Файл: Шпаргалка по психологии Ответы на экзаменационные билеты. М Аллель2000, 2005. 64 с. (Полный зачет).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 160
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
завершения подросткового возраста до наступления взрослости. У юношей это временной интервал от
17 до 21 года, у девушек - от 16 до 20 лет. В этом возрасте завершается физическое, в том числе по- ловое, созревание организма. В психологическом плане главной особеннЬстыо данного возраста яв- ляется вступление в самостоятельную жизнь, ког- да происходит выбор профессии, резко меняется социальная позиция. В этом возрасте решаются спе- цифические задачи: установление с другими дружеских и интимных взаимоотношений, проигры- вание половых ролей и формирование установок на семью, достижение независимости, формирование основ мировоззрения и самопознания, профессио- нальный выбор.
Зрелость (взрослость) - наиболее продолжи- тельный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способ- ностей личности, Хронологические рамки периода зрелости достаточно условны и определяются мо- ментом завершения юности и началом периода ста- рения.
Старость - заключительный период человеческой жизни, условное начало которого связано с отходом человека от непосредственного участия в произво- дительной жизни общества. Помимо прогрессирую- щего ослабления здоровья, упадка физических сил,
старость характеризуется психологическими измене- ниями, как, например, интеллектуальный и эмоцио- нальный «уход» во внутренний мир, в переживания,
связанные с оценкой и осмыслением прожитой жиз- ни. Однако неправомерно связывать с периодом ста- рости только регрессивные явления, она может рас- сматриваться и как период развития.
распространяется и на предметы, которые находят- ся вне непосредственного места действия ребенка.
В дальнейшем формируются: учебная деятельность,
трудовая деятельность, в которой отрабатываются сложные по своей структуре навыки, продуктивная деятельность, являющаяся существенным фактором развития познавательных процессов, и изобразитель- ная деятельность, в которой происходит соотнесение интеллектуальных и аффективных процессов.
Дошкольный возраст - этап индивидуального пси- хического развития, который продолжается от 3 до
6-7 лет. Выделяют три периода: 1) младший дош- кольный возраст (3-4 года); 2) средний дошколь- ный возраст (4-5 лет); 3) старший дошкольный воз- раст (5-7 лет).
Дошкольный возраст характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра, именно в связи с ее развитием совершаются наиболее важ- ные изменения в психике ребенка и происходит под- готовка к переходу на новую ступень развития.
Младший школьный возраст - этап индивидуаль- ного психического развития, который продолжает- ся от 6 до 10 лет, когда ребенок проходит обучение в начальных классах (I—IV классы) современной шко- лы. Для этого возраста характерно, что у ребенка в качестве ведущей деятельности формируется учебная деятельность, в которой происходит усво- ение человеческого опыта, представленного в фор- ме научных знаний. В рамках учебной деятельности возникают два основных психологических новооб- разования этого возраста - возможность произ- вольной регуляции психических процессов и пост- роение внутреннего плана действий.
взрослую жизнь. По мере интенсификации произ- водства и повышения культурного уровня происхо- дит постепенное сдвигание верхних возрастных гра- ниц. В детстве обычно выделяют следующие периоды: 1) младенческий возраст; 2) ранний воз- раст; 3) дошкольный возраст; 4) младший школь- ный возраст.
Детство сменяют отрочество и юность, которые предшествуют периоду социальной зрелости.
Младенческий возраст (от рождения до 12-14 ме- сяцев) - период, когда ребенок развивается в фи- зическом, психическом и социальном плане чре- звычайно быстро, проходя за короткое время колоссальный путь от беспомощного новорожденно- го с малым набором врожденных реакций до актив- ного младенца, способного смотреть, слушать,
действовать, решать некоторые наглядно восприни- маемые ситуации, взывать о помощи, привлекать внимание, радоваться появлению близких. У младен- ца уже можно наблюдать такие рефлексы, как защит- ные, ориентировочные, ориентировочно-пищевые,
а также сосательный, цеплятельный и рефлекс оттал- кивания. Под влиянием внешних впечатлений у ре- бенка происходит интенсивное развитие мозга и ор- ганов чувств. Общение со взрослым в этот период перерастает в совместную деятельность, а действия,
которыми ребенок овладевает под руководством взрослого, создают основу для психического разви- тия. К концу первого года у ребенка возникает связь между названием предмета и самим предметом - на- чальная форма понимания речи. К концу младенче- ства на основе организуемых взрослыми движений и действий ребенка у него складываются первона- чальные представления об окружающем мире и воз- никают элементарные формы восприятия.
