Файл: Задание Подготовить ответы на вопросы Понятие психологической сплоченности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 210

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 1. Подготовить ответы на вопросы:

  1. Понятие психологической сплоченности.


В советской психологической литературе считалось, что в подлинном коллективе, то есть в группе, достигшей своего самого высокого развития, наступает и особая степень тесноты межличностных отношений, когда все члены группы в наибольшей мере разделяют цели ее деятельности. В этом плане наиболее активно пропагандировалась описанная выше концепция А.В. Петровского о трехуровневой структуре коллектива. Три слоя групповой структуры, по мнению А.В. Петровского и его последователей, могли рассматриваться одновременно и как три уровня развития группы.

1. Внешний уровень, на котором проявляются непосредственные эмоциональные межличностные отношения.

2. Второй слой, представляющий ценностно-ориентационное единство группы. Отношения между членами группы, коллектива строятся не на основе привязанностей или антипатий, а на основе сходства ценностных ориентаций.

3. Третий слой групповой структуры предполагает еще большее включение индивида в совместную групповую деятельность.

По этим же уровням межличностных отношений в группе рассматривались и такие внутригрупповые процессы как сплоченность и совместимость.

Групповая сплоченность - это характеристика степени социально-психологической совместимости группы, системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадения оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, людям, идеям, событиям.

К числу основных факторов групповой сплоченности относятся, во-первых:

ы сходство главных ценностных ориентаций членов группы;

ы ясность и определенность групповых целей;

ы демократический стиль лидерства (руководства);

ы кооперативная взаимозависимость членов группы в процессе совместной деятельности;

ы относительно небольшой объем группы;

ы отсутствие конфликтующих между собой микрогрупп;

ы престиж и традиции группы.

Во-вторых, важным показателем эффективности процесса образования и развития группы выступает ее социально-психологический климат - качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологического уровня способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию людей в группе. Это своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального - установок, отношений, настроения, чувств, мнений членов группы. Признаками благоприятного социально-психологического климата являются:


ы доверие и высокая требовательность;

ы доброжелательная и деловая критика;

ы свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;

ы отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для коллектива решения;

ы достаточная информированность членов коллектива о его задачах и о состоянии дел;

ы удовлетворенность принадлежностью к группе;

ы высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих фрустрацию у кого-либо из членов группы;

ы принятие на себя ответственности за состояние дел в коллективе каждым из его членов;

ы высокая сплоченность всех членов коллектива. (21 с. 238)

Групповая совместимость - это социально-психологическая характеристика группы, проявляющаяся в способности ее членов согласовывать (делать непротиворечивыми) свои действия и оптимизировать взаимоотношения в различных видах совместной деятельности.

Обеспечение групповой сплоченности на основе социально-психологической совместимости является одним из условий создания благоприятного психологического климата в коллективе и его сплоченности. (22 с. 255).

Обычно различают 3 уровня психологической совместимости:

1. психофизиологическая совместимость темпераментов (примерно, одинаковое реагирование на окружающую среду), согласованность ощущений и моторных актов поведения;

2. согласованность функционально-ролевых ожиданий, то есть представлений членов группы о том: что, как, с кем и в какой последовательности должны они делать при решении общей задачи;

3. ценностно-ориентационное единство группы - это высший уровень совместимости, когда всеми членами группы разделяется принятое мнение и возложение ответственности за успехи и удачи.

Ценностно-ориентационное единство - важнейший показатель групповой сплоченности. Он отражает уровень или степень связи, совпадения оценок, установок, позиций членов группы или коллектива, по отношению к наиболее значимым в их жизнедеятельности объектам: целям деятельности, требованиям, событиям и т.д. Это не значит, что оценки должны полностью совпадать и более того, совсем не обязательно и единство отношений членов группы к чему-либо.

Разносторонняя и пестрая картина вкусов, эстетических потребностей, ценностей, хобби и интересов у членов группы и коллектива не препятствует формированию сплоченности и ее сохранению, если мнения сходятся в главном.



Ценностно-ориентационное единство - это положительное отношение членов группы к одним и тем же целям и ценностям. Определяется методами наблюдения и опроса. Подсчитывается количество одинаковых выборов целей и ценностей, которые предъявляются членами группы поодиночке.



  1. Психологическая совместимость и сработанность в структурах управления.


Совместимость и сработанность представляют собой эффекты взаимоотношения и взаимодействия. Совместимость (СВ) – отображает психологическое единство субъектов в области отношений и выражается в максимально высокой позитивной оценке друг друга и сложившихся отношений по одной или нескольким их характеристикам. Совместимость-несовместимость тесно связана с типами отношения: симпатией, антипатией, безразличием.

Сработанность (СР) характеризуется максимально возможной результативностью совместных действий (деятельности) субъектов в определенной области при относительно низких психофизиологических затратах на выполнение этих действий (деятельности). Непременнымусловием ее проявления является кооперация как форма взаимодействия. Сработанность отображает психологическое единство субъектов во взаимодействии и всегда опосредована предметом совместной деятельности. Ключевым ее моментом является согласованность индивидуальных действий по поводу этого предмета, особенно, в момент принятия и реализации решения. Сработанность-несработанность связана прежде всего с типами взаимодействия:содействием, противодействием, бездействием, уклонением от взаимодействия.

