Файл: Практическая работа 1 Задание 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа № 1

Задание 1

Изучите содержание обновленных ФГОС ООО и ФГОС СОО. Проведите сравнительный анализ содержания стандартов ФГОС ООО (2010 г. и 2021 г.), ФГОС СОО (2012 г. и 2022 г.). По результатам выполненной работы заполните следующую таблицу:

Предмет сравнения

ФГОС ООО (2010), ФГОС СОО (2012)

ФГОС ООО (2021), ФГОС СОО (2022)

Требования к условиям реализации программ обучения

Структура:

- требования к структуре программ основного общего образования и их объему;

-  требования к условиям реализации программ основного общего образования;

- требования к результатам освоения программ основного общего образования.
Сохранение методологической основы -

системно-деятельностный подход.

Виды результатов освоения образовательной программы остались прежними: метапредметные, личностные, предметные результаты. Но формулировки не конкретизированы и не систематизированы.

НЕ предусмотрены возможности:

-самостоятельного выбора траекторий изучения учебных предметов для обучающихся инновационных школ

-вариативности сроков реализации образовательной программы

-изучения ряда учебных предметов на базовом и углубленном уровнях в основной школе, абсолютного большинства всех учебных предметов в старшей школе

НЕ предусмотрено:

-использование ИОС для повышения качества управления образовательной организацией;

- использования внешних ресурсов для функционирования ИОС;

- обеспечение доступности и безопасности ИОС; -

- специальных требований к ресурсам для обучения детей с ОВЗ.

Можно использовать электронную версию учебника.


Не уделено внимание: дистанционному обучению, функциональной грамотности, верифицированные образовательные ресурсы;

Сохранение структуры:

- требования к структуре программ основного общего образования и их объему;

-  требования к условиям реализации программ основного общего образования;

- требования к результатам освоения программ основного общего образов
1) ФГОС устанавливают вариативность сроков реализации программ (не только в сторону увеличения, но и в сторону сокращения)

2) ФГОС детализируют условия реализации образовательных программ

3) ФГОС конкретизируют результаты освоения программ.
Расширяется возможность вариативности образовательных программ:

Предусмотрены возможности:

-формирования образовательной программы с включением

вариативных учебных модулей

-разработки и реализации программ различного уровня сложности и направленности

-разработки и реализации индивидуальных учебных планов

- самостоятельного выбора траекторий изучения учебных

предметов для обучающихся инновационных школ

-вариативности сроков реализации образовательной программы изучения учебных предметов на базовом и углубленном уровне.
Устанавливают требования к использованию информационной образовательной среды:

Цели ИОС:

- повышение качества реализации образовательных программ, качества управления образовательной организацией.

- Возможность использования: внутренних информационных ресурсов, внешних ресурсов для функционирования ИОС школы.

- Обеспечение доступности: информационных и учебных ресурсов образовательной организации

- учебной документации образовательной организации.

- Безопасность: безопасный доступ к верифицированным образовательным ресурсам цифровой образовательной среды. –

- Специальные требования к ресурсам, используемым при

обучении детей с ОВЗ.
Вводится обязательность привлечения к реализации основной образовательной программы в случае необходимости разных категорий педагогических работников, осуществляющих психологопедагогическое сопровождение учебного процесса.
Стандартизация процесса обучения и оценки качества образовательных достижений школьников.

Появились новые формы – модули.

Уточнили требования к программе коррекционной программы.
Вводится обязательность комплектации школьных библиотек одним школьным по одному предмету на одного обучающегося бумажным учебником.
Введены понятия:

Функциональная грамотность, дистанционные образовательные технологии, верифицированные образовательные ресурсы.

Требования к структуре основной образовательной программы

Программа реализуется через урочную и внеурочную деятельность.

Разделы программы:

 целевой,

 содержательный,

 организационный.

Единство обязательных требований к результатам освоения программы на основе системно-деятельностного подхода.

Было:

Минимум – 2170,

Максимум 2590, за 2 года обучения, максимум 37 часов в неделю.
Было:

11 учебных предметов: из них 8 обязательных - русский язык, литература, иностранный язык, математика, история, физкультуру, ОБЖ и астрономию.


