Файл: Методическое пособие "Контролер технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 428

Скачиваний: 68

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
транспорта, совершенствованием нормативных требований и мер государственного регулирования.
В России нормативная база безопасности КТС в эксплуатации содержится в:

Техническом регламенте Таможенного союза (ТР ТС 018/2011) «О безопасности колёсных транспортных средств»,

Правилах проведения технического осмотра транспортных средств,

Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
Особая система требований содержится в Правилах дорожного движения Российской Федерации.
Все нормативные акты утверждены постановлениями правительства
Российской Федерации для разных условий выполнения проверки безопасности КТС, но они не содержат методов проверки соответствия
КТС установленным требованиям, а сами эти требования не вполне согласуются между собой.
В соответствии с программой разработки межгосударственных стандартов (подготовлен Техническим комитетом по стандартизации
«Безопасность дорожного движения»), принят Евразийским советом по стандартизации, метрологии и сертификации и с 1 февраля 2018 года введен в двенадцати странах СНГ, включая Россию, межгосударственный ГОСТ 33997-2016
«Колёсные транспортные
средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы
проверки»
.
Одновременно отменяются
национальные стандарты России, устанавливающие методы проверки безопасности КТС в эксплуатации:
ГОСТ Р 51709-2001, ГОСТ Р 52231- 2004, ГОСТ Р 52033-2003, ГОСТ
Р 52160-2003, ГОСТ Р 54942-2012.

Новый межгосударственный ГОСТ 33997-2016
«Колёсные
транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и
методы проверки»
ГОСТ 33997-2016 не вводит каких-то новых параметров безопасности
КТС в эксплуатации или применения ранее не использовавшихся для этого средств измерений и технического диагностирования.
В этом отношении введение нового стандарта не будет обременительным ни для автовладельцев, ни для пунктов технического осмотра или автотранспортных предприятий.
Для практиков наиболее существенны
следующие новации в содержании стандарта:
1. Исключён менее эффективный метод проверки фар по экрану, применяемый без измерения сил света по границам светового пучка и без проверки погрешностей ориентирования КТС относительно экрана, а потому не гарантирующий предотвращения ослепления встречных водителей проверенными этим методом КТС.
2. Исключено дублирование требований технического регламента по наличию внешних световых приборов на КТС при выпуске в обращение.
В эксплуатации достаточно лишь поддержания состава и размещения световых приборов на КТС в соответствии с документацией изготовителя.
3. В соответствии с международными предписаниями введены требования к эффективности торможения КТС категорий L, которых ранее не было ни в одном из упомянутых российских нормативных правовых актов.
4. Введены требования к эффективности торможения стояночной тормозной системой при частичной загрузке КТС, а не только при снаряжённой или технически допустимой максимальной массе, как в ранее применявшихся нормативных правовых актах.
5. Введена методика расчёта тормозного пути КТС по результатам измерения замедления при торможении в дорожных условиях. Её применение повысит достоверность проверок за счёт единообразия

алгоритмов расчёта тормозного пути приборами для проверки тормозных систем в дорожных условиях.
6. Впервые введён единый норматив порога проскальзывания тормозящего колеса КТС на роликовых стендах при измерении тормозных сил. Это минимизирует разброс оценок работоспособности тормозного управления КТС, получаемых на стендах разных изготовителей за счёт повышения единообразия условий измерения тормозных сил.
7. Предусмотрены раздельные процедуры измерения на роликовых стендах тормозных сил для расчёта удельной тормозной силы и относительной разности тормозных сил колёс оси в качестве инструмента уточнения результатов проверки.
8. Введено измерение массы КТС в момент измерения тормозных сил
9. на роликовых стендах, повышающее объективность получаемых оценок.
10. В стандарт включено требование установки КТС на стенд для проверки тормозных систем КТС без видимого перекоса, соблюдение которого предотвращает возникновение дополнительной погрешности измерения тормозных сил.
11. Установлены условия, при которых обязательно измерение усилия воздействия на орган управления при проверке тормозной системы.
12. Уточнены значения повышенной частоты вращения коленчатого вала двигателя при проверках отработавших газов и внешнего шума КТС.
13. Нормативы оксида углерода в отработавших газах установлены в зависимости от экологического класса КТС, а не от года изготовления и комплектации. Это упрощение снижает вероятность конфликтных ситуаций.
14. Исключена необходимость проверки коэффициента избытка воздуха для КТС, работающих на газе, при отсутствии данных изготовителя, а также КТС, переоборудованных в эксплуатации для работы на газе.
15. Уточнена методика регистрации внешнего шума выпуска КТС шумомерами.

