Файл: Тема взаимодействие с социальноориентированными нко, инициативными группами, органами власти и иными организациями.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Также такой гражданско-правовой договор может содержать в себе пункт о возмещении волонтеру расходов на продукты питания, специальную одежду, оборудования, оплату проезда в связи с осуществлением волонтерской деятельности, на средства индивидуальной защиты, уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование волонтера или возмещение волонтеру расходов, которые были направлены на страхование жизни и здоровья волонтера.
Кроме того, договором может быть предусмотрена обязанность для организатора волонтерской деятельности или волонтерской организации по предоставлению волонтеру необходимых продуктов питания, специальной одежды, оборудования.
Однако приведенные выше нормы применяются к гражданско-правовому договору между волонтером и организацией только в том случае, если договор был заключен в письменном виде.
С волонтером невозможно заключить трудовой договор, так как трудовым законодательством не предусмотрено возможности привлечения работника по трудовому договору к безвозмездному труду – и напротив, один из признаков трудовых отношений признается выполнение работником трудовых обязанностей за плату.
Иногда некоммерческая организация может столкнуться с проблемами из-за неправильного составления договора с волонтёром. Как правило, берут за основу трудовой договор, копируют его и заключают с волонтером. Такой договор содержит указание на количество рабочих часов, выходные дни, отпуск. После заключения такого договора организации не могут доказать проверяющим органам, что волонтёр не является сотрудником организации, который получает заработную плату.
Волонтерские организации и организаторы волонтерской деятельности наделены следующими правами:
-право получения поддержки от государственных органов и муниципалитета в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
-право осуществление взаимодействия с государственными органами и органами местного самоуправления, а также другими организациями в порядке, который установлен действующим законодательством Российской Федерации;
-право информирования, а также право информирования вместе с заинтересованными организациями граждан о возможности участия в волонтерской деятельности;
-право участия в создании и работе координационных и совещательных органов в области волонтерства, которые создавались при государственных органах власти и органах муниципалитета;
-право получения иной поддержки в случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
Позитивный зарубежный опыт взаимодействия власти и общества в сфере социальной поддержки уязвимых категорий общества предполагает: консенсус интересов всех сторон участниц процесса; равноправие сторон; профессионализм; четкую законодательную регламентацию их отношений; гибкость политики взаимодействия. К основным формам реализации взаимодействия власти и общественных организаций за рубежом относятся: работа наблюдательных, координационных, экспертных советов при региональной администрации, взаимные консультации, гражданский контроль и общественная экспертиза, конкурсы грантов, социальных проектов. Главным координационным механизмом данного взаимодействия является институт договорного урегулирования на основе совмещения и взаимоучета интересов сторон.
2.Анализ этапов взаимодействия власти и общества в сфере социальной поддержки уязвимых категорий показал, что в России на протяжении нескольких столетий забота о них была исключительной прерогативой общества. В Советском Союзе она стала прерогативой государства.
В настоящее время на этапе диалога государства и общества можно выделить ряд эффективных форм их сотрудничества: функционирование организаций, сочетающих общественные и государственные начала; мобилизация органами власти общественных пожертвовании; участие политических организации в поддержке уязвимых категорий и их семей, благотворительная деятельность самой власти. Сегодня можно наблюдать как в новые институты социальной поддержки вводят старую систему взаимоотношений государства и социума, которые не в полной мере отвечают требованиям современного общества.
Нынешнее российское общество со всей очевидностью поставлено перед объективной необходимостью организации эффективного взаимодействия власти и общества для решения социальных проблем . Наличие существующих проблем и противоречий при осуществлении деятельности власти и общества по обеспечению социальной защищенности, недостаточная разработанность четкого механизма их взаимодействия, а также социальная значимость данной проблемы диктуют необходимость разработки целесообразных подходов к ее решению.
Взаимодействие НКО и государственных учреждений за последние годы стало актуальной проблемой, которая обсуждается различными государственными и общественными структурами. Имея общую целевую аудиторию и работая на одних и тех же благополучателей, рационально было бы интегрировать усилия государства и гражданского общества в решении социальных проблем.
Донести помощь до каждого нуждающегося в ней позволяет партнерство государства и социально ориентированных некоммерческих, благотворительных организаций. Роль некоммерческих организаций в развитии социальных услуг в России трудно переоценить. Начиная с 80-х годов, представителями НКО обучена значительная часть специалистов государственных учреждений, представителей власти, что способствовало системным изменениям в сфере социальной защиты и, в целом, созданию новой системы социального обслуживания в РФ, зафиксированного в новом законе. В свою очередь, государство старается поддержать некоммерческие организации, с помощью конкурсов выявляя наиболее актуальные проекты и предоставляя им гранты и субсидии.
Однако ресурсы взаимодействия НКО и государства отнюдь еще не исчерпан. Более активное привлечение НКО к решению социальных проблем будет способствовать усилению конкурентной среды в сфере оказания услуг и, как следствие, повышению качества данных услуг и эффективности расходования бюджетных средств.
Права государственных и некоммерческих, негосударственных учреждений, оказывающих социальные услуги, в том числе право на доступ к бюджетному финансированию, государственным ресурсам, государственным заказам должны быть равными .
Ставка на негосударственные структуры делается с учетом способности НКО предоставлять социально значимые услуги населению со значительно меньшими затратами (в отличие от государственных органов власти и учреждений).
Активное привлечение служб СО НКО позволяет снизить нагрузку на специалистов государственных учреждений, а также дает возможность
В рекомендациях Общественной палаты признана необходимость введения в законодательство понятия «волонтёр» в широком смысле. Законодательные инициативы в сфере добровольчества должны содействовать развитию и стимулированию добровольческой деятельности. Однако предложенный законопроект ограничит развитие добровольчества. Создание реестра волонтёрских организаций противоречит самой идее добровольчества и может осложнить жизнь гражданскому обществу. Излишнее регулирование, каким представляется законопроект, может повлечь за собой отказ как самих добровольцев, так и некоммерческих организаций применять добровольческий труд. Документ не решает проблему систематизации законодательства в области добровольчества (волонтёрства), в том числе в части взаимодействия самих добровольцев с некоммерческими организациями.
Основными задачами государственной политики в области поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций являются: увеличение объема и повышение качества социальных услуг, оказываемых уязвимым категориям , в том числе посредством развития конкуренции за бюджетное финансирование в социальной сфере, независимой оценки качества услуг, внедрения инновационных социальных технологий; увеличение объема мер по профилактике и содействию выходу семей с детьми из трудной жизненной ситуации. Формы вовлечения социально ориентированных некоммерческих организаций в социальную деятельность за счет средств бюджетной системы Российской Федерации могут быть различны: это и развитие механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг, работ, товаров на основе целевых потребительских субсидий, когда объем полученных организацией-поставщиком из бюджета средств напрямую зависит от количества обратившихся к ней за услугой потребителей (принцип «деньги следуют за человеком»), и финансирование проектов НКО через конкурс субсидий или прямые субсидии, и размещение у социально ориентированных некоммерческих организаций заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Основой гражданского общества традиционно выступают негосударственные некоммерческие организации. Сегодня российский некоммерческий сектор подошел к той черте, за которой необходимы качественные изменения. В последние годы была сформирована законодательная база для деятельности НКО, благотворительности и добровольчества, многократно возросло государственное финансирование «третьего сектора».
В настоящее время большинство некоммерческих организаций заявляют о готовности брать на себя оказание ряда социальных услуг, однако их готовность самостоятельно находить потребителя таких услуг пока невысока. Передавая социальные услуги некоммерческим организациям, необходимо заблаговременно информировать граждан и проводить конкурсную процедуру на условиях добросовестной конкуренции. Как и в прошлые годы, значительный потенциал роста «третьего сектора» сохраняется, но в полной мере не реализуется.
Кроме того, развитие «третьего сектора» обязательно должно сопровождаться максимальной финансовой прозрачностью, открытостью НКО, особенно социально ориентированных, благотворительных, а также тех, которые участвуют в проведении антикоррупционной политики, осуществляют общественный контроль над различными сферами государственной и общественной жизни. Финансовая прозрачность становится одним из условий завоевания общественного доверия, является основой авторитета некоммерческих организаций. Для того чтобы подобное положение утвердилось, необходимо не только совершенствовать законодательную базу, но и добиться единства представителей самого «третьего сектора» в этом вопросе.
Поэтому для регулирования эффективного взаимодействия с некоммерческими, благотворительными организациями и волонтерами необходимо разработать и внедрить:
-регламент взаимодействия некоммерческих и благотворительных организаций, реализующих различные социальные программы;
-предложения по форме установления договорных отношений с некоммерческими и благотворительными организациями ;
-требования к оформлению программ взаимодействия;
-требования к состоянию здоровья, компетенции, поведению волонтеров при реализации различных программ взаимодействия.
Проблема гармонизации действий государства и организаций третьего сектора может решаться по-разному: через государственный заказ, когда государство на конкурсной основе размещает заказ на оказание тех или иных социальных услуг среди негосударственных организаций; через участие некоммерческих организаций в реализации государственных программ (софинансирование) или участие благотворительных организаций в финансировании государственных расходов (бюджетозамещение), государственный заказ или грантовое финансрование . Во всех подобных случаях содержание и порядок деятельности некоммерческих организаций заранее оговаривается либо в государственном задании, либо в государственной программе, или оформляется отдельным договором. Эти меры обеспечивают гармонизацию действий организаций некоммерческого и государственного сектора, однако ограничивают инициативу организаций некоммерческого сектора, сужают их спектр возможностей по оказанию целевым группам инновационных услуг, носящих пилотный характер. Между тем главная роль организаций третьего сектора (некоммерческих, благотворительных организаций) заключается не в том, что они представляют собой дополнительный источник финансирования вопросов, отнесенных к компетенции государства, а в том, что программы и проекты некоммерческих организаций часто носят инновационный характер, и осуществление подобных программ подсказывает обществу новые, эффективные решения наболевших вопросов.
Особенно важно обеспечить гармонизацию действий государства и организаций третьего сектора при сохранении за организациями третьего сектора возможности выдвигать инициативы и предлагать инновационные решений.
Расширение практики привлечения НКО, включая благотворительные организации, к социальной работе может идти по четырем основным направлениям. Во-первых, это может быть расширение практики бюджетозамещения – привлечение внебюджетных средств, том числе благотворительных пожертвований, и волонтеров для выполнения уставных функций бюджетных организаций. Экономическая эффективность движения в этом направлении очевидна – бюдежтозамещение означает прямой рост эффективности бюджетных расходов, достижение поставленных целей меньшими с средствами, экономию бюджетных средств.