00
17 до 21 года, у девушек - от 16 до 20 лет. В этом возрасте завершается физическое, в том числе по- ловое, созревание организма. В психологическом плане главной особеннЬстыо данного возраста яв- ляется вступление в самостоятельную жизнь, ког- да происходит выбор профессии, резко меняется социальная позиция. В этом возрасте решаются спе- цифические задачи: установление с другими дружеских и интимных взаимоотношений, проигры- вание половых ролей и формирование установок на семью, достижение независимости, формирование основ мировоззрения и самопознания, профессио- нальный выбор.
Зрелость (взрослость) - наиболее продолжи- тельный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способ- ностей личности, Хронологические рамки периода зрелости достаточно условны и определяются мо- ментом завершения юности и началом периода ста- рения.
Старость - заключительный период человеческой жизни, условное начало которого связано с отходом человека от непосредственного участия в произво- дительной жизни общества. Помимо прогрессирую- щего ослабления здоровья, упадка физических сил,
старость характеризуется психологическими измене- ниями, как, например, интеллектуальный и эмоцио- нальный «уход» во внутренний мир, в переживания,
связанные с оценкой и осмыслением прожитой жиз- ни. Однако неправомерно связывать с периодом ста- рости только регрессивные явления, она может рас- сматриваться и как период развития.
распространяется и на предметы, которые находят- ся вне непосредственного места действия ребенка.
В дальнейшем формируются: учебная деятельность,
трудовая деятельность, в которой отрабатываются сложные по своей структуре навыки, продуктивная деятельность, являющаяся существенным фактором развития познавательных процессов, и изобразитель- ная деятельность, в которой происходит соотнесение интеллектуальных и аффективных процессов.
Дошкольный возраст - этап индивидуального пси- хического развития, который продолжается от 3 до
6-7 лет. Выделяют три периода: 1) младший дош- кольный возраст (3-4 года); 2) средний дошколь- ный возраст (4-5 лет); 3) старший дошкольный воз- раст (5-7 лет).
Дошкольный возраст характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра, именно в связи с ее развитием совершаются наиболее важ- ные изменения в психике ребенка и происходит под- готовка к переходу на новую ступень развития.
Младший школьный возраст - этап индивидуаль- ного психического развития, который продолжает- ся от 6 до 10 лет, когда ребенок проходит обучение в начальных классах (I—IV классы) современной шко- лы. Для этого возраста характерно, что у ребенка в качестве ведущей деятельности формируется учебная деятельность, в которой происходит усво- ение человеческого опыта, представленного в фор- ме научных знаний. В рамках учебной деятельности возникают два основных психологических новооб- разования этого возраста - возможность произ- вольной регуляции психических процессов и пост- роение внутреннего плана действий.
взрослую жизнь. По мере интенсификации произ- водства и повышения культурного уровня происхо- дит постепенное сдвигание верхних возрастных гра- ниц. В детстве обычно выделяют следующие периоды: 1) младенческий возраст; 2) ранний воз- раст; 3) дошкольный возраст; 4) младший школь- ный возраст.
Детство сменяют отрочество и юность, которые предшествуют периоду социальной зрелости.
Младенческий возраст (от рождения до 12-14 ме- сяцев) - период, когда ребенок развивается в фи- зическом, психическом и социальном плане чре- звычайно быстро, проходя за короткое время колоссальный путь от беспомощного новорожденно- го с малым набором врожденных реакций до актив- ного младенца, способного смотреть, слушать,
действовать, решать некоторые наглядно восприни- маемые ситуации, взывать о помощи, привлекать внимание, радоваться появлению близких. У младен- ца уже можно наблюдать такие рефлексы, как защит- ные, ориентировочные, ориентировочно-пищевые,
а также сосательный, цеплятельный и рефлекс оттал- кивания. Под влиянием внешних впечатлений у ре- бенка происходит интенсивное развитие мозга и ор- ганов чувств. Общение со взрослым в этот период перерастает в совместную деятельность, а действия,
которыми ребенок овладевает под руководством взрослого, создают основу для психического разви- тия. К концу первого года у ребенка возникает связь между названием предмета и самим предметом - на- чальная форма понимания речи. К концу младенче- ства на основе организуемых взрослыми движений и действий ребенка у него складываются первона- чальные представления об окружающем мире и воз- никают элементарные формы восприятия.
