ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа № 1
Задание 1
Изучите содержание обновленных ФГОС ООО и ФГОС СОО. Проведите сравнительный анализ содержания стандартов ФГОС ООО (2010 г. и 2021 г.), ФГОС СОО (2012 г. и 2022 г.). По результатам выполненной работы заполните следующую таблицу:
Предмет сравнения | ФГОС ООО (2010), ФГОС СОО (2012) | ФГОС ООО (2021), ФГОС СОО (2022) |
Требования к условиям реализации программ обучения | Структура: - требования к структуре программ основного общего образования и их объему; - требования к условиям реализации программ основного общего образования; - требования к результатам освоения программ основного общего образования. Сохранение методологической основы - системно-деятельностный подход. Виды результатов освоения образовательной программы остались прежними: метапредметные, личностные, предметные результаты. Но формулировки не конкретизированы и не систематизированы. НЕ предусмотрены возможности: -самостоятельного выбора траекторий изучения учебных предметов для обучающихся инновационных школ -вариативности сроков реализации образовательной программы -изучения ряда учебных предметов на базовом и углубленном уровнях в основной школе, абсолютного большинства всех учебных предметов в старшей школе НЕ предусмотрено: -использование ИОС для повышения качества управления образовательной организацией; - использования внешних ресурсов для функционирования ИОС; - обеспечение доступности и безопасности ИОС; - - специальных требований к ресурсам для обучения детей с ОВЗ. Можно использовать электронную версию учебника. Не уделено внимание: дистанционному обучению, функциональной грамотности, верифицированные образовательные ресурсы; | Сохранение структуры: - требования к структуре программ основного общего образования и их объему; - требования к условиям реализации программ основного общего образования; - требования к результатам освоения программ основного общего образов 1) ФГОС устанавливают вариативность сроков реализации программ (не только в сторону увеличения, но и в сторону сокращения) 2) ФГОС детализируют условия реализации образовательных программ 3) ФГОС конкретизируют результаты освоения программ. Расширяется возможность вариативности образовательных программ: Предусмотрены возможности: -формирования образовательной программы с включением вариативных учебных модулей -разработки и реализации программ различного уровня сложности и направленности -разработки и реализации индивидуальных учебных планов - самостоятельного выбора траекторий изучения учебных предметов для обучающихся инновационных школ -вариативности сроков реализации образовательной программы изучения учебных предметов на базовом и углубленном уровне. Устанавливают требования к использованию информационной образовательной среды: Цели ИОС: - повышение качества реализации образовательных программ, качества управления образовательной организацией. - Возможность использования: внутренних информационных ресурсов, внешних ресурсов для функционирования ИОС школы. - Обеспечение доступности: информационных и учебных ресурсов образовательной организации - учебной документации образовательной организации. - Безопасность: безопасный доступ к верифицированным образовательным ресурсам цифровой образовательной среды. – - Специальные требования к ресурсам, используемым при обучении детей с ОВЗ. Вводится обязательность привлечения к реализации основной образовательной программы в случае необходимости разных категорий педагогических работников, осуществляющих психологопедагогическое сопровождение учебного процесса. Стандартизация процесса обучения и оценки качества образовательных достижений школьников. Появились новые формы – модули. Уточнили требования к программе коррекционной программы. Вводится обязательность комплектации школьных библиотек одним школьным по одному предмету на одного обучающегося бумажным учебником. Введены понятия: Функциональная грамотность, дистанционные образовательные технологии, верифицированные образовательные ресурсы. |
Требования к структуре основной образовательной программы | Программа реализуется через урочную и внеурочную деятельность. Разделы программы: целевой, содержательный, организационный. Единство обязательных требований к результатам освоения программы на основе системно-деятельностного подхода. Было: Минимум – 2170, Максимум 2590, за 2 года обучения, максимум 37 часов в неделю. Было: 11 учебных предметов: из них 8 обязательных - русский язык, литература, иностранный язык, математика, история, физкультуру, ОБЖ и астрономию.Из них 3 предмета минимум на углубленном уровне. | Единая схема для программ Примерная рабочая программа основного общего образования. 1 Пояснительная записка, включающая: цели обучения, общая характеристика предмета, место предмета в учебном плане. 2 Планируемые результаты освоения примерной рабочей программы: личностные; метапредметные; предметные (по годам обучения). Личностные и метапредметные результаты раскрываются на основе обновленного ФГОС с учетом специфики предмета. 3 Содержание учебных предметов по годам обучения. 4 Тематическое планирование. Содержательный раздел программы основного общего образования, в том числе адаптированной, включает следующие программы, ориентированные на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов: рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей; программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся; рабочую программу воспитания; программу коррекционной работы (разрабатывается при наличии организации обучающихся с ОВЗ). Сократили общий объем занятий на уровне СОО: Минимум – 2170 Максимум – 2516, за 2 года обучения, максимум 37 часов в неделю. Изменили перечень обязательных предметов: 13 обязательных предметов: русский язык, литературу, математику, информатику, иностранный язык, физику, химию, биологию, историю, обществознание, географию, физкультуру и ОБЖ. Из них минимум два предмета школьники будут изучать углубленно. В новой редакции ФГОС СОО изменили названия двух предметных областей: «Общественные науки» и «Естественные науки». Теперь эти области называются «Общественно-научные предметы» и «Естественно-научные предметы» соответственно. Изменили перечень учебных дисциплин в старшей школе. Из перечня исключили учебные предметы «Экономика», «Право», «Астрономия», «Естествознание», «Россия в мире» и «Экология». В учебный предмет «Математика», наряду с учебными курсами «Алгебра и начала математического анализа» и «Геометрия», включили еще один курс – «Вероятность и статистика». В учебный предмет «История» включили учебные курсы «История России» и «Всеобщая история». Также изменили перечень предметов для изучения на базовом и углубленном уровнях.В новой редакции ФГОС СОО школы получили право учитывать свои ресурсы и пожелания родителей, чтобы вводить второй иностранный язык, родной язык и литературу. |
