Файл: Численное моделирование процессов энергоразделения в потоках сжимаемого газа.pdf
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 185
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
88
рованна. Дли исследования влияния закона изменения площади поперечного сечения испарительной части АТП на давление торможения использовались как внутренняя вставка, так и конический канал (внешнее изменение площа
ди). Результаты приведены в табл.
5
. Как видно из таблицы, максимальное изменение давления торможения зафиксировано на уровне « 7 %. Кроме того,
для решения проблемы запуска устройства, в работе [
93
] использовался отсос пограничного слоя в начале испарительной части, как видно из табл.
5
это при
вело к суммарному увеличению давления торможения до « 8 %.
В работе [
94
] были проведены исследования начального числа Маха на ха
рактеристики АТП. Эксперименты проводились на малоразмерном АТП ( [
91
]),
дополненном специальной системой впрыска воды, реализующей переход основ
ного потока в сверхзвуковой режим. По сути это устройство представляло собой сверхзвуковое сопло с центральным телом. Результаты исследований приведе
ны в табл.
5
. Как видно, не удалось получить выигрыша в повышении давления торможения за счёт сверхзвукового начального числа Маха. Авторы объясняют это, во-первых,малым диаметром испарительной части, а, во-вторых, наличи
ем скачков уплотнения в канале АТП.
В работах [
95
;
96
] описаны результаты экспериментального исследования,
проведенного на малоразмерном аэротермопрессоре (????
ℎ
“ 50.8
мм, квадрат
ное поперечное сечение) как в дозвуковом (M
0
“ 0.5
), так и в сверхзвуковом потоках (M
0
“ 1.87
) при температурах ????
˚
0
“ 20
и 560 °C. Проведённые фотографические исследования первичной атомизации распыленной воды в сверхзвуковом потоке показывают, что жидкость не распределяется равномерно по каналу, как в дозвуковом потоке. Описаны различные методы впрыска воды,
предназначенные для преодоления этого недостатка. В связи с несовершенной системой впрыска воды не удалось добиться повышения давления торможения при сверхзвуковом режиме течения.
В. Л. Ерофеевым [
97
] проводились опыты на модели аэротермопрессора с расходом газа ???? “ 1.63 кг{с и температурах ????
˚
0
“ 355
–365 °C. Варьировались длина участка испарения, начальное число Маха и относительный расход воды.
Автором делается вывод о целесообразности предварительного подогрева жид
кости до температуры ????
˚
0
“ 55
–60 °C и некоторого сужения участка испарения.
В работе [
98
] экспериментально исследовался аэротермопрессор с расхо
дом газа ???? “ 18 кг{с (????
ℎ
« 360
мм). В экспериментах варьировались как геометрия АТП, так и режимные параметры. Предложена и испытана новая
89
Таблица 5 — Сводная таблица результатов экспериментального исследования аэротермопрессора в МТИ
????
ℎ
????
˚
0
????
˚
0
M
0
Ω
0
????
˚
2
´????
˚
0
????
˚
0
M
2 0
????
˚
2
´????
˚
0
????
˚
0
примечание источник мм
°C
атм
—
—
—
—
—
—
53.975 393 1.01 0.777 0.17 -0.229 -0.138
???????? “ 0
[
91
]
560 0.780 0.24 -0.159 -0.097 727 0.783 0.31 -0.127 -0.078 279.4 655 1.35 0.45 0.35 0.064 0.013
???????? “ 0
[
92
]
650 1.40 0.77 0.30 0.061 0.036 557 1.34 0.67 0.27 0.024 0.053 279.4 655 1.35 0.46 0.36 -0.009 -0.002
???????? “ 0
[
93
]
650 0.75 0.26 0.018 0.010 588 0.27 0.039 0.022
???????? ‰ 0
, вставка
655 0.25 0.119 0.067
???????? ă 0 0.137 0.077 ???????? ă 0, отсос ПС
53.975 560 0.953 1.34 0.17 -0.066 -0.119
???????? “ 0
[
94
]
1.47 0.24
-0.061 -0.132 1.53
-0.064 -0.150
конструкция АТП с целью совершенствования системы подвода и распыла во
ды [
99
]. Эффективность работы АТП оценивалась по абсолютному
Δ “ Δ????
˚
0
´ Δ????
˚
и относительному
δ “
Δ
Δ????
˚
0
эффектам термопрессии, где Δ????
˚
0
и Δ????
˚
— соответственно потери давления торможения в АТП без подвода и с подводом охлаждающей воды.
Экспериментальные значения величин для новой конструкции составили
Δ “ 0.087
–0.135 атм и δ “ 0.3–0.5, соответственно (при λ
0
“ 0.75
–1.00). Авто
ры отмечают, что несмотря на значительное повышение эффективности работы
АТП по новой схеме и уменьшении его длины, в проведённых опытах не удалось получить полного снятия сопротивления АТП и тем более превышения на
чального давления торможения. Это объясняется большим аэродинамическим
90
сопротивлением АТП без подачи воды. Устранить этот недостаток в будущем авторам видится довольно простой задачей.
Таким образом, можно сделать вывод, что АТП должен быть круп
норазмерным (для минимизации потерь трения), высокоскоростным (для интенсификации процессов испарения и отвода тепла) устройством. Стоит отме
тить, что приведённые выше данные экспериментальных исследований можно улучшить используя меньшие длины испарительной части АТП.
2.6.3 Одномерная модель аэротермопрессора
Как видно из предыдущего параграфа при впрыске испаряющейся жид
кости в высокотемпературный поток газа возможно повышения давления торможения. Для изучения основных механизмов и влияния отдельных фак
торов на степень повышения давления торможения рассмотрим задачу о двухфазном потоке газов и испаряющихся капель [
56
;
100
]. Будем рассматри
вать одномерное течение предполагая, что не только параметры текущего газа,
но и характеристики потока капель распределены равномерно по каждому сече
нию. Так же будем считать, что в начале процесса все капли имеют одинаковые размеры.
Потоки газа и капель рассматриваются как две отдельные движущиеся си
стемы, к каждой из которых применяются уравнения сохранения. Обе системы связаны обменом массы, импульса и тепла между каплями и газом.
1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 15
Построение математической модели
Течение в канале переменного сечения при наличии впрыска воды можно описать уравнениями уже использованными в п.
2.2.1
(см., например, (
2.15
)).
Для замыкания системы уравнений необходимо выразить внешние воз
действия через параметры течения.
91
Если через ???? ` ????
????
обозначить полный расход для смешанной системы
(????
????
относится к потоку капель). Полный расход остается постоянным, поэтому
???? ` ????
????
“ const “ ????
0
` ????
????0
,
здесь нулевой индекс относится к условиям во входном сечении.
Таким образом, в каждой точке поток газов будет складываться из потока воздуха и потока пара:
???? “ ????
0
` ????
????0
´ ????
????
(2.62)
Молекулярный вес газообразной системы поэтому будет выражаться сле
дующим образом:
ℳ “
????
0
` ????
????0
´ ????
????
????
0
ℳ
????
`
????
????0
´????
????
ℳ
????
(2.63)
Индексы ???? и ???? обозначают воздух и пар соответственно.
Газовая постоянная определяется из следующего соотношения:
R “
R
????????????
ℳ
,
(2.64)
где R
????????????
— универсальная газовая постоянная.
Изменение теплоёмкости, согласно аддитивному закону:
????
????
“
????
0
????
????
????????
`
????
????0
´ ????
????
????
????
????????
(2.65)
Показатель адиабаты связан с ????
????
и R следующим соотношением:
???? “
????
????
????
????
´ R
(2.66)
Элементарное сопротивление капель ????
????
:
2????????
????
????????????M
2
“
????
????
????
????????
????
