Файл: Численное моделирование процессов энергоразделения в потоках сжимаемого газа.pdf
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 180
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
97
исследований проводились серии экспериментов, в которых варьировались сле
дующие параметры на входе в аэротермопрессор:
– относительный расход воды, Ω
0
“
????
????0
????
0
,
– число Маха, M
0
,
– давление торможения воздуха, ????
˚
0
,
– температура торможения , ????
˚
0
На рис.
2.34
,
2.35
представлено сопоставление расчетных (сплошные кри
вые) и экспериментальных данных (штриховые кривые). Как видно из рисунков достигнуто удовлетворительное совпадение данных.
Как известно [
76
], при использовании обыкновенных дифференциальных уравнений для описания сжимаемых течений возникает особая точка типа «сед
ло» при переходе через критическое значение числа Маха M “ 1. В связи с этим для моделирования течений с переходом через скорость звука (см. рис.
2.35
) ис
пользовался метод, разработанный в работе [
108
].
98 2.6.4 Параметрическое исследование
Рассмотрим влияние основных параметров на степень повышения дав
ления торможения при течении в АТП диаметром ????
ℎ
“ 500
мм. В качестве количественной характеристики работы АТП будем использовать максималь
ную степень повышения давления:
σ
˚
max
“
ˆ ????
˚
p????q
????
˚
0
˙
????????????
(2.81)
0.95 1.00
σ
˚
а)
0.5 0.6 0.7
M
б)
Ω
0 0.20 0.30 0.40
M
0
????
˚
0
, атм ????
˚
0
, °C
δ
0
, мкм ????
????0
{????
0 0.7 2.0 727 15 0
0 2
4 6
8 10 12 14 ????{????
ℎ
0.0 0.5 1.0
ω
в)
Рисунок 2.37 — Изменение относительного давления торможения (а), числа
Маха (б) и массовой доли испарившейся жидкости (в) по длине канала АТП
при ????
ℎ
“ 500
мм; M
0
“ 0.7; ????
˚
0
“ 2.0
атм; ????
˚
0
“ 727
°C. Символами «˝»
показана максимальная степень повышения давления торможения σ
˚
max для каждого случая
На рис.
2.37
а приведены примеры изменения давления торможения по длине АТП для различных значений начальной массовой доли жидкости Ω
0
99
Символами «˝» показаны значения σ
˚
max для каждого случая. Как видно из рисунка, σ
˚
max достигается на разных длинах. В дальнейшем мы будем рассматривать только значения σ
˚
max
, предполагая, что каждому значению со
ответствует своя длина секции испарения.
????
˚
0
, атм ????
˚
0
, °C
δ
0
, мкм ????
????0
{????
0 2.0 727 15 0
0.10 0.15 0.20 0.25 0.30 0.35 0.40
Ω
0 1.000 1.005 1.010 1.015 1.020 1.025
σ
˚
????????????
M
0 0.5 0.6 0.7
Рисунок 2.38 — Влияние начальных параметров (дозвукового числа Маха и относительной массовой доли жидкости) на максимальную степень повышения давления торможения в АТП при ????
ℎ
“ 500
мм; ????
˚
0
“ 2.0
атм; ????
˚
0
“ 727
°C
Влияние начальной массовой доли жидкости на эффективность АТП при дозвуковых начальных скоростях потока и нулевой начальной скорости капель
????
????0
{????
0
“ 0
показано на рис.
2.38
. Как видно из рисунка, для каждого начального числа Маха существует оптимальное значение Ω
0
. Кроме того, можно отметить,
что недостаток воды сказывается существеннее, чем избыток. Например, при
Ω
0
“ 0.2
наименьшая степень повышения давления торможения наблюдается для M
0
“ 0.7
. Это объясняется тем, что малое количество впрыснутой воды испаряется (отвод тепла) уже на коротком начальном участке канала (см. соот
ветствующую кривую на рис.
