Файл: Методическое пособие "Контролер технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта".pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 423
Скачиваний: 68
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«...п.28 Субъект транспортной деятельности обязан обеспечить проведение предрейсового контроля технического состояния транспортного средства. Запрещается выпуск на линию транспортных средств, не прошедших предрейсовый контроль технического состояния..»
Согласно действующего законодательства есть два мероприятия,
которые необходимо проводить:
1. Обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения. (это
периодическое ТО).
2. Не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения
(это предрейсовый технический осмотр).
4. Регулярное техническое обслуживание
Целью технического обслуживания является поддержание транспортного средства в исправном состоянии, обеспечивающем безопасность дорожного движения (статья 18 ФЗ-196 «О БДД»).
Это как раз то, что нам надо для выполнения требования статьи 20.
Для того чтобы это обеспечить, необходимо организовать процесс регулярного прохождения ТО.
Периодичность прохождения указывается в руководстве по эксплуатации. И проводить его надо на протяжении всего срока эксплуатации.
Проводить можно ТО своими силами.
Например
, крупные фирмы-перевозчики со своей ремонтной базой.
Но в этом случае необходима специальная служба (подразделение), которое будет обеспечивать соблюдение всех требований в области охраны труда и обеспечивать при ТО соответствие выполняемых операций заявленным требованиям завода-изготовителя.
Чаще всего ТО и ТР проводят специализированные организации по договору оказания услуг.
Для «особой группы» написано конкретно
«...обеспечить проведение
предрейсового контроля технического состояния транспортного
средства...»
Для всех остальных, конкретных слов
«обеспечить проведение...»
нет.
Зато есть
«Запрещается эксплуатация транспортных средств при
наличии у них технических неисправностей» или «не допускать
транспортные средства к эксплуатации при наличии у них
неисправностей»
И это многих смущает, потому что нет призыва что-то проводить. Но именно здесь как всегда работает логика: чтобы не допустить к эксплуатации транспортное средство, имеющее неисправности, надо проверить авто на наличие или отсутствие этих самых неисправностей.
Авто, в классическом варианте, каждый рабочий день выходит на линию. Поэтому каждый раз надо проверять его на наличие или отсутствие неисправностей, чтобы в случае их обнаружения запретить эксплуатацию этого авто.
Техническое обслуживание автомобилей включает комплекс планово- предупредительных работ, проводимых с целью поддержания автомобилей в работоспособном состоянии, уменьшения интенсивности износа деталей, предупреждения неисправностей, своевременного выявления и устранения их, поддержания надлежащего внешнего вида автомобилей.
Техническое обслуживание проводится принудительно, в плановом
порядке, после определенного пробега, независимо от технического
состояния автомобиля.
Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта
(рекомендации Минавтотранса
РСФСР)
на сегодня отменено
, но базовые принципы остаются неизменными. Установлены следующие виды технического обслуживания, отличающиеся объемом работ и периодичностью их выполнения:
ежедневное обслуживание (ЕО);
техническое обслуживание № 1 (ТО-1);
техническое обслуживание № 2 (ТО-2);
сезонное техническое обслуживание (СО).
Каждый вид обслуживания включает определенный объем обязательных для выполнения уборочно-моечных, смазочных, очистительных, заправочных, контрольных, крепежных и регулировочных работ.
Периодичность проведения технического обслуживания различных видов зависит от типа и марки автомобилей и условий их эксплуатации.
Чем хуже условия, в которых работают автомобили (плохие дороги, пыль, высокая температура, частые остановки, большие нагрузки), тем чаще нужно выполнять техническое обслуживание.
Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) проводят один раз в сутки, после работы автомобиля на линии. Оно заключается в приведении внешнего вида автомобиля и внутренних частей кузова в надлежащее состояние, в дополнительной заправке агрегатов и механизмов топливом, маслом, водой и воздухом, проверке укомплектованности и технической исправности всех агрегатов автомобиля, а также проверке состояния шин.
Первое техническое обслуживание (ТО-1) включает все работы, проводимые при ЕО, и, кроме того, ряд дополнительных смазочных, крепежных, контрольных и регулировочных работ, выполняемых, как правило, без снятия агрегатов и механизмов с автомобиля или их разборки и направленных на предупреждение неисправностей.
1 2 3 4 5 6
Второе техническое обслуживание (ТО-2) включает все работы, выполняемые при ТО-1, а также дополнительно более углубленные работы по предупреждению неисправностей и уменьшению износов.
Первое и второе техническое обслуживание проводится после определенного пробега в зависимости от условий эксплуатации.
Существуют два способа обеспечения работоспособности автомобилей в эксплуатации при наименьших суммарных материальных и трудовых затратах и потерях времени: поддержание работоспособности, называемое техническим обслуживанием (ТО), и восстановление работоспособности, называемое ремонтом.
ТО-1 и ТО-2 производятся по достижении определенного пробега (в зависимости от типа и модели транспортного средства ТО-1 –через 2...4 тыс. км, ТО-2 – 6 ...20 тыс. км).
При ТО-1 производится диагностика и обслуживание узлов, обеспечивающих тягово-экономические свойства автомобиля.
Основным назначением Сезонного обслуживания(СО), проводимого в России два раза в год, является подготовка автомобилей к эксплуатации в холодное и теплое время года.
Для общих климатических условии СО совмещается преимущественно с ТО-2 или ТО-1 при соответствующем увеличении трудоемкости основного вида обслуживания.
Операции ТО проводятся с предварительным контролем. Основным методом выполнения контрольных работ является диагностика, которая предназначена для определения технического состояния автомобиля ,его агрегатов, узлов и систем без разборки и является технологическим элементом технического обслуживания.
Кроме непосредственно работ технического обслуживания к ТО также относятся работы, проводимые для поддержания надлежащего внешнего вида и санитарного состояния автомобиля: уборка, мойка и сушка.
В процессе регулярного ТО параметры технического состояния поддерживаются в заданных пределах, однако из-за изнашивания
деталей, поломок и других причин ресурс автомобиля (агрегата, механизма) расходуется, и в определенный момент автомобиль уже не может нормально эксплуатироваться, т.е. наступает такое предельное его состояние, которое не может быть устранено профилактическими методами ТО, т.е. автомобиль требует восстановление утраченной работоспособности – ремонта.
Ремонт предназначен для восстановления и поддержания
работоспособности механизма, узла, агрегата и автомобиля в целом, устранения неисправностей, возникающих при работе и выявленных при
ТО.
Как правило, ремонт выполняется по потребности (при достижении изделием предельного состояния) и включает контрольно- диагностические, разборочные, сборочные, регулировочные, слесарные, сварочные и некоторые другие виды работ.
Характерными для работ по ремонту являются их значительная трудоемкость, стоимость, необходимость в частичной или полной разборке изделия для восстановления или замены деталей, использование при ремонте достаточно сложного станочного, сварочного, окрасочного и другого оборудования.
5. Организация контроля технического состояния
автотранспортных средств
Порядок выпуска автомобилей на линию. Ответственные лица.
В соответствии со ст.20 ФЗ №-196 "О Безопасности Дорожного
Движения", юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность на территории РФ и эксплуатирующие транспорт, обязаны обеспечивать БДД, и, в связи с этим, закон "О БДД", возлагает обязанность на юридические лица и ИП обеспечить соответствие технического состояния транспорта требованиям БДД и не допускать транспортные средства к эксплуатации при неисправностях, которые угрожают безопасности дорожного движения.
Ремонт предназначен для восстановления и поддержания
работоспособности механизма, узла, агрегата и автомобиля в целом, устранения неисправностей, возникающих при работе и выявленных при
ТО.
Как правило, ремонт выполняется по потребности (при достижении изделием предельного состояния) и включает контрольно- диагностические, разборочные, сборочные, регулировочные, слесарные, сварочные и некоторые другие виды работ.
Характерными для работ по ремонту являются их значительная трудоемкость, стоимость, необходимость в частичной или полной разборке изделия для восстановления или замены деталей, использование при ремонте достаточно сложного станочного, сварочного, окрасочного и другого оборудования.
5. Организация контроля технического состояния
автотранспортных средств
Порядок выпуска автомобилей на линию. Ответственные лица.
В соответствии со ст.20 ФЗ №-196 "О Безопасности Дорожного
Движения", юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность на территории РФ и эксплуатирующие транспорт, обязаны обеспечивать БДД, и, в связи с этим, закон "О БДД", возлагает обязанность на юридические лица и ИП обеспечить соответствие технического состояния транспорта требованиям БДД и не допускать транспортные средства к эксплуатации при неисправностях, которые угрожают безопасности дорожного движения.
Согласно Правилам эксплуатации,
при выпуске на линию
проверяется
:
внешний вид,
комплектность,
техническое состояние подвижного состава,
выполнение назначенного для него накануне обслуживания или ремонта (по данным внешнего осмотра и учетной документации).
Проверка производится по определенному
перечню операций
, составляемому в автотранспортном предприятии или организации с учетом конструкции используемого в данном предприятии подвижного состава и условий его эксплуатации.
Перечень должен предусматривать обязательную проверку
исправности систем, агрегатов, узлов и деталей подвижного
состава, влияющих на безопасность движения, в том числе
рулевого управления, тормозов, подвески, колес и шин, кузова и
кабины, приборов наружного освещения, световой и звуковой
сигнализации, стеклоочистителей.
Наиболее тщательной проверке подлежат автобусы, автомобили
- такси и все автомобили, работающие на горных маршрутах.
Порядок выпуска автомобилей на линию
- это типичный перечень операций, предусмотренных законодательством по БДД и внутренним нормативным документом организации.
Такой документ должен быть утвержден руководителем
, а его соблюдение должно быть приказом возложено на лицо, отвечающее
за техсостояние транспорта в организации.
Благодаря Порядку выпуска автомобилей на линию, обеспечивается проведение ежедневного контроля технического состояния автомобилей перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки. Сам же порядок выпуска автомобилей на линию заключается в проведении визуального и инструментального, наружного и внутреннего осмотров.
Итак, Закон "О БДД", возлагает обязанность на юридические лица и
ИП не допускать транспортные средства к эксплуатации при
неисправностях, которые угрожают безопасности дорожного движения.
Требования закона обязывает юр.лиц и ИП обеспечить наличие
сотрудника, ответственного за техническое состояние транспортных средств и их правильную эксплуатацию.
Это лицо должно руководствоваться
должностной инструкцией ответственного за техническое состояние и эксплуатацию автомобилей.
Согласно инструкции,
ответственный за техническое состояние
обязан
проводить следующие мероприятия:
Обеспечение безаварийной работы транспортных средств;
Выпуск транспортных средств на линию и приеме с линии;
Контроль за правильной эксплуатацией транспортных средств;
Технический надзор - выявление причин неисправностей и принятие
мер к их устранению;
Организация передачу а/м в ремонтные мастерские, принятие их в
эксплуатацию;
Контроль за качеством и своевременностью выполнения работ по
ТО, в соответствии с Планом-Графиком;
Оформление документации на ремонт ТС после аварий;
Контроль за постановку ТС на стоянку после окончания работы
водителя;
Участие в проведении технического осмотра ТС;
Внесение предложений о наложении дисциплинарных взысканий на
водителей;
Контроль за показаниями спидометров;
Проверка у водителей документов на право управления при выезде
на линию.
После проверки автомобиля, согласно перечню операций при выпуске ТС на линию, ответственный сотрудник за техническое состояние и правильную эксплуатацию ставит подпись и печать в
путевом листе
.
Должностные обязанности и права контролера, содержащиеся в инструкции, закрепляются
Приказом о назначении ответственного по обеспечению безопасности дорожного движения
Если сотрудник является штатной единицей, то с ним должен быть заключен трудовой договор.
В трудовом договоре с механиком могут быть отражены все
функции, содержащиеся в его должностной инструкции, в том числе
функции по выпуску автомобилей на линию и приеме с линии, в соответствии с Порядком выпуска автомобилей на линию.
В случае, если юридическое лицо или ИП осуществляет деятельность, связанную с перевозками пассажиров и грузов,
назначение должностного лица, контролера, ответственного за техническое состояние -
обязательно!
Если же юридическое лицо или ИП не осуществляет перевозки, а эксплуатирует автомобили для собственных нужд, то назначение ответственного за техсостояние производится по усмотрению руководителя.
Он может закрепить такие функции за другим сотрудником, но если обязанность ни на кого не возложена, то, по умолчанию, обязанность по обеспечению технического состояния несет сам руководитель или
Индивидуальный предприниматель.
Требования к техническому состоянию
автотранспортных средств
ГОСТ 33997-2016 «Колёсные транспортные
средства. Требования к безопасности в
эксплуатации и методы проверки»
Рассмотрим выдержки из Федерального закона от 10.12.1995 N 196-
ФЗ (ред. от 30.07.2019)
"О безопасности дорожного движения"
Цитата:
Статья 18.
Основные требования по обеспечению безопасности
дорожного движения при техническом обслуживании и ремонте
транспортных средств
1. Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии
должны обеспечивать
безопасность дорожного движения
2. Нормы, правила и процедуры технического обслуживания и ремонта транспортных средств устанавливаются заводами-изготовителями транспортных средств
с учетом условий их эксплуатации
3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы и предоставляющие услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств,
обязаны обеспечивать
их проведение в соответствии с установленными "нормами и
правилами"
4. Транспортные средства, прошедшие техническое обслуживание и ремонт,
должны отвечать требованиям
, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в части, относящейся к "обеспечению" безопасности дорожного движения
Безопасность колёсных транспортных средств — КТС достигается усилиями автомобилестроения и эксплуатации автомобильного