Файл: Шпаргалка по психологии Ответы на экзаменационные билеты. М Аллель2000, 2005. 64 с. (Полный зачет).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 165
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
рвных процессов, но они не уравновешены, возбу- дительный процесс преобладает над тормозным,
процессы эти подвижны: безудержный тип; 3) тре-
тий тип характеризуется повышенной силой нервных процессов, их уравновешенностью, но малой подвиж- ностью: спокойный тип; 4) четвертый тип характери- зуется пониженной силой нервных процессов, пони- женной их подвижностью: слабый тип.
Таким образом, типом высшей нервной деятель- ности является определенное сочетание устойчивых свойств возбуждения и торможения, характерных для высшей нервной деятельности того или иного индивидуума.
Различные типы высшей нервной деятельности лежат в основе четырех темпераментов: 1) сангви- нического; 2) холерического; 3) флегматического;
4) меланхолического.
Сила, уравновешенность и подвижность не-
рвных процессов, обеспечивают более быстрое и эффективное приспособление к обстановке. Если сила нервных процессов недостаточна, то организм страдает от сильных внешних воздействий и неадек- ватно реагирует на их действие (преувеличивается их значение, возникают срывы нервной деятельно- сти, неврозы).
При недостаточной подвижности нервных процес- сов организм не может быстро приспособиться к измененным условиям, для него особенно болез- ненна ломка стереотипа, она нередко вызывает не- вротические состояния. Но, как показали исследо- вания И. П. Павлова, сила и подвижность нервных процессов могут возрастать под влиянием трени- ровки, воспитания, соответствующих условий жиз- ни. Природные конституционные особенности орга- низма могут быть изменены.
Организм приспосабливается к стереотипно по- вторяющимся внешним воздействиям выработкой системы реакций. Динамический стереотип - фи- зиологическая основа многих явлений психической деятельности человека, например, навыков, привы- чек, приобретенных потребностей и др. Комплекс
динамических стереотипов представляет собой фи-,
зиологическую основу устойчивых особенностей по- ведения личности.
Динамический стереотип является выражением особого принципа работы мозга - системности.
Этот принцип состоит в том, что на сложные комп- лексные воздействия среды мозг реагирует не как на ряд отдельных изолированных раздражителей,
а как на целостную систему. Внешний стерео-
тип - закрепленная последовательность воздей- ствий - отражается во внутреннем нервно-динами- ческом стереотипе. Внешними стереотипами являются все целостные предметы и явления (они всегда представляют определенную совокупность признаков): 1) привычная обстановка; 2) последо- вательность событий; 3) уклад жизни и т. д.
Ломка привычного стереотипа всегда является тяжелым нервным напряжением (субъективно это выражается в тоске, унынии, нервозности, раздра- жительности и т. п.). Как ни сложна ломка старого стереотипа, новые условия формируют новый сте- реотип (поэтому он и назван динамическим). В ре- зультате многократного функционирования он все более и более закрепляется и, в свою очередь, ста- новится все более трудноизменяемым.
Динамические стереотипы особенно устойчивы у пожилых людей и у лиц со слабым типом нервной деятельности, с пониженной подвижностью нервных процессов. Привычная система действий, вызывая облегчение нервного труда, субъективно ощущает- ся в виде положительных эмоций.
се его индивидуальной жизнедеятельности, т. е.
условными рефлексами.
Условные рефлексы - это физиологический ме- ханизм приспособления организма к изменяющим- ся условиям среды. Условные рефлексы - это та- кие реакции организма, которые не являются врожденными, а вырабатываются в различных жиз- ненных условиях. Они возникают при условии по- стоянного предшествования различных явлений тем,
которые жизненно важны для животного. Если же связь между этими явлениями исчезает, то услов- ный рефлекс угасает. Например, рычание тигра в зоопарке, не сопровождаясь его нападением, пе- рестает пугать других животных.
Мозг не идет на поводу только текущих воздей- ствий. Он планирует, предвосхищает будущее, осу- ществляет опережающее отражение будущего.
В этом состоит самая главная особенность его ра- боты. Действие должно достичь определенного бу- дущего результата - цели. Без предварительного моделирования мозгом этого результата невозмож- на регуляция поведения. Современная наука о моз- ге - нейрофизиология - базируется на концеп- ции функционального объединения механизмов мозга для осуществления поведенческих актов орга- низма.
Итак, деятельность мозга является отражением внешних воздействий как сигналов для тех или иных приспособительных действий. Механизмом наслед- ственного приспособления являются безусловные рефлексы, а механизмом индивидуально изменчи- вого приспособления являются условные рефлексы,
сложные комплексы функциональных систем.
процессы эти подвижны: безудержный тип; 3) тре-
тий тип характеризуется повышенной силой нервных процессов, их уравновешенностью, но малой подвиж- ностью: спокойный тип; 4) четвертый тип характери- зуется пониженной силой нервных процессов, пони- женной их подвижностью: слабый тип.
Таким образом, типом высшей нервной деятель- ности является определенное сочетание устойчивых свойств возбуждения и торможения, характерных для высшей нервной деятельности того или иного индивидуума.
Различные типы высшей нервной деятельности лежат в основе четырех темпераментов: 1) сангви- нического; 2) холерического; 3) флегматического;
4) меланхолического.
Сила, уравновешенность и подвижность не-
рвных процессов, обеспечивают более быстрое и эффективное приспособление к обстановке. Если сила нервных процессов недостаточна, то организм страдает от сильных внешних воздействий и неадек- ватно реагирует на их действие (преувеличивается их значение, возникают срывы нервной деятельно- сти, неврозы).
При недостаточной подвижности нервных процес- сов организм не может быстро приспособиться к измененным условиям, для него особенно болез- ненна ломка стереотипа, она нередко вызывает не- вротические состояния. Но, как показали исследо- вания И. П. Павлова, сила и подвижность нервных процессов могут возрастать под влиянием трени- ровки, воспитания, соответствующих условий жиз- ни. Природные конституционные особенности орга- низма могут быть изменены.
Организм приспосабливается к стереотипно по- вторяющимся внешним воздействиям выработкой системы реакций. Динамический стереотип - фи- зиологическая основа многих явлений психической деятельности человека, например, навыков, привы- чек, приобретенных потребностей и др. Комплекс
динамических стереотипов представляет собой фи-,
зиологическую основу устойчивых особенностей по- ведения личности.
Динамический стереотип является выражением особого принципа работы мозга - системности.
Этот принцип состоит в том, что на сложные комп- лексные воздействия среды мозг реагирует не как на ряд отдельных изолированных раздражителей,
а как на целостную систему. Внешний стерео-
тип - закрепленная последовательность воздей- ствий - отражается во внутреннем нервно-динами- ческом стереотипе. Внешними стереотипами являются все целостные предметы и явления (они всегда представляют определенную совокупность признаков): 1) привычная обстановка; 2) последо- вательность событий; 3) уклад жизни и т. д.
Ломка привычного стереотипа всегда является тяжелым нервным напряжением (субъективно это выражается в тоске, унынии, нервозности, раздра- жительности и т. