Файл: Задание Проведите анализ содержания умк на соответствие содержанию прп.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа 3
Задание 1. Проведите анализ содержания УМК на соответствие содержанию ПРП
УМК (предмет, класс) | Содержание учебного материала | |
Наличие элементов содержания согласно ПРП | Отсутствующие элементы содержания согласно ПРП | |
УМК «Биология. Сивоглазов В.И. (5-9) 5 класс» | Введение. Биология как наука. Понятие о жизни. Признаки живого (клеточное строение, питание, дыхание, выделение, рост и др.). Объекты живой и неживой природы, их сравнение. Живая и неживая природа — единое целое. Биология — система наук о живой природе. Основные разделы биологии (ботаника, зоология, экология, цитология, анатомия, физиология и др.). Профессии, связанные с биологией: врач, ветеринар, психолог, агроном, животновод и др. (4—5). Связь биологии с другими науками (математика, география и др.). Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности современного человека. Кабинет биологии. Правила поведения и работы в кабинете с биологическими приборами и инструментами. Биологические термины, понятия, символы. Источники биологических знаний. Поиск информации с использованием различных источников (научно-популярная литература, справочники, Интернет) | Полностью соответствует элементам содержания ПРП |
| Организмы — тела живой природы Понятие об организме. Доядерные и ядерные организмы. Клетка и её открытие. Клеточное строение организмов. Цитология — наука о клетке. Клетка — наименьшая единица строения и жизнедеятельности организмов. Строение клетки под световым микроскопом: клеточная оболочка, цитоплазма, ядро. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Клетки, ткани, органы, системы органов. Жизнедеятельность организмов. Особенности строения и процессов жизнедеятельности у растений, животных, бактерий и грибов. Свойства организмов: питание, дыхание, выделение, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность. Организм — единое целое. Разнообразие организмов и их классификация (таксоны в биологии: царства, типы (отделы), класс | Полностью соответствует элементам содержания ПРП |
| Организмы и среда обитания Понятие о среде обитания. Водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная среды обитания. Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к среде обитания. Сезонные изменения в жизни организмов. Лабораторные и практические работы Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах). Экскурсии или видеоэкскурсии Растительный и животный мир родного края (краеведение). | Полностью соответствует элементам содержания ПРП |
| Природные сообщества Понятие о природном сообществе. Взаимосвязи организмов в природных сообществах. Пищевые связи в сообществах. Пищевые звенья, цепи и сети питания. Производители, потребители и разрушители органических веществ в природных сообществах. Примеры природных сообществ (лес, пруд, озеро и др.). Искусственные сообщества, их отличительные признаки от природных сообществ. Причины неустойчивости искусственных сообществ. Роль искусственных сообществ в жизни человека. Природные зоны Земли, их обитатели. Флора и фауна природных зон. Ландшафты: природные и культурные. Лабораторные и практические работы Изучение искусственных сообществ и их обитателей (на примере аквариума и др.). Экскурсии или видеоэкскурсии 1. Изучение природных сообществ (на примере леса, озера, пруда, луга и др.). 2. Изучение сезонных явлений в жизни природных сообществ | Отсутствие элементов содержания |
| Живая природа и человек Изменения в природе в связи с развитием сельского хозяйства, производства и ростом численности населения. Влияние человека | Отсутствие элементов содержания |
Задание 2. Проведите анализ учебных заданий (методического аппарата УМК) по выбранной теме, распределите учебные задания по видам формируемых метапредметных результатов.
УМК «Биология. Сивоглазов В.И. (5-9)
5 класс»
Тема: СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ
№ п/п | Учебное задание | Метапредметные результаты, формируемые в ходе его выполнения | ||||||
1 | Подумайте, что может быть общего в строение кролика и травы, которую он поедает? | Универсальные познавательные действия: • выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; • выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; • формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать свою позицию, мнение; Универсальные коммуникативные действия: • выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; Универсальные регулятивные действия: • самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений • делать выбор и брать ответственность за решение • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии | ||||||
2 | Дайте сравнительную характеристику растительной и животной клеток, назвав признаки их сходства и различий. | Универсальные познавательные действия: • выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений) • устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов) • запоминать и систематизировать биологическую информацию Универсальные коммуникативные действия: • выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; Универсальные регулятивные действия: • самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений • делать выбор и брать ответственность за решение • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии | ||||||
3 | Объясни, с какой особенностью строения клеток растения и животного связаны разные способы добывания ими органических веществ, необходимых для жизни. | Универсальные познавательные действия: • выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений) • устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов) • выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; • запоминать и систематизировать биологическую информацию Универсальные коммуникативные действия: • выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; • в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения; Универсальные регулятивные действия: • самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений • делать выбор и брать ответственность за решение • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии | ||||||
4 | Приведи доказательства того, что клеточное строение – общий признак живых организмов. Используй при ответе результаты своих исследований клеточного строения живых организмов | Универсальные познавательные действия: • выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений) • устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов) • запоминать и систематизировать биологическую информацию • оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения и эксперимента; • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; Универсальные коммуникативные действия: • выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; • публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента, исследования, проекта); Универсальные регулятивные действия: • выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя биологические знания; • самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений • делать выбор и брать ответственность за решение • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии | ||||||
