Файл: Умк Школа России. Основные положения. Методические особенности обучения математики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценности многонационального российского общества; гуманистических и демократических ценностных ориентаций; становление 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов и т.д. Рассмотрим более подробно в учебниках по математике Петерсон Л.Г. темы и задания по изучению различных мер величин [5263]. Длина и ее единицы Масса и ее единицы Время и его единицы 1 класс 1 класс 1 класс 1.Отрезок и его обозначение (ч.2,с.1). Измерение длины отрезка (ч.3,с.1,№1). Первые единицы измерения длины (шаг, ладонь, дюйм, фут, сажень) (ч.3,с.1,№2). Единицы длины: сантиметр (ч.3,с.1,№3), дециметр (ч.3,с.52); соотношение между ними. Построение отрезка заданной длины с помощью линейки. 2 класс 1.Задача с (ч.1,с.32,№8,в). 2.Единицы длины: метр (ч.1,с.36,№1), миллиметр, километр (ч.3,с.63). 3.Преобразование, сравнение, вычитание геометрических величин. сложение и однородных дюймами 3 класс длины: 1.Единицы миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр, соотношения между ними (ч.1,с.95). 2.Преобразование геометрических величин, сравнение их значений, сложение, вычитание, умножение и деление на натуральное число. 3.Преобразование, сравнение, вычитание величин. сложение и однородных 1.Измерение массы (найти массу лисенка в зайчатах и белочках) (ч.3,с.6,№2). Единица массы: килограмм (ч.3,с.6,№3). 2.Сложение и вычитание однородных единиц (килограммов). 2 класс 2 класс 3 класс 1.Единицы массы: грамм (ч.1,с.101), килограмм, центнер, тонна (ч.1,с.104), соотношения между ними. 2.Преобразование, сравнение, вычитание величин. сложение и однородных 3 класс год, времени. 1.Измерение измерения Единицы месяц времени: (ч.2,с.49), неделя (ч.2,с.53), сутки, час, минута, секунда (ч.2,с.59). Определение времени по часам. Названия месяцев и дней недели. Календарь (ч.2,с.49). таблица мер времени Соотношения (ч.2,с.56). единицами между измерения времени (ч.2,с.63). 2.Преобразование, сравнение, вычитание сложение и однородных 4 класс 4 класс величин (ч.2,с.62). 4 класс 1.Преобразование, сложение и сравнение, однородных вычитание геометрических величин. Умножение и деление геометрических величин на натуральное число. 1.Преобразование, сложение и сравнение, однородных вычитание величин, их умножение и деление на натуральное число. 1.Преобразование, сложение и сравнение, однородных вычитание величин, их умножение и деление на натуральное число. Как мы видим, охват изучаемых величин примерно одинаков. Конечно, как уже говорилось выше, разные авторы предпочитают различные методики изложения материала, не совсем равные по объему в каждом классе. Например, Моро М.И. предпочитает знакомство детей в 1м классе и с мерами длины, и с мерами массы, и с мерами времени, мимолетно и единожды знакомит второклассников с мерами длины, находящимися на наших руках и пришедшими из далекого прошлого, а Петерсон Л.Г. включает элементы историзма при изучении темы «Величины» на всем протяжении курса математики по своей программе и в 1м классе предполагает умение практически измерять длину, массу и объем различными единицами измерения (шаг, локоть, стакан и др.). Мы рассмотрели различные УМК по математике. Программный курс Л.Г. Петерсон прописывает необходимость введения исторических сведений в изучение материала, и мы видим, что эта идея реализуется в ее учебниках. М.И. Моро не говорит о нужде использования элементов историзма в начальном курсе математики, но мы убедились, что единственное задание из учебника предполагает изучение на уроках старинных мер длины. Н.Б. Истомина же нигде не упоминает про исторические величины и не включает задания, связанные с ними. Поэтому можно с полной уверенностью сказать, что если автором учебника не прописано в программе и нет в учебниках включения исторических сведений в урок математики, то это не означает, что учитель не может их включать по собственной инициативе. Небольшой экскурс в историю должен быть на уроке, это заинтересует учащихся, а уже серьезная, коллективная или даже «научная» работа по истории развития величин может продолжаться на внеурочных занятиях, где учитель располагает большим временем для бесед, всевозможных коллективных дел и других занимательных моментов по этому вопросу.


25. Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики.

Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. С началом обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребёнка и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются, приобретают осознанный и произвольный характер. Мышление ребёнка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению, что придаёт мыслительной деятельности ребёнка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлечённые, формально-логические рассуждения детям ещё не доступны. Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель обязан развивать логическое мышление учеников. Об этом говорится в методической литературе, в объяснительных записках к учебным программам. Вместе с тем, школьная учебная практика показывает, что многие учителя начальных классов не всегда уделяют достаточного внимания развитию логического мышления и считают, что все необходимые мыслительные навыки разовьются с возрастом самостоятельно. Данное обстоятельство приводит к тому, что в начальных классах замедляется рост развития логического мышления детей и, как следствие, их интеллектуальных способностей, что не может не сказаться отрицательно на динамике их индивидуального развития в последующем.

Поэтому существует объективная необходимость поиска таких условий, которые способствовали бы наиболее эффективному развитию логического мышления у детей младшего школьного возраста, значительному повышению уровня освоения детьми учебного материла, совершенствованию современного начального образования, не увеличивая при этом учебной нагрузки на детей.

