Файл: Учебник для 9 класса, Л. Л. Босова. М. Бином. Лаборатория знаний, 2015 Учитель Владек А. А. Класс 9 Тема урока www всемирная паутина Задачи урока Обучающая.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1
Технологическая карта урока по учебному предмету «Информатика»
Наименование УМК, автор: Информатика: учебник для 9 класса, Л.Л. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015
Учитель Владек А.А.
Класс:
9
Тема урока:
WWW — Всемирная паутина
Задачи урока
Обучающая:

сформировать представления о основных понятиях (
WWW Всемирная паутина, Web-страница, Web-сайт, браузер, поисковая система, поисковый запрос
)

научить осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов, сохраняя для ин- дивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них;

научиться решать задачи по составлению запросов для поисковых систем с использованием логических выраже- ний с помощью кругов Эйлера.
Развивающая:

сформировать умений выбрать главное, структурировать информацию на основе выполнения заданий;

поиск и выделение необходимой информации с применением методов информационного поиска.
Воспитывающая:воспитать аккуратности при ведении записей, внимательности при восприятии информации
Цели урока
формирование представления у учащихся о мировой сети Интернет и его информационной системой – Всемирной паути- ной (WWW), со способами поиска информации в ней.
Тип урока
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
Оборудование:

письменные принадлежности: тетрадь, ручка, раздаточный материал;

аппаратное обеспечение: проектор, компьютер (15+1);

программное обеспечение: ОС Windows, PowerPoint.
Дидактические материалы: ЦОР по теме «Тексты в памяти компьютера».

2
Ход урока:
Этап
Вре
мя
Деятельность учителя
Деятельность уче-
ника
Методы, формы,
средства обучения
Организаци- онный
2'
Добрый день, ребята! Зовут меня как Вы уже должны знать Константин Евгенье- вич, и урок информатике опять же проведу я, все готовы ну давайте приступим к изучению материала.
Слушают учителя
С: голос учителя
М: словесный
Ф: фронтальная
Мотивацион- ный
3'
Итак на сегодняшнем уроке на минут 20, поговорим о всемирной паутине, рас- смотрим определения такие как:

WWW — Всемирная паутина

Web-страница, Web-сайт

браузер

поисковая система

поисковый запрос
После этого проведем итоговый контроль по уже изученному материалу
Слушают учителя, записывают тему урока в тетрадь
С:
Голос учителя, слайд презентация
М: словесный
Ф: фронтальная
Актуализация знаний
Слушают учителя, записывают тему урока в тетрадь
С:
Голос учителя, слайд презентация
М: словесный
Ф: фронтальная
Изучение но- вого
20'
Ну чтож открываем тетради и записываем тему нашего урока: WWW — Всемирная паутина.
Что такое WWW
Свободный доступ к информации, невзирая на границы и расстояния, стал возможен благодаря World Wide Web (WWW, Web) — всемирному хранилищу информации, сущест- вующему на технической базе сети Интернет. Возможно, вы уже имеете опыт работы с
WWW.
WWW, или Всемирная паутина:
• представляет собой множество информационных ресурсов, организованных в единое целое;
• объединяет многочисленные ресурсы, размещѐнные в компьютерах по всему миру;
• организована так, что в ней информационные ресурсы представлены не в линейной по- следовательности, а снабжены ссылками (гиперссылками), явно указывающими воз- можные переходы, связи между ресурсами.
Слушают учителя, отвечают на вопрос учителя, записывают в тетради.
С: Голос учителя
М: словесный, нагляд- но - иллюстративный
Ф: фронтальная, инди- видуальная.


