Файл: Папка по самообразованию.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческих потенциалов педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного воздействия на учащихся.

Смысл использования межпредметных связей заключается в том, что в урок включается эпизодически материал других предметов, но при этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой.

Структура интегрированных уроковотличается: чёткостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной ёмкостью материала.

Каждый из таких уроков ведут два или более учителей-предметников. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук. Подготовка урока идет совместно, заранее определяется объем и глубина раскрытия материала, последовательность его изучения. Часто таким урокам предшествуют домашние задания с использованием знаний двух или трех предметов.

Этапы подготовки и проведения интегрированного урока:

Этап

Цель этапа

Поисковый

обеспечить мотивацию к изучению темы

обеспечить поиск изучения материалов по выбранной теме

Подготовительный

научить работать с источниками, подбирать тематические факты и данные

Основной

развивать умение самостоятельно использовать полученные материалы

Заключительный

развивать культуру обсуждения выступлений учащихся


Считаю, что использование интегрированных уроков в преподавании русского языка литературы сказывается и на качестве обучения

Какой вижу результат после и перед проведением интегрированных уроков:

- повышение мотивации и уровня знаний, умений и навыков.

- проявление самостоятельности и творческого подхода учащихся к выполнению задания;

- большая информативная ёмкость материала и его систематизация;

- способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся (логического, художественно-образного, творческого);


- способствуют повышению, роста профессионального мастерства учителя, так как требуют от него владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельного подхода к обучению.

- активизируется познавательная деятельность учащихся, так как большинство интегрированных уроков включает в себя элементы проблемного обучения. Проблемное обучение является эффективным способом повышения интереса учащихся к урокам.

Интегрированный урок - эффективное средство формирования знаний в поле пересечения различных гуманитарных наук, различных языков, разумное внедрение одной науки в другую с целью раскрытия темы урок .Яркими примерами такого сочетания служат уроки литературы и истории, литературы и МХК, литературы и музыки, русского и английского языков, русского и математики, литературы и психологии, эстетики и т.д. \

Подобные уроки имеют несколько целей:

- продолжить работу с литературоведческими терминами; лингвистическими понятиями; эстетическими терминами, историческими датами и событиями; продолжить работу над развитием речи русского языка

- донести идею литературного произведения через события и образы личностей истории, психологические и эстетические понятия, образы и примеры МХК в одном временном отрезке;

- продолжить работу по патриотическому воспитанию, развитию родного языка, культуры посредством других наук и дисциплин

- формировать коммуникативные навыки;

- воспитывать человеческие качества, присущие гражданину своей страны.;

В этом году при изучении поэмы М.Ю.Лермонтова" Песня про царя Ивана Васильевича молодого опричника и удалого купца Калашникова» моей задачей было рассмотреть худ. произведение, дать характеристику героям; с точки зрения истории показать личность Ивана Грозного, рассмотреть понятие опричнина. Но так как в курсе истории семиклассники по программе еще эту тему не прошли, я решила провести интегрированный урок. Ребята заранее готовили исторические справки эпохи Ивана Грозного, готовили портретные характеристики. На урок был приглашен учитель истории, которая рассказала о реальных исторических событиях, воплощенных в художественном пространстве. Моя задача, как литератора, состояла в том, чтобы раскрыть поэтические образы, идею поэмы. В конце урока учителем истории и мной были заданы вопросы, на которые ребята должны были ответить как с точки зрения истории, так и с точки зрения литературы. Мы образовали детям проблемную ситуацию.



Также интересен и увлекателен был урок по поэме Пушкина «Полтава» вместе с историком Лаптевой М.А. Ребята взглянули на петровскую эпоху, познакомились с личностью Петра 1 и провели параллели на уроке литературы, увидев как художественно, средствами изобразительности показывает Пушкин Петра и это историческое событие. Предварительно семиклассники с удовольствием готовили доклады, находили портреты, схемы сражений, делали противоречивые выводы, спорили, думали, сопоставляли, сравнивали.

уроке совершенствовались коммуникативно-познавательные умения, направленные на систематизацию и углубление знаний и обмен этими знаниями в условиях речевого общения; дальнейшее развитие и совершенствование эстетического вкуса учащихся. Тексты художественных произведений являлись важнейшим средством приобщения учащихся к культуре страны изучаемого языка.

«Азбука славянской письменности» , 5 класс . Заключительный урок по литературе.
Что собой представлял интегрированный урок: Библиотечный фрагмент урока о происхождении письменности, была приглашена библиотекарь, которая рассказала ребятам о происхождении славянской письменности, об истории рождения книги

Экскурсия в прошлое, театрализованное представление; ребята долго готовились, шили себе костюмы, сами организовали выставку книг, учились рисовать кириллицу

С музыкальным сопровождением я обращалась к учителю музыки .На уроке были использованы знания МХК — рассказ ученика о происхождения праздника Дня славянской письменности и культуры, как его отмечают в других странах. Урок оставил неизгладимое впечатление, ребятам удалось соединить знания других областей наук. Сегодня мои нынешние шестиклассники знают, кто такие Кирилл и Мефодий, знают историю письменности на Руси.

