Файл: Курсовая работа по дисциплине Финансы на тему Концепция устойчивого развития и проблемы роста экономики России.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
приходящейся на душу населения в России, составляет 11,5 га, в США - 3,35, в Японии - О,29, Китае - 0,76 га. Наличие большой территории, в частности, означает, что демографический фактор, играющий в целом для биосферы планеты, возможно, решающую роль, не оказывается достаточно существенным для России, где низкая плотность населения и оно ежегодно сокращается почти на 700 тыс. человек. Направление развития для нас состоит в том, чтобы максимально стимулировать рождаемость путем укрепления семьи.
Обширность территории значительно влияет на развитие национальной культуры, формирует национальные устои большинства народов России, менталитет россиян, способы ведения хозяйства, является стратегическим ресурсом безопасности и выживаемости государства. Это дополнительный запас прочности, позволяющий выжить в экстремальных условиях ухудшения глобальной ситуации (политической, экономической, военной, экологической). В критических обстоятельствах эта особенность России дает возможность перегруппировать силы, мобилизовать резервы, сосредоточить ресурсы на решающих направлениях.
Но обширность территории порождает и ряд проблем в развитии страны. Трудности проявляются при создании транспортной системы, передаче энергии, обеспечении управляемости. Задача состоит в том, чтобы преодолеть или свести к минимуму эти отрицательные моменты.Вторая особенность - колоссальные запасы природных ресурсов. В России - четверть мирового запаса древесины, треть мировых запасов природного газа, второе место в мире по запасам водных ресурсов, пашни и пастбищ; запасы нефти на душу населения шестикратно превышают среднемировой уровень, и т.п. Разумное и рациональное использование этих ресурсов в сочетании с рентными механизмами дает России значительное преимущество перед всеми странами мира. Следующая особенность-высокий интеллектуальный потенциал страны и высокий уровень образования населения (частично утерянный за последние 10 лет) также составляет важнейший позитивный фактор развития. Россия является в целом холодной и протяженной континентальной страной, что, вследствие больших энергозатрат, делает российские товары на мировом рынке менее конкурентоспособными. Необходимо развивать наукоемкие производства и выпускать продукцию, требующую небольших энергетических затрат. Для этого нужно, в частности, совершенствовать систему образования и учиться доводить до производства научные открытия и изобретения, которых у нас немало. Условием успеха здесь является концентрация усилий всего общества по улучшению образования и развитию науки, и именно это должно стать целью, объединяющей всех нас.
Основа устойчивого развития - долгосрочные экономически эффективные проекты, тщательно продуманные и спланированные с учетом прогноза социальных последствий. К сожалению, последние десятилетия нашей истории заполнены сплошь отрицательными примерами этого рода. Нынешнему поколению налогоплательщиков приходится расхлебывать многие последствия недальновидных (если не сказать больше) решений предыдущих правительств. Например, в свое время не были предусмотрены достаточные средства на конверсию и двойное применение ракетно-ядерного вооружения, утилизацию ракетного и химического вооружения; развертывая массовое строительство в 60-70-е годы, не подумали о том, что через 30-40 лет все жилые дома разом придут в негодное состояние; осваивая целину, не заботились о сохранении земли, и т.д., и т.п. При этом категорически следует отказаться от разного рода проектов с низкой экономической эффективностью, требующих больших бюджетных расходов и сомнительных в экологическом смысле. В частности, потому, что процент уворованных средств всегда тем больше, чем больше бюджет проекта.
.2 Анализ выполнения положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция) (утвержденой распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) установлено, что на первом этапе ее реализации (2008 - 2012 годы) будут достигнуты следующие целевые макроэкономические индикаторы. Приоритетным направлением денежно-кредитной и бюджетной политики, определенным в Концепции, является снижение инфляции до 3 % в год. В 2011 году уровень инфляции составил 6,1 % (декабрь 2011 года к декабрю 2010 года).На первом этапе реализации Концепции темпы роста ВВП должны составить 137-138 % (2012 год к 2007 году), что позволило бы к 2020 году по сравнению с 2007 годом увеличить ВВП в 2,25 - 2,3 раза. В условиях существенного замедления экономического роста под влиянием финансово-экономического кризиса рост ВВП в 2011 году по сравнению с 2007 годом составил 105,5 %. При росте ВВП в 2012 году относительно 2011 года 103,4% (по оценке Минэкономразвития России, представленной в материалах к проекту федерального закона № 67894-6 «О внесении изменений в Федеральный закон о федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», принятого 5 июня 2012 года) в 2012 году к 2007 году темп роста ВВП составит 109,1 %, то есть целевой ориентир по ВВП на первом этапе реализации Концепции достигнут не будет.
Рост производительности труда на первом этапе реализации Концепции должен составить 140 - 141% (2012 год к 2007 году). В 2011 году по сравнению с 2007 годом он составил 106,7 % (по оценке Минэкономразвития России). При росте производительности труда в 2012 году относительно 2011 года 103,1% (по оценке Минэкономразвития России) в 2012 году к 2007 году темп роста этого показателя составит 110 %, то есть целевой ориентир по росту производительности труда на первом этапе реализации Концепции также достигнут не будет.
На первом этапе реализации Концепции темпы роста инвестиций в основной капитал должны составить 180 - 185% (2012 год к 2007 году). В 2011 году по сравнению с 2007 годом они составили 106,4 %. При росте инвестиций в основной капитал в 2012 году относительно 2011 года 106,6 % (по оценке Минэкономразвития России) в 2012 году к 2007 году темп роста этого показателя составит 113,4 %, то есть целевой ориентир по росту инвестиций в основной капитал на первом этапе реализации Концепции достигнуть не удастся.
К числу основных государственных приоритетных направлений, предусмотренных в Концепции, относится формирование благоприятной среды для предпринимательской деятельности, для чего необходимо создать институт массовой оценки недвижимости и введение на основе такой оценки налогообложения недвижимого имущества, сформировать единую государственную систему кадастрового учета и регистрации прав на недвижимость.
Вместе с тем изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части включения главы, регулирующей налогообложение недвижимости, не внесены. Для создания такой системы и введения налога на недвижимость необходимо провести предварительные работы по формированию налогооблагаемой базы, что предполагает завершение формирования кадастра объектов недвижимости в части наполнения его сведениями об объектах капитального строительства.
Приоритетные социально-экономические задачи по реализации первого этапа Концепции на период 2009 - 2012 годов определены Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (далее - ОНДП), утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р (с изменениями от 2 ноября 2009 г. № 1622-р).
В ОНДП установлены целевые показатели, которые должны быть достигнуты к 2012 году (в качестве базового года принят 2008 год). Анализ хода реализации ОНДП в части макроэкономических индикаторов, проведенный Счетной палатой по итогам 2011 года, показал следующее.
Индекс потребительских цен (декабрь текущего года к декабрю предыдущего года) составил в 2011 году 106,1 %. К 2012 году согласно ОНДП он должен составить 105 - 107 %. По оценке Минэкономразвития России, в 2012 году индекс потребительских цен составит 105 - 106 %, что соответствует целевому показателю.
ВВП (в сопоставимых ценах) в 2011 году по сравнению с 2008 годом составил 100,3 %. При росте ВВП в 2012 году относительно 2011 года 103,4 % (по оценке Минэкономразвития России) в 2012 году к 2008 году темп его роста составит 103,7 %. Рост ВВП в 2012 году, установленный в ОНДП, должен составить по отношению к уровню 2008 года (в сопоставимых ценах) не менее 99,9 %. Выполнение данного показателя превышает его целевое значение.
Производительность труда в 2011 году по сравнению с 2008 годом составила 101,8 % (по оценке Минэкономразвития России). Рост производительности труда должен составить в 2012 году по отношению к уровню 2008 года 103 %. При росте производительности труда в 2012 году относительно 2011 года 103,1 % (по оценке Минэкономразвития России) в 2012 году к 2008 году темп ее роста составит 105 %, что превышает целевое значение, установленное по данному показателю.
Рост реальных располагаемых доходов населения в 2011 году по сравнению с 2008 годом составил 109,2 %. Рост реальных располагаемых доходов населения должен составить в 2012 году по отношению к уровню 2008 года не менее 103 %. При росте реальных располагаемых доходов населения в 2012 году относительно 2011 года 105 % (по оценке Минэкономразвития России) в 2012 году к 2008 году темп их роста составит 114,7 %, что превышает целевое значение, установленное по данному показателю.
Рост реальных располагаемых доходов населения на первом этапе реализации Концепции должен составить 153 - 154% (2012 год к 2007 году). В 2011 году по сравнению с 2007 годом он составил 111,8 %. При росте реальных располагаемых доходов населения в 2012 году относительно 2011 года 105 % (по оценке Минэкономразвития России) в 2012 году к 2007 году темп роста этого показателя составит 117,4 %, то есть целевой ориентир по росту реальных располагаемых доходов населения на первом этапе реализации Концепции также достигнуть не удастся.
