Файл: Специальность 030501 Юриспруденция Квалификационная (дипломная) работа Проблемные вопросы исполнения наказаний и мер уголовноправового характера без изоляции от общества.rtf
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 224
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
справка сотрудника УИИ о посещении осужденного по месту жительства с отражением достатка и материального положения;
нагрузка на инспектора УИИ и т.п.
На второй стадии осуществляется непосредственный контроль, за поведением условно осужденного. Анализ деятельности УИИ позволяет выделить основные мероприятия, проводимые сотрудниками в отношении конкретного условно осужденного:
проверка по учетам ИЦ и АБД УМВД или УМВД субъекта РФ;
проведение бесед с условно осужденным, родственниками и соседями о его образе жизни, увлечениях, склонностях и т.д.;
направление запросов в учреждения здравоохранения, обеспечивающие исполнение обязанности в виде прохождения курса лечения;
истребование рапортов УУП о поведении осужденного в быту и обществе;
проверки осужденного по месту жительства, а при необходимости и по мету работы и учебы;
истребование характеристик с места работы, учебы осужденного и справок о прохождении курса лечения.
В случае удовлетворительного исполнения требований, предусмотренных ч. 4 ст. 188 УИК РФ, условно осужденный благополучно достигает окончания испытательного срока и снимается с учета УИИ.
Факультативной стадией осуществления контроля, за поведением условно осужденного является этап корректировки контроля. Степень контроля в течение испытательного срока может усиливаться или уменьшаться.
Вариантами снижения степени контроля являются:
) уменьшение интенсивности явок в УИИ;
) уменьшение объема возложенных судом обязанностей в соответствии с ч. 7 ст. 73 УК РФ;
) полное прекращение уголовно-правового и уголовно-исполнительного правоотношения в связи с досрочной отменой условного осуждения и снятием судимости в соответствии с ч.1 ст.74 УК РФ.
Средством доказывания исправления - является примерное поведение условно осужденного. Критерии такого поведения нормативно-правовыми актами не определены, лишь дано указание на источники информации, из которых судья сможет сделать вывод о том, что осужденный исправился до истечения испытательного срока. К ним практические работники относят представление УИИ, ходатайство осужденного, характеристику с места работы, бытовая характеристика и рапорта участкового уполномоченного милиции о поведении осужденного по месту жительства и др., то есть все материалы личного дела, характеризующие условно осужденного.
Считаем, что сотрудникам УИИ следовало бы намного чаще применять данный вид поощрения, даже в тех случаях, когда к осужденным были применены меры профилактического воздействия, так как он помог бы высвободить время для работы с осужденными, требующими повышенного контроля за их поведением. При правильной организации работы по данному направлению его ресурсозатратность достаточна низка. Кроме того, это в полной мере соответствует требованиям закона о досрочной отмене условного осуждения.
Рассмотрение вариантов усиления степени контроля за поведением условно осужденных, следует предварять освещением некоторых сопутствующих обстоятельств и оснований принятия решения об усилении контроля.
Изучение практики деятельности УИИ показало, что основаниями усиления контроля за поведением подучетного, служат данные, которые условно можно подразделить на факто-отражающие и характеризующие.
К факто-отражающим относятся данные юридического характера о поведении условно осужденного:
данные адресно-справочного бюро об изменении места жительства (регистрации) без уведомления УИИ;
данные ИЦ и АБД о наличии судимостей и фактах привлечения к административной и уголовной ответственности в период испытательного срока;
данные из медицинских учреждений о не прохождении курса лечения либо о не прохождении лечения в определенный период времени;
данные из отделов народного образования либо центров занятости населения о прекращении обучения либо о не постановке на учет в центре (отделе) занятости;
данные из учреждений, организаций и предприятий характеризующие осужденного, подтверждающие его социальный статус (трудоустройство), либо подтверждающие его увольнение за нарушения трудовой дисциплины, либо о том, что он не является их работником;
данные, подтверждающие факты неисполнения обязанностей, возложенных приговором суда.
К характеризующим основаниям относятся данные, отражающие качественную сторону поведения условно осужденного и исполнение им возложенных судом обязанностей:
сведения от УУП, сотрудников ОУР, ПДН о противоправном либо антиобщественном образе жизни;
сведения о просьбах родственников принять меры к осужденному;
информация отрицательного характера от соседей по месту жительства;
сведения, поступающие от самого подучетного о неисполнении им возложенных судом обязанностей или требований, предусмотренных ч. 4 ст. 188 УИК РФ.
Формами отражения подобной информации являются справки, объяснения, заявления, рапорты, копии документов, характеристики.
Практикой выработаны следующие варианты усиления степени контроля за поведением условно осужденного:
. Увеличение интенсивности явок на регистрацию в УИИ в назначенные даты (либо дат периодической регистрации) в зависимости от добросовестности исполнения обязанности. В данной ситуации увеличение количества явок выступает воспитательным средством, направленным на усиление осознания осужденным необходимости добросовестного исполнения требований, предусмотренных ч. 4 ст. 188 УИК РФ.
