Файл: Методическое пособие "Контролер технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 427

Скачиваний: 68

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
под домкрат подкладку достаточных размеров и прочности, на которую установить домкрат.
217. Места разгрузки автомобилей-самосвалов у откосов и оврагов должны оборудоваться колесоотбойными брусами.
218. Если колесоотбойный брус не устанавливается, то минимальное расстояние, на которое может подъезжать к откосу автомобиль-самосвал для разгрузки, должно определяться исходя из конкретных условий и угла естественного откоса грунта.
219. При ремонте транспортного средства на линии должны соблюдаться требования, предусмотренные главой III Правил.
220. Перед подъемом части транспортного средства домкратом необходимо остановить двигатель, затормозить транспортное средство стояночным тормозом, удалить пассажиров из салона (кузова) и кабины, закрыть двери и установить под неподнимаемые колеса в распор не менее двух упоров (башмаков).
221. При вывешивании транспортного средства (автобуса) с помощью домкрата для снятия колеса необходимо сначала вывесить кузов, затем установить под него козелок (подставку) и опустить на него кузов. Только после этого можно установить домкрат под специальное место на переднем или заднем мосту и вывесить колесо.
222. Запрещается:
1) подавать транспортное средство на погрузочно-разгрузочную эстакаду, если на ней нет ограждений и колесоотбойного бруса;
2) движение автомобиля-самосвала с поднятым кузовом;
3) привлекать к ремонту транспортного средства на линии посторонних лиц (грузчиков, сопровождающих, пассажиров, прохожих);
4) устанавливать домкрат на случайные предметы: камни, кирпичи. Под домкрат необходимо подкладывать деревянную выкладку (шпалу, брусок, доску толщиной 40 — 50 мм) площадью больше площади основания корпуса домкрата;

5) выполнять какие-либо работы, находясь под транспортным средством, вывешенном только на домкрате, без установки козелка (подставки);
6) выполнение работ по обслуживанию и ремонту транспортного средства на расстоянии ближе 5 м от зоны действия погрузочно-разгрузочных механизмов;
7) при подаче автомобиля к прицепу находиться между автомобилем и прицепом;
8) производить на линии водителям городских автобусов ремонтные работы под автобусом при наличии в организации службы технической помощи.
223. При накачивании или подкачивании в дорожных условиях снятого с транспортного средства колеса необходимо в окно диска колеса установить предохранительную вилку соответствующей длины или положить колесо замочным кольцом вниз.
224. Пробку радиатора на горячем двигателе транспортного средства необходимо открывать с использованием СИЗ рук или накрыв ее тряпкой
(ветошью). Пробку следует открывать осторожно, не допуская интенсивного выхода пара в сторону открывающего.
Перечень операций при проведении
контроля технического состояния
транспортных средств
Проверка тормозного управления.
Проверяются все имеющиеся тормозные системы:

рабочая, стояночная, запасная, вспомогательная;

проверяется герметичность гидравлического, пневматического и пневмогидравлического приводов тормозов.


Стояночная тормозная система должна обеспечивать неподвижное состояние: транспортных средств с полной нагрузкой — на уклоне до 16 процентов включительно; легковых автомобилей и автобусов в снаряженном состоянии — на уклоне до 23 процентов включительно; грузовых автомобилей и автопоездов в снаряженном состоянии — на уклоне до 31 процента включительно.
Рабочую тормозную систему проверяют по показателям эффективности торможения и устойчивости АТС при торможении, а запасную, стояночную и вспомогательную тормозные системы — по показателям эффективности торможения согласно
ГОСТ 33997-2016
, п.
5.1 Методы проверки тормозных систем.
Проверка рулевого управления
(проверяется суммарный люфт в рулевом управлении, усилие при повороте рулевого колеса, крепление рулевой колонки, уровень рабочей жидкости в усилителе рулевого управления, герметичность гидросистемы усилителя).
Резьбовые соединения должны быть затянуты или зафиксированы установленным способом. Устройство фиксации положения рулевой колонки и усилитель рулевого управления (при их наличии) должны быть работоспособными. Рулевое управление проверяют по показателям и требованиям согласно
ГОСТ 33997-2016
, п. 5.2 Методы проверки рулевого управления.
Проверка стеклоочистителей и стеклоомывателей
(проверяется наличие и работоспособность в различных режимах).
Стеклоочистители и стеклоомыватели проверяют визуально в процессе их рабочего функционирования при минимально устойчивой частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу двигателя АТС. При проверке стеклоочистителей с электрическим приводом должны быть включены фары дальнего света.
ГОСТ 33997-2016
, п. 5.4 Методы проверки обзорности.
Проверка внешних световых приборов
(проверяется количество, тип, расположение, режим работы и цвет огней внешних
световых приборов). Внешние световые приборы и световозвращатели должны быть чистыми и работать в установленном режиме.
Рассеиватели и лампы, должны соответствовать типу данного светового прибора. Внешние световые приборы проверяют по показателям и требованиям согласно
ГОСТ 33997-2016
, п. 5.3 Методы проверки внешних световых приборов.
Проверка шин и колес
(проверяется высота рисунка протектора шин, возможность измерения давления воздуха и подкачивания шин, повреждения шин, наличие всех болтов или гаек крепления дисков и ободьев колес).
На одну ось АТС не должны быть установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. На АТС не должны быть установлены ошипованные и неошипованные шины. Пригодность шин и колес, комплектация и их применение должны соответствовать показателям и требованиям согласно
ГОСТ 33997-2016
п. 5.5 Методы проверки шин и колес.
Проверка звукового сигнального прибора
. Звуковой сигнальный прибор должен при приведении в действие органа его управления издавать непрерывный и монотонный звук. Прочие элементы конструкции проверяют по показателям и требованиям согласно
ГОСТ 33997-2016
п. 5.11 Методы проверки прочих элементов конструкции.
Проверка спидометра, одометра, тахографа,
аппаратуры спутниковой навигации, устройств
вызова экстренных оперативных служб
(проверяется их работоспособность; наличие пломб на тахографе). Прочие элементы конструкции проверяют по показателям и требованиям согласно
ГОСТ
33997-201
6 п. 5.11 Методы проверки прочих элементов конструкции.


Проверка двигателя и его системы
(проверяется предельно допустимое содержание загрязняющих веществ в ТС с бензиновыми двигателями, дизелях и газобаллонных ТС; герметичность системы питания, системы выпуска отработавших газов, крышек и уплотняющих элементов).
Двигатель и его системы проверяют по показателям и требованиям согласно
ГОСТ 33997-2016
п. 5.8 Методы проверки двигателей с принудительным зажиганием, п. 5.9 Методы проверки двигателей с воспламенением от сжатия, п. 5.10 Проверка шума выпуска отработавших газов.
Проверка зеркал заднего вида, стекол, звукового
сигнального прибора и противосолнечных козырьков
(проверяется наличие указанных элементов и их работоспособность, наличие трещин и затемнений на ветровых и боковых стеклах ТС). Не должно быть дополнительных предметов или нанесенных покрытий, ограничивающих обзорность с места водителя.
Звуковой сигнальный прибор должен при приведении в действие органа его управления издавать непрерывный и монотонный звук.
Прочие элементы конструкции проверяют по показателям и требованиям согласно
ГОСТ 33997-2016
п. 5.11 Методы проверки прочих элементов конструкции.
Проверка замков дверей кузова или кабины,
запоров бортов грузовой платформы, запоров
горловин цистерн, устройства обогрева и обдува
ветрового стекла, предусмотренное изготовителем ТС
противоугонных устройство
(проверяется их работоспособность). Замки боковых навесных дверей АТС должны быть работоспособны и фиксироваться в двух положениях запирания: промежуточном и окончательном. Прочие элементы конструкции проверяют по показателям и требованиям согласно
ГОСТ 33997-2016
п.
5.11 Методы проверки прочих элементов конструкции.

Проверка элементов конструкции автобуса
(проверяется аварийный выключатель дверей, сигнал требования остановки, аварийные выходы автобуса и устройства для приведения их в действие, приборы внутреннего освещения салона автобуса, привод управления дверями и сигнализация об их работе, наличие табличек с инструкциями о правилах использования аварийных выходов). Прочие элементы конструкции проверяют по показателям и требованиям согласно
ГОСТ 33997-2016
п. 5.13 Методы дополнительной проверки транспортных средств категорий М2 и М3.
Проверка ремней безопасности и подголовников
(проверяется их наличие; работа замыкающего и втягивающего устройства; отсутствие надрыва на лямках ремней безопасности).
Прочие элементы конструкции проверяют по показателям и требованиям согласно
ГОСТ 33997-2016
п. 5.7 Методы проверки средств пассивной безопасности.
Проверка укомплектованности автомобилей и
автобусов
категорий М3, N2, N3 (проверяется наличие, количество и расположение знаков аварийной остановки, медицинских аптечек, огнетушителей и противооткатных упоров). Прочие элементы конструкции проверяют по показателям и требованиям согласно
ГОСТ
33997-2016
п. 5.12 Методы проверки комплектности и возможности идентификации колесного транспортного средства.
Проверка креплений
(проверяется надежность закрепления поручней в автобусах, запасного колеса, аккумуляторной батареи, сидений, огнетушителей и медицинских аптечек). Прочие элементы конструкции проверяют по показателям и требованиям согласно
ГОСТ
33997-2016
п. 5.11 Методы проверки прочих элементов конструкции.