Проведенный анализ свидетельствует, что на первом этапе реализации Концепции по ряду целевых макроэкономических индикаторов (в том числе по ВВП, производительности труда, инвестициям в основной капитал, реальным располагаемым доходам населения) намеченные ориентиры не достигаются. Президентом РФ В. Путиным был издан Указ 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», в целях повышения темпов и обеспечения устойчивости экономического роста, увеличения реальных доходов граждан Российской Федерации, достижения технологического лидерства российской экономики Правительству Российской Федерации необходимо принять следующие меры:
обеспечить достижение следующих показателей:
а) создание и модернизация 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году;
б) увеличение объема инвестиций не менее чем до 25 процентов внутреннего валового продукта к 2015 году и до 27 процентов - к 2018 году;
в) увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте к 2018 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 года;
г) увеличение производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года;
д) повышение позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120-й в 2011 году до 50-й - в 2015 году и до 20-й - в 2018 году.
В области стратегического планирования социально-экономического развития:
утвердить до 1 декабря 2012 г. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года и прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, обеспечивающие достижение целевых показателей, предусмотренных пунктом 1 настоящего Указа;
подготовить и внести до 1 октября 2012 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о государственном стратегическом планировании, предусматривающий координацию стратегического управления и мер бюджетной политики;
Приведенные в указе показатели не в полной мере отражают возможности достижения устойчивого экономического роста.
Некоторые из них трудно измеряемы, в частности показатель «создание и модернизация 25 млн высокопроизводительных мест». В официальной статистике Росстата по рынку труда России нет такого показателя.
Отдельные показатели представляются практически недостижимыми. Это относится к показателю «повышение позиции России в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса с 120 места до 20 места в 2018 г.».
В 2012 г. Россия по указанному показателю переместилась со 120 на 112 место из 185 обследованных стран. Если учесть, что такой темп изменения условий бизнеса в России сохранится, то чтобы достичь заданного 20 места, потребуется не менее 10 лет.
Изменить инвестиционный климат в стране за 6 лет невозможно. Кроме того, оценку инвестиционного климата дают иностранные эксперты.
Приведенные показатели имеют разные временные рамки достижения обозначенных результатов (2015 г., 2018 г., 2020 г.)
Для России основной стратегической целью на период до 2020 г. должно стать создание социально ориентированного государства с устойчивой, динамичной саморегулирующейся экономикой.
Обширность территории значительно влияет на развитие национальной культуры, формирует национальные устои большинства народов России, менталитет россиян, способы ведения хозяйства, является стратегическим ресурсом безопасности и выживаемости государства. Это дополнительный запас прочности, позволяющий выжить в экстремальных условиях ухудшения глобальной ситуации (политической, экономической, военной, экологической). В критических обстоятельствах эта особенность России дает возможность перегруппировать силы, мобилизовать резервы, сосредоточить ресурсы на решающих направлениях.
Но обширность территории порождает и ряд проблем в развитии страны. Трудности проявляются при создании транспортной системы, передаче энергии, обеспечении управляемости. Задача состоит в том, чтобы преодолеть или свести к минимуму эти отрицательные моменты.Вторая особенность - колоссальные запасы природных ресурсов. В России - четверть мирового запаса древесины, треть мировых запасов природного газа, второе место в мире по запасам водных ресурсов, пашни и пастбищ; запасы нефти на душу населения шестикратно превышают среднемировой уровень, и т.п. Разумное и рациональное использование этих ресурсов в сочетании с рентными механизмами дает России значительное преимущество перед всеми странами мира. Следующая особенность-высокий интеллектуальный потенциал страны и высокий уровень образования населения (частично утерянный за последние 10 лет) также составляет важнейший позитивный фактор развития. Россия является в целом холодной и протяженной континентальной страной, что, вследствие больших энергозатрат, делает российские товары на мировом рынке менее конкурентоспособными. Необходимо развивать наукоемкие производства и выпускать продукцию, требующую небольших энергетических затрат. Для этого нужно, в частности, совершенствовать систему образования и учиться доводить до производства научные открытия и изобретения, которых у нас немало. Условием успеха здесь является концентрация усилий всего общества по улучшению образования и развитию науки, и именно это должно стать целью, объединяющей всех нас.