2.37
в), далее вниз по потоку давление торможения падает за счёт воздействия трения. Далее, по мере роста начальной массовой до
ли жидкости Ω
0
, растёт количество испарившейся жидкости, а следовательно,
колличество отведённого тепла. Кроме того, с ростом Ω
0
число Маха в канале падает (см. рис.
2.37
б), т.е. испарение происходит при меньшем числе Маха.
100
Наконец, при определённом значении Ω
0
, колличество испарившейся жидкости начинает уменьшаться, а следовательно уменьшается и σ
˚
max
Для сверхзвуковых скоростей на входе АТП не удаётся получить роста давления торможения при нулевой начальной скорости капель ????
????0
{????
0
“ 0
, т.к.
потери давления от впрыска и разгона капель не компенсируются испарени
ем (см. рис.
2.39
).
0.8 0.9 1.0
σ
˚
а)
1.2 1.4
M
б)
M
0
????
˚
0
, атм ????
˚
0
, °C δ
0
, мкм ????
????0
{????
0 1.5 2.0 727 15 0
0 2
4 6
8 10 12 14 ????{????
ℎ
0.0 0.5 1.0
ω
в)
Ω
0 0.05 0.10 0.20 0.30
Рисунок 2.39 — Изменение относительного давления торможения (а), числа
Маха (б) и массовой доли испарившейся жидкости (в) по длине канала АТП
при ????
ℎ
“ 500
мм; M
0
“ 1.5; ????
˚
0
“ 2.0
атм; ????
˚
0
“ 727
°C
Влияние начальной скорости капель ????
????0
{????
0
на степень повышения давле
ния торможения при сверхзвуковых начальных скоростях показано на рис.
2.40
Рост начальной скорости частиц снижает или полностью ликвидирует потери энергии на разгон капель и позволяет получить σ
˚
max
« 1.25
для M
0
“ 1.5
Возможность разгона капель до скоростей основного потока (M
0
“ 1.5
) пока
зана в работе [
107
].
101
M
0
????
˚
0
, атм ????
˚
0
, °C
δ
0
, мкм
1.5 2
727 5
0.1 0.2 0.3 0.4
Ω
0 1.00 1.05 1.10 1.15 1.20 1.25
σ
˚
????????????
????
????0
{????
0 0.6 0.7 0.8 0.9 1.0
Рисунок 2.40 — Влияние начальных параметров (относительной массовой доли жидкости и относительной скорости капель) на максимальную степень повышения давления торможения в АТП при
????
ℎ
“ 500
мм; M
0
“ 1.5 ????
˚
0
“ 2.0
атм; ????
˚
0
“ 727
°C
Поведение кривых на рис.
2.40
может быть объяснено следующим обра
зом. Рост начальной скорости капель ????
????0
{????
0
приводит к росту числа Маха в канале (см. рис.
Б.1
), т.е. чем выше ????
????0
{????
0
, тем при более высоких числах Ма
ха происходит испарение и σ
˚
max
, следовательно, растёт. С другой стороны, как уже отмечалось выше, повышение количества впрыснутой жидкости Ω
0
ведёт к снижению числа Маха.
На рис.
2.41
показано изменение σ
˚
max в зависимости от начального числа
Маха и относительной скорости капель. Кривые построены для оптимальных значений Ω
0
(см. рис.
2.40
). Для каждого значения начальной относительной скорости капель ????
????0
{????
0
существует оптимальное число Маха. Как уже отме
чалось, тепло от потока эффективнее отводить при высоких числах Маха,
однако при росте начального числа Маха, доля испарившейся жидкости снижа
ется (см. рис.
Б.2
). Баланс этих двух факторов позволяет получить оптимальное число Маха. Кроме того, рассмотренная модель предсказывает предельное по
вышения давления торможения σ
˚
max
« 1.25
Таким образом на базе одномерной модели АТП продемонстрирована возможность использования испарительного охлаждения в высокоскоростных
102
????
˚
0
, атм ????
