сотрудников УИИ, так и принципам исправительного воздействия на осужденных, отбывающих условное осуждение. Дату следующей явки осужденного в инспекцию сотрудник должен определять сам, исходя из планируемого расчета времени, а также особенностей осуществления контроля в отношении конкретного лица. Никто не ограничивает и не вправе ограничивать сотрудника УИИ в определении интенсивности явок в единицу времени, но их количество должно быть разумным. Дата явки осужденного в инспекцию должна отражаться в документах собственноручно осужденным. В осуществлении непосредственного контроля, за поведением условно осужденного можно выделить три стадии, две из которых являются обязательными, одна - факультативной.

Основной целью первой стадии является окончательное определение тактики осуществления контроля, за поведением условно осужденного. Это период времени между явкой лица для постановки на учет и датой следующей явки. Как правило, он составляет около одного месяца. В этот период инспектор УИИ оформляет личное дело, определяет субъектов контроля из сотрудников служб УМВД, запрашивает бытовую характеристику условно осужденного от УУП, т.е. происходит сбор информации, необходимой для определения степени интенсивности контроля, за поведением осужденного.


На основе проведенных мероприятий целесообразно всех осужденных в процессе исполнения условного осуждения подразделять на три категории. В основание такой классификации следует положить необходимость изменения контроля, за поведением для достижения целей условного осуждения, вызванную исполнением требований, предусмотренных ч.4 ст.188 УИК РФ, а также прошлым и настоящим поведением осужденного вне рамок уголовно-исполнительных правоотношений.

Таким образом, целесообразно всех лиц, в отношении которых УИИ исполняет условное осуждение, подразделять на три категории. В практической деятельности для этого применяется формуляр, в котором установлены графы по видам и тяжести совершенного преступления, наличие судимостей, семейное положение осужденного, его занятость и т.п. Это помогает инспектору разделить осужденных на группы:

. Условно осужденные, в отношении которых усиление контроля, за их поведением вызвано наличием проверенной информации о том, что эти лица реально могут совершить преступление (условно эту категорию можно называть склонными к совершению повторного преступления - «А»).

. Условно осужденные, в отношении которых необходимо усиление контроля, за их поведением, вызванное неисполнением требований, предусмотренных ч. 4 ст. 188 УИК РФ (условно эту категорию можно называть нарушителями порядка отбывания условного осуждения - «В»).

. Условно осужденные, в отношении которых не требуется усиления контроля, за их поведением (все, кроме последующих двух категорий - «С»)

Использование подобной классификации позволяет реализовывать принцип дифференциации при исполнении условного осуждения, оптимизировать проведение комплексных мероприятий с участием служб ОВД, уделять особое внимание категории осужденных. Однако, не всегда с помощью указанного метода удается выявить рецидивоопасных осужденных из числа состоящих на учетах УИИ. Поэтому отнесение, осужденного к той или иной категории не должно быть основным источником по принятию решения об интенсивности явок осужденного в инспекцию, так как иными источникам являются:

копия приговора суда;

ответ на запрос о судимостях;

семейное положение и трудоустройство осужденного, и другая информация сообщенная им в ходе постановочной беседы;

бытовая характеристика сотрудника УУМ ОВД характеризующая подопечного;