Из них 3 предмета минимум на углубленном уровне.


Единая схема для программ

Примерная рабочая программа основного общего образования.

1 Пояснительная записка, включающая: цели обучения, общая характеристика предмета, место предмета в учебном плане.

2 Планируемые результаты освоения примерной рабочей программы:

личностные;

метапредметные;

предметные (по годам обучения).

Личностные и метапредметные результаты раскрываются на основе обновленного ФГОС с учетом специфики предмета.

3 Содержание учебных предметов по годам обучения.

4 Тематическое планирование.

Содержательный раздел программы основного общего образования, в том числе адаптированной, включает следующие

программы, ориентированные на достижение предметных,

метапредметных и личностных результатов:

 рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей;

 программу формирования универсальных учебных действий у

обучающихся;

 рабочую программу воспитания;

 программу коррекционной работы (разрабатывается при

наличии организации обучающихся с ОВЗ).
Сократили общий объем занятий на уровне СОО:

Минимум – 2170

Максимум – 2516, за 2 года обучения, максимум 37 часов в неделю.
Изменили перечень обязательных предметов:

13 обязательных предметов: русский язык, литературу, математику, информатику, иностранный язык, физику, химию, биологию, историю, обществознание, географию, физкультуру и ОБЖ. Из них минимум два предмета школьники будут изучать углубленно.

В новой редакции ФГОС СОО изменили названия двух предметных областей: «Общественные науки» и «Естественные науки». Теперь эти области называются «Общественно-научные предметы» и «Естественно-научные предметы» соответственно.

Изменили перечень учебных дисциплин в старшей школе. Из перечня исключили учебные предметы «Экономика», «Право», «Астрономия», «Естествознание», «Россия в мире» и «Экология». В учебный предмет «Математика», наряду с учебными курсами «Алгебра и начала математического анализа» и «Геометрия», включили еще один курс – «Вероятность и статистика». В учебный предмет «История» включили учебные курсы «История России» и «Всеобщая история». Также изменили перечень предметов для изучения на базовом и углубленном уровнях. 

В новой редакции ФГОС СОО школы получили право учитывать свои ресурсы и пожелания родителей, чтобы вводить второй иностранный язык, родной язык и литературу. 





Требования к результатам обучения

Требования основаны на системно-деятельностном подходе.

Личностные результаты не систематизированы и не конкретизированы.

Личностные результаты – ориентация на формирования системы ценностей и мотивов.


Метапредметные результаты не систематизированы и не конкретизированы.

Метапредметные результаты - 3 группы УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные действия.

Предметные результаты:

Не сформулированы с учетом системно-дятельностного подхода.

Не учитывают результаты процедур оценки качества образования.

Не определяют минимум содержания образования.

Не систематизированы.

Не конкретизированы.

Требования основаны на системно-деятельностном подходе.

Требования систематизированы и конкретизированы.

Задаются в деятельностной форме.

Предъявляются к результатам обучения и воспитания

Взаимосвязаны.

Личностные результаты на основе единства учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями сгруппировали по направлениям воспитания: гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое, ценность научного познания.

В обновленных ФГОС ООО – 39, ФГОС СОО – 34 конкретных формулировки требований.

Метапредметные результаты конкретизировали по видам УУД и сгруппировали по трем направлениям:

овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;
овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность;
овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль, эмоциональный интеллект, принятие себя и других людей.


В обновленных ФГОС ООО – 30, ФГОС СОО – 57 конкретных формулировки требований.

В новой редакции ФГОС СОО определили четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.

Предметные результаты:

Формулируются в деятельностной форме с акцентом на применение знаний и умений через глаголы.

Формулируются с учетом результатов процедур оценки качества образования.

Определяют минимум содержания основного и среднего общего образования.

Систематизированы.

Конкретизированы.

В учебный предмет «Математика» включили учебный курс «Вероятность и статистика».