5 | Из предложенного перечня выдели номера тех, которые имеют отношение к животной клетке, и тех, которые имеют отношение к растительной клетке. Сделай вывод. ядро-1, клеточная мембрана-2, клеточная оболочка-3, пластиды-4, цитоплазма -5. | Универсальные познавательные действия: • выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений) • устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов) • запоминать и систематизировать биологическую информацию Универсальные коммуникативные действия: • выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; Универсальные регулятивные действия: • самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений • делать выбор и брать ответственность за решение • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии | ||||||
6 | Оцени рассказ одноклассников о проведенном дома опыте с одноклеточными грибами – дрожжами, пользуясь шкалой оценки. | Универсальные познавательные действия: • выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений) • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; • запоминать и систематизировать биологическую информацию Универсальные коммуникативные действия: • выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; Универсальные регулятивные действия: • самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений • делать выбор и брать ответственность за решение • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии | ||||||
7 | Инструкция для первой группы 1)Прочитайте текст учебника на стр. 43-44 2) Заполните таблицу
| Универсальные познавательные действия: • выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений) • устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов) • выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; • запоминать и систематизировать биологическую информацию Универсальные коммуникативные действия: • выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; Универсальные регулятивные действия: • делать выбор и брать ответственность за решение • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии | ||||||
8 | Рассмотреть строение растительной клетки по рисунку 34 в учебнике с.43 и сравнить с увиденным на препарате | Универсальные познавательные действия: • проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный биологический эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей биологического объекта (процесса) изучения, причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектов между собой; • оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения и эксперимента; • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; • выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений) • запоминать и систематизировать биологическую информацию Универсальные коммуникативные действия: • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения практических и лабораторных работ; • выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; Универсальные регулятивные действия: • самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений • делать выбор и брать ответственность за решение • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии | ||||||
9 | Закончите предложения: “С поверхности клетка покрыта…………………………….. Большая часть клетки заполнена полужидким веществом………………, в котором есть полости………………,заполненные клеточным соком, и плотное тельце …………….. Окраска растений зависит от присутствия в них ………………… Зеленый цвет растений обусловлен наличием……………….”. | Универсальные познавательные действия: • выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений) • устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов) • запоминать и систематизировать биологическую информацию Универсальные коммуникативные действия: • выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; Универсальные регулятивные действия: • самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений • делать выбор и брать ответственность за решение • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии | ||||||
10 | Моделирование клетки. На столах у учащихся конверты с рисунками органоидов клетки, клей, лист чистой бумаги. | Универсальные познавательные действия: • выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений) • устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов) • запоминать и систематизировать биологическую информацию Универсальные коммуникативные действия: • выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; Универсальные регулятивные действия: • самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений • делать выбор и брать ответственность за решение • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии | ||||||
11 | Слайд «немой» рисунок. «Определи части клетки» | Универсальные познавательные действия: • выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений) • запоминать и систематизировать биологическую информацию Универсальные коммуникативные действия: • выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; Универсальные регулятивные действия: • самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений • делать выбор и брать ответственность за решение • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии | ||||||
12 | Вылепить из пластилина модель клетки с ее органоидами или сочинить сказку о клетке | Универсальные познавательные действия: • выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений) • устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов) • запоминать и систематизировать биологическую информацию Универсальные коммуникативные действия: • выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; Универсальные регулятивные действия: • самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений • делать выбор и брать ответственность за решение • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии | ||||||
13 | Создать кластер «Вещества клетки». | Универсальные познавательные действия: • выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений) • устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов) • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; • запоминать и систематизировать биологическую информацию Универсальные коммуникативные действия: • выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; Универсальные регулятивные действия: • самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений • делать выбор и брать ответственность за решение • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии | ||||||
14 | Конструирование схемы – модели растительной клетки. У вас на столах лежат вырезанные шаблоны органоидов клетки и разные другие шаблоны. На доске очертание клетки, выберите органоиды и с помощью скотча создайте модель клетки (работа в группах) и оцените работу свою и других групп. | Универсальные познавательные действия: • выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений) • запоминать и систематизировать биологическую информацию • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; Универсальные коммуникативные действия: • выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; Универсальные регулятивные действия: • самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений • делать выбор и брать ответственность за решение • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии | ||||||
15 | Восстановите последовательность приготовления микропрепарата кожицы чешуи лука. | Универсальные познавательные действия: • выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; Универсальные коммуникативные действия: • выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; Универсальные регулятивные действия: • самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений • делать выбор и брать ответственность за решение • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии |