Файл: Курсовая работа по дисциплине Финансы на тему Концепция устойчивого развития и проблемы роста экономики России.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Согласование этих различных точек зрения и их перевод на язык конкретных мероприятий, являющихся средствами достижения устойчивого развития - задача сложная, поскольку все три элемента устойчивого развития должны рассматриваться сбалансировано. Важны также и механизмы взаимодействия этих трех концепций. Экономический и социальный элементы, взаимодействуя друг с другом, порождают такие новые задачи, как достижение справедливости внутри одного поколения (например, в отношении распределения доходов) и оказание целенаправленной помощи бедным слоям населения. Механизм взаимодействия экономического и экологического элементов породил новые идеи относительно стоимостной оценки и интернализации (учета в экономической отчетности предприятий) внешних воздействий на окружающую среду. Наконец, связь социального и экологического элементов вызвала интерес к таким вопросам как внутрипоколенное и межпоколенное равенство, включая соблюдение прав будущих поколений, и участия населения в процессе принятия решений.
Исходя из вышеуказанной триады, такие индикаторы могут связывать все эти три компонента и отражать экологические, экономические и социальные (включая психологические, как например, восприятие устойчивого развития) аспекты. [2; 76]
Таким образом, устойчивость развития экономики предполагает:
Наличие заданных ориентиров развития. Ориентиром устойчивого развития экономики является максимальное удовлетворение потребностей людей при сохранении такой возможности для будущих поколений.
• Обозначение траектории достижения заданных ориентиров. Развитие, как процесс достижения определенных целей, может осуществляться с разной степенью интенсивности на отдельных его этапах.• Возможность корректировки изменения направлений развития (отклонений от обозначенной траектории), возникающих из-за взаимодействия факторов внутренней и внешней среды.
• Сохранение устойчивости развития системы отрасли в целом при наличии изменений интенсивности и/или направлений развития в отдельных ее составляющих.
• Наличие системы оценок, позволяющих оценить уровень развития и степень его устойчивости.
.2 Ориентиры долгосрочного социально-экономического развития
Социально-экономическая политика Российской Федерации, основные цели и задачи разрабатываются и реализуются государственными органами исполнительной власти во главе с Президентом РФ и утверждаются законодательными органами власти в ходе рассмотрения и утверждения федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Финансовая политика Российской Федерации определяется положениями Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и ежегодными бюджетными Посланиями Президента РФ Федеральному Собранию РФ "О бюджетной политике на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу". Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (далее -Концепция).
Цель разработки Концепции - определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008 - 2020 гг.) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.
В соответствии с Концепцией по поручению Правительства РФ Минэкономразвития России разработаны параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.
В предстоящий период развитие экономики будет определяться следующими основными тенденциями:
адаптацией к изменению динамики мировой экономики и спроса на углеводороды;
усилением зависимости платежного баланса и экономического роста от притока иностранного капитала и состояния инвестиционного климата;
сокращением имеющихся технологических резервов в ряде высокотехнологичных отраслей экономики при усилении потребности в активизации инновационно-инвестиционной компоненты роста;
необходимостью преодоления ограничений в инфраструктурных отраслях (электроэнергетике, транспортной);
начавшимся сокращением населения трудоспособного возраста в сочетании с усилением дефицита квалифицированных рабочих и инженерных кадров;
усилением конкуренции как на внутренних, так и на внешних рынках при значительном сокращении ценовых конкурентных преимуществ из-за опережающего роста заработной платы, энергетических издержек и укрепления курса рубля.
С учетом этих тенденций основные варианты долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации определяются следующими ключевыми факторами:
степенью развития и реализации сравнительных преимуществ российской экономики в энергетике, науке и образовании, высоких технологиях и других сферах;
динамикой развития институтов, определяющих предпринимательскую и инвестиционную активность и конкурентоспособность компаний;
интенсивностью инновационного обновления обрабатывающих производств и динамикой производительности труда;
динамикой развития транспортной и энергетической инфраструктуры;
интенсивностью повышения качества человеческого капитала и формирования среднего класса;
интеграцией евроазиатского экономического пространства.
В зависимости от степени реализации этих факторов выделяют три качественно отличных сценария социально-экономического развития в долгосрочной перспективе - инерционное, энергосырьевое и инновационное развитие.
Сценарий инерционного развития характеризуется сохранением доминирования энергосырьевого комплекса в экономике при резком замедлении роста добычи и экспорта углеводородов и отставании в развитии транспортной и энергетической инфраструктуры. Среднегодовые темпы роста ВВП в 2011 - 2020 гг. не превысят 4%.
Сценарий энергосырьевого развития опирается на наиболее полное использование конкурентных преимуществ России в энергетическом секторе, устойчивое наращивание экспорта сырья и эффективности его переработки, модернизацию транспортной инфраструктуры страны. Экономика может развиваться с темпом 5 - 6% в год.
В сценарии инновационного развития наряду с использованием конкурентных преимуществ в энергосырьевом секторе предполагается резкое повышение эффективности человеческого капитала и развитие высоко- и среднетехнологичных производств. Российская экономика выходит на траекторию устойчивого роста с темпом около 6,5% в год.
Анализ положений данной Концепции и других программных документов среднесрочного и долгосрочного характера показывает, что в 1990 - 2000-х гг. в России в основном завершен переход к рыночной экономической системе. Дальнейшее развитие нашей страны связывается с переходом к инновационному социально ориентированному типу экономического развития. В целом обеспечена макроэкономическая стабильность. Экономика защищена от внешних шоковых воздействий международными резервными активами Российской Федерации
Целевые ориентиры Концепции
Стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В 2015 - 2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности).
Стандарты благосостояния человека
Уровень доходов и качество жизни россиян к 2020 году достигнет показателей, характерных для развитых экономик. Это означает высокие стандарты личной безопасности, доступность услуг образования и здравоохранения требуемого качества, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам и обеспечение экологической безопасности.
Обобщающий показатель уровня жизни - валовой внутренний продукт на душу населения по паритету покупательной способности - увеличится с 13,9 тыс. долларов США в 2007 году (42 процента от среднего уровня государств - членов Организации экономического сотрудничества и развития) до более чем 30 тыс. долларов США в 2020 году (70 процентов).
Охват высшим и средним профессиональным образованием населения составит 60 - 70 процентов (2007 год - около 50 процентов), средний уровень обеспеченности жильем достигнет к 2020 году около 30 кв. м на человека (или около 100 кв. м на среднестатистическую семью).
Доля населения, проживающего в местах с неблагоприятной экологической обстановкой, снизится с 43 процентов в 2007 году до 14 процентов в 2020 году.
Социальное благополучие согласно Концепции
В России сформируется общество, основанное на доверии и ответственности, включая доверие населения к государственным и частным экономическим институтам. Значительно снизится социальная поляризация. Это будет достигнуто за счет обеспечения равных возможностей для социальной мобильности талантливых представителей всех слоев общества, реализации социальной политики по поддержке уязвимых слоев населения и проведения политики, направленной на интеграцию мигрантов. Доля среднего класса составит более половины населения, при этом значительную часть среднего класса образуют люди, занятые созданием новой экономики знаний, технологий и обеспечением развития самого человека.
Экономика лидерства и инноваций
Российская экономика не только останется мировым лидером в энергетическом секторе, добыче и переработке сырья, но и создаст конкурентоспособную экономику знаний и высоких технологий. К 2020 году Россия может занять значимое место (5 - 10 процентов) на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг в 5 - 7 и более секторах. Будут сформированы условия для массового появления новых инновационных компаний во всех секторах экономики, и в первую очередь в сфере экономики знаний.
Сбалансированное пространственное развитие
Сформируются новые территориальные центры роста как в районах освоения новых сырьевых ресурсов, так и в традиционных регионах концентрации инновационного, промышленного и аграрного потенциала России, снизятся масштабы регионального неравенства. Будет создана разветвленная транспортная сеть, обеспечивающая высокий уровень межрегиональной интеграции и территориальной мобильности населения.
Институты экономической свободы и справедливости
Будет обеспечена гарантированная реализация конституционных прав граждан, включая развитую систему демократических институтов и создание эффективных механизмов правоприменения. Политика государства будет ориентирована на расширение свободы предпринимательства, обеспечение эффективности системы государственного управления, поддержание социальной справедливости.
Безопасность граждан и общества
Будет обеспечено поддержание высокого уровня национальной безопасности и обороноспособности страны, включая экономическую и продовольственную безопасность, безопасность населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что создаст благоприятные условия для высвобождения инновационного потенциала населения и динамичного развития бизнеса. Будет достигнут высокий уровень боеспособности Вооруженных Сил Российской Федерации (соответствующий уровню ведущих в военном отношении стран), позволяющий эффективно осуществлять политику сдерживания, в том числе на основе экономического и социального развития военной организации государства.
Развитие образования
Стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:
обеспечение инновационного характера базового образования,
модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития,
создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров,
формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг.
Развитие рынка труда
Переход к инновационной экономике (реструктуризация и диверсификация отраслей экономики) приведет к изменению сложившейся структуры занятости населения, будет сопровождаться сокращением неэффективных рабочих мест, перераспределением работников по секторам экономики, расширением сферы услуг, развитием инновационных направлений деятельности и возникновением новых направлений занятости. В этих условиях рынок труда позволит стимулировать создание новых эффективных рабочих мест, включая гибкие формы занятости, повысить их оборачиваемость.