˚
0
, °C
δ
0
, мкм
Ω
0 2.0 727 15 0.15
1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 15
–0.30 1.2 1.4 1.6 1.8 2.0
M
0 1.05 1.10 1.15 1.20 1.25
σ
˚
????????????
????
????0
{????
0 0.6 0.8 1.0
Рисунок 2.41 — Влияние начальных параметров (числа Маха и относительной скорости частиц) на максимальную степень повышения давления торможения в АТП при ????
ℎ
“ 500
мм; ????
˚
0
“ 2.0
атм; ????
˚
0
“ 727
°C
потоках. Показано, что в сверхзвуковом потоке при ненулевой начальной ско
рости капель возможно получить прирост давления торможения. Кроме того,
в рамках рассмотренной модели, предельное повышение давления торможения при течении в сверхзвуковом АТП составило σ
˚
max
« 1.25
Однако впрыск капель в сверхзвуковой поток представляет собой слож
ное, комплексное явление и требует более детального изучения.
103 2.7 Выводы
Рассмотрены две математические модели устройства газодинамического энергоразделения, работающего по методу А. И. Леонтьева. Проведена вали
дация моделей.
Определено влияние массового расхода в дозвуковом канале устройства газодинамического энергоразделения на величину энергоразделения. Показано наличие максимума охлаждения при малых расходах при противопоточной схе
ме организации течения.
Показано влияние режимных параметров на величину энергоразделения.
На основании проведённого анализа можно сделать выводы о влиянии схе
мы течения на величину температурного разделения для следующих случаев:
– при разгоне потока в канале со сверхзвуковой скоростью:
– для ????
1
{????
2
ă 0.2
(????
2
— массовый расход в канале со сверхзвуко
вой скоростью) прямоточная схема течения демонстрирует пре
имущество в охлаждении дозвукового потока (Δ????
˚
????
“ ´21
°C
при ????
1
{????
2
“ 0.01
) до 15 % по сравнению с противоточной схе
мой течения (Δ????
˚
????
“ ´18
°C);
– для ????
1
{????
2
ą 0.2
схема течения не влияет на величину энерго
разделения
– при течении в канале, реализующем постоянное число Маха схема течения не влияет на величину энергоразделения в диапазоне рассмот
ренных параметров.
Использование разработанных моделей позволило также определить вли
яние профиля сверхзвукового канала на величину температурного разделения.
Сравнение (при фиксированных начальных параметрах ????
˚
0
, ????
˚
0
и ????
2
) исходно
го сверхзвукового канала с разгоном потока (M
2
“ ????????????
) от M
2
“ ????????????????????
0
до
M
2
“ ????????????????????
1
с каналами постоянного числа Маха M
2
“ ????????????????????
0
и M
2
“ ????????????????????
1
,
соответственно, позволило сделать следующие выводы:
– каналы, реализующие течение с постоянным числом Маха M
2
“ ????????????????????
имеют преимущество как в охлаждении дозвукового Δ????
˚
????
, так и в на
греве сверхзвукового Δ????
˚
ℎ
потока до 40 % (при ????
1
{????
2
ą 0.5
), однако для случая M
2
“ ????????????????????
0
длина канала возрастает почти вдвое;
104
– канал с постоянным числом Маха равным M
2
“ ????????????????????
1
имеет преиму
щество (по сравнению с исходным каналом) в охлаждении дозвукового потока Δ????
˚
????
до 20 % при ????
1
{????
2
ă 0.5
. В этом случае длина канала практически не меняется по сравнению с исходным каналом.
Проведён анализ влияния отвода тепла на изменение давления торможе
ния в высокоскоростном потоке. Рассмотрены различные способы охлаждения потока и возможность их использования для повышения давления торможения.
На базе одномерной модели устройства испарительного охлаждения (аэро
термопрессора) показано, что при впрыске капель воды в высокоскоростной
(начальное число Маха M
0
« 1.5
) высокотемпературный (????
˚
0
“ 727
°C) поток газа возможно достичь степени повышения давления торможения « 1.25 при скорости впрыскиваемых капель равной скорости основного потока.
