Файл: Протокол 202 г. Согласованно Зам по увр колосова Н. С. 2022 г.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Пушновская основная общеобразовательная школа»


Рассмотрено на заседании

МС
Протокол №_____


«__»______202 г.

«Согласованно»

Зам. по УВР
Колосова Н.С. /_________


«__»______2022 г.

«Утверждаю»

Директор школы
Голиненко Н.Н. /___________

Приказ №______

от «__»______2022 г.


.

Рабочая программа учебного предмета

«Информатика и ИКТ» 9 класс

Составитель:

Капач Николай Васильевич

2022-2023.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни. Изучение данного предмета содействует дальнейшему развитию таких умений, как: критический анализ информации, поиск информации в различных источниках, представление своих мыслей и взглядов, моделирование, прогнозирование, организация собственной и коллективной деятельности.

Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества.

Основным предназначением образовательной области «Информатика» на II ступени обучения базового уровня являются получение школьниками представление о сущности информационных процессов
, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, классификация информации, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения

В соответствии с Федеральным проектом в области образования по оснащению школ РФ легальным программным обеспечением, компьютерный практикум в учебниках «Информатика и ИКТ» строится на использовании свободно распространяемых программ. Практические работы компьютерного практикума методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических заданий во внеурочное время в школе или дома.

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.


Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

  • Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:


  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

  • .



  1. Содержание учебного предмета

  1. Моделирование и формализация

Понятия натурной и информационной моделей. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования. Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно- технических задач. Реляционные базы данных Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.


  1. Алгоритмизация и програмирование


Учебные исполнители Робот, Удвоитель и др. как примеры формальных исполнителей. Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Алгоритмический язык формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем. Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Алгоритм работы с величинами, план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.


  1. Обработка числовой информации в электронных таблицах

Электронные таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.


  1. Коммуникацион ные технологии

Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы. Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта. Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете. Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет.


  1. Тематическое планирование

За учебный год 34 часа, 34 недели, 1 час в неделю.

Разделы:

  1. Моделирование и формализация. – 8 часов.

  2. Алгоритмизация и программирование. – 10 часов.

  3. Обработка числовой информации в электронных таблицах. – 6 часов.

  4. Коммуникационные технологии. – 10 часов.


Итого: 34 часа

Календарно-тематическое планирование.
За учебный год 34 часа, 34 недели, 1 час в неделю.




Дата

Дата по факту

Тема занятия

Примечание

Моделирование и формализация 8 часов

1

05.09

+

Инструктаж по технике безопасности.

Введение в предмет. Моделирование как метод познания




2

12.09

+

Знаковые модели




3

19.09

+

Графические информационные модели




4

26.09

+

Табличные информационные модели




5

03.10

+

База данных как модель предметной области




6

10.10

+

Система управления базами данных




7

17.10

+

Создание базы данных. Запросы на выборку данных




8

24.10

+

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация»




Алгоритмизация и программирование 10 часов

9

31.10

+

Решение задач на компьютере




10

07.11

+

Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива




11

14.11

+

Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива




12

21.11

+

Вычисление суммы элементов массива




13

28.11




Вычисление суммы элементов массива




14

05.12




Последовательный поиск в массиве




15

12.12




Сортировка массива




16

19.12




Конструирование алгоритмов. Разработка

алгоритма для исполнителя Робот




17

26.12




Запись вспомогательных алгоритмов на

языке Паскаль




18

09




Алгоритмы управления




19

16

к

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Алгоритмизация и

программирование»




Обработка числовой информации в электронных таблицах 6 часов

20

23




Электронные таблицы




21

30




Организация вычислений в электронных таблицах. Относительные, абсолютные и

смешанные ссылки




22

06




Встроенные функции. Логические функции




23

13




Средства анализа и визуализации данных.




24

20




Сортировка и поиск данных




25

27




rjyn Построение диаграмм и графиков




Коммуникационные технологии 10 часов

26

06




Локальные и глобальные компьютерные

сети.





27

13




Как устроен Интернет




28

20




IP-адрес компьютера. Доменная система

имён. Протоколы передачи данных




29

27




Всемирная паутина. Файловые архивы




30

03




Электронная почта. Сетевое коллективное

взаимодействие. Сетевой этикет




31

10




Создание Web-сайта. Технологии создания

сайта. Содержание и структура сайта




32

17




Оформление сайта. Размещение сайта в

Интернете




33

24




Итоговая контрольная работа




34

15




Локальные и глобальные компьютерные

сети. Как устроен Интернет






Поурочное планирование

по учебному предмету «Информатика» для 9 классов

урока


Тема урока


Кол-во часов


Д/З

Пример ные сроки













1




1

§1.1




2




1

§1.2




3




1

§1.3




4




1

§1.4




5




1

§1.5




6




1

§1.6




7




1

§1.6, подг. к тесту




8




1



















9




1

§2.1




10-11




2

§2.2.1-2.2.3




12-13




2

§2.2.4




14




1

§2.2.5




урока


Тема урока


Кол-во часов


Д/З

Пример ные

сроки

15




1

§2.2.6




16




1

§2.3




17




1

§2.4




18




1

§2.5, подг. к

тесту




19




1



















20




1

§3.1




21




1

§3.2.1




22




1

§3.2.2-3.2.3




23




1

§3.3.1




24




1

§3.3.2, подг.

к тесту




25




1



















26

Локальные и глобальные компьютерные

сети. Как устроен Интернет

1

§4.1, 4.2.1




27

IP-адрес компьютера. Доменная система

имён. Протоколы передачи данных

1

§4.2.2 -4.2.4




28

Всемирная паутина. Файловые архивы

1

§4.3.1-4.3.2




29

Электронная почта. Сетевое коллективное

взаимодействие. Сетевой этикет

1

§4.3.3-4.3.5




30

Создание Web-сайта. Технологии создания

сайта. Содержание и структура сайта

1

§4.4.1-4.4.2




31

Оформление сайта. Размещение сайта в

Интернете

1

§4.4.3-4.4.4,

подг. к тесту




32

Обобщение и систематизация основных понятий главы «Коммуникационные

технологии»

1



















33

Обобщение и повторение пройденного

материала. Основные понятия курса

1

подг. к тесту




34

Итоговое тестирование

1

подг. к

экзамену




35

Резерв учебного времени

1








Поурочное планирование

по учебному предмету «Информатика» для 9 классов

урока


Тема урока


Кол-во часов


Д/З

Пример ные сроки

Моделирование и формализация

1

Инструктаж по технике безопасности.

Введение в предмет. Моделирование как метод познания

1

§1.1




2

Знаковые модели

1

§1.2




3

Графические информационные модели

1

§1.3




4

Табличные информационные модели

1

§1.4




5

База данных как модель предметной области

1

§1.5




6

Система управления базами данных

1

§1.6




7

Создание базы данных. Запросы на выборку данных

1

§1.6, подг. к тесту




8

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация»

1







Алгоритмизация и программирование

9

Решение задач на компьютере

1

§2.1




10-11

Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива

2

§2.2.1-2.2.3




12-13

Вычисление суммы элементов массива

2

§2.2.4




14

Последовательный поиск в массиве

1

§2.2.5



1   2   3