Требования к результатам обучения | Требования основаны на системно-деятельностном подходе. Личностные результаты не систематизированы и не конкретизированы. Личностные результаты – ориентация на формирования системы ценностей и мотивов. Метапредметные результаты не систематизированы и не конкретизированы. Метапредметные результаты - 3 группы УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные действия. Предметные результаты: Не сформулированы с учетом системно-дятельностного подхода. Не учитывают результаты процедур оценки качества образования. Не определяют минимум содержания образования. Не систематизированы. Не конкретизированы. | Требования основаны на системно-деятельностном подходе. Требования систематизированы и конкретизированы. Задаются в деятельностной форме. Предъявляются к результатам обучения и воспитания Взаимосвязаны. Личностные результаты на основе единства учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями сгруппировали по направлениям воспитания: гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое, ценность научного познания. В обновленных ФГОС ООО – 39, ФГОС СОО – 34 конкретных формулировки требований. Метапредметные результаты конкретизировали по видам УУД и сгруппировали по трем направлениям: овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией; |
При выполнении задания используйте учебные материалы соответствующего учебного модуля.
Задание 2
Проанализируйте видеоурок по вашему учебному предмету (см. учебные материалы модуля) с опорой на чек-лист с позиции системно-деятельностного подхода.
Чек-лист для проведения анализа видеоурока
Предмет, класс Тема анализируемого учебного занятия | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Общий вывод о учебном занятии в контексте реализации системно-деятельностного подхода | ||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||||||
Осуществляемые действия | Формы и приемы организации деятельности | Осуществляемые действия | Формы и приемы организации деятельности | Осуществляемые действия | Формы и приемы организации деятельности | |||||
География, 6 класс, тема «Атмосферное давление» | 1. мотивационно-целевой (организационный, актуализация знаний, | Настраивает учащихся на работу с целью мотивации к учебной деятельности. Создает проблемную ситуацию. Проводит актуализацию знаний. Создает проблемную ситуацию, ставит задачу определить тему урока после опыта, | Дают ответы на вопросы Формулируют тему урока | Демонстрация опыта Фронтальный опрос (вопрос-ответ), воспроизведение опорных знаний учащихся. Демонстрация опыта | Осознанно строят речевые высказывания. Осознанно строят речевые высказывания. | Учебное сотрудничество с учителем Учебное сотрудничество с учителем. | Принимают и сохраняют учебную цель. Умение оценить качество и уровень усвоения предыдущих знаний; целеполагание | | Я считаю, что данный урок не подходит под понятие урока деятельностного типа, потому что, весь новый материал дает учитель. Урок подходит под формулировку : практико-ориентированный, потому что чередуются несколько различных видов деятельности, есть практические задания, работа в группе. | |
| 2. планирование урока | Планирует урок по вопросам | | Демонстрация плана урока. | | Учебное сотрудничество с учителем. | | | | |
| 3. реализация плана Изучение нового материала | Рассказывает новый материал, демонстрирует опыты, предлагает решить задачу, задает вопросы, осуществляет контроль за правильностью выполнения заданий, Устанавливает связь изучаемых знаний с другими учебными предметами, с разными областями жизни. | Формулируют определение «Атмосферное давлении», записывают новые понятия, делают вывод по опыту., решают самостоятельно задачу, отвечают на вопросы, анализируют материал видеовопросов. | Фронтальная работа Работа в тетради Задача по типу ГИА Демонстрация видеовопросов | Слушают учителя, осознанно строят речевые высказывания, воспринимают ответы обучающихсяи дополняют их. | Учебное сотрудничество с учителем. | Самопроверка формулировки, самопроверка решения задачи по готовому ответу. | Проверяют самостоятельно по готовым ответам | | |
| 4. контроль | Организует деятельность по применению новых знаний. Проводит групповую работу, делит на группы, раздает задания, проверяет правильность выполнения задания. | Работают с информацией, анализируют текст, устанавливают взаимосвязи между высотой, давлением и игрой, делают выводы. | Групповая работа с заданием по функциональной грамотности | Сотрудничество в поиске и выборе информации, строят рассуждения, понятные для собеседника. | Учебное сотрудничество в группе. | Проверяют и дополняют ответ соседней группы. | | | |
| 5. рефлексия | Помогает сделать вывод по изученному материалу. | Делают выводы на основе полученных знаний. Устанавливают причинно- следственные связи. | Решают проблемную ситуацию, созданную в начале урока. | Слушают учителя, осознанно строят речевые высказывания. | | Самопроверка восприятия нового материала. | | | |
| 6. домашнее задание | Предлагает домашнее задание с учетом уровня сложности, индивидуальных способностей и интересов обучающихся. | Второе задание выбирают по желанию | Индивидуальный подход | | | Осознанно делают выбор с учетом своих возможностей. | | |