00
CD
2 2 . СОЗНАНИЕ КАК ВЫСШАЯ ФОРМА
ПСИХИКИ
Сознание - высшая форма отражения действитель- ного мира, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности,
в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулиро- вании и самоконтролировании поведения человека.
Основной признак психики человека состоит в том,
что, кроме наследственных и лично приобретенных форм поведения, человек владеет принципиально новым, важнейшим средством ориентировки в окру- жающей действительности - знаниями, которые представляют собой концентрированный опыт чело- вечества, передаваемый посредством речи.
«Сознание» буквально означает «совокупность зна-
ний». Психика человека формируется и постоянно обогащается в условиях социального окружения,
в процессе усвоения социального, общественного опыта. Если животное, выращенное в искусственных,
изолированных условиях, сохраняет все свои видо- вые качества, то человек без социального окружения не приобретает никаких человеческих качеств. В ис- тории отмечено около сорока случаев, когда дети с раннего возраста вскармливались животными. Они не обнаруживали не только признаков сознания (у них полностью отсутствовали речь и мышление), но даже такого физического свойства человека, как верти- кальное положение тела при ходьбе.
Одной из особенностей психики человека являет- ся ее обусловленность
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 16
2 9 . ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНЫ ВЫСШЕЙ
НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Процессы торможения и возбуждения подчинены следующим законам.
Закон иррадиации возбуждения. Очень сильные раздражители при длительном воздействии на орга- низм вызывают иррадиацию - распространение возбуждения по значительной части коры больших полушарий. Только оптимальные раздражители средней силы вызывают строго локализированные очаги возбуждения, что и является важнейшим ус- ловием успешной деятельности.
Закон концентрации возбуждения. Возбуждение,
распространившееся из определенного пункта по другим зонам коры, с течением времени сосредо- точивается в месте своего первичного возникнове- ния. Этот закон лежит в основе главного условия нашей деятельности - внимания. При концентрации возбуждения в определенных участках коры мозга происходит его функциональное взаимодействие с торможением, что обеспечивает нормальную ана- литико-синтетическую деятельность.
Закон взаимной индукции нервных процессов. На периферии очага одного нервного процесса все- гда возникает процесс с обратным знаком. Если в одном участке коры сконцентрирован процесс возбуждения, то вокруг него индуктивно возника- ет процесс торможения. Чем интенсивнее сконцен- трированное возбуждение, тем интенсивнее и ши- ре распространен процесс торможения. Наряду с одновременной индукцией существует последо- вательная индукция нервных процессов - после- довательная смена нервных процессов в одних и тех же участках мозга.
3 0 . СТРОЕНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Структурной единицей нервной системы яв- ляется нервная клетка - нейрон. Он состоит из тела клетки, ядра, разветвленных отростков - дендри-
тов, по которым нервные импульсы идут к телу клет- ки, и одного длинного отростка - аксона. По нему нервный импульс проходит от тела клетки к другим клеткам или эффекторам.
Отростки двух соседних нейронов соединяются особым образованием - синапсом. Он играет су- щественную роль в фильтрации нервных импуль- сов: пропускает одни импульсы и задерживает дру- гие. Нейроны связаны друг с другом и осуществляют объединенную деятельность.
Центральная нервная система состоит из голов-
ного и спинного отделов мозга. Головной мозг под- разделяется на ствол мозга и передний мозг. Ствол мозга состоит из
продолговатого мозга и среднего
мозга. Передний мозг подразделяется на промежу-
точный и конечный.
Все отделы мозга имеют свои функции. Так, про- межуточный мозг состоит из гипоталамуса - центра эмоций и витальных потребностей, лимби- ческой системы, и таламуса.
У человека особенно развита кора больших полу-
шарий - орган высших психических функций. Она имеет толщину 3-4 мм, а общая площадь ее в сред- нем равна 0,25 кв. м. Кора состоит из шести слоев.
Клетки коры мозга связаны между собой. Их насчи- тывается около 15 млрд.
Различные нейроны коры имеют свою специфи- ческую функцию. Одна группа нейронов выполняет функцию анализа, другая группа осуществляет син- тез, объединяет импульсы, идущие от различных ор-
ганов чувств и отделов мозга. Существует система нейронов, удерживающая следы от прежних воздей- ствий и сличающая новые воздействия с имеющи- мися следами.
По особенностям микроскопического строения всю кору мозг делят на несколько десятков струк- турных единиц - полей, а по расположению его ча- стей - на четыре доли: 1) затылочную; 2) височ- ную; 3) теменную; 4) лобную.
Кора головного мозга человека является целостно работающим органом, хотя отдельные его части функ- ционально специализированы: 1) затылочная область коры осуществляет сложные зрительные функции;
2) лобно-височная - речевые; 3) височная - слуховые.
Наибольшая часть двигательной зоны коры голов- ного мозга человека связана с регуляцией движе-
ния органов труда и органов речи.
Все отделы коры мозга взаимосвязаны; они соеди- нены и с нижележащими отделами мозга, которые осу- ществляют важнейшие жизненные функции. В мозгу человека имеются все те структуры, которые возника- ли на различных этапах эволюции живых организмов.
Они содержат в себе «опыт», накопленный в процессе всего эволюционного развития. Это свидетельствует об общем происхождении человека и животных.
По мере усложнения организации животных на различных ступенях эволюции значение коры голов- ного мозга все более и более возрастает. Если, на- пример, удалить кору головного мозга у лягушки,
то лягушка почти не изменяет своего поведения.
Лишенный коры головного мозга голубь летает, со- храняет равновесие, но уже теряет ряд жизненных функций. Собака с удаленной корой головного моз- га становится полностью не приспособленной к ок- ружающей обстановке.
В целом возбуждение представляет собой свой- ство живых организмов, активный ответ возбудимой ткани на раздражение. Для нервной системы воз- буждение - основная функция. Клетки, образующие нервную систему, обладают свойством проведения возбуждения из одного участка, где оно возникло,
в другие участки и на соседние клетки. Тем самым возбуждение является носителем информации
о свойствах, поступающих извне.
Торможение представляет собой активный, нераз- рывно связанный с возбуждением процесс, приводя- щий к задержке деятельности нервных центров или рабочих органов. В первом случае торможение назы- вается центральным, во втором - периферическим.
Только нормальное соотношение процессов воз- буждения и торможения обеспечивает поведение,
адекватное (соответствующее) окружающей среде.
Нарушение баланса между этими процессами, пре- обладание одного из них вызывает значительные нарушения в психической регуляции проведения.
Торможение бывает внешним и внутренним. Так,
если на животное внезапно подействует какой-либо новый сильный раздражитель, то прежняя деятель- ность животного в данный момент затормозится.
Это внешнее (безусловное) торможение. В данном случае возникновение очага возбуждения по закону отрицательной индукции вызывает торможение дру- гих участков коры.
Одним из видов внутреннего, или условного, тор- можения является угасание условного рефлекса,
если он не подкрепляется безусловным раздражи- телем (угасательное торможение). Этот вид тормо- жения вызывает прекращение ранее выработанных реакций, если они в новых условиях становятся бес- полезными.
зуются специальными чувствительными клетками
(рецепторами) в нервные импульсы - серию элект-
рических и химических изменений в нервном волок- не. Нервные импульсы передаются по чувствитель- ным (афферентным) нервным волокнам в спинной и головной мозг. Здесь вырабатываются соответ- ствующие командные импульсы, которые передают- ся по моторным (эфферентным) нервным волокнам к исполнительным органам (мышцам, железам). Эти исполнительные органы называются эффекторами.
Деятельность нервной системы непосредственно подчинена работе головного мозга. Рассмотрим деятельность коры головного мозга человека.
Деятельность коры головного мозга подчинена ряду принципов и законов. Основные из них впер- вые были установлены И. П. Павловым. В настоя- щее время некоторые положения учения И. П. Пав- лова уточнены и развиты, а отдельные части пересмотрены. Однако для овладения основами со- временной нейрофизиологии необходимо ознако- миться с фундаментальными положениями учения.
Как было установлено И. П. Павловым, основным фундаментальным принципом работы коры больших полушарий головного мозга является аналитико-
синтетический принцип. Ориентация в окружа- ющей среде связана с вычленением отдельных ее свойств, сторон, признаков (анализом) и объеди- нением, связью этих признаков с тем, что является полезным или вредным для организма (синтезом).
Синтез - это замыкание связей, а анализ - это все более тонкое отчленение одного раздражителя от другого. Аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга осуществляется взаимодей- ствием двух нервных процессов: возбуждения
и торможения.
По особенностям микроскопического строения всю кору мозг делят на несколько десятков струк- турных единиц - полей, а по расположению его ча- стей - на четыре доли: 1) затылочную; 2) височ- ную; 3) теменную; 4) лобную.
Кора головного мозга человека является целостно работающим органом, хотя отдельные его части функ- ционально специализированы: 1) затылочная область коры осуществляет сложные зрительные функции;
2) лобно-височная - речевые; 3) височная - слуховые.
Наибольшая часть двигательной зоны коры голов- ного мозга человека связана с регуляцией движе-
ния органов труда и органов речи.
Все отделы коры мозга взаимосвязаны; они соеди- нены и с нижележащими отделами мозга, которые осу- ществляют важнейшие жизненные функции. В мозгу человека имеются все те структуры, которые возника- ли на различных этапах эволюции живых организмов.
Они содержат в себе «опыт», накопленный в процессе всего эволюционного развития. Это свидетельствует об общем происхождении человека и животных.
По мере усложнения организации животных на различных ступенях эволюции значение коры голов- ного мозга все более и более возрастает. Если, на- пример, удалить кору головного мозга у лягушки,
то лягушка почти не изменяет своего поведения.
Лишенный коры головного мозга голубь летает, со- храняет равновесие, но уже теряет ряд жизненных функций. Собака с удаленной корой головного моз- га становится полностью не приспособленной к ок- ружающей обстановке.
В целом возбуждение представляет собой свой- ство живых организмов, активный ответ возбудимой ткани на раздражение. Для нервной системы воз- буждение - основная функция. Клетки, образующие нервную систему, обладают свойством проведения возбуждения из одного участка, где оно возникло,
в другие участки и на соседние клетки. Тем самым возбуждение является носителем информации
о свойствах, поступающих извне.
Торможение представляет собой активный, нераз- рывно связанный с возбуждением процесс, приводя- щий к задержке деятельности нервных центров или рабочих органов. В первом случае торможение назы- вается центральным, во втором - периферическим.
Только нормальное соотношение процессов воз- буждения и торможения обеспечивает поведение,
адекватное (соответствующее) окружающей среде.
Нарушение баланса между этими процессами, пре- обладание одного из них вызывает значительные нарушения в психической регуляции проведения.
Торможение бывает внешним и внутренним. Так,
если на животное внезапно подействует какой-либо новый сильный раздражитель, то прежняя деятель- ность животного в данный момент затормозится.
Это внешнее (безусловное) торможение. В данном случае возникновение очага возбуждения по закону отрицательной индукции вызывает торможение дру- гих участков коры.
Одним из видов внутреннего, или условного, тор- можения является угасание условного рефлекса,
если он не подкрепляется безусловным раздражи- телем (угасательное торможение). Этот вид тормо- жения вызывает прекращение ранее выработанных реакций, если они в новых условиях становятся бес- полезными.
зуются специальными чувствительными клетками
(рецепторами) в нервные импульсы - серию элект-
рических и химических изменений в нервном волок- не. Нервные импульсы передаются по чувствитель- ным (афферентным) нервным волокнам в спинной и головной мозг. Здесь вырабатываются соответ- ствующие командные импульсы, которые передают- ся по моторным (эфферентным) нервным волокнам к исполнительным органам (мышцам, железам). Эти исполнительные органы называются эффекторами.
Деятельность нервной системы непосредственно подчинена работе головного мозга. Рассмотрим деятельность коры головного мозга человека.
Деятельность коры головного мозга подчинена ряду принципов и законов. Основные из них впер- вые были установлены И. П. Павловым. В настоя- щее время некоторые положения учения И. П. Пав- лова уточнены и развиты, а отдельные части пересмотрены. Однако для овладения основами со- временной нейрофизиологии необходимо ознако- миться с фундаментальными положениями учения.
Как было установлено И. П. Павловым, основным фундаментальным принципом работы коры больших полушарий головного мозга является аналитико-
синтетический принцип. Ориентация в окружа- ющей среде связана с вычленением отдельных ее свойств, сторон, признаков (анализом) и объеди- нением, связью этих признаков с тем, что является полезным или вредным для организма (синтезом).
Синтез - это замыкание связей, а анализ - это все более тонкое отчленение одного раздражителя от другого. Аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга осуществляется взаимодей- ствием двух нервных процессов: возбуждения
и торможения.
3 1 . РЕФЛЕКС КАК ОСНОВНОЙ МЕХАНИЗМ
НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основным механизмом нервной деятельности яв- ляется рефлекс. Рефлекс - это реакция организ- ма на внешнее или внутреннее воздействие при по- средстве центральной нервной системы.
Термин «рефлекс» был введен в физиологию французским ученым Рене Декартом в XVII в. Но для объяснения психической деятельности он был при- менен лишь в 1863 г. основоположником русской материалистической физиологии М. И. Сечено-
вым. Развивая учение И. М. Сеченова, И. П. Пав-
лов экспериментально исследовал особенности фун-
кционирования рефлекса.
Все рефлексы делятся на две группы: условные
£^
и безусловные.
Безусловные рефлексы - это врожденные реак- ции организма на жизненно важные раздражители
(пищу, запах, вкус, опасность, и т. п.). Они не тре-
. буют каких-либо условий для своей выработки (на- пример, рефлекс мигания, выделение слюны при виде пищи).
Безусловные рефлексы представляют собой при- родный запас готовых стереотипных реакций орга- низма. Они возникли в результате длительного эво- люционного развития данного вида животных.
Безусловные рефлексы одинаковы у всех особей од- ного вида, это физиологический механизм инстин- ктов. Но поведение высших животных и человека ха- рактеризуется не только врожденными, т. е.
безусловными, реакциями, но и такими реакциями,
которые приобретены данным организмом в лроцес-
3 2 . СИСТЕМНОСТЬ В РАБОТЕ КОРЫ
ГОЛОВНОГО МОЗГА
(ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП)
Кора головного мозга и подкорковых структур свя- зана с внешними психическими функциями, с мыш- лением и сознанием человека. Именно через нервы,
выходящие из головного и спинного мозга, связана центральная нервная система со всеми органами и тканями. Нервы несут информацию, поступающую из внешней среды в мозг, и проводят ее в обрат- ном направлении к частям и органам.
Головной мозг - эта та часть нервной системы,
которая эволюционно возникла на основе развития дистантных рецепторных органов.
Особую роль в головном мозге играют правое
и левое большие полушария, а также их основ- ные доли: лобная и, теменная, затылочная и ви-
сочная. И.П. Павловым впервые введено поня- тие анализатора на основе анализа комплекса мозговых и других органических структур, уча- ствующих в восприятии, переработке и хранении ийформации. Он выделил относительно автоном- ную органическую систему, которая обеспечива- ет переработку специфической информации на всех уровнях ее прохождения через центральную нервную систему.
Опыты показывают, что если у собаки вырабо- тать ряд рефлексов на разные раздражители, ко- торые повторяются в определенной последователь- ности, то со временем животное воспроизводит всю систему ответных реакций при воздействии лишь одного первоначального раздражителя. Это устойчивое закрепление определенной последова- тельности реакций называется динамическим
стереотипом (от греч. stereos - «твердый»
\ / и typos - «отпечаток»).
3 3 . ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ
В опытах с животными И. П. Павлов установил,
что у некоторых животных положительные услов- ные рефлексы образуются быстро, а тормозные медленно. У других животных, наоборот, положи- тельные условные рефлексы вырабатываются мед- ленно, а тормозные быстрее. У третьей группы жи- вотных и те и другие рефлексы вырабатываются легко и прочно закрепляются. Так, было установ- лено, что действие тех или иных раздражителей зависит не только от их качества, но и от типоло-
гических особенностей высшей нервной де-
ятельности. Под типологическими особенностя- ми высшей.нервной деятельности понимается динамика протекания нервных процессов (возбуж- дения и торможения) у отдельных индивидуумов.
Она характеризуется следующими тремя типологи- ческими свойствами: 1) силой нервных процес- сов - работоспособностью нервных клеток при возбуждении и торможении; 2) уравновешенностью нервных процессов - соотношением между силой процессов возбуждения и торможения, их сбалан- сированностью или преобладанием одного процес- са над другим; 3) подвижностью нервных процес- сов - скоростью смены процессов возбуждения и торможения.
В зависимости от сочетания вышеуказанных свойств выделяются четыре типа высшей нервной
деятельности: 1) первый тип характеризуется по- вышенной силой нервных процессов, их уравнове- шенностью и высокой подвижностью: живой тип\
второй тип характеризуется повышенной силой не-