Файл: Шпаргалка по психологии Ответы на экзаменационные билеты. М Аллель2000, 2005. 64 с. (Полный зачет).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
85. ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ
Воображение может функционировать на различ- ных уровнях в зависимости от того, насколько ак- тивно, сознательно относится человек к этому про- цессу. По степени выраженности активности различают воображение пассивное и активное.
Для пассивного воображения характерно со- здание образов, которые не воплощаются в жизнь,
программ, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Пассивное воображе- ние может быть преднамеренным и непреднамерен- ным. Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности со- знания, его расстройствах, в полудремотном со- стоянии, во сне и т. д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения является гал- люцинация, при которой человеком как бы воспри- нимается несуществующий объект. К пассивному во- ображению относятся процессы, возникающие в периоды погружения в сумеречное состояние сознания под действием гипноза, алкоголя, нарко- тиков и других галлюциногенов. При этом из бес- сознательного поднимаются неосознаваемые в бод- рствующем состоянии образы. Вместе с тем есть немало средств, с помощью которых можно наме- ренно вызывать похожие на галлюцинации образы,
пользоваться этим не только для того, чтобы уйти от реальности, но и для тсго, чтобы исследовать себя, даже формировать свою судьбу. В принципе,
возможно активное вмешательство в содержание даже сновидений, с помощью которого удается вне- сти желаемые изменения в свою личность, в харак- тер. Правда, такие практики требуют длительного времени и упорного труда. Для личностно слабых
8 6 . УЧЕНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
И СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Обучение как процесс представляет собой целе- направленное, организованное с помощью специ- альных методов и разнообразных форм активное обучающее взаимодействие учителей и учащихся.
Процесс обучения имеет четкую структуру. Ее ве- дущим и главным элементом является цель. Об- щая и главная цель педагогов представляет собой способ передачи детям совокупности знаний, уме- ний и навыков, развития умственных сил учащих- ся. Педагог постоянно ставит перед собой частные задачи по обеспечению глубокого усвоения школь- никами конкретной суммы знаний, умений и навы- ков.
Психолого-педогогическое значение цели заклю- чается в том, что она организует и мобилизует твор- ческие силы учителя, помогает отбирать и выбирать наиболее эффективные содержания, методы и фор- мы работы. В учебном процессе цель «работает»
наиболее интенсивно, когда ее хорошо представляет себе не только педагог, но и дети. Разъяснение це- лей обучения детям является мощным стимулом их познавательной деятельности и всего процесса обу- чения.
Структурным элементом учебного процесса, вок- руг которого развертывается педагогическое дей- ствие, представляющее собой взаимодействие его участников - преподавателей и учеников - являет- ся содержание социального опыта, усваиваемого детьми. В содержании проявляется важнейшее пе- дагогическое противоречие: между огромными
8 7 . УЧЕНИК КАК СУБЪЕКТ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. УЧИТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Центральной фигурой, системообразующим нача- лом процесса обучения является учитель - носитель содержания образования и воспитания, организатор всей познавательной деятельности детей. В его лич- ности сочетаются объективные и субъективные педагогические ценности. В процессе обучения огромную роль играет весь настрой нравственно-эс- тетического отношения учителя к жизни. Учитель приводит в движение все внутренние и внешние ме- ханизмы процесса обучения: он передает знания,
организует и стимулирует познавательную деятель- ность детей, пробуждает интерес и формирует у них потребность в знаниях.
Главным участником, активнейшим саморазвива- ющимся субъектом учебного процесса является сам ребенок, учащийся. Он тот самый объект и субъект педагогического познания, ради которого создает- ся процесс обучения. В процессе познания в созна- ние ребенка совершается сложнейший процесс от- ражения реальной действительности с помощью разнообразных научно обоснованных методов обу- чения. В качестве механизмов освоения действи- тельности детьми выступают деятельность и об- щение.
Процесс обучения, освоения ребенком системы знаний, умений и навыков подразделяется на нераз- рывно диалектически взаимосвязанные этапы по- знания. Первый этап - этап восприятия-усвоения.
На основе восприятия осуществляется осмысление,
обеспечивающее понимание и усвоение материала.