Условие – правила, установленные для той или иной области жизни, деятельности; обстановка для какой-нибудь деятельности, обстановка, в которой происходит что-нибудь.

Краткий педагогический словарь под редакцией Андреевой Г. А., Вяликовой Г. С., Тютьковой И. А. даёт следующую трактовку понятия:

условие – обстоятельство, от которого что-либо зависит; обстановка, в которой что-либо происходит.

В педагогических исследованиях понятие условия используется широко. Мы придерживаемся точки зрения Андреева В.И., согласно которому 

условие – это результат целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, приёмов, а так же организационных форм обучения для достижения дидактических целей.

Таким образом, целесообразно, на наш взгляд, выделить (сформулировать) следующие условия, способствующие развитию логического мышления детей на уроках математики. Рассмотрим их.

Организационные условия:

1. Целенаправленное и систематическое формирование у обучаемых навыков осуществления логических приёмов (С. Д. Забрамная, И. А. Подгорецкая и др.);

2. Обеспечение преемственности между детским садом и школой.

3. Организация развивающей среды.

Психолого-педагогические условия:

1. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста.

2. Учёт психологических закономерностей процесса усвоения знаний.

3. Реализация деятельностного и личностно-ориентированного подходов к развитию логического мышления.

Методические условия:

1. Подбор специальных заданий по математике направленных на развитие логического мышления младших школьников.

2. Методические рекомендации по развитию логического мышления младших.

Педагогическими условиями развития логического мышления у детей младшего школьного возраста является, прежде всего, использование различных средств и методов.

В.А. Сухомлинский писал: «…Не обрушивайте на ребёнка лавину знаний…- под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги. Открывайте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку хотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

«Плохой учитель преподносит истину, хороший — учит её находить», — писал Ф.-А. Дистервег. Очень важно, чтобы способ мышления учащихся основывался на исследовании, поисках, чтобы осознанию научной истины предшествовало накопление, анализ, сопоставление и сравнение фактов.

«Любой метод плохой, — писал А. Дистервег, — если приучает ученика к простому восприятию или пассивности, и хороший в той мере, в какой пробуждает в нем самодеятельность».

Процесс обучения предполагает целенаправленное управление мыслительной деятельностью учащихся, что приводит к продвижению учеников в их умственном развитии. Развитие происходит в деятельности, поэтому необходимо создавать ученикам условия соответствующей деятельности, нужно демонстрировать сложную картину поиска решения, всю трудность этой работы. В этом случае ученики становятся активными участниками процесса поиска решения, начинают понимать источники возникновения решения. Как результат – ими легче осваиваются причины ошибок, затруднений, оценивается найденный способ решения и ход логических мыслей, а без этого знания не могут перейти в убеждения.


Системное развитие логического мышления должно быть неотрывно от урока, каждый ученик должен принимать участие в процессе решения не только стандартных заданий, но и задач развивающего характера (активно или пассивно).

Необходимо на уроках систематически использовать задачи, способствующие целенаправленному развитию логического мышления учащихся, их математическому развитию, формированию у них познавательного интереса и самостоятельности. Такие задачи требуют от школьников наблюдательности, творчества и оригинальности. Эффективное развитие логического мышления у учащихся невозможно без использования в учебном процессе задач на сообразительность, задач-шуток, математических ребусов. В качестве средств развития логического мышления могут выступать занимательные задачи (задачи «на соображение», головоломки, нестандартные задачи, логические задачи).


26. Сравнительный анализ развивающих возможностей различных программ по математики для начальной школы.

Примеры иллюстрируются из учебника: Петерсон Л.Г. "Математика", 4 класс (1-4), часть 2 и Моро, что соответствует 4 классу (1-4). Основное внимание уделяется многозначным числам, который проводится либо в виде диалога учителя с учениками, либо в виде самостоятельного рассуждения ученика. Большое внимание уделяется грамотному оформлению таблицу разрядов и классов. Полезно рассмотреть две или три примера.

Таблица разрядов и классов

  • 1. Назови пары однозначных чисел, сумма которых равна 10, 9,6.7; разность которых равна 3, 4, 2,6.

  • 2. Пересчитывай к 96 по 1 до ста пяти.

Пересчитывай к двумстам по 100 до тысячи.

Отсчитывай от двухсот по 10 до 80.

Отсчитывай от девятисот по 100 до нуля.

3. Сколько копеек в 1 р.? в 3 р.? в 5.?

Сколько сантиметров в 1 м? в 2 м? в 10 м?

4. Используя следующие слова, составь названия трехзначных чисел и запиши эти числа:










Пятьсот

Девяносто

Семь










 










Триста

Сорок

Девять










5. Сколько сотен, десятков и единиц в числах 875? 758? 587? Используя цифры 5, 7, 8, запиши другие числа.

Таблица рязрядов и классов



















КЛАСС ТЫСЯЧ ВТОРОЙ КЛАСС

КЛАСС ЕДИНИЦ ПЕРВЫЙ КЛАСС













Сотни

Десятки

Единицы

Сотни

Десятки

Единицы

трехзначные числа
















четырехзначные числа
















пятизначные числа
















шестизначные числа