Файл: Шпаргалка по психологии Ответы на экзаменационные билеты. М Аллель2000, 2005. 64 с. (Полный зачет).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 159
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
79. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ
Мышление человека не только включает в себя различные операции, но и протекает на различных уровнях, в различных формах, что в совокупности позволяет говорить о существовании разных видов мышления и о разных основаниях для их выде-
ления.
Принимая во внимание степень развернутости
мыслительных процессов, можно выделить: 1) дис- курсивное мышление как поэтапно развернутый про- цесс; 2) интуитивное мышление, характеризующи- еся быстротой протекания и отсутствием четко выраженных этапов.
С точки зрения новизны и оригинальности в пси- хологии принято говорить о: 1) творческом (продук- тивном) мышлении, которое направлено на созда- ние новых идей, его результатом является создание нового или усовершенствование чего-либо; 2) вос- производящем (репродуктивном) мышлении, кото- рое представляет собой применение готовых зна- ний и умений.
В тех случаях, когда в процессе применения зна- ний осуществляются их проверка и выявление не- достатков и дефектов, говорят о критическом мыш- лении.
По характеру решаемых задач выделяют: 1) тео- ретическое мышление, направленное на открытие законов, свойств объектов; 2) практическое мыш- ление, которое связано с постановкой целей, выра- боткой планов, проектов.
Особенности предметно-действенного мышления проявляются в том, что задачи решаются с помо- щью реального, физического преобразования ситу- ации, испытания свойств объектов, т. е. реальных,
80. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
Долгое время считалось, что умственные способ- ности человека определяются наследственностью и что их можно оценить, измеряя скорость воспри- ятия и реагирования. Создатели первых тестов на умственное развитие определяли интеллект как спо- собность адаптироваться к окружающей среде бла- годаря разному мышлению и разумным действиям.
В настоящее время интеллект определяют как относительно устойчивую структуру умственных спо- собностей человека. Различают уровень интеллек- туального развития мышления и речи.
Первую попытку оценить интеллект с помощью тестов предпринял в начале века А. Бине. Этот уче- ный ввел представление об умственном возрасте,
позволяющем оценить умственное развитие того или иного ребенка по сравнению с его одногодка- ми. Таким образом, умственный возраст - это ха- рактеристика интеллектуального развития индиви- да на основе его сравнения с уровнем интеллекта других людей того же возраста. Количественно вы- ражается как возраст, в котором - по среднестати- стическим данным - решаются те тестовые задания,
которые доступны данному индивиду. В дальнейшем на основании соотношения между умственным и хронологическим возрастом был выведен коэффи- циент интеллектуальности.
В 1912 г. В. Штерн предложил простую формулу для определения коэффициента интеллекта (IQ) как отношения умственного возраста к хронологическо- му (паспортному), переведенного в проценты. Ос-
Х н о в о й определения коэффициента интеллекта слу-
8 1 . ТЕОРИЯ ИНТЕЛЛЕКТА
По мере формирования и развития человеческого сознания изменялись и человеческие потребности.
Потребности позволяют человеку не только осуще- ствлять жизненно необходимые процессы, но и раз- вивать сознание и самосознание, совершенствовать себя как личность. Познавательные потребности со- вершенствуют интеллект человека, позволяют эффек- тивно приложить свои знания, умения и навыки в различных сферах жизнедеятельности человека.
В науке психологии существует ряд принципиаль- но различных трактовок термина «интеллект».
В структурно-генетическом подходе Ж. Пиаже ин- теллект трактуется как высший способ уравновеши- вания субъекта со средой, характеризующийся уни- версальностью.
При когнитивистском подходе интеллект рассмат- ривается как набор когнитивных операций.
В факторно-аналитическом подходе на осно- вании множества тестовых показателей отыскива- ются устойчивые факторы. Авторами данного под- хода являются Ч. Спирмен и Л. Терстоун.
Айзенк считал, что существует общий интеллект как универсальная способность, в основе которой может лежать генетически обусловленное свойство нервной системы перерабатывать информацию с определенной скоростью и точностью. В психогенетических иссле- дованиях показано, что доля генетических факторов,
рассчитанная по дисперсии результатов выполнения интеллектуальных тестов, достаточно велика. При этом наиболее генетически зависимым оказывается вер- бальный или словесный интеллект.
В кубической модели структуры интеллекта
американского психолога Дж. П. Гилфорда (1897-
1987) интеллект представлен тремя измерениями:
1) операциями - это познание, память, оценивание,
дивергентная и конвергентная продуктивность; 2) со- держанием - это изобразительный материал, симво- лический, семантический и поведенческий; 3) ре- зультатами - это элементы, классы, отношения,
системы, типы преобразований и делаемые выводы.
В факторно-аналитической теории интеллек- та Р. Кеттела выделяются два вида интеллекта: «те- кучий», который существенно зависит от наслед- ственности и играет роль в задачах, в которых требуется приспособление к новым ситуациям,
и «кристаллизованный», в котором отражен прошлый опыт. Кроме общих факторов интеллекта, в этом под- ходе выделяются отдельные факторы, обусловленные работой анализаторов, как, например, фактор визу- ализации, а также связанные со скоростью перера- ботки информации, объемом памяти, способом вос- произведения из долговременной памяти. Кроме того, выделяются факторы-операции, которые соот- ветствуют специальным факторам Ч. Спирмена. Как показали исследования, с возрастом, особенно пос- ле 40-50 лет, происходит снижение показателей «те- кучего» интеллекта, но не «кристаллизованного».
В теории Р. Стернберга выделяются три вида
мыслительных процессов: 1) вербальный интеллект,
который характеризуется запасом слов, эрудицией,
умением понимать прочитанное; 2) способность ре- шать проблемы; 3) практический интеллект как уме- ние добиваться поставленных целей.
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Э. П. Торренс предложил модель интеллек-
та, где выделяются такие элементы, как вербаль- ное понимание, пространственные представления,
индуктивные рассуждения, счетная способность, па- мять, перцептивная быстрота, речевая беглость.
жит стандартизованное тестирование способностей к решению когнитивных задач.
Креативность - уровень творческих способнос- тей индивида, который характеризуется готовнос- тью к продуцированию принципиально новых идей.
Продукт креативной деятельности является, во-пер- вых, новым и адекватным по отношению к своей задаче, во-вторых, данная задача не может быть ре- шена по заранее известному алгоритму.
П. Торренс дает операциональное определение креативности. По его мнению, креативность вклю- чает в себя: 1) повышение чувствительности к про- блемам, к дефициту или противоречивости знаний
(индивид становится чувствителен к проблемам,
дефициту и пробелам знаний, к объединению раз- ноплановой информации, к дисгармонии элемен- тов); 2) действия по определению этих проблем;
3) действия по поиску их решений на основе выд- вижения предположений и гипотез; 4) действия по проверке, изменению и опровержению гипотез;
5) действия по формулированию результата реше- ния.
При этом креативность входит в структуру одарен- ности в качестве независимого фактора.
Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опрос- ники, анализ результативности деятельности. G це- лью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытос- тью для интеграции новых элементов, при этом уча- щихся поощряют к формулировке множества воп- росов.
физических предметов. Эта форма мышления харак- терна для детей до 3 лет. Ребенок этого возраста сравнивает предметы, накладывая один на другой или приставляя один к другому; он анализирует,
разламывая по частям свою игрушку. Ребенок мыс- лит, действуя руками, поэтому этот вид мышления еще называют ручным. Предметно-действенное мышление сохраняется и у взрослых. Оно часто при- меняется в быту (например, при перестановке ме- бели в комнате, при необходимости пользоваться малознакомой техникой) и оказывается необходи- мым, когда невозможно полностью предусмотреть результаты каких-нибудь действий (работа испыта- теля, конструктора).
Наглядно-образное мышление связано с опери- рованием образами. Человек, решая задачу, ана- лизирует, сравнивает, обобщает различные обра- зы, представления о явлениях и предметах.
Наглядно-образное мышление наиболее полно воссоздает все многообразие различных факти- ческих характеристик предмета. В образе может быть одновременно зафиксировано видение пред- мета с нескольких точек зрения. В этом качестве наглядно-образное мышление практически неот- делимо от воображения. Так, приступая к ремон- ту квартиры, мы заранее можем представить себе,
что из этого выйдет. Наглядно-образное мышле- ние позволяет придать форму изображения таким вещам и их отношениям, которые сами по себе невидимы.