16. Исключены положения, применение которых затруднительно при эксплуатации без конструкторской документации изготовителя.
Применение нового ГОСТ 33997-2016 приведёт к повышению достоверности оценок безопасности КТС в эксплуатации, сократит затраты времени на поиски необходимых для контроля данных, расширит возможности использования разных технологий и оборудования при его выполнении и на этой основе повысит безопасность эксплуатации российского автомобильного парка.
Подробнее о ГОСТ 33997-2016
Выдержки:
Настоящий стандарт
распространяется
на колесные транспортные средства категорий L, М, N и О, эксплуатируемые на автомобильных дорогах (далее - КТС).
Действие настоящего стандарта не распространяется на КТС:
1) максимальная скорость которых, предусмотренная их конструкцией, не более 25 км/ч;
2) предназначенные исключительно для участия в спортивных соревнованиях;
3) внедорожные КТС
Стандарт устанавливает
:

требования к безопасности КТС в эксплуатации;

методы проверки безопасности КТС в эксплуатации.
Стандарт предназначен
для применения в технологических процессах:

технического осмотра;

контроля безопасности КТС в эксплуатации, выполняемого в установленном порядке специально уполномоченными органами;

технического обслуживания, ремонта, проверки и регулировки КТС на эксплуатирующих и автосервисных предприятиях;



на предприятиях, осуществляющих капитальный ремонт КТС.
Требования стандарта направлены
на обеспечение безопасности дорожного движения, жизни и здоровья людей, сохранности их имущества и охраны окружающей среды.
4 Требования к безопасности КТС в эксплуатации
4.1 Требования к тормозным системам
4.2 Требования к рулевому управлению
4.3 Требования к устройствам освещения и световой сигнализации
4.4 Требования к обеспечению обзорности
4.5 Требования к шинам и колесам
4.6 Требования к сцепным устройствам
4.7 Требования к удерживающим системам пассивной безопасности
4.8 Требования к задним и боковым защитным устройствам
4.9 Требования к двигателю и его системам
4.10 Требования к прочим элементам конструкции
4.11 Требования к комплектности транспортных средств
4.12 Требования к обеспечению возможности идентификации транспортных средств
4.13 Дополнительные требования к транспортным средствам категорий
М2 и М3 4.14 Дополнительные требования к специальным транспортным средствам оперативных служб
4.15 Дополнительные требования к специализированным транспортным средствам
4.16 Дополнительные требования к специальным транспортным средствам для коммунального хозяйства и содержания дорог
4.17 Дополнительные требования к транспортным средствам для перевозки грузов с использованием прицепа-роспуска
4.18 Дополнительные требования к автоэвакуаторам
4.19 Дополнительные требования к транспортным средствам с грузоподъемными устройствами
4.20 Дополнительные требования к транспортным средствам для перевозки опасных грузов
4.21 Дополнительные требования к транспортнымсредствам - цистернам
4.22 Дополнительные требования к транспортнымсредствам - цистернам для перевозки и заправки нефтепродуктов
4.27 Дополнительные требования к троллейбусам

1   2   3   4   5   6

5 Методы проверки безопасности транспортных средств в
эксплуатации
5.1 Методы проверки тормозных систем
5.2 Методы проверки рулевого управления
5.3 Методы проверки внешних световых приборов
5.4 Методы проверки обзорности
5.5 Методы проверки шин и колес
5.6 Методы проверки сцепных устройств
5.7 Методы проверки средств пассивной безопасности
5.8 Методы проверки двигателей с принудительным зажиганием
5.9 Методы проверки двигателей с воспламенением отсжатия
5.10 Проверка шума выпуска отработавших газов КТС
5.11 Методы проверки прочих элементов конструкции
5.12 Методы проверки комплектности и возможности идентификации колесного транспортного средства
Приложение А
(обязательное). Методика расчета показателей эффективности торможения и устойчивости КТС при торможении
Приложение Б
(обязательное). Методика пересчета нормативов тормозного пути КТС в зависимости от начальной скорости торможения
Приложение В
(обязательное). Методика автоматической оценки начальной скорости торможения, тормозного пути, установившегося замедления и времени срабатывания тормозной системы при проверке в дорожных условиях инерционным методом
Приложение Г
(обязательное). Метрологические и технические характеристики газоанализаторов, тахометров и измерителей температуры
Приложение Ж
(обязательное). Приборы, используемые для измерения уровня шума
Приложение К
(обязательное). Схемы установки микрофона для измерения уровня шума КТС