Второй этап вбирает в себя в обобщенном виде ре- зультаты первоначального усвоения и создает ос-
Хзапасами общественно-исторической информации X
н о в у д л я у г л у б л е н и я п о з н а н и я
- Он характеризуется
как усвоение-воспроизведение. Восприятие, усво- ение и первичное воспроизведение учебного мате- риала создают возможность осуществления третьего этапа познания - творческого практического при- менения знаний. Познавательный процесс достига- ет полноты и эффективности тогда, когда не только обогащает детей знаниями, умениями и навыками,
но и обеспечивает их развитие, социальную актив- ность, реальное участие в общественной практике.
В процессе обучения ребенок не только объект воздействия, но и субъект познания. В познаватель- ной деятельности им движет естественное про- тиворечие между его стремлением к активному участию в жизни, к взрослости и отсутствием необ- ходимого для этого жизненного опыта, знаний,
умений, навыков. Стимулы познавательной деятель- ности школьников связаны прежде всего с возмож- ностью снятия противоречия. Важным элементом учебного процесса является и ученический кол- лектив как объект обучающего воздействия учите- ля и субъект познания. Особое педагогическое значение имеет коллективное взаимообучение,
в процессе которого обучающий и обучаемый школьники углубляют свои познания. Обучающего вдохновляет роль ведущего, а обучаемый стремит- ся к изменению ситуации и получает удовлетворе- ние, утверждая себя в коллективе.
Движущими силами, стимулами коллективного познания являются для детей и привлекательность коллективного общения, обучающего взаимодей- ствия, и повышенная эмоциональность коллектив- ного восприятия, и противоречия, расхождения мне- ний, возникающие в этом процессе. Общая учебная цель побуждает учащихся к преодолению всех труд- ностей и несоответствий, объединяет в стремлении к общему положительному результату получаемого образования.
и необходимостью отбора из нее лишь основ в це- лях обучающего познания.
Содержание учебного процесса как система мо- жет иметь различную структуру изложения. Элемен- ты структуры - отдельные знания или их элементы,
которые могут «сцепляться» между собой различным образом. Наиболее распространенными в настоящее время являются линейная, концентрическая, спи- ральная и смешанная структуры изложения содер- жания.
При линейной структуре отдельные части учебно- го материала образуют непрерывную последова- тельность тесно связанных между собой звеньев,
прорабатываемых за время школьного обучения, как правило, только один раз.
Концентрическая структура предполагает возвра- щение к изучаемым знаниям. Один и тот же вопрос повторяется несколько раз, причем его содержание постепенно расширяется, обогащается новыми све- дениями.
Характерной особенностью спиральной структуры изложения является то, что учащиеся, не теряя из поля зрения исходной проблемы, постепенно рас- ширяют и углубляют круг связанных с ней знаний.
Смешанная структура - комбинация линейной,
концентрической и спиральной етруктур. Смешан- ная структура является наиболее эффективной сис- темой изложения материала, потому что материал не только изучается, но и закрепляется повторени- ями и примерами. Так же, путем выявления сопос- тавления данной темы с другими науками, проис- ходит знакомство учеников с другими предметами.
Такой метод способствует более подробному изу- чению предмета и разносторонне развивает миро- воззрение ученика.
людей, не способных устоять перед соблазном сра- зу и быстро окунуться в завораживающий мир сво- его бессознательного, игроки на человеческих сла- бостях предоставляют наркотические средства. Но за это «легко и быстро» приходится платить здоро- вьем, судьбой и даже жизнью (как известно, бес- платный сыр бывает лишь в мышеловке).
но и обеспечивает их развитие, социальную актив- ность, реальное участие в общественной практике.
В процессе обучения ребенок не только объект воздействия, но и субъект познания. В познаватель- ной деятельности им движет естественное про- тиворечие между его стремлением к активному участию в жизни, к взрослости и отсутствием необ- ходимого для этого жизненного опыта, знаний,
умений, навыков. Стимулы познавательной деятель- ности школьников связаны прежде всего с возмож- ностью снятия противоречия. Важным элементом учебного процесса является и ученический кол- лектив как объект обучающего воздействия учите- ля и субъект познания. Особое педагогическое значение имеет коллективное взаимообучение,
в процессе которого обучающий и обучаемый школьники углубляют свои познания. Обучающего вдохновляет роль ведущего, а обучаемый стремит- ся к изменению ситуации и получает удовлетворе- ние, утверждая себя в коллективе.
