Файл: Умк Школа России. Основные положения. Методические особенности обучения математики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Цель любого учебно-познавательного процесса – максимально полное обеспечение ребят информацией, навыками и умением, необходимыми для их дальнейшей учебы, формирования кругозора и духовности. Для ее реализации авторы комплекта сформулировали основные принципы, на которые ориентированы все учебные предметы:

каждый ребенок должен быть успешен;

каждому ребенку необходимо обеспечить возможность содержательного общения со сверстниками и взрослыми.

К факторам, определяющим эффективность предлагаемых подходов к обучению, относятся:

особенности содержания и логики построения курсов, способствующие интенсивному развитию их мыслительных операций;

ориентация на активные методы обучения, используя которые ученик получает знания не в готовом виде, а либо в ходе совместной деятельности с другими детьми и учителем, либо самостоятельно;

использование в качестве главной движущей силы учения радости творчества, ощущения своего роста, совершенствования и уверенности в себе.

Иллюстрации учебников разнообразны, многоплановы и многофункциональны. Красочные, реалистичные, легко узнаваемые рисунки помогут учителю грамотно организовать мотивационный компонент урока и развить познавательные интересы младших школьников. Системный подбор упражнений, формулировки инструкций позволяют реально активизировать мыслительную деятельность детей, учат их анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать, сравнивать и абстрагировать. Авторы делают акцент на систему заданий проблемно-поискового характера, причем, с одной стороны, эти задания объективно доступны младшим школьникам, а с другой -запрограммированная в них познавательная трудность вызывает у детей дополнительный интерес. Тщательно продуманный методический аппарат учебников предусматривает уровневую дифференциацию обучения.

Рабочие тетради составлены в четком соответствии с темами учебников. Они содержат материал, способствующий лучшему пониманию явлений и процессов окружающей действительности. Это поможет ребятам более полно и глубоко усвоить изучаемое. Кроме того, использование тетрадей на уроках и дома позволит учителям регулировать нагрузки, избавляя учеников от несущественных записей. Содержание рабочих тетрадей удачно структурировано, сопровождено необходимыми условными обозначениями и детально продуманным аппаратом ориентировки. В них широко представлены задания творческого характера, дающие возможность проявить и развить гибкость, критичность и вариативность мышления. А всевозможные игры, кроссворды, шарады сделают как домашние, так и школьные занятия более яркими и эмоциональными.


В пособия для учителей включены программы конкретного класса и методические рекомендации по преподаванию курса. В них подробно раскрыты общие концептуальные положения, лежащие в основе построения каждого учебного предмета, и методические подходы к изучению программного материала. Учителям не только дается общее представление о содержании изучаемых тем, но и описываются оригинальные методики, формы и приемы обучения, которые авторы рекомендуют использовать при изложении учебного материала. В ряде случаев приведены сведения теоретического характера, дополнительный разъясняющий и информационный материал, знание которого позволит педагогам почувствовать себя увереннее в ходе организации работы по формированию сложных понятий.

Филологический блок в концепции обеспечивается учебно-методическими комплектами по чтению и литературе (О.В.Джежелей), письму и каллиграфии (Н.Г.Агаркова) и русскому языку (Т.Г.Рамзаева). В процессе обучения родному языку реализуются в единстве три ведущих направления: 1) чтение и литература; 2) письмо и русский язык; 3) устная и письменная речь. Учебный материал по периодам обучения распределяется на основе системно-концентрического принципа, что позволяет изучать его крупными блоками с учетом всех подсистем языка и речи.

Методическая концепция Т.Г.Рамзаевой заключается в развитии младшего школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью. Родной язык рассматривается не только как предмет изучения, но и как средство обучения детей другим дисциплинам, следовательно, его изучение связано с формированием общеучебных умений.

Ориентация на развитие ребенка предполагает опору на активные методы обучения. Это означает, что знания не даются младшим школьникам в готовом виде, ребята получают их в совместной деятельности с одноклассниками и учителем. Учебные ситуации, созданные автором, воссоздают прежде всего исторические условия происхождения понятия, которое подлежит усвоению.

Новый подход к обучению математике позволит уделить внимание каждому ребенку, заинтересовать всех детей, научить их думать и, как результат, повысить качество математических знаний.

Вот так, в одном комплекте, опираясь на лучшие педагогические традиции и современные технологии, оказалось возможным объять на первый взгляд необъятное. Это то, что так необходимо узнать маленькому школьнику, что заложит основу и станет фундаментом всей его будущей жизни. Теперь слово учителю, который проведет своего ученика по удивительному миру знаний, за родителями, которые

всегда будут готовы помочь своему ребенку, да и за самим школьником, который захочет все это узнать.

Все учебники включены в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации, на 2010-2011 учебный год.

Факторы, определяющие эффективность предлагаемых подходов к обучению:
• особенности содержания и логики построения курсов, которые способствуют интенсивному развитию мыслительных операций;
• ориентация на активные методы обучения, используя которые ученик получает знания не в готовом виде, а либо в ходе совместной деятельности с другими детьми и учителем, либо самостоятельно;
• использование в качестве главной движущей силы учения радости творчества, ощущения своего роста, совершенствования, и уверенности в себе.