Правила по охране труда на
автомобильном транспорте
Приказ Минтруда и социальной защиты РФ N 871н от 9 декабря
2020 г. “Об утверждении правил по охране труда на автомобильном транспорте” “Правила по охране труда на автомобильном транспорте”
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 декабря
2020 г. № 871н
«Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном
транспорте»
Извлечения
XXI. Общие требования охраны труда при эксплуатации транспортных средств
201. Перед пуском двигателя транспортного средства необходимо убедиться, что транспортное средство заторможено стояночным тормозом, а рычаг переключения передач (контроллера) поставлен в нейтральное положение.
202. Перед пуском двигателя транспортного средства, подключенного к системе подогрева, необходимо предварительно отключить и отсоединить элементы подогрева.
203. Пуск двигателя транспортного средства должен производиться при помощи стартера. Запрещается запуск двигателя с помощью буксира.
204. Скорость движения транспортных средств по территории организации, в производственных и других помещениях устанавливается работодателем в зависимости от конкретных условий с учетом интенсивности движения транспортных средств, состояния дорог, перевозимого груза и пассажиров.
205. Работодатель обязан:


1) обеспечить выпуск на линию технически исправных транспортных средств, укомплектованных огнетушителями и аптечками для оказания первой помощи;
2) при направлении водителя в длительный (продолжительностью более одних суток) рейс провести инструктаж по охране труда водителю перед выездом об условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза.
206. Запрещается направлять водителя в рейс, если техническое состояние транспортного средства и дополнительное оборудование не соответствуют требованиям Правил дорожного движения.
207. При направлении в рейс водителей двух и более транспортных средств для совместной работы на срок более двух суток работодатель должен назначить работника — старшего группы, ответственного за обеспечение соблюдения требований охраны труда. Выполнение требований этого работника обязательно для всех водителей группы транспортных средств.
208. Лица, сопровождающие (получающие) грузы, должны размещаться в кабине грузового транспортного средства.
209. При остановке транспортного средства должна быть исключена возможность его самопроизвольного движения следующим образом:
1) выключено зажигание или прекращена подача топлива;
2) рычаг переключения передач (контроллера) установлен в нейтральное положение;
3) транспортное средство заторможено стояночным тормозом;
4) под колесо грузового транспортного средства (автобуса) установлены не менее двух специальных упоров (башмаков).
210. При работе на автопоездах сцепку автопоезда, состоящего из автомобиля и прицепов, должны производить водитель, сцепщик и работник, координирующий их работу.

211. В исключительных случаях (дальние рейсы, перевозка сельскохозяйственных продуктов с полей) сцепку автомобиля и прицепа разрешается производить одному водителю. В этом случае необходимо:
1) затормозить прицеп стояночным тормозом;
2) проверить состояние буксирного устройства;
3) положить под колеса прицепа специальные упоры (башмаки);
4) произвести сцепку, включая соединение гидравлических, пневматических и электрических систем автомобиля и прицепа.
212. Перед началом движения автомобиля задним ходом необходимо зафиксировать поворотный круг прицепа стопорным устройством.
213. В момент выполнения работы по сцепке автомобиля с прицепом рычаг переключения передач (контроллер) должен находиться в нейтральном положении.
Запрещается для отключения коробки передач использовать педаль сцепления.
214. Сцепка и расцепка транспортного средства должны производиться только на ровной горизонтальной площадке с твердым покрытием.
Продольные оси автомобиля-тягача и полуприцепа при этом должны располагаться на одной прямой.
215. Борта полуприцепов при сцепке должны быть закрыты. Перед сцепкой необходимо убедиться в том, что:
1) седельно-сцепное устройство, шкворень и их крепление исправны;
2) полуприцеп заторможен стояночным тормозом;
3) передняя часть полуприцепа по высоте располагается так, что при сцепке передняя кромка опорного листа попадает на салазки или на седло
(при необходимости следует поднять или опустить переднюю часть полуприцепа).
216. При вывешивании транспортного средства на грунтовой поверхности необходимо выровнять место установки домкрата, положить