Совместимость и сработанность имеют следующие отличительные признаки: а) область проявления и решаемые задачи: совместимость проявляется в неформальной структуре группы и связана с решением субъектами социально-психологических задач, а сработанность соотносится с решением деловых задач в формальной структуре; б) критерии: в совместимости более важное значение имеет удовлетворенность партнеров, а в сработанности – успешность совместной деятельности; в) доминирующие компоненты: в совместимости больший вес имеет аффективный компонент, тогда как в сработанности – поведенческий (Н.Н. Обозов).

Так как субъектами внутригрупповой активности выступают индивиды и неформальные подгруппы, то совместимость и сработанность проявляются на уровне связей индивид-индивид (межличностная СВ и СР) и подгруппа-подгруппа (межмикрогрупповая СВ и СР
). Причем межличностную СВ и СР можно рассматривать по группе в целом и внутри неформальных подгрупп. Так, межличностная СВ значительно чаще проявляется внутри относительно устойчивых подгрупп, чем между представителями разных подгрупп, между представителями подгрупп и не включенными в них членами, среди «самостоятельных» членов группы. Эта закономерность связана с тем, что в подгруппы включены индивиды с какими-то общими и значимыми для них признаками, в подгруппах более высокая плотность интегративных связей и интенсивность взаимодействия по сравнению с группой в целом.

Наиболее существенными факторамипроявления совместимости и сработанности являются:состав (численный размер и композиция) и феномены отношений (доверие и идентичность).


  1. Управление процессом сплочения коллектива.


Различаются три стадии сплочения трудового коллектива, каждой из них соответствует определенный уровень его развития.

Первая стадия - ориентационная, которой соответствует низкий уровень развития коллектива - этап становления. Эта стадия характеризуется тем, что простое объединение людей преобразовывается в группу с общими целями и задачами, идейной направленностью. Каждый член коллектива ориентируется в новом для него коллективе. Это может быть целенаправленная ориентация и самоориентация. Целенаправленная ориентация осуществляется руководителем путем подбора и расстановки кадров, подробной информации о целях и задачах, планах и условиях деятельности. Важно правильно расставить работников на рабочих местах.

Вторая стадия - взаимоадаптационная, которая представляет собой формирование единых установок поведения членов коллектива. Эти установки могут формироваться двумя способами: под целенаправленным воспитательным воздействием руководителя и путем самоадаптации, в результате подражания и идентификации.

Подражание заключается в том, что человек неосознанно перенимает способы поведения других, их взгляды и реакции на определенные ситуации. Это наименее управляемый способ формирования установок, который не всегда приводит к положительным результатам.

Идентификация - сознательное следование человека каким-либо образцам, нормам и стандартам поведения, отождествление (идентифицирование) с ними правил своего собственного поведения. В этом случае человек уже размышляет над поведением той или иной личности и сознательно определяет, следует ему так же поступать в аналогичной ситуации или иным образом.


Третья стадия - сплоченная, или стадия консолидации коллектива, этап его зрелости. Руководитель выступает здесь не внешней силой, а как человек, который наиболее полно воплощает цели коллектива. В таком коллективе преобладают отношения взаимопомощи и сотрудничества.

В зависимости от степени сплоченности различается три типа коллективов:

сплоченный, или консолидированный, который характеризуется тесной взаимосвязью его членов, солидарностью и дружбой, постоянной взаимопомощи.

расчлененный (слабосплоченный), который состоит из ряда недружелюбно относящихся друг к другу социально-психологических групп, имеющих своих лидеров.

разобщенный (конфликтный)- по своей сущности формальный коллектив, в котором каждый сам по себе, личные дружеские контакты между его членами отсутствуют, они связаны чисто официальными отношениями.

Следует иметь в виду, что процесс сплочения и развития трудового коллектива - обратимый процесс. При определенных обстоятельствах он может остановиться и превратиться даже в противоположный себе процесс - в процесс распада. Причиной этому может служить смена руководителя или состава коллектива, целей его деятельности, уровня предъявляемых требований или какие-либо другие изменения в трудовой ситуации.

Особенно сильно препятствуют сплочению коллектива отрицательные черты характера: обидчивость, зависть, болезненное самолюбие.
Задание 2. Подготовить описание 3-х конфликтных управленческих ситуаций и методов их решения.
1 ситуация
Данный конфликт произошел в компании Лимаркет, куда пришла работать Елена Курьянова 22 лет, закончившая ЛГТУ. Лена долго искала работу и найдя подходящий вариант- решила попытать счастье в фирме Лимаркет на должности менеджера. Нужно отметить, что Елена очень целеустремленная по натуре девушка. Старается выполнять все и сразу, добиваясь при этом высоких результатов. Неудачи и промахи тяжело переносит, но быстро забывает их и не опуская рук, стремиться во что бы то ни стало исправить совершенные ошибки.

Работа Елены заключалась в сортировке заказов, оформления и передачи их клиентам. Елена познакомилась с коллективом, в котором все уже работали не первый год. С директором фирмы Лена и раньше пересекалась, но как простой клиент, который приходил в офис для того, чтобы сделать заказ. Но однако общение с директором было мягким и приятным.

Елене выделили офис, в котором занималась оформлением заказов она и ещё одна сотрудница — Ольга. Ольга уже три года трудилась в стенах Лимаркета и имела большой опыт. Ольга не очень радушно встретила Елену, сразу обозначив, что её стол- это её стол, и с него ничего не брать и не класть. На второй день работы Елена обратилась к Оле за помощью, рассказать, как составлять правильно заказы и не запутаться в базе клиентов. На что Ольга ответила: «Мне некогда, там все просто, поработаешь-поймешь». Но также Лена услышала обрывок фразы, который её насторожил: «А не поймешь — не велика потеря для нас…».