Движущими силами, стимулами коллективного познания являются для детей и привлекательность коллективного общения, обучающего взаимодей- ствия, и повышенная эмоциональность коллектив- ного восприятия, и противоречия, расхождения мне- ний, возникающие в этом процессе. Общая учебная цель побуждает учащихся к преодолению всех труд- ностей и несоответствий, объединяет в стремлении к общему положительному результату получаемого образования.
и необходимостью отбора из нее лишь основ в це- лях обучающего познания.
Содержание учебного процесса как система мо- жет иметь различную структуру изложения. Элемен- ты структуры - отдельные знания или их элементы,
которые могут «сцепляться» между собой различным образом. Наиболее распространенными в настоящее время являются линейная, концентрическая, спи- ральная и смешанная структуры изложения содер- жания.
При линейной структуре отдельные части учебно- го материала образуют непрерывную последова- тельность тесно связанных между собой звеньев,
прорабатываемых за время школьного обучения, как правило, только один раз.
Концентрическая структура предполагает возвра- щение к изучаемым знаниям. Один и тот же вопрос повторяется несколько раз, причем его содержание постепенно расширяется, обогащается новыми све- дениями.
Характерной особенностью спиральной структуры изложения является то, что учащиеся, не теряя из поля зрения исходной проблемы, постепенно рас- ширяют и углубляют круг связанных с ней знаний.
Смешанная структура - комбинация линейной,
концентрической и спиральной етруктур. Смешан- ная структура является наиболее эффективной сис- темой изложения материала, потому что материал не только изучается, но и закрепляется повторени- ями и примерами. Так же, путем выявления сопос- тавления данной темы с другими науками, проис- ходит знакомство учеников с другими предметами.
Такой метод способствует более подробному изу- чению предмета и разносторонне развивает миро- воззрение ученика.
людей, не способных устоять перед соблазном сра- зу и быстро окунуться в завораживающий мир сво- его бессознательного, игроки на человеческих сла- бостях предоставляют наркотические средства. Но за это «легко и быстро» приходится платить здоро- вьем, судьбой и даже жизнью (как известно, бес- платный сыр бывает лишь в мышеловке).
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Активное воображение может быть воссоздаю- щим и творческим. Воссоздающее воображение име- ет в своей основе создание тех или иных образов, со- ответствующих описанию. Этот вид воображения является непременным атрибутом любой учебной де- ятельности и проявляется при чтении литературы, изу- чении географических карт. Творческое воображение выражается в создании нового, оригинального обра- за, идеи. Творческое воображение представляет со- бой активное, целеустремленное оперирование наглядными представлениями в поисках путей удов- летворения потребностей, решения жизненной или иной задачи. Творческое воображение проявляется во всех видах искусства, в изобретениях, в области на- уки и техники. Продукт творческого воображения все- гда может быть материализован, т. е. воплощен в виде вещи, но образ может остаться на уровне идеального содержания, поскольку реализовать его на практике невозможно.
Важная особенность воображения состоит в том,
что оно способно субъективно замещать собой ре- альность, и не только в виде галлюцинаций, но прак- тически во всех измененных состояниях сознания:
во время медитации, творческого вдохновения, под гипнозом и т. п. В таких случаях создаваемая вооб- ражением картина может вызвать учащение пульса,
изменение дыхания, побледнение лица, расшире- ние зрачков и т. д.
Важная особенность воображения состоит в том,
что оно способно субъективно замещать собой ре- альность, и не только в виде галлюцинаций, но прак- тически во всех измененных состояниях сознания:
во время медитации, творческого вдохновения, под гипнозом и т. п. В таких случаях создаваемая вооб- ражением картина может вызвать учащение пульса,
изменение дыхания, побледнение лица, расшире- ние зрачков и т. д.
88. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ
ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Важным элементом в процессе обучения являют- ся организационные формы. Форма обучения пред- ставляет собой ограниченную по времени и орга- низационную в пространстве познавательную совместную деятельность учителей и учащихся. Be- дущая*форма обучения - урок. Сопутствующие формы многообразны: лабораторно-практические занятия, семинары, лекции, индивидуальное и груп- повое обучение, кружок. Каждая форма приобрета- ет конкретную структуру, специфические черты и особенности в зависимости от содержания учебной работы и возраста учащихся. Форма обу- чения в педагогической практике нередко приходит в противоречие с содержанием. Разнообразный учебный материал в зависимости от его особенно-
О) стей требует гибких, подвижных форм организации
СО познания.
Органичным элементом структуры процесса обучения является самостоятельная внеурочная
(домашняя, библиотечная, кружковая) работа уча- щихся по усвоению обязательной и свободно полу- чаемой информации, по самообразованию. Это одна из форм обучения, которая приобрела сегодня боль- шое самостоятельное значение. Ее функцией не яв- ляется возмещение недостатков в работе учителя,
задача которого в обеспечение хорошего качества усвоения знаний, умений и навыков учащимися. Са- мостоятельные занятия необходимы как решающее средство закрепления умений и навыков, интенсив- ного развития умственных сил, морального самоут- верждения. В качестве форм и методов самостоя- тельной внеучебной деятельности используются:
выполнение домашних заданий, самостоятельная работа в библиотеке, конспектирование, ведение
8 9 . ФУНКЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Рассмотрим функции процесса обучения: 1) обу- чающая; 2) воспитательная; 3) развивающая; 4) про- фориентационная.
Среди них наиболее существенная - образова- тельная функция. Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков и в ее использо- вании на практике.
Наиболее полно реализация этой функции долж- на обеспечить полноту, систематичность и осознан- ность знаний, их прочность и действенность. Это требует такой организации процесса обучения, что- бы из содержания учебного предмета, отражающе- го соответствующую область научного знания, не выпадали элементы, важные для понимания основ- ных идей и существенных причинно-следственных связей, чтобы в общей системе знаний не образо- вывались незаполненные пустоты. Знания должны особым образом упорядочиваться, приобретая все большую стройность и логическую соподчиненность,
чтобы новое знание вытекало из ранее усвоенного и пролагало путь к освоению последующего.
Конечным результатом реализации образовательной функции является действенность знаний, выражающа- яся в сознательном оперирование ими, в способнос- ти мобилизовать прежние знания для получения но- вых, а также сформированное™ важнейших как специальных, так и общеучебных умений и навыков.
Умение как умелое действие направляется четко осознаваемой целью, а в основе навыка, т. е. авто- матизированного действия, лежит система упрочив- шихся связей. Умения образуются в результате уп-
^ р а ж н е н и й , которые варьируют условия у ч е б н о й ^
90. СОВРЕМЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ
ВИДОВ ОБУЧЕНИЯ
Традиционное обучение. Этот вид обучения является самым распространенным и представля- ет собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового - закрепление - конт- роль - оценка. Традиционное обучение является достаточно популярным в настоящее время. Во- первых, увеличение научных знаний не может обой- ти и школу, проецируясь на содержание учебных дисциплин. Во-вторых, учителя, сохраняя ориен- тацию на передачу, а не на самостоятельное осво- ение необходимых ученику знаний, повышают тре- бования к объему усвоенных учеником знаний.
В-третьих, попытки учителей, школы предусмот- реть различные варианты жизнеопределения уче- ников и обеспечить их необходимым запасом зна- ний также ведут к увеличению и усложнению учебного материала.
Дистанционная форма обучения (ДО) - получение образовательных услуг без посещения вуза, с по- мощью современных информационно-образователь- ных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и Интернет.
Дистанционное обучение можно использовать в выс- шей школе, а также для повышения квалификации и переподготовки специалистов.
Дистанционное обучение позволяет получить уни- верситетский диплом всем, кто по тем или иным причинам не может учиться очно. Это особенно ак- туально именно для России, где в последнее время остро стоит проблема подготовки и переподготов- ки специалистов.
Лекции ДО исключают живое общение с препода- вателем. Однако они имеют и ряд преимуществ. Для записи лекций используются дискеты, CD-ROM -
диски и т. д. Использование новейших информаци- онных технологий делает лекции выразительными и наглядными.
Консультации ДО являются одной из форм руковод- ства работой обучаемых и оказания им помощи в са- мостоятельном изучении дисциплины. Используются телефон и электронная почта. Консультации помога- ют педагогу оценить личные качества обучаемого: ин- теллект, внимание, память, воображение и мышление.
Лабораторные работы ДО предназначены для прак- тического усвоения материала. В традиционной обра- зовательной системе лабораторные работы требуют:
специального оборудования, макетов, имитаторов,
тренажеров, химических реактивов и т. д. Возможно- сти ДО в дальнейшем могут существенно упростить задачу проведения лабораторного практикума за счет использования мультимедиа-технологий, технологий имитационного моделирования и т. д.
Развивающее обучение. Одно из первых опре- делений этого понятия связано с работами пионеров в области развивающего обучения, прежде всего с работами В. В. Давыдова: «...Развитие представля- ет собой воспроизведение индивидом исторически сложившихся типов деятельности и соответствующих им способностей, которые реализуются в процессе их присвоения. Тем самым присвоение является всеоб- щей формой психического развития человека».
Смысл в выделении двух типов мышления: рассу- дочно-эмпирического и теоретического. При этом развивающее обучение сводится к формированию теоретического мышления. Эмпирическое мышле- ние - ориентация на внешние, чувственно воспри- нимаемые свойства. Обобщение, если оно выполня- ется на материале многих задач, также базируется на внешних признаках.Теоретическое мышление - способ ориентации, обеспечивающий выделение все- общего для этого класса задач отношения.
деятельности и предусматривают ее постепенное ус- ложнение. Для выработки навыков необходимы мно- гократные упражнения в одних и тех же условиях.
Воспитательная функция. Воспитывающий характер обучения - отчетливо проявляющаяся закономер- ность, действующая непреложно в любые эпохи и в любых условиях. Воспитательная функция орга- нически вытекает из самого содержания, форм и ме- тодов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися. Объективно обучение не мо- жет не воспитывать определенных взглядов, убежде- ний, отношений, качеств личности. Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований.
Обучение воспитывает всегда, но не автоматичес- ки и не всегда в нужном направлении. Поэтому ре- ализация воспитывающей функции требует при организации учебного предмета, отборе содержа- ния, выборе форм и методов исходить из правиль- но понятых задач воспитания на том или ином эта- пе развития общества. Важнейшим аспектом осуществления воспитывающей функции обучения является формирование мотивов учебной деятель- ности, изначально определяющих ее успешность.
Развивающая функция. Правильно поставленное обучение всегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффективно при спе- циальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. Эта специальная направленность обучения на развитие личности ученика получила закрепление в термине
«развивающее обучение». Развивающий характер обучения предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы.
дневников, обмен информацией (беседа) с товари- щами. Самостоятельная внеурочная работа школь- ников способствует разрешению противоречий между ограниченностью содержания школьного об- разования, консервативностью его форм и динами- ческим потоком свободной информации, подвижны- ми формами ее передачи и усвоения.
Важное место в структуре процесса обучения за- нимает такой элемент познания, как практическое применение знаний, умений и навыков в произво- дительном, общественно полезном труде. Этот эле- мент процесса познания является тем системооб- разующем звеном, которое огранично объединяет,
связывает обучение и жизнь. Благодаря ему разви- вающаяся детская личность переходит из мира дет- ства к состоянию взрослости, из школы в жизнь.
Завершающим элементом структуры процесса обучения является педагогическая диагностика.
Она обеспечивается совокупностью специальных методов, способов и приемов, направленных на выявление качества знаний, умений и навыков уча- щихся, на получение обратной информации об эф- фективности его обучающего взаимодействия со школьниками. Диагностика позволяет педагогу вносить коррективы в учебный процесс: изменять формы обучения, вводить новые методы, своевре- менно подтягивать отстающих и обеспечивать воз- можность продвигаться вперед успевающим. Среди методов диагностики - индивидуальный и фрон- тальный'устный опрос, многообразные самостоя- тельные письменные работы, практические зада- ния воспроизводящего и творческого характера.
Своевременная и правильная педагогическая ди- агностика исключает формализм в работе учителя,
помогает ему вместе с детьми более точно опре- делить их способности и дарования, сделать вы- бор в дифференцированном обучении.
Консультации ДО являются одной из форм руковод- ства работой обучаемых и оказания им помощи в са- мостоятельном изучении дисциплины. Используются телефон и электронная почта. Консультации помога- ют педагогу оценить личные качества обучаемого: ин- теллект, внимание, память, воображение и мышление.
Лабораторные работы ДО предназначены для прак- тического усвоения материала. В традиционной обра- зовательной системе лабораторные работы требуют:
специального оборудования, макетов, имитаторов,
тренажеров, химических реактивов и т. д. Возможно- сти ДО в дальнейшем могут существенно упростить задачу проведения лабораторного практикума за счет использования мультимедиа-технологий, технологий имитационного моделирования и т. д.
Развивающее обучение. Одно из первых опре- делений этого понятия связано с работами пионеров в области развивающего обучения, прежде всего с работами В. В. Давыдова: «...Развитие представля- ет собой воспроизведение индивидом исторически сложившихся типов деятельности и соответствующих им способностей, которые реализуются в процессе их присвоения. Тем самым присвоение является всеоб- щей формой психического развития человека».
Смысл в выделении двух типов мышления: рассу- дочно-эмпирического и теоретического. При этом развивающее обучение сводится к формированию теоретического мышления. Эмпирическое мышле- ние - ориентация на внешние, чувственно воспри- нимаемые свойства. Обобщение, если оно выполня- ется на материале многих задач, также базируется на внешних признаках.Теоретическое мышление - способ ориентации, обеспечивающий выделение все- общего для этого класса задач отношения.
деятельности и предусматривают ее постепенное ус- ложнение. Для выработки навыков необходимы мно- гократные упражнения в одних и тех же условиях.
Воспитательная функция. Воспитывающий характер обучения - отчетливо проявляющаяся закономер- ность, действующая непреложно в любые эпохи и в любых условиях. Воспитательная функция орга- нически вытекает из самого содержания, форм и ме- тодов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися. Объективно обучение не мо- жет не воспитывать определенных взглядов, убежде- ний, отношений, качеств личности. Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований.
Обучение воспитывает всегда, но не автоматичес- ки и не всегда в нужном направлении. Поэтому ре- ализация воспитывающей функции требует при организации учебного предмета, отборе содержа- ния, выборе форм и методов исходить из правиль- но понятых задач воспитания на том или ином эта- пе развития общества. Важнейшим аспектом осуществления воспитывающей функции обучения является формирование мотивов учебной деятель- ности, изначально определяющих ее успешность.
Развивающая функция. Правильно поставленное обучение всегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффективно при спе- циальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. Эта специальная направленность обучения на развитие личности ученика получила закрепление в термине
«развивающее обучение». Развивающий характер обучения предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы.
дневников, обмен информацией (беседа) с товари- щами. Самостоятельная внеурочная работа школь- ников способствует разрешению противоречий между ограниченностью содержания школьного об- разования, консервативностью его форм и динами- ческим потоком свободной информации, подвижны- ми формами ее передачи и усвоения.
Важное место в структуре процесса обучения за- нимает такой элемент познания, как практическое применение знаний, умений и навыков в произво- дительном, общественно полезном труде. Этот эле- мент процесса познания является тем системооб- разующем звеном, которое огранично объединяет,
связывает обучение и жизнь. Благодаря ему разви- вающаяся детская личность переходит из мира дет- ства к состоянию взрослости, из школы в жизнь.
Завершающим элементом структуры процесса обучения является педагогическая диагностика.
Она обеспечивается совокупностью специальных методов, способов и приемов, направленных на выявление качества знаний, умений и навыков уча- щихся, на получение обратной информации об эф- фективности его обучающего взаимодействия со школьниками. Диагностика позволяет педагогу вносить коррективы в учебный процесс: изменять формы обучения, вводить новые методы, своевре- менно подтягивать отстающих и обеспечивать воз- можность продвигаться вперед успевающим. Среди методов диагностики - индивидуальный и фрон- тальный'устный опрос, многообразные самостоя- тельные письменные работы, практические зада- ния воспроизводящего и творческого характера.
Своевременная и правильная педагогическая ди- агностика исключает формализм в работе учителя,
помогает ему вместе с детьми более точно опре- делить их способности и дарования, сделать вы- бор в дифференцированном обучении.