Однако, мысля наглядно-образно, человек в оп- ределенной степени привязан к действительности,
а сами необходимые для мышления образы пред- ставлены в его кратковременной и оперативной па- мяти.
0 0
Ю
82.РЕЧЬ
Передача любой информации возможна лишь по- средством знаков, точнее, знаковых систем. Обыч- но различают вербальную и невербальную комму- никацию. Каждая из них образует свою знаковую
1
систему. Вербальная коммуникация осуществляет- ся посредством слов, речи.
Речь - исторически сложившаяся форма обще- ния людей посредством языковых конструкций,
создаваемых на основе определенных правил. Пра- вила языкового конструирования имеют этноспеци- фические особенности, которые выражаются в сис- теме фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения на дан- ном языке.
Проблему речи в психологии обычно ставят в кон-
О) тексте - мышление и речь. Действительно, с мыш- лением речь связана особенно тесно. Генетически речь возникла вместе с мышлением в обществен- но-исторической практике и развивалась в единстве с ним в процессе общественно-исторического раз- вития человека.
Важно отличать язык от речи. Язык- строго нор- мализованная система средств общения, система условных символов, с помощью которых передают- ся сочетания звуков, имеющие для людей опреде- ленное значение и смысл, В языке зафиксирована основная логика человеческой деятельности. В ин- дивидуальном развитии язык служит средством об- щения, мышления и самоанализа.
В речевом общении участвуют две стороны - го-
ворящий и слушающий. Говорящий отбирает сло- ва, необходимые для выражения мысли, связывает их по правилам грамматики и произносит ихблаго-
СО
83. ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Речь тесно интегрирована со всеми психически- ми процессами человека. Речь - это применение языка в процессе общения для передачи мыслей и чувств. Речь - это язык в действии.
В психологии принято разделять речь на внутрен-
нюю и внешнюю. Последняя, в свою очередь, под- разделяется на устную и письменную. Устную речь можно разделить на монологическую и диалогическую.
В контексте исследования развития мышления выделяют такие формы речи, как: 1) автономная;
2) эгоцентрическая; 3) внутренняя речь (Л. С. Вы- готский, А. Р. Лурия, Ж. Пиаже).
Автономная речь (от греч. autonomos - «само- управляющийся»), проанализированная в исследо- ваниях Л. С. Выготского и А. Р. Лурия, представля- ет собой один из ранних этапов развития речи ребенка. Характеризуется тем, что слова или сло- г и , воспроизводимые детьми по образцу речи взрослых, существенно искажаются, например, за счет повторения. Автономная речь ситуативна, нео- пределенна и многозначна, так как ребенок еще не владеет содержанием понятия. Обобщения в ней основаны на объединении в одном слове признаков неродственных предметов. По формальные основа- ниям она не имеет признаков синтаксических отно- шений. В зависимости от разнообразия и качества языковой среды ребенка может сохраняться доста- точно долго и служить тормозом для умственного развития.
Э г о ц е н т р и ч е с к а я речь (от лат. ego - «я»
'и centfum - «центр») - форма детской речи, кото-]
84. ВООБРАЖЕНИЕ
Воображение есть оперирование образами (зри- тельными, слуховыми и т. д.}, извлекаемыми из опыта человека, производимое в пространстве об- раза мира человека. Образы включают в себя не только воспринятые ранее предметы и явления, но и созданные по прихоти или намеренно фантазией человека. Поэтому воображение (как выход в план образов) позволяет человеку выйти за пределы не только актуального мира, но и реальности вообще.
Эти образы, преобразующие, видоизменяющие че- ловеческий опыт, являются основным продуктом воображения, делая возможным художественное,
научное и техническое творчество. В этом смысле все, что окружает нас и что сделано рукой челове- ка, весь мир культуры, в отличие от мира приро- ды, - все это является продуктом человеческого во- ображения и основанного на этсш воображении творчества.
Примеры воображения: 1) мысленное передви- жение по городу; 2) планирование желаемой рас- становки мебели, когда требуется представить ее взаимное расположение; 3) мысленное проектиро- вание будущего изделия, постройки, связки дета- лей, «А крепление, 4) мысленное решение задач,
требующих предметных действий, например, как лучше вынести большой телевизор из аудитории.
Все эти действия предъявляют схожие по сути требования к человеку, они требуют: 1) актуализи- ровать (извлечь и развернуть) тот или оной фраг- мент образа мира; 2) активно действовать в нем;
з) произвести в нем некоторые изменения.
Возможность воображения «забегать» впе-
ред, предвидеть наступление тех или иных собы- тий в будущем выдает тесную связь воображения
и мышления. Подобно мышлению, воображение возникает в проблемной ситуации, побуждается по- требностями личности, обусловлено уровнем раз- вития общественного сознания. Однако в отличие от мышления, основным содержанием которого яв- ляются понятия, позволяющие обобщенно и опос- редованно познавать мир, воображение протекает в образной форме в виде ярких представлений.
В конкретных образах, создаваемых воображением,
очень часто раскрываются те или иные отвлеченные мысли. Писатель., художник в процессе творчества пытается передать, объяснить свою мысль другим,
но не-через отвлеченные понятия, а с помощью кон- кретных образов. Достаточно вспомнить любую бас- ню, сказки, поговорки. Везде мы ищем основную мысль, основную идею, которые образно, наглядно раскрываются в этих произведениях. Отличительной характеристикой воображения выступает возмож- ность его использования в проблемных ситуациях высокой степени неопределенности, когда исходные данные не поддаются точному анализу.
Таким образом, воображение (или фантазия) пред- ставляет собой психический процесс создания обра- зов, включающий предвидение конечного результа- та предметной деятельности и обеспечизающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация отмечена неопределенностью.
Воображение позволяет человеку внести устраиваю- щую его определенность. В этом смысле воображе- ние есть средство упорядочения образа мира.
рая представляет собой говорение без попыток встать на точку зрения собеседника, что характер- но для ребенка. По мнению Ж. Пиаже, у ребенка из- начально отсутствуют такие интеллектуальные опе- рации, которые позволяют осознать различия собственной и чужой точек зрения. Если ребенок развивается в обыденной в плане общения среде,
то доля его эгоцентрической речи достаточно ве- лика, а в ситуации совместно организованной ра- боты детей - резко падает и практически исчезает после 7 лет.
Внутренняя речь - скрытая вербализация, со- провождающая процесс мышления. Ее проявления наиболее явны при мысленном решении различных задач и планировании, внимательном слушании речи других людей, чтении текстов про себя, при заучивании и припоминании. В плане внутренней речи осуществляются логическое упорядочение вос- принимаемых данных, включение их в определен- ную систему понятий, проводится самоинструкти- рование, осуществляется анализ своих действий и переживаний. По своей логико-грамматической структуре, существенно определяющейся содержа- нием мысли, внутренняя речь представляет собой обобщенные семантические комплексы, состоящие из фрагментов слов и фраз, с которыми группиру- ются различные наглядные образы и условные зна- ки. При столкновении с затруднениями или проти- воречиями внутренняя речь приобретает бояае развернутый характер и может переходить во внут- ренний монолог, в шепотную или громкую речь,
в отношении которых проще осуществлять логичес- кий и социальный контроль.
даря артикуляции органов речи. Слушающий вос- принимает речь, так или иначе понимает высказан- ную в ней мысль. Ясно, что у обоих должно быть что-то общее, должны быть одинаковые средства и правила передачи мысли. Таким общим средством и системой правил является тот или иной нацио- нальный язык, вырабатываемый в процессе речево- го общения на протяжении многих поколений.
По своему жизненному значению речь имеет
полифункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мыш- ления, носителем сознания, памяти, информации,
средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Од- нако принято выделять две основные функций речи:
семантическую и коммуникативную.
Семантическая функция речи (от греч. semanticos -
«обозначающий» и лат. functio - «исполнение»
- О
обозначающая функция. Каждое слово человеческо- го языка обозначает какой-либо предмет, указывает на него, вызывает у человека образ того или иного предмета. Она позволяет человеку произвольно вы- зывать образы соответствующих предметов, иметь дело с предметами даже в их отсутствие. Слово дает возможность анализировать предметы, выделять их существенные свойства, относить предметы к опре- деленной категории. Слово является средством аб- стракции и обобщения, отражает глубокие связи и от- ношения, которые стоят за предметами внешнего мира.
Коммуникативная функция включает в себя сред- ства общения и средства выражения. Речь имеет социальное предназначение, она - средство обще- ния, и эту функцию выполняет в первую очередь,
поскольку служит средством общения.
СО