3
Всемирная паутина — это мощнейшее информационное хранилище; содержа-
щийся в ней объѐм информации не под даѐтся точному измерению. WWW содер-
жит информацию самого разного характера;
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Там можно найти:
• самые свежие новости — политические, экономические, культурные, спортивные;
• научную, техническую, образовательную и справочную информацию абсолютно любого рода;
• рекламу разнообразных товаров и услуг;
• ресурсы для досуга и развлечений — книги, музыку, фильмы, игры и многое другое.
Любой человек, имеющий доступ к Интернету, может разместить в сети свою информацию, и к этой информации будет иметь доступ весь мир.
Информация в WWW организована в виде страниц (Web-страниц).
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Веб-страница (англ. Web page)документ или информационный ре-
сурс Всемирной паутины, доступ к которому осуществляется с помощью веб-
браузера.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Web-сайтэто несколько Web-страниц, связанных между собой по содержа-
нию.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Сайты есть у государственных структур, общественных организаций, предприятий, фирм и компаний, музеев и библиотек, газет, образовательных учреждений, в том числе многих школ.
Каждый сайт и каждая страница имеют свой адрес, по которому к ним можно обратить- ся. Web-сайты сильно отличаются друг от друга по оформлению, но чаще всего они имеют похожую структуру. Каждый Web-сайт имеет главную страницу, которая аналогична стра- нице с оглавлением в книге.
В текстах, размещѐнных на страницах сайтов, могут быть выделены ключевые слова —
гиперссылки, от которых идут гиперсвязи. Они выделяются цветом или подчѐркивани- ем. Щѐлкнув мышью на таком слове, мы переходим к просмотру другого документа, причѐм этот документ может находиться на другом компьютере, в другой стране, на другом конти- ненте. В качестве гиперссылок может использоваться не только текст, но и любое гра- фическое изображение. Такую организацию информации называют гипертекстом.

4
Перемещаться пользователю по «паутине» помогают специальные программы
(Web-браузеры, англ. «browse», «осматривать», «изучать»)
Логотипы наиболее распространѐнных браузеров — Mozilla Firefox, Google
Chrome и Internet Explorer
На первый взгляд, Всемирную паутину можно представить как библиотеку, книги в ко- торой расположены без видимого порядка: нет ни единой системы каталогов, ни библиоте- карей. При этом посетители «библиотеки» по собственному усмотрению добавляют новые тома или безвозвратно забирают их. Для того чтобы извлечь полезную информацию из
Всемирной паутины, нужно знать, где и как вести поиск, нужен опыт поисковой работы.
Поиск нужного документа в WWW происходит с помощью браузера разными
способами:
• путѐм указания адреса документа;
• путѐм перемещения по паутине гиперсвязей;
• путѐм использования поисковых систем.
Поисковые системы
Все системы поиска информации во Всемирной паутине располагаются на специально выделенных компьютерах с мощными каналами связи. Ежеминутно они обслуживают огромное количество клиен- тов.
Действие поисковых систем основано на постоянном, последовательном изучении всех страниц всех сайтов Всемирной паутины. Для каждого документа составляется его поиско- вый образ — набор ключевых слов, отражающих содержание этого документа. В связи с постоянным обновлением информации поисковые системы периодически возвращаются к ранее изученным страницам, чтобы обнаружить и зарегистрировать изменения. Информа- ция о ключевых словах исследованных таким образом страниц сохраняется в поисковой системе.
При поступлении запроса от пользователя поисковая система на основании имеющейся в ней информации формирует список страниц, соответствующих критериям поиска. Най- денные документы, как правило, упорядочиваются в зависимости от местоположения клю- чевых слов (в заголовке, в начале текста), частоты их появления в тексте и других характе- ристик.
Существует множество поисковых систем. Несмотря на общий принцип работы, поиско- вые системы различаются по языкам запроса, зонам поиска, глубине поиска внутри доку- мента, методам упорядочивания информации и другим характеристикам. Самой популяр- ной в мире поисковой системой является Google. Крупнейшие отечественные поисковые системы — Яндекс, Rambler.