Соцветие мудростей в сказке В.М. Гаршина "Attalea Princeps". 5-й класс. Получился интересный урок литературы и увлекательное психологическое занятие. Урок был проведен с педагогом-психологом .С точки зрения литературы, ребята раскрывали сюжет сказки, анализировали образы сказки, знакомились с литературоведческими понятиями. С точки зрения психологии, ставили себя на место героев, пытались передать те чувства и эмоции, которые испытывали жители оранжереи. Предварительно были розданы роли для небольшой сценки, несколько учеников готовили презентацию о биографии В. Гаршина. Извлеченные из сказки мудрости жизни в форме цветка на доске, настроили ребят на то, какие жизненные правила и выводы можно вынести для каждого и применять в своей жизни.


Интегрированный урок на тему «Число. Имя числительное» в шестом классе позволил объединить два предмета (русский язык и математика) на одном уроке. Ребята записывали в тетрадях решение задачи с устным объяснением, четко проговаривая числительные. Я корректировала речевые погрешности. Затем урок продолжил учитель математики. В ходе игры «Эксперт» при оценке учитывались правильный числовой результат и грамотное речевое объяснение. Таким образом, ребята пришли к выводу, что даже при работе на уроке математики, нужно следить за грамотностью в своей речи.

В пятом классе при изучении лирики Некрасова в урок были внесены элементы интеграции. Учитель ИЗО после изучения произведения «На Волге» призвала ребят провести параллели с живописью, обратив внимание детей на картину Репина «Бурлаки на Волге».

Таким же образом прошел урок в 7 классе при изучении повести Гоголя «Тарас Бульба». Ребята увидели как события, происходящие в России в 19 веке, волновали не только литературу, но и живопись.

В подготовке к сочинению по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка!»- урок развития речи в 5 классе также использовались знания ИЗО и МХК. При раскрытии основной мысли картины я хотела, чтобы ребята познакомились с творчеством и биографией Решетникова, узнали как можно больше о других его полотнах, погрузились в мир творчества, и в этом нам помог учитель ИЗО. А дальше продолжилась работа над развитием речи, над умением стилистически грамотно и логически правильно раскрыть идею картины, описывать портреты героев, интерьер. Детям было очень интересно работать в таком ритме, они легко и быстро переключались из одного вида деятельности на другой.

В третьей четверти начнется изучение романа Толстого «Война и мир»

резентаций проектов, репродукций картин, фонозаписей.

«Мысль семейная» в романе Толстого «Война и мир» (интеграция литературы и психологии) На этот урок будет приглашен педагог-психолог, который даст будущим выпускникам курс «Самосовершенствование личности»: что такое Семья в науке психологии. После этой общественно-значимой работы психолога с классом, я свяжу эти знания с семейной идей в романе Л.Н.Толстого

«Война и мир. Таким образом, десятиклассники увидят, как реальные жизненные ситуации становятся неотъемлемой частью художественного произведения.

В 5 и 7 классах будут уроки развития речи на тему «Спортивный репортаж». Ребята непосредственно будут выступать в роли журналистов. А для этого нам пригодятся консультации и знания из области риторики, журналистики, биологии.

Интегрированным урокам присущи значительные педагогические возможности. Здесь учащиеся получают глубокие разносторонние знания об объектах изучения, используя информацию из различных предметов, по-новому осмысливают события, явления. Очень важным моментом является психологическая совместимость преподавателей, которые вместе готовят, а затем проводят интегрированный урок. Без взаимной поддержки, взаимопонимания и дополнения друг друга интегрированный урок не получится.

Интегрированные уроки – необычные по замыслу, организации, методике проведения – больше нравятся учащимся, чем традиционные учебные занятия, поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Но они не могут стать главной формой работы из-за неизбежно возникающей при этом проблемы недостатка времени на подготовку, перегрузки учащихся и педагогов. Эффективность интегрированных уроков в большой степени зависит от высококачественной предварительной подготовки.

"Использование современных технологий в образовательном процессе"

Исследования о современной школе ключевыми в идеологии новой школы называют идею развития, выделяя три важных постулата:

  • школа является важнейшим фактором развития личности;

  • школа должна превратиться в действенный перспективный фактор развития российского общества;

  • систему образования и школу необходимо постоянно развивать.

Из всего многообразия инновационных направлений в развитии школы мы сегодня будем говорить о педагогических (образовательных) технологиях .

В педагогике всегда возникали вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”.

Обучение превращается в подобие некоего технологического процесса с заранее определенными целями и гарантированным результатом. Естественно, нельзя полностью уподоблять образование -производству. Тем не менее, в педагогике появилось понятие педагогических технологий.

«Технология» - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.