Проверка сидений
(проверяется работоспособность механизмов продольной регулировки положения сиденья, угла наклона спинки сиденья или механизма перемещения сиденья (для посадки и высадки пассажиров), автоматическая блокировка этих механизмов). Прочие элементы конструкции проверяют по показателям и требованиям согласно ГОСТ 33997-2016 п. 5.11 Методы проверки прочих элементов конструкции.
Проверка седельно-сцепного устройства и
предохранительных соединений
(проверяется работа замка и блокировки; сцепной шкворень, гнездо шкворня, опорная плита, тяговый крюк, шар тягово-сцепного устройства на отсутствие видимых повреждений; работоспособность предохранительных приспособлений
(цепи, тросы) у одноосных прицепов (кроме роспусков) и прицепов, не снабженные тормозами).
На полуприцепе должны быть исправное опорное устройство, исправные фиксаторы транспортного положения опор, исправные механизмы подъема и опускания опор. Прочие элементы конструкции проверяют по показателям и требованиям согласно ГОСТ 33997-2016 п.
5.6 Методы проверки сцепных устройств.
Проверка наличия, предусмотренных конструкцией ТС,
задних
грязезащитных устройств, фартуков и брызговиков.
Прочие элементы конструкции проверяют по показателям и требованиям согласно ГОСТ 33997-2016 п. 5.11 Методы проверки прочих элементов конструкции.
Проверка работоспособности, предусмотренных конструкцией ТС,
1   2   3   4   5   6

держателя запасного колеса, лебедки и механизма
подъема-опускания запасного колеса
. Храповое устройство лебедки должно четко фиксировать барабан с крепежным канатом.
Прочие элементы конструкции проверяют по показателям и требованиям согласно ГОСТ 33997-2016 п. 5.11 Методы проверки прочих элементов конструкции.

Проверка изоляции электрических проводов
(проверяется целостность проводов, отсутствие видимых разрушений, коротких замыканий и следов пробоя). Прочие элементы конструкции проверяют по показателям и требованиям согласно ГОСТ 33997-2016 п.
5.11 Методы проверки прочих элементов конструкции.
Проверка имеющейся коррозии
(проверяется и не допускается чрезмерная общая коррозия рамы и связанных с ней деталей крепления или элементов усиления прочности основания кузова автобуса; сквозная коррозия или разрушение пола пассажирского помещения автобуса; коррозия либо трещины и разрушения стоек кузова; вмятины и разрушения кузова, нарушающие внешние очертания и узнаваемость модели ТС). Прочие элементы конструкции проверяют по показателям и требованиям согласно ГОСТ 33997-2016 п. 5.11
Методы проверки прочих элементов конструкции.
Проверка маркировки ТС
(проверяется соответствие нанесенной на ТС маркировки указанной в документах, наличие государственных регистрационных знаков на ТС и их расположение на предусмотренных местах; у ТС, оснащенных газовой системой питания, на наружной поверхности газовых баллонов наличие нанесенных паспортных данных, в том числе даты действующего последующего освидетельствования). Прочие элементы конструкции проверяют по показателям и требованиям согласно ГОСТ 33997-2016 п. 5.12 Методы проверки комплектности и возможности идентификации колесного транспортного средства.
Алгоритм предрейсового контроля
технического состояния транспортных
средств

Руководствуясь ГОСТ 33997-2016 и ориентируясь на перечень неисправностей при которых запрещена эксплуатация ТС, можно составить следующий алгоритм предрейсового контроля
технического состояния транспортных средств:
1.
Проверка тормозного управления
(проверяются все имеющиеся тормозные системы: рабочая, стояночная, запасная, вспомогательная; проверяется герметичность гидравлического, пневматического и пневмогидравлического приводов тормозов).
Стояночная тормозная система должна обеспечивать
неподвижное состояние: транспортных средств с полной
нагрузкой — на уклоне до 16 процентов включительно; легковых
автомобилей и автобусов в снаряженном состоянии — на уклоне
до 23 процентов включительно; грузовых автомобилей и
автопоездов в снаряженном состоянии — на уклоне до 31
процента включительно. Рабочую тормозную систему
проверяют по показателям эффективности торможения и
устойчивости АТС при торможении, а запасную, стояночную и
вспомогательную тормозные системы — по показателям
эффективности торможения согласно ГОСТ 33997-2016 (п.5.1
Методы проверки тормозных систем).
2.
Проверка рулевого управления
(проверяется суммарный люфт в рулевом управлении, усилие при повороте рулевого колеса, крепление рулевой колонки, уровень рабочей жидкости в усилителе рулевого управления, гермитичность гидросистемы усилителя). Резьбовые соединения должны быть затянуты или
зафиксированы установленным способом. Устройство фиксации
положения рулевой колонки и усилитель рулевого управления (при
их наличии) должны быть работоспособными. Рулевое
управление проверяют по показателям и требованиям согласно
ГОСТ 33997-2016 (п.5.2 Методы проверки рулевого управления).
3.
Проверка внешних световых приборов
(проверяется количество, тип, расположение, режим работы и цвет огней внешних световых приборов). Внешние световые приборы и световозвращатели
должны быть чистыми и работать в установленном режиме.