Основа устойчивого развития - долгосрочные экономически эффективные проекты, тщательно продуманные и спланированные с учетом прогноза социальных последствий. К сожалению, последние десятилетия нашей истории заполнены сплошь отрицательными примерами этого рода. Нынешнему поколению налогоплательщиков приходится расхлебывать многие последствия недальновидных (если не сказать больше) решений предыдущих правительств. Например, в свое время не были предусмотрены достаточные средства на конверсию и двойное применение ракетно-ядерного вооружения, утилизацию ракетного и химического вооружения; развертывая массовое строительство в 60-70-е годы, не подумали о том, что через 30-40 лет все жилые дома разом придут в негодное состояние; осваивая целину, не заботились о сохранении земли, и т.д., и т.п. При этом категорически следует отказаться от разного рода проектов с низкой экономической эффективностью, требующих больших бюджетных расходов и сомнительных в экологическом смысле. В частности, потому, что процент уворованных средств всегда тем больше, чем больше бюджет проекта.
.2 Анализ выполнения положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция) (утвержденой распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) установлено, что на первом этапе ее реализации (2008 - 2012 годы) будут достигнуты следующие целевые макроэкономические индикаторы. Приоритетным направлением денежно-кредитной и бюджетной политики, определенным в Концепции, является снижение инфляции до 3 % в год. В 2011 году уровень инфляции составил 6,1 % (декабрь 2011 года к декабрю 2010 года).На первом этапе реализации Концепции темпы роста ВВП должны составить 137-138 % (2012 год к 2007 году), что позволило бы к 2020 году по сравнению с 2007 годом увеличить ВВП в 2,25 - 2,3 раза. В условиях существенного замедления экономического роста под влиянием финансово-экономического кризиса рост ВВП в 2011 году по сравнению с 2007 годом составил 105,5 %. При росте ВВП в 2012 году относительно 2011 года 103,4% (по оценке Минэкономразвития России, представленной в материалах к проекту федерального закона № 67894-6 «О внесении изменений в Федеральный закон о федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», принятого 5 июня 2012 года) в 2012 году к 2007 году темп роста ВВП составит 109,1 %, то есть целевой ориентир по ВВП на первом этапе реализации Концепции достигнут не будет.
Рост производительности труда на первом этапе реализации Концепции должен составить 140 - 141% (2012 год к 2007 году). В 2011 году по сравнению с 2007 годом он составил 106,7 % (по оценке Минэкономразвития России). При росте производительности труда в 2012 году относительно 2011 года 103,1% (по оценке Минэкономразвития России) в 2012 году к 2007 году темп роста этого показателя составит 110 %, то есть целевой ориентир по росту производительности труда на первом этапе реализации Концепции также достигнут не будет.
На первом этапе реализации Концепции темпы роста инвестиций в основной капитал должны составить 180 - 185% (2012 год к 2007 году). В 2011 году по сравнению с 2007 годом они составили 106,4 %. При росте инвестиций в основной капитал в 2012 году относительно 2011 года 106,6 % (по оценке Минэкономразвития России) в 2012 году к 2007 году темп роста этого показателя составит 113,4 %, то есть целевой ориентир по росту инвестиций в основной капитал на первом этапе реализации Концепции достигнуть не удастся.
К числу основных государственных приоритетных направлений, предусмотренных в Концепции, относится формирование благоприятной среды для предпринимательской деятельности, для чего необходимо создать институт массовой оценки недвижимости и введение на основе такой оценки налогообложения недвижимого имущества, сформировать единую государственную систему кадастрового учета и регистрации прав на недвижимость.
Вместе с тем изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части включения главы, регулирующей налогообложение недвижимости, не внесены. Для создания такой системы и введения налога на недвижимость необходимо провести предварительные работы по формированию налогооблагаемой базы, что предполагает завершение формирования кадастра объектов недвижимости в части наполнения его сведениями об объектах капитального строительства.
Приоритетные социально-экономические задачи по реализации первого этапа Концепции на период 2009 - 2012 годов определены Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (далее - ОНДП), утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р (с изменениями от 2 ноября 2009 г. № 1622-р).
В ОНДП установлены целевые показатели, которые должны быть достигнуты к 2012 году (в качестве базового года принят 2008 год). Анализ хода реализации ОНДП в части макроэкономических индикаторов, проведенный Счетной палатой по итогам 2011 года, показал следующее.