. Увеличение интенсивности явок в УИИ либо дат регистрации в случае неисполнения условно осужденным обязанностей, возложенных приговором суда. Уменьшение периода между явками в подобной ситуации служит реакцией на неисполнение иной обязанности, возложенной приговором суда. В данной ситуации увеличение количества явок является средством усиления степени контроля за исполнением обязанностей.
. Возложение дополнительных обязанностей условно осужденному в соответствии с ч. 7 ст. 73 УК РФ и ч. 2 ст. 190 УИК РФ. В соответствии с УК РФ оно возможно только в отношении тех лиц, на которых судом возложена хотя бы одна обязанность.
Применение подобного варианта усиления степени контроля обладает огромным предупредительным потенциалом, так как, позволяет проследить реакцию подучетного на требования закона и сотрудника УИИ о добросовестном исполнении своих обязанностей.
. Продление испытательного срока. К сожалению, наблюдается несоответствие законодательных конструкций ч. 2 ст. 74 УК РФ и ч. 3 ст. 190 УИК РФ. Сравнительный и историко-правовой анализ данного положения показывает, что с выходом в свет Постановления Пленума Верховного Суда РФ в 2007г. чрезвычайно трудно провести границу подобного толкования основания продления испытательного срока и толкования систематического неисполнения обязанностей, содержащегося в п.46 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ.
2.5 Решение проблем в ходе работы уголовно-исполнительных инспекций с условно-осужденными
Верховным Судом Российской Федерации неоднократно обращалось внимание судов на необходимость исполнения требований закона о строгом индивидуальном подходе к назначению наказания, так как справедливое наказание способствует решению задач и осуществлению целей, указанных в ст. 2 ст.43 Уголовного кодекса Российской Федерации.
С принятием УК РФ 1996 г. одним из важных инструментов, направленных на соблюдение указанных принципов, стало условное осуждение. Как показывает судебная практика, судами Российской Федерации за последние 10 лет условное осуждение было применено в отношении более 60% от общего числа всех осужденных. В современной юридической литературе можно даже встретить мнение, что на сегодняшний день основной формой реализации уголовной ответственности является не наказание в виде лишения свободы, а условное осуждение.
Однако, несмотря на очевидную значимость данного правового института и его широкое применение в судебной практике, вышестоящей судебной инстанцией этому вопросу уделяется мало внимания в связи, с чем в правоприменительной деятельности возникли вопросы, требующие своего разъяснения.
Суть этих вопросов в основном сводится к определению круга обязанностей, прямо не указанных в законе, которые суд в соответствии с ч.5 ст.73 УК РФ может возложить на осужденного при назначении условного наказания, а также к судебному контролю, за исполнением некоторых из этих обязанностей.
Примерный перечень обязанностей указан в ч.5 ст.73 УК РФ. Там же указано, что суд может возложить на условно осужденного исполнение и других обязанностей, не предусмотренных данной статьей, но способствующих исправлению осужденного.
Однако, ни в законе ни в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ не раскрывается, что это могут быть за обязанности. Так в п.42 Постановления от 11 января 2007 г. №2 «О практике назначения судами РФ уголовного наказания» лишь говорится, что в необходимых случаях с учетом личности виновного, его поведения в семье и других обстоятельств на осужденного может быть возложено исполнение и других обязанностей, не перечисленных в ч.5 ст.73 УК РФ.
И только в п.25 указанного Постановления приводится обязанность, которая может быть возложена при условном осуждении на несовершеннолетнего: такого осужденного при наличии к тому оснований можно обязать пройти курс социально-педагогической реабилитации (психолого-педагогической коррекции) в образовательных учреждениях, оказывающих педагогическую и психологическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии.
Безусловно, такие разъяснения не могут разрешить всех проблем, с которыми сталкиваются суды при назначении условного наказания. В судебной практике зачастую возникают ситуации, когда возложенные судом обязанности существенно ограничивают конституционные права и свободы личности.
Согласно ч.1 ст.37 Конституции РФ труд свободен. Каждый имеет право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен.
Правомерно ли с учетом данной конституционной нормы возложение судом на условно осужденного обязанности трудоустроиться в течение испытательного срока, что встречается довольно часто. Как показывает практика, чаще всего к обязанностям, прямо не указанным в ч. 5 ст. 73 УК РФ, суды относят: периодически являться на регистрацию в контролирующий орган и устроиться на работу или учебу.
В ч.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Трудовой кодекс РФ, дублируя в ст. 4 Конституционное положение о запрете принудительного труда, вместе с тем определяет, что принудительный труд не включает в себя работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.
Уголовный кодекс РФ в ст.43 понимает под уголовным наказанием меру государственного принуждения, назначаемую по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных Уголовным кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.