Файл: Протокол 202 г. Согласованно Зам по увр колосова Н. С. 2022 г.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Пушновская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании МС Протокол №_____ «__»______202 г. | «Согласованно» Зам. по УВР Колосова Н.С. /_________ «__»______2022 г. | «Утверждаю» Директор школы Голиненко Н.Н. /___________ Приказ №______ от «__»______2022 г. |
.
Рабочая программа учебного предмета
«Информатика и ИКТ» 9 класс
Составитель:
Капач Николай Васильевич
2022-2023.
-
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни. Изучение данного предмета содействует дальнейшему развитию таких умений, как: критический анализ информации, поиск информации в различных источниках, представление своих мыслей и взглядов, моделирование, прогнозирование, организация собственной и коллективной деятельности.
Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества.
Основным предназначением образовательной области «Информатика» на II ступени обучения базового уровня являются получение школьниками представление о сущности информационных процессов
, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, классификация информации, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения
В соответствии с Федеральным проектом в области образования по оснащению школ РФ легальным программным обеспечением, компьютерный практикум в учебниках «Информатика и ИКТ» строится на использовании свободно распространяемых программ. Практические работы компьютерного практикума методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических заданий во внеурочное время в школе или дома.
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
-
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; -
понимание роли информационных процессов в современном мире; -
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; -
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; -
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды; -
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; -
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ; -
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; -
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
-
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.; -
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; -
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; -
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; -
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; -
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования; -
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации). -
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
-
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; -
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах; -
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической; -
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; -
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
-
.
-
Содержание учебного предмета
-
Моделирование и формализация
Понятия натурной и информационной моделей. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования. Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно- технических задач. Реляционные базы данных Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.
-
Алгоритмизация и програмирование
Учебные исполнители Робот, Удвоитель и др. как примеры формальных исполнителей. Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем. Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Алгоритм работы с величинами, план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.
-
Обработка числовой информации в электронных таблицах
Электронные таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.
Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.
-
Коммуникацион ные технологии
Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы. Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта. Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете. Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет.
-
Тематическое планирование
За учебный год 34 часа, 34 недели, 1 час в неделю.
Разделы:
-
Моделирование и формализация. – 8 часов. -
Алгоритмизация и программирование. – 10 часов. -
Обработка числовой информации в электронных таблицах. – 6 часов. -
Коммуникационные технологии. – 10 часов.
Итого: 34 часа
Календарно-тематическое планирование.
За учебный год 34 часа, 34 недели, 1 час в неделю.
№ | Дата | Дата по факту | Тема занятия | Примечание | |
Моделирование и формализация 8 часов | |||||
1 | 05.09 | + | Инструктаж по технике безопасности. Введение в предмет. Моделирование как метод познания | | |
2 | 12.09 | + | Знаковые модели | | |
3 | 19.09 | + | Графические информационные модели | | |
4 | 26.09 | + | Табличные информационные модели | | |
5 | 03.10 | + | База данных как модель предметной области | | |
6 | 10.10 | + | Система управления базами данных | | |
7 | 17.10 | + | Создание базы данных. Запросы на выборку данных | | |
8 | 24.10 | + | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация» | | |
Алгоритмизация и программирование 10 часов | |||||
9 | 31.10 | + | Решение задач на компьютере | | |
10 | 07.11 | + | Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива | | |
11 | 14.11 | + | Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива | | |
12 | 21.11 | + | Вычисление суммы элементов массива | | |
13 | 28.11 | | Вычисление суммы элементов массива | | |
14 | 05.12 | | Последовательный поиск в массиве | | |
15 | 12.12 | | Сортировка массива | | |
16 | 19.12 | | Конструирование алгоритмов. Разработка алгоритма для исполнителя Робот | | |
17 | 26.12 | | Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль | | |
18 | 09 | | Алгоритмы управления | | |
19 | 16 | к | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Алгоритмизация и программирование» | | |
Обработка числовой информации в электронных таблицах 6 часов | |||||
20 | 23 | | Электронные таблицы | | |
21 | 30 | | Организация вычислений в электронных таблицах. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки | | |
22 | 06 | | Встроенные функции. Логические функции | | |
23 | 13 | | Средства анализа и визуализации данных. | | |
24 | 20 | | Сортировка и поиск данных | | |
25 | 27 | | rjyn Построение диаграмм и графиков | | |
Коммуникационные технологии 10 часов | |||||
26 | 06 | | Локальные и глобальные компьютерные сети. | | |
27 | 13 | | Как устроен Интернет | | |
28 | 20 | | IP-адрес компьютера. Доменная система имён. Протоколы передачи данных | | |
29 | 27 | | Всемирная паутина. Файловые архивы | | |
30 | 03 | | Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет | | |
31 | 10 | | Создание Web-сайта. Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта | | |
32 | 17 | | Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете | | |
33 | 24 | | Итоговая контрольная работа | | |
34 | 15 | | Локальные и глобальные компьютерные сети. Как устроен Интернет | |
Поурочное планирование
по учебному предмету «Информатика» для 9 классов
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Д/З | Пример ные сроки | |||
| | | | ||||
1 | | 1 | §1.1 | | |||
2 | | 1 | §1.2 | | |||
3 | | 1 | §1.3 | | |||
4 | | 1 | §1.4 | | |||
5 | | 1 | §1.5 | | |||
6 | | 1 | §1.6 | | |||
7 | | 1 | §1.6, подг. к тесту | | |||
8 | | 1 | | | |||
| | | | ||||
9 | | 1 | §2.1 | | |||
10-11 | | 2 | §2.2.1-2.2.3 | | |||
12-13 | | 2 | §2.2.4 | | |||
14 | | 1 | §2.2.5 | |
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Д/З | Пример ные сроки |
15 | | 1 | §2.2.6 | |
16 | | 1 | §2.3 | |
17 | | 1 | §2.4 | |
18 | | 1 | §2.5, подг. к тесту | |
19 | | 1 | | |
| | | | |
20 | | 1 | §3.1 | |
21 | | 1 | §3.2.1 | |
22 | | 1 | §3.2.2-3.2.3 | |
23 | | 1 | §3.3.1 | |
24 | | 1 | §3.3.2, подг. к тесту | |
25 | | 1 | | |
| | | | |
26 | Локальные и глобальные компьютерные сети. Как устроен Интернет | 1 | §4.1, 4.2.1 | |
27 | IP-адрес компьютера. Доменная система имён. Протоколы передачи данных | 1 | §4.2.2 -4.2.4 | |
28 | Всемирная паутина. Файловые архивы | 1 | §4.3.1-4.3.2 | |
29 | Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет | 1 | §4.3.3-4.3.5 | |
30 | Создание Web-сайта. Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта | 1 | §4.4.1-4.4.2 | |
31 | Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете | 1 | §4.4.3-4.4.4, подг. к тесту | |
32 | Обобщение и систематизация основных понятий главы «Коммуникационные технологии» | 1 | | |
| | | | |
33 | Обобщение и повторение пройденного материала. Основные понятия курса | 1 | подг. к тесту | |
34 | Итоговое тестирование | 1 | подг. к экзамену | |
35 | Резерв учебного времени | 1 | | |
Поурочное планирование
по учебному предмету «Информатика» для 9 классов
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Д/З | Пример ные сроки |
Моделирование и формализация | ||||
1 | Инструктаж по технике безопасности. Введение в предмет. Моделирование как метод познания | 1 | §1.1 | |
2 | Знаковые модели | 1 | §1.2 | |
3 | Графические информационные модели | 1 | §1.3 | |
4 | Табличные информационные модели | 1 | §1.4 | |
5 | База данных как модель предметной области | 1 | §1.5 | |
6 | Система управления базами данных | 1 | §1.6 | |
7 | Создание базы данных. Запросы на выборку данных | 1 | §1.6, подг. к тесту | |
8 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация» | 1 | | |
Алгоритмизация и программирование | ||||
9 | Решение задач на компьютере | 1 | §2.1 | |
10-11 | Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива | 2 | §2.2.1-2.2.3 | |
12-13 | Вычисление суммы элементов массива | 2 | §2.2.4 | |
14 | Последовательный поиск в массиве | 1 | §2.2.5 | |
1 2 3