В младших классах наряду со знаниями важная роль отводится умениям и навыкам. В процессе обучения они становятся средством развития личности. Именно овладение такими навыками как чтение, письмо, счет становится фундаментом для дальнейшего успешного обучения и является одной из базисных задач данного комплекта. Главный результат обучения авторы видят в формировании способности ученика пользоваться этими знаниями в разных ситуациях.

Все учебники комплекта полностью отвечают федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и Базисному учебному плану.
Содержание каждого - это единство серьезной науки, методов познания, популярности и увлекательности, т.е. того, что так необходимо маленьким ученикам. Именно такой подход вместе с методическим аппаратом помогает ребятам легче понять тему, изучаемый предмет, узнать что-то самостоятельно, а учителю дает возможность заинтересовать их, показать необходимость постоянной работы и тренировок, сделать каждый урок ярким и эффективным, превратив учебу в радость.
Иллюстрации, содержащиеся в учебниках, разнообразны, многоплановы и многофункциональны. Красочные, реалистичные, легко узнаваемые рисунки помогут учителю грамотно организовать мотивационный компонент урока и развить познавательные интересы младших школьников. Системный подбор упражнений, формулировки инструкций позволяют реально активизировать мыслительную деятельность учащихся, помогают им овладевать такими действиями, как анализ, синтез, классификация, обобщение, сравнение и абстрагирование. Авторы делают акцент на систему заданий проблемно-поискового характера, причем, с одной стороны, эти задания объективно доступны младшим школьникам, а с другой стороны, запрограммированная в них познавательная трудность вызывает у детей дополнительный интерес. Тщательно продуманный методический аппарат учебников (выделение обязательного материала, наличие справочников и заданий для организации контроля за выполнением требований к уровню подготовки учеников) предусматривает уровневую дифференциацию обучения, что является необходимым условием грамотной организации личностно-ориентированного обучения.

Рабочие тетради составлены в четком соответствии с темами учебников. Они помогут учащимся более полно и глубоко усвоить изучаемое, так как содержат материал, способствующий лучшему пониманию явлений и процессов окружающей действительности. Кроме того, использование на уроках и дома тетрадей на печатной основе позволит учителям регулировать нагрузки, избавляя учеников от несущественных (с точки достижения планируемых результатов обучения) записей. Содержание рабочих тетрадей удачно структурировано, введены необходимые условные обозначения, детально продуман аппарат ориентировки. Тетради содержат разнообразные задания, позволяющие педагогам грамотно дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс. В них широко представлены задания творческого характера, дающие возможность проявить и развить гибкость, критичность и вариативность мышления, а всевозможные игры, кроссворды, шарады сделают как домашние, так и школьные занятия более яркими и эмоциональными.
В пособия для учителей включены программы конкретного класса и методические рекомендации по преподаванию курса. В них подробно раскрыты общие концептуальные положения, лежащие в основе построения каждого учебного предмета, и основные методические подходы к изучению программного материала. Учителям дается не только общее представление о содержании изучаемых тем, но и предлагаются оригинальные методические подходы, формы и приемы обучения. В ряде случаев даны краткие сведения теоретического характера, дополнительный разъясняющий и информационный материал, знание которого позволит педагогам почувствовать себя увереннее в ходе организации работы по формированию сложных понятий.


7. УМК «Планета знаний». Основные положения. Методические особенности обучения математики.

Рабочая программа по математике разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, программы общеобразовательных учреждений «Математика» (Программа 1-4 классы. / Н.Б. Истомина – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться.

Цель начального курса математики - обеспечить предметную подготовку учащихся, достаточную для продолжения математического образования в основной школе, и создать дидактические условия для овладения учащимися универсальными учебными действиям (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными) в процессе усвоения предметного содержания.

Для достижения этой цели необходимо решать следующие практические задачи:

1) формирование познавательного интереса к учебному предмету «Математика», учитывая потребности детей в познании окружающего мира и научные данные о центральных психологических новообразованиях младшего школьного возраста, формируемых на данной ступени (6,5 – 11 лет): словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково–символическое мышление, с опорой на наглядно – образное и предметно - действенное мышление.

2) развитие пространственного воображения, потребности и способности к интеллектуальной деятельности; на формирование умений: строить рассуждения, аргументировать высказывания, различать обоснованные и необоснованные суждения, выявлять закономерности, устанавливать причинно – следственные связи, осуществлять анализ различных математических объектов, выделяя их существенные и несущественные признаки.

3) овладение в процессе усвоения предметного содержания обобщенными видами деятельности: анализировать, сравнивать, классифицировать математические объекты (числа, величины, числовые выражения), исследовать их структурный состав (многозначные числа, геометрические фигуры), описывать ситуации, с использованием чисел и величин, моделировать математические отношения и зависимости, прогнозировать результат вычислений, контролировать правильность и полноту