5
Адрес: www.google.com
Самая быстрая и самая большая поисковая система. Содержит информацию более чем о полутора миллиардах страниц. Имеется возможность выбора языка. Оценивает популярность ресурса по количеству ссылок, ведущих к нему с других страниц.
Адрес: www.yandex.ru
Мощная отечественная поисковая система. Обеспечивает поиск, в основном сре- ди русскоязычных ресурсов, при этом по возможностям не уступает зарубежным
Найдѐтся всѐ системам. Проводит качественный анализ информации с учетом словоформ русского языка.
Адрес: www.rambler.ru
Одна из первых русских поисковых систем. Кроме стандартных возможностей поиска на сайте имеется рейтинг-каталог ресурсов.
Поисковые запросы
Приступая к поиску, пользователь вводит одно или несколько ключевых слов и выбира- ет тип поиска. В большинстве поисковых гнетем есть три основных типа поиска:
1) поиск по любому из слов — результатом поиска является огромный список всех страниц, содержащих хотя бы одно из ключевых слов; может быть использован, когда пользователь не уверен в ключевых словах;
2) поиск по всем словам — в этом режиме поиска формируется список всех страниц, содержащий все ключевые слова в любом порядке;
3) поиск точно по фразе — в результате поиска составляется список всех страниц, со- держащих фразу, точно совпадающую с ключевой (знаки препинания игнорируются).
Если найдено слишком много страниц, то можно добавить ещѐ одно ключевое слово и повторить поиск. Для этого во многих поисковых системах есть функция поиска среди най- денного. Также можно вводить поисковые запросы с использованием логических связок, аналогичных по смыслу союзам «и», «или» и частице «не» русского языка (рис. 1.13).

6
Логическая
связка
Пример поискового за-
проса
Комментарий
& - логическое
«И» канарейки & щеглы
Поиск по всем словам
| - логическое
«ИЛИ»
канарейки | щеглы
Поиск по любому из слов
— логическое
«НЕ»
- канарейки & щеглы
Будут отобраны все страницы, где упоминаются щеглы, но при этом не упоминаются канарейки.
- (канарейки ] щеглы)
Будут отобраны все страницы, где нет упоминаний о щеглах, а также те, где не упоминаются канарейки.
Смысл логических связок становится более понятным, если проиллюстрировать их с помо- щью графической схемы — кругов Эйлера. Представим множества документов, в которых присутствуют ключевые слова «канарейки», «щеглы», двумя кругами на плоскости, которые разместим внутри круга, изображающего все документы WWW.
1) Учащиеся отвечают на вопрос, исходя их своих представлений:
- Что такое Web-браузер?
2) На экране появляется это понятие.


7 3) По появляющимся логотипам называют известные браузеры (используем
)
По ссылке просматриваем составные части браузера на при- мере Internet Explorer.
Знакомимся с информацией о поисковых системах.
Изображения обладают ссылками на интереснейшие сайты о технической поддержке поисковых систем!!!

8
Можно продемонстрировать в Rambler.
Значки выведут нас на расширенный поиск Google, где удобно продемонстри- ровать разные виды поисков. Например, вводя слова ПОИСКОВАЯ СИСТЕМА с разны- ми логическими связками можно отследить количество найденных страниц и сделать соответствующие выводы.

9
Рассматриваем примеры использования логических связок.
Сопоставляем примеры с кругами Эйлера, проговаривая принципы их построения.

10
Первичное за- крепление
5'
Для совместного разбора и решения:
4,6,1,3,13
В сильном классе: дополнительно №22
Дети отвечают на по- ставленный вопрос: цвет – желтый, вкус – сладкий, состав – жидкий.
С: Голос учителя
М: словесный, нагляд- но - иллюстративный
Ф: фронтальная, инди- видуальная.
Закрепление новых знаний
10'
1 вариант
2, 5, 20, 19 дополнительно №23
2 вариант
12, 7, 14, 15 дополнительно №23
Выполняют прове- рочную
Подведение итогов урока
2'
Слушаю учителя. От- вечают на вопросы
С: голос учителя
М: словесный
Ф: фронтальная