105
Глава 3. Энергоразделение в канале с проницаемыми стенками
Как уже отмечалось, другим возможным способом использования энер
горазделения в пограничном слое является применение проницаемых по
верхностей. По аналогии с устройством газодинамического энергоразделения,
работающего по методу Леонтьева, рассмотрим одномерную и двумерную (осе
симметричную) модели [
109
;
110
] течения в устройстве энергоразделения с проницаемыми стенками (см. рис.
3.1
).
T
∗
0
P
∗
0
m
0
T
∗
h
T
∗
c m
w
ôîðêàìåðà
ñîïëî
ïîðèñòàÿ ñòåíêà
êîëëåêòîð
êàíàë
äèôôóçîð
Рисунок 3.1 — Схема устройства энергоразделения с проницаемыми стенками
3.1 Одномерная модель
Для анализа течения в канале с проницаемыми стенками воспользуемся разработанной в п.
2.2.1
моделью. Дополним её соотношениями для проницае
мой стенки. Для текущей конфигурации (см. рис.
3.1
) внешними воздействиями на поток будут:
– тепловое ????????
????
;
– воздействие трением ????
????
;
– расходное воздействие ????????
????
Тепло отводимое или подводимое (в зависимости от знака расходного воздействия) к основному потоку будет определяться из соотношения анало
гичного (
2.16
):
????????
????
“ 4????
????
????
????
ℎ
????????,
????
????
“ ????
????
p????
˚
????????
´ ????
˚
q ,
(3.1)
106
где ????
????
“ pρ????q
????
— массовый поток через проницаемую стенку. Значение ????
????
определяется из закона Дарси-Форхеймера для цилиндрической стенки [
111
]:
????
2
????????????
´ ????
2
????????
Δ????R????
“ αµ
????
????????
Δ????
ln
????
????????????
????
????????
????
????
` β
????
????????
????
????????????
????
2
????
,
(3.2)
где ????
????????
— давление на внутренней поверхности стенки, Δ???? “ ????
????????????
´ ????
????????
— раз
ность диаметров.
Для простоты предположим, что пористая стенка состоит из сферических частиц одинакового размера, тогда, согласно [
111
]:
α “
171 p1 ´ εq
2
ε
3
????
2
????
,
β “
0.635 p1 ´ εq
ε
4
.72
????
????
,
(3.3)
где ε — пористость; ????
????
— диаметр сферических частиц, м.
Коэффициент трения определялся из соотношения Колбрука-Уайта:
1
?
ξ
“ ´2 log
10
ˆ
2.51
Re
?
ξ
`
Δ
????
3.7
˙
,
????
???? 0
“
ξ
{
4
,
(3.4)
где Δ
????
“ ℎ
????
{????
ℎ
— относительная шероховатость.
Помимо сжимаемости (
2.23
), необходимо также учесть влияние попереч
ного потока вещества на коэффициент трения [
58
]:
????
????
“ Ψ
Σ
????
???? 0
,
Ψ
Σ
“ Ψ
M
Ψ
????
,
Ψ
????
“
ˆ
1 ´
????
????
????????
˙
2
,
(3.5)
где параметр проницаемости ???? определяется из следующего соотношения
???? “
????
????
????
???? 0
{
2
,
????
????
“
????
????
pρ????q
8
,
????
????????
“ 4.
(3.6)
Критическое значение параметра проницаемости ????
????????
“ 4
соответствует критиче
скому вдуву, когда Ψ
????
“ 0
и ????
????
“ 0
. С другой стороны при определённом уровне отсоса наступает, как называемый, асимптотический отсос. Этот режим харак
теризуется следующим соотношением между относительным массовым потоком и коэффициентом трения:
????
????
2
“ |????
????
|.
(3.7)
Соотношение (
3.7
) является решением интегрального соотношения импульсов для плоской пластины [
58
]. Можно предположить, что это приближённо верно и для течения в канале.