????
(2.67)
Количество тепла ´????
????
. передаваемое газообразной системой жидкой си
стеме, отчасти идёт на повышение энтальпии капель, отчасти — на испарение массы жидкости ´????????
????
, поэтому можно записать
´ ????????
????
“ ????
????
????ℎ
????
´ pℎ
????
´ ℎ
????
q ????????
????
92
Здесь ℎ
????
— энтальпия жидкости, соответствующая ????
????
. Очевидно, что вели
чина ℎ
????
´ ℎ
????
представляет собой скрытую теплоту испарения ???? при температуре
????
????
, тогда
´ ????????
????
“ ????
????
????ℎ
????
´ ????????????
????
(2.68)
Член ´????????
????
обозначает механическую энергию, отнятую от газообразной си
стемы. Далее, работа сил сопротивления капель не полностью извлекается из газообразной системы, так как часть ее рассеивается в самой газообразной си
стеме. Отнятая механическая энергия равна приращению кинетической энергии жидкой системы:
´ ????????
????
“ ????
????
????
????
????????
????
(2.69)
Далее необходимо записать соотношения, характеризующие обмен массы,
количества движения и тепла между двумя системами. Эти соотношения легко составить для отдельной капли, учитывая, что её диаметр δ связан с массой
????
????
простым соотношением
ˆ δ
δ
0
˙
3
“
????
????
????
????0
,
(2.70)
где δ
0
— диаметр капли во входном сечении (одинаковый для всех капель).
Изменение массы частицы
´ ????
????
????
????????
ˆ πδ
3 6
ρ
????
˙
“ α
????
pπδq
2
pρ
????
´ ρ
????????
q .
(2.71)
Здесь ρ
????
— плотность насыщенного пара при температуре ????
????
, ρ
????????
— плотность пара при температуре восстановления на поверхности капли ????
˚
????
и парциальном давлении пара в основном потоке. Коэффициент α
????
связан с коэффициентом диффузии пара в воздухе ????, коэффициентом вязкости µ и другими парамет
рами соотношением:
α
????
“ Sh
????
δ
,
Sc “
µ
ρ
????
,
Re “
ρδ|???? ´ ????
????
|
µ
Сопротивление капли, уравновешивающее силу инерции, описывается сле
дующей формулой:
ρ
????
πδ
3 6
????
????
????????
????
????????
“ ????
????
πδ
2 4
ρ
2
p???? ´ ????
????
q |???? ´ ????
????
|.
(2.72)
93
Здесь ????
????
— коэффициент торможения капель.
Тепло, подведенное к капле, связано со скоростью увеличения энтальпии капли и со скоростью испарения соотношением:
α
????
pπδq
2
`????
˚
????
´ ????
????
˘
“
πδ
3 6
ρ
????
????
????
????ℎ
????
????????
´ ????????
????
????
????????
ˆ πδ
3 6
ρ
????
˙
(2.73)
Здесь коэффициент теплопередачи α
????
выражается через коэффициент теп
лопроводности λ, коэффициент вязкости µ и другие параметры при помощи следующих выражений:
α
????
“ Nu
λ
δ
,
Pr “
????
????
µ
λ
В итоге, мы имеем пять линейных однородных дифференциальных уравнений (для числа Маха см. (
2.15
)), связывающих логарифмические диффе
ренциалы зависимых величин M, ????, ????, ρ, ???? с элементарными процессами, вызы
вающими преобразования. Помимо того, в качестве неизвестных выступают еще и переменные ????
????
, ????
????
и ????
????
, входящие в дополнительные уравнения (
2.71
) – (
2.73
).
Далее необходимо записать некоторые важные дополнительные соотношения.
Дополнительные соотношения
Теплофизические свойства. Вязкость смеси воздуха и пара рассчитывает
ся по следующему соотношению [
101
]:
µ “
????
ÿ
????“1
????
????
µ
????
ř
????
????“1
????
????
φ
????????
,
(2.74)
где
φ
????????
“
”
1 ` pµ
????
{µ
????
q
1{2
pℳ
????
{ℳ
????
q
1{4
ı
2 2
?
2 r1 ` pℳ
????
{ℳ
????
qs
1{2
(2.75)
Теплопроводность смеси определяется по аналогичной зависимости [
102
]:
λ “
????
ÿ
????“1
????
????
λ
????
ř
????
????“1
????
????
φ
????????
,
(2.76)
94
Коэффициенты тепло- и массоотдачи. В таблице
6
приведены крите
риальные уравнения для расчета тепло и массоотдачи полученные разными авторами на основе экспериментов с одиночными каплями, ансамблями капель и с распылительными аппаратами.
Как можно увидеть из таблицы, независимо от условий экспериментов,
природы жидкости и физических свойств газа, все уравнения дают довольно близкие результаты. Поэтому для расчета коэффициентов массоотдачи вы
брано уравнение Фрёслинга (уравнение №3 в табл.
6
), как экспериментально проверенное в более широком диапазоне изменения величин, а для расчета ко
эффициента теплоотдачи — уравнение Ранца и Маршалла (уравнение №6 в табл.
6
), как наиболее подходящие по диапазону изменения параметров.
Коэффициент аэродинамического сопротивления капель. Для коэф
фициента торможения используются следующие зависимости [
104
]:
– Для чисел Маха M
????
ă 1.0
????
????
“ 24
„
Re p
` ????
"
4.33 ` 1.567 ˆ exp
ˆ
´0.247
Re p
????
˙*ȷ
´1
`
` exp
˜
´
0.5M
aRe p
¸
ˆ
ˆ
«
4.5 ` 0.38
`0.03Re p
` 0.48
aRe p
˘
1 ` 0.03Re p
` 0.48
aRe p
` 0.1M
2
????
` 0.2M
8
????
ff
`
`
„
1 ´ exp
ˆ
´
M
????
Re p
˙ȷ
0.6????.
(2.77)
– Для чисел Маха 1.0 ă M
????
ă 1.75
????
????
“
24
Re p
1 ` exp
´
´
0
.427
M
4.63
????
´
3
Re p
0.88
¯
1 `
M
????
Re p
”
3.82 ` 1.28 exp
´
´1.25
Re p
M
????
¯ı .
(2.78)
– Для чисел Маха M
????
ě 1.75
????
????
“
0.9 `
0
.34
M
2
????
` 1.86
´
M
????
Re p
¯
1{2
“2 `
2
????
2
`
1
.508
????
‰
`
1
????
4 1 ` 1.86
´
M
????
Re p
¯
1{2
,
(2.79)
где M
????
“
|????´????
????
|
?
????ℛ????
и ???? “ M
????
b
????
2
95
Таблица 6 — Критериальные уравнения тепло- и массоотдачи для сферической частицы [
103
]
№
Уравнение
Диапазон
1 Sh “ 2 ` 0.347Re
0.6
Sc
0.33
Sc “ 1 ´ 7 ˆ 10 4
Re “ 10 ´ 10 4
2
Sh “ 2 ` 0.45Re
0.5
Sc
0.33
`
Sc “ 1
`0.0048Re
0.25
` Sc
0.33
Re “ p1 ´ 16q ˆ 10 3
3 Sh “ 2 ` 0.552Re
0.5
Sc
0.33
Sc “ 0.6 ´ 4 ˆ 10 2
Re “ p1 ´ 7q ˆ 10 4
4 Sh “ 2 ` 0.57Re
0.5
Sc
0.33
Sc “ 1
Re “ 1 ´ 2.5 ˆ 10 3
5 Sh “ 2 ` 0.6Re
0.5
Sc
0.33
Re “ 1 ´ 20 6 Nu “ 2 ` 0.6Re
0.6
Pr
0.33
Re “ 0 ´ 2 ˆ 10 2
7 Nu “ 0.16Re
0.66
Re “ 0.7 ´ 2 ˆ 10 2
8 Nu “ 2 ` 0.65Re
0.5
Pr
0.33 9 Nu “ 1.09Re
0.43
Re “ p0.2 ´ 25q ˆ 10 2
10 Nu “ 0.714Re
0.5
Pr
0.33
Re ą 200 11 Nu “ 0.62Re
0.5
Re “ p0.15 ´ 30q ˆ 10 3
12 Nu “ 0.54Re
0.5
Re “ p0.2 ´ 3q ˆ 10 3
13 Nu “ 2 ` 0.028Re
0.54
` 0.31Re
0.58
Re “ 5 ´ 10 ˆ 10 4
14 Nu “ 0.33Re
0.6
Re “ p0.02 ´ 15q ˆ 10 3
15 Nu “ 0.37Re
0.6
Re “ 17 ´ 7 ˆ 10 4
16 Nu “ 2 ` 0.459Re
0.5
Pr
0.33
Re “ 5 ´ 5 ˆ 10 3
Коэффициент поверхностного трения. Коэффициент трения определял
ся из соотношения (
2.23
).
Начальный диаметр капель. Величина среднего диаметра капли зависит в основном от выбранной системы распыла жидкости. Наиболее мелкие кап
ли можно получить при распылении пневматическими форсунками. Дробление струи жидкости производится самим высокоскоростным газовым потоком. Од
ну из наиболее крупных серий опытов по воздушному распыливанию жидкости провели японские учёные Нукияма и Танасава [
105
]. На основании результа
тов нескольких сотен опытов, проведённых при различных условиях, авторы получили следующую эмпирическую формулу для среднего объёмного-поверх
96
ностного диаметра капель:
δ
32
“
585
???? ´ ????
????
c σ
????
ρ
????
` 597
ˆ
µ
????
?
ρ
????
σ
????
˙
0
.45
ˆ
1000
????
????
????
ρ
ρ
????
˙
1
.5
,
(2.80)
где δ
32
“
ř δ
3
????
ř δ
2
????
— средний объёмно-поверхностный диаметр капель, мкм.
????
и ????
????
— скорость воздуха и жидкости, м{с.
σ
????
— коэффициент поверхностного натяжения, дин{см
3
ρ
????
и ρ
— плотность жидкости и газа, г{см
3
µ
????
— вязкость жидкости, пуаз.
????
????
и ????
— массовые расходы жидкости и газа, кг{с
Уравнение (
2.80
) справедливо для следующего диапазона изменения па
раметров
ρ
????
“ 0.7
–12 г{см
3
,
σ
????
“ 19
–73 дин{см
3
,
µ
????
“ 0.01
–0.3 пуаз,
????
????
????
ρ
ρ
????
“ 600
–10000.
Хрубецкий [
106
] изучал распыливание воздухом водяных струй, подава
емых параллельно или нормально к воздушному потоку. Опыты показали,
что наиболее тонкое распыливание достигается в том случае, когда жидкость впрыскивается параллельно воздушному потоку в зону максимальной скоро
сти воздуха.
Битрон [
107
] исследовал работу пневматических распылителей с расширя
ющимися воздушными каналами, в которых скорость вытекающей воздушной струи превышала скорость звука. Опыты Битрона показали, что уравне
ние (
2.80
) остается справедливым в охваченном авторе диапазоне сверхзвуковых скоростей с числом Маха M = 1–2.
Таким образом, мы получили замкнутую систему содержащую восемь уравнений и восемь неизвестных (M, ????, ????, ρ, ????, ????
????
, ????
????
и ????
????
), которая может быть численно проинтегрированна.
Валидация модели аэротермопрессора
Как уже отмечалось, в работе [
91
] были проведены обширные эксперимен
тальные исследования аэротермопрессора диаметром ????
ℎ
“ 53.975
мм. В ходе