Отдельно описали предметные результаты для учебного предмета «История» и учебных курсов «История России» и «Всеобщая история»

Для 10 учебных дисциплин установили требования к предметным результатам для базового и углубленного уровня. Это учебные предметы «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика», «История», «География», «Обществознание», «Физика», «Химия» и «Биология».


В обновленных ФГОС ООО – 15, ФГОС СОО – 20 конкретных формулировки требований.

В обновленных ФГОС (от основного к среднему общему образованию) осуществлено приращение требований по всем результатам.


При выполнении задания используйте учебные материалы соответствующего учебного модуля.

Задание 2

Проанализируйте видеоурок по вашему учебному предмету (см. учебные материалы модуля) с опорой на чек-лист с позиции системно-деятельностного подхода.
Чек-лист для проведения анализа видеоурока

Предмет, класс

Тема анализируемого учебного занятия

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Общий вывод о учебном занятии в контексте реализации системно-деятельностного подхода

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формы и приемы организации деятельности

Осуществляемые действия

Формы и приемы организации деятельности

Осуществляемые действия

Формы и приемы организации деятельности

География, 6 класс, тема «Атмосферное давление»

1. мотивационно-целевой

(организационный,

актуализация знаний,

Настраивает учащихся на работу с целью мотивации к учебной деятельности.

Создает проблемную ситуацию.

Проводит актуализацию знаний.


Создает проблемную ситуацию,

ставит задачу определить тему урока после опыта,


Дают ответы на вопросы


Формулируют тему урока

Демонстрация опыта

Фронтальный опрос (вопрос-ответ), воспроизведение опорных знаний учащихся.

Демонстрация опыта


Осознанно строят речевые высказывания.
Осознанно строят речевые высказывания.


Учебное сотрудничество с учителем
Учебное сотрудничество с учителем.

Принимают и сохраняют учебную цель.

Умение оценить качество и уровень усвоения предыдущих знаний;

целеполагание




Я считаю, что данный урок не подходит под понятие урока деятельностного типа, потому что, весь новый материал дает учитель.

Урок подходит под формулировку : практико-ориентированный, потому что чередуются несколько различных видов деятельности, есть практические задания, работа в группе.




2. планирование урока


Планирует урок по вопросам




Демонстрация плана урока.




Учебное сотрудничество с учителем.













3. реализация плана

Изучение нового материала

Рассказывает новый материал, демонстрирует опыты, предлагает решить задачу, задает вопросы, осуществляет контроль за правильностью выполнения заданий, Устанавливает  связь изучаемых знаний с другими учебными предметами, с разными областями жизни.



Формулируют определение «Атмосферное давлении», записывают новые понятия, делают вывод по опыту., решают самостоятельно задачу, отвечают на вопросы, анализируют материал видеовопросов.


Фронтальная работа
Работа в тетради


Задача по типу ГИА
Демонстрация видеовопросов

Слушают учителя, осознанно строят речевые высказывания, воспринимают ответы обучающихсяи дополняют их.

Учебное сотрудничество с учителем.

Самопроверка формулировки, самопроверка решения задачи по готовому ответу.

Проверяют самостоятельно по готовым ответам







4. контроль

Организует деятельность по применению новых знаний.

Проводит групповую работу, делит на группы, раздает задания, проверяет правильность выполнения задания.

Работают с информацией, анализируют текст, устанавливают взаимосвязи между высотой, давлением и игрой, делают выводы.

Групповая работа с заданием по функциональной грамотности

Сотрудничество в поиске и выборе информации, строят рассуждения, понятные для собеседника.

Учебное сотрудничество в группе.

Проверяют и дополняют ответ соседней группы.










5. рефлексия

Помогает сделать вывод по изученному материалу.

Делают выводы на основе полученных знаний. Устанавливают причинно- следственные связи.

Решают проблемную ситуацию, созданную в начале урока.

Слушают учителя, осознанно строят речевые высказывания.




Самопроверка восприятия нового материала.










6. домашнее задание

Предлагает домашнее задание с учетом уровня сложности, индивидуальных способностей и интересов обучающихся.

Второе задание выбирают по желанию

Индивидуальный подход







Осознанно делают выбор с учетом своих возможностей.