Файл: Задание Проведите анализ содержания умк на соответствие содержанию прп.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа 3

Задание 1. Проведите анализ содержания УМК на соответствие содержанию ПРП

УМК (предмет, класс)

Содержание учебного материала

Наличие элементов содержания согласно ПРП

Отсутствующие элементы содержания согласно ПРП

УМК «Биология. Сивоглазов В.И. (5-9)

5 класс»

Введение. Биология как наука.

Понятие о жизни. Признаки живого (клеточное строение, питание, дыхание, выделение, рост и др.). Объекты живой и неживой природы, их сравнение. Живая и неживая природа — единое целое. Биология — система наук о живой природе. Основные разделы биологии (ботаника, зоология, экология, цитология, анатомия, физиология и др.). Профессии, связанные с биологией: врач, ветеринар, психолог, агроном, животновод и др. (4—5). Связь биологии с другими науками (математика, география и др.). Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности современного человека. Кабинет биологии. Правила поведения и работы в кабинете с биологическими приборами и инструментами. Биологические термины, понятия, символы. Источники биологических знаний. Поиск информации с использованием различных источников (научно-популярная литература, справочники, Интернет)


Полностью соответствует элементам содержания ПРП




Организмы — тела живой природы

Понятие об организме. Доядерные и ядерные организмы. Клетка и её открытие. Клеточное строение организмов. Цитология — наука о клетке. Клетка — наименьшая единица строения и жизнедеятельности организмов. Строение клетки под световым микроскопом: клеточная оболочка, цитоплазма, ядро. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Клетки, ткани, органы, системы органов. Жизнедеятельность организмов. Особенности строения и процессов жизнедеятельности у растений, животных, бактерий и грибов. Свойства организмов: питание, дыхание, выделение, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность. Организм — единое целое. Разнообразие организмов и их классификация (таксоны в биологии: царства, типы (отделы), класс

Полностью соответствует элементам содержания ПРП





Организмы и среда обитания  

Понятие о среде обитания. Водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная среды обитания. Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к среде обитания. Сезонные изменения в жизни организмов. Лабораторные и практические работы Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах). Экскурсии или видеоэкскурсии Растительный и животный мир родного края (краеведение).

Полностью соответствует элементам содержания ПРП





Природные сообщества

Понятие о природном сообществе. Взаимосвязи организмов в природных сообществах. Пищевые связи в сообществах. Пищевые звенья, цепи и сети питания. Производители, потребители и разрушители органических веществ в природных сообществах. Примеры природных сообществ (лес, пруд, озеро и др.). Искусственные сообщества, их отличительные признаки от природных сообществ. Причины неустойчивости искусственных сообществ. Роль искусственных сообществ в жизни человека. Природные зоны Земли, их обитатели. Флора и фауна природных зон. Ландшафты: природные и культурные. Лабораторные и практические работы Изучение искусственных сообществ и их обитателей (на примере аквариума и др.). Экскурсии или видеоэкскурсии 1. Изучение природных сообществ (на примере леса, озера, пруда, луга и др.). 2. Изучение сезонных явлений в жизни природных сообществ

Отсутствие элементов содержания




Живая природа и человек

Изменения в природе в связи с развитием сельского хозяйства, производства и ростом численности населения. Влияние человека

Отсутствие элементов содержания


Задание 2. Проведите анализ учебных заданий (методического аппарата УМК) по выбранной теме, распределите учебные задания по видам формируемых метапредметных результатов.


УМК «Биология. Сивоглазов В.И. (5-9)
5 класс»

Тема: СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ

№ п/п

Учебное задание

Метапредметные результаты, формируемые в ходе его выполнения

1

Подумайте, что может быть общего в строение кролика и травы, которую он поедает?


Универсальные познавательные действия:

• выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

• выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

• формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать свою позицию, мнение;

Универсальные коммуникативные действия:

• выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

• понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

• понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

Универсальные регулятивные действия:

• самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений

• делать выбор и брать ответственность за решение

• владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии

2

Дайте сравнительную характеристику растительной и животной клеток, назвав признаки их сходства и различий.

Универсальные познавательные действия:

• выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений)

• устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов)

• запоминать и систематизировать биологическую информацию

Универсальные коммуникативные действия:

• выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

Универсальные регулятивные действия:

• самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений

• делать выбор и брать ответственность за решение

• владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии

3

Объясни, с какой особенностью строения клеток растения и животного связаны разные способы добывания ими органических веществ, необходимых для жизни.

Универсальные познавательные действия:

• выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений)

• устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов)

• выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

• запоминать и систематизировать биологическую информацию

Универсальные коммуникативные действия:

• выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

• в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения;

Универсальные регулятивные действия:

• самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений

• делать выбор и брать ответственность за решение

• владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии

4

Приведи доказательства того, что клеточное строение – общий признак живых организмов. Используй при ответе результаты своих исследований клеточного строения живых организмов

Универсальные познавательные действия:

• выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений)

• устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов)

• запоминать и систематизировать биологическую информацию

• оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения и эксперимента;

• самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

Универсальные коммуникативные действия:

• выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

• публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента, исследования, проекта);

Универсальные регулятивные действия:

• выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя биологические знания;

• самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений

• делать выбор и брать ответственность за решение

• владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии

5

Из предложенного перечня выдели номера тех, которые имеют отношение к животной клетке, и тех, которые имеют отношение к растительной клетке. Сделай вывод.

