Файл: Приорететные направления развития дополнительного образования как профессиональной ориентации обучающихся.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПРИОРЕТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Пивень Светлана Владимировна

директор, педагог дополнительного образования

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского и юношеского творчества Ленинского района города Донецка», Донецк

e-mail: pivensvetvlad@mail.ru
В условиях быстрых изменений в науке, экономике, политике нашему государству нужны такие граждане, которые умеют быстро адаптироваться и самосовершенствоваться в соответствии с потребностями времени. Значительную роль в воспитании такой личности играют учреждения дополнительного образования (УДО), значение которых возрастает как для отдельной личности, так и для общества в целом. Основной объект обучения и воспитания в таком учреждении - конкретный ребенок, его интересы, возможности, состояние здоровья, предпочтения. Именно отсутствие принуждения, свободный выбор занятия, индивидуально-личностный подход в обучении делает дополнительное образование привлекательным для детей разного возраста. В условиях неконтролируемого потока информации, ростом негативного влияния интернет-продукции, что, зачастую, имеет агрессивную направленность и низкий уровень культуры, является обеспечение содержательного досуга и профессионального самоопределения детей и молодежи. В условиях острого дефицита ценностных ориентаций нуждается в улучшении воспитательная работа с учащейся и студенческой молодежью, которая осуществляется непосредственно через образовательный процесс в различных кружках художественно-эстетического, эколого-натуралистического, туристско-краеведческого, технического и других направлений творчества. На сегодняшний день актуальной и важной является роль УДО в подготовке и реализации профессионального определения молодежи. Это дает основания считать, что УДО в сотрудничестве с общеобразовательными учреждениями должно активно помогать ребенку не только сделать правильный выбор будущей профессиональной деятельности, но и дать, по возможности, начальное профессиональное образование. Особое внимание следует обратить на следующие направления работы УДО, которые являются очень весомыми и эффективными. Это:


1 Формирование развивающей среды.

2. Мониторинг в дополнительном образовании.

3.Активизация творческой и познавательной деятельности обучающихся через использование современных педагогических технологий.

4.Социализация и гуманизация профильного и предпрофессионального образования.

Развивающая система обучения перманентно работает в поисковом режиме, что обусловливает инновационный характер управления, преобладание процессов принятия оперативных решений, соответствующих конкретным обстоятельствам. Развивающая среда - это среда, которая стимулирует личность к всестороннему гармоничному развитию, профессиональным навыкам и способностям. Только в такой среде дети смогут себя реализовать как лучшее. Развивающая среда УДО только тогда будет эффективной, когда сможет предоставить каждому обучающемуся поддержку и помощь в образовательном процессе. С этой целью действует принцип постепенности, от самого низкого (начальный этап обучения) до самого высокого уровней (этап совершенствования). То есть, полученные знания и навыки в кружках начального этапа можно использовать на занятиях в кружках среднего, а затем, аналогично, и этапа совершенствования. Нельзя сказать. что один из этапов обучения является определяющим или главным в формировании личности ребенка, выявлении его способностей. Каждый этап является важной составляющей формирования умного, воспитанного, целеустремленного человека.

Кружки начального этапа учитывают творческую потребность детей через две плоскости обучения: игровую деятельность и пробуждение, развитие интереса к познанию.

Полученные знания, умения и навыки в кружках начального этапа можно применять на занятиях среднего этапа. Этап совершенствования охватывает обучающихся, которые на предыдущих этапах предпрофессионального дополнительного образования уже самоопределились в дальнейшем предпрофессиональном обучении и в соответствии со своими наклонностями и потребностями сориентировались на определенные профессии. Этап совершенствования формирует переход от практической работы целеустремленных обучающихся к анализу и обобщениям, а также предусматривает: соблюдение принципа научности, системности исследований и принципа связи обучения с жизнью; научные общества, клубные объединения, которые способствуют развитию способностей, формированию личности;

использование инновационных технологий, проведение мониторинговых исследований; предоставление обучающимся возможности самостоятельно проводить научно-исследовательские работы и защищать их на практике.

Методы продуктивного обучения кардинально отличаются от традиционных, поскольку в их основе лежат занятия студийного и индивидуального типов на основе личных интересов.

Цель УДО – дать не только определенную сумму знаний, но и развить их интеллект и творческие способности, необходимые для будущих специалистов, способствовать духовному самосовершенствованию обучающихся, их профессиональной ориентации и подготовке к практической деятельности.

Одним из приоритетных задач дополнительного образования является активизация творческой и познавательной деятельности обучающихся через использование современных педагогических технологий. Организация интерактивного обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации. Это требует профессионализма педагога и изменения структуры занятия. Одним из часто используемых интерактивных способов обучения в последнее время является метод проектов. Получение положительного результата обучения может быть достигнуто за счет проектирования процесса образования. При создании проектной модели по формированию развивающей среды для обучающихся, именно педагогом задаются формы и условия исследовательской деятельности. В основе метода проектов является его практическая направленность на результат, который обязательно должен быть таким, чтобы можно было увидеть, осмыслить, реально применить на практике. В работе широко используют технологию ориентированной деятельности, разноуровневого обучения и другие. Для обучения важны все уровни познания, виды дидактических форм и методов обучения. Главное, чтобы они давали удовольствие от процесса обучения детям и приносили результат.

УДО оказывают большую помощь в реализации запросов обучающихся и родителей по выбору будущей профессии, а потому могут стать базой для создания условий по организации профильного обучения. Результатом профильного обучения является приобретение обучающимися таких базовых компетенций, которые обеспечат им возможность начала трудовой деятельности сразу же после окончания школы. Организаторы профильного обучения сегодня не должны допускать потерь социально-педагогического потенциала дополнительного образования под видом углубления в профессию. Такой подход применительно предпрофессионального образования предоставляет возможность учесть интеллектуальные способности и образовательные траектории обучающихся УДО. Основные принципы профильного обучения в дополнительном образовании: обеспечение равного доступа к получению профильного обучения разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями; сочетание общекультурной и профессионально-ориентированной функции УДО; обеспечение смены профиля в процессе обучения; подготовка обучающихся к осознанному выбору направления профильной ориентации; направленность на развитие интереса к будущей профессии; ориентация обучающихся на потребности рынка труда конкретного региона и другие.


Углубление в профиль достигается не только благодаря специфике содержания программ, но и за счет форм организации деятельности, присущих только системе УДО. Традиционно, педагогические коллективы таких учреждений видят свою миссию в развитии гармоничной личности ребенка через деятельностное усвоение культурных и духовных ценностей, создают ситуацию успеха для каждого ребенка, способствуют решению его личностных проблем и социальной адаптации.

Имеет значение, как организован образовательный процесс в учреждении, создана творческая развивающая среда. Следует определиться с системой воспитательной работы, которая является предпосылкой создания среды с мощным воспитательным воздействием на личность. А поэтому одним из актуальных задач дополнительного образования является решение проблем поиска адекватных психологических средств и технологий, направленных на воспитание у детей и молодежи общественно значимых и морально-духовных ценностей. В своей работе педагог должен руководствоваться принципом, что во время занятия воспитывает все - то есть создается воспитательное пространство. Это пространство социальных, культурных, жизненных выборов личности, которая самореализуется в различных воспитательных средах (академическая среда, клубная, среда творческих мастерских). Современные подходы к воспитанию подрастающего поколения требуют внедрения в практику работы таких воспитательных технологий, интерактивных методов и форм деятельности, которые нуждаются не в принудительном их исполнении, а в добровольном восприятии на основе осмысления сути нравственных правил и норм, их целесообразности, творческого применения, приобретение опыта нравственно-ценностных ориентиров.

Учитывая изложенное, можно сделать вывод том, что приоритетными для дальнейшего развития дополнительного образования должны быть следующие направления:

1. Расширение сети кружков, секций, клубов и других творческих объединений с целью создания дополнительных возможностей для духовного, интеллектуального и физического развития учащейся и студенческой молодежи.

2.Создание условий для обеспечения содержательного досуга, что, в свою очередь, предопределяет необходимость принимать меры относительно деятельности УДО как координационных центров воспитательной и организационно-массовой работы в микрорайоне, районе, городе, области.


3. Обеспечение качественного дополнительного образования. Внедрение типовых учебных планов и программ для кружков по основным направлениям; укрепление, модернизация и развитие учебной, материально-технической базы путем улучшения ресурсного обеспечения учреждения за счет увеличения внебюджетных поступлений, рационального использования бюджетных средств. создание попечительных советов.

4.Поиск, развитие и поддержка одаренной учащейся молодежи.

5. Улучшение кадрового и научно-методического обеспечения УДО.

6.Повышение взаимодействия и сотрудничества УДО с общеобразовательными, профессионально-техническими образовательными учреждениями и общественными организациями.

7. Осуществление мероприятий по созданию системы обмена информацией с международными организациями по вопросам дополнительного образования.
Список литературы

  1. Кононогова О.И. Профессиональная ориентация учащихся в учреждении дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 Ростов-на-Дону, 2007, 256 с.

  2. Кузнецова М. В. Профориентационная работа в учреждении дополнительного образования детей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 27. – С. 41–45

  3. Мартынова С.С. Профессиональная ориентация школьников (методические рекомендации); Омск: Омский пед. ин-т, 2006.