Индекс потребительских цен (декабрь текущего года к декабрю предыдущего года) составил в 2011 году 106,1 %. К 2012 году согласно ОНДП он должен составить 105 - 107 %. По оценке Минэкономразвития России, в 2012 году индекс потребительских цен составит 105 - 106 %, что соответствует целевому показателю.
ВВП (в сопоставимых ценах) в 2011 году по сравнению с 2008 годом составил 100,3 %. При росте ВВП в 2012 году относительно 2011 года 103,4 % (по оценке Минэкономразвития России) в 2012 году к 2008 году темп его роста составит 103,7 %. Рост ВВП в 2012 году, установленный в ОНДП, должен составить по отношению к уровню 2008 года (в сопоставимых ценах) не менее 99,9 %. Выполнение данного показателя превышает его целевое значение.
Производительность труда в 2011 году по сравнению с 2008 годом составила 101,8 % (по оценке Минэкономразвития России). Рост производительности труда должен составить в 2012 году по отношению к уровню 2008 года 103 %. При росте производительности труда в 2012 году относительно 2011 года 103,1 % (по оценке Минэкономразвития России) в 2012 году к 2008 году темп ее роста составит 105 %, что превышает целевое значение, установленное по данному показателю.
Рост реальных располагаемых доходов населения в 2011 году по сравнению с 2008 годом составил 109,2 %. Рост реальных располагаемых доходов населения должен составить в 2012 году по отношению к уровню 2008 года не менее 103 %. При росте реальных располагаемых доходов населения в 2012 году относительно 2011 года 105 % (по оценке Минэкономразвития России) в 2012 году к 2008 году темп их роста составит 114,7 %, что превышает целевое значение, установленное по данному показателю.
Рост реальных располагаемых доходов населения на первом этапе реализации Концепции должен составить 153 - 154% (2012 год к 2007 году). В 2011 году по сравнению с 2007 годом он составил 111,8 %. При росте реальных располагаемых доходов населения в 2012 году относительно 2011 года 105 % (по оценке Минэкономразвития России) в 2012 году к 2007 году темп роста этого показателя составит 117,4 %, то есть целевой ориентир по росту реальных располагаемых доходов населения на первом этапе реализации Концепции также достигнуть не удастся.
Проведенный анализ свидетельствует, что на первом этапе реализации Концепции по ряду целевых макроэкономических индикаторов (в том числе по ВВП, производительности труда, инвестициям в основной капитал, реальным располагаемым доходам населения) намеченные ориентиры не достигаются. Президентом РФ В. Путиным был издан Указ 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», в целях повышения темпов и обеспечения устойчивости экономического роста, увеличения реальных доходов граждан Российской Федерации, достижения технологического лидерства российской экономики Правительству Российской Федерации необходимо принять следующие меры:
обеспечить достижение следующих показателей:
а) создание и модернизация 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году;
б) увеличение объема инвестиций не менее чем до 25 процентов внутреннего валового продукта к 2015 году и до 27 процентов - к 2018 году;
в) увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте к 2018 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 года;
г) увеличение производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года;
д) повышение позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120-й в 2011 году до 50-й - в 2015 году и до 20-й - в 2018 году.
В области стратегического планирования социально-экономического развития:
утвердить до 1 декабря 2012 г. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года и прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, обеспечивающие достижение целевых показателей, предусмотренных пунктом 1 настоящего Указа;
подготовить и внести до 1 октября 2012 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о государственном стратегическом планировании, предусматривающий координацию стратегического управления и мер бюджетной политики;
Приведенные в указе показатели не в полной мере отражают возможности достижения устойчивого экономического роста.
Некоторые из них трудно измеряемы, в частности показатель «создание и модернизация 25 млн высокопроизводительных мест». В официальной статистике Росстата по рынку труда России нет такого показателя.
Отдельные показатели представляются практически недостижимыми. Это относится к показателю «повышение позиции России в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса с 120 места до 20 места в 2018 г.».
В 2012 г. Россия по указанному показателю переместилась со 120 на 112 место из 185 обследованных стран. Если учесть, что такой темп изменения условий бизнеса в России сохранится, то чтобы достичь заданного 20 места, потребуется не менее 10 лет.
Изменить инвестиционный климат в стране за 6 лет невозможно. Кроме того, оценку инвестиционного климата дают иностранные эксперты.
Приведенные показатели имеют разные временные рамки достижения обозначенных результатов (2015 г., 2018 г., 2020 г.)
Для России основной стратегической целью на период до 2020 г. должно стать создание социально ориентированного государства с устойчивой, динамичной саморегулирующейся экономикой.