ядро-1, клеточная мембрана-2, клеточная оболочка-3, пластиды-4, цитоплазма -5.

Универсальные познавательные действия:

• выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений)

• устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов)

• запоминать и систематизировать биологическую информацию

Универсальные коммуникативные действия:

• выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

Универсальные регулятивные действия:

• самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений

• делать выбор и брать ответственность за решение

• владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии

6

Оцени рассказ одноклассников о проведенном дома опыте с одноклеточными грибами – дрожжами, пользуясь шкалой оценки.

Универсальные познавательные действия:

• выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений)

• использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

• запоминать и систематизировать биологическую информацию

Универсальные коммуникативные действия:

• выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

• понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

• сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

Универсальные регулятивные действия:

• самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений

• делать выбор и брать ответственность за решение

• владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии

7

Инструкция для первой группы

1)Прочитайте текст учебника на стр. 43-44

2) Заполните  таблицу

Части клетки

Функции

Заполняют учащиеся

Заполнено учителем










Универсальные познавательные действия:

• выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений)

• устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов)

• выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

• запоминать и систематизировать биологическую информацию

Универсальные коммуникативные действия:

• выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

• сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

Универсальные регулятивные действия:

• делать выбор и брать ответственность за решение

• владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии

8

Рассмотреть строение  растительной клетки по рисунку 34 в учебнике с.43 и сравнить с увиденным на препарате

Универсальные познавательные действия: • проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный биологический эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей биологического объекта (процесса) изучения, причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектов между собой;

• оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения и эксперимента;

• самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

• выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений)

• запоминать и систематизировать биологическую информацию

Универсальные коммуникативные действия:

• воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения практических и лабораторных работ;

• выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

Универсальные регулятивные действия:

• самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений

• делать выбор и брать ответственность за решение

• владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии

9

Закончите предложения: “С поверхности клетка покрыта…………………………….. Большая часть клетки заполнена полужидким веществом………………, в котором есть полости………………,заполненные клеточным соком, и плотное тельце …………….. Окраска растений зависит от присутствия в них ………………… Зеленый цвет растений обусловлен наличием……………….”.  


Универсальные познавательные действия:

• выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений)

• устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов)

• запоминать и систематизировать биологическую информацию

Универсальные коммуникативные действия:

• выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

Универсальные регулятивные действия:

• самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений

• делать выбор и брать ответственность за решение

• владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии

10

Моделирование клетки.

На столах у учащихся конверты с рисунками органоидов клетки, клей, лист чистой бумаги.


Универсальные познавательные действия:

• выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений)

• устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов)

• запоминать и систематизировать биологическую информацию

Универсальные коммуникативные действия:

• выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

Универсальные регулятивные действия:

• самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений

• делать выбор и брать ответственность за решение

• владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии

11

Слайд «немой» рисунок. «Определи части клетки»


Универсальные познавательные действия:

• выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений)

• запоминать и систематизировать биологическую информацию

Универсальные коммуникативные действия:

• выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

Универсальные регулятивные действия:

• самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений

• делать выбор и брать ответственность за решение

• владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии

12

Вылепить из пластилина модель клетки с ее органоидами или сочинить сказку о клетке

Универсальные познавательные действия:

• выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений)

• устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов)

• запоминать и систематизировать биологическую информацию

Универсальные коммуникативные действия:

• выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

Универсальные регулятивные действия:

• самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений

• делать выбор и брать ответственность за решение

• владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии

13

Создать кластер «Вещества клетки».

Универсальные познавательные действия:

• выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений)

• устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов)

• самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

• запоминать и систематизировать биологическую информацию

Универсальные коммуникативные действия:

• выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

Универсальные регулятивные действия:

• самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений

• делать выбор и брать ответственность за решение

• владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии

14

Конструирование схемы – модели растительной клетки.

У вас на столах лежат вырезанные

шаблоны органоидов клетки и разные другие шаблоны.

На доске очертание клетки, выберите органоиды и с помощью скотча создайте модель клетки (работа в группах) и оцените работу свою и других групп.


Универсальные познавательные действия:

• выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений)

• запоминать и систематизировать биологическую информацию

• самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

Универсальные коммуникативные действия:

• выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

• понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

• сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

Универсальные регулятивные действия:

• самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений

• делать выбор и брать ответственность за решение

• владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии

15

Восстановите последовательность приготовления микропрепарата кожицы чешуи лука.




Универсальные познавательные действия:

• выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

Универсальные коммуникативные действия:

• выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

Универсальные регулятивные действия:

• самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений

• делать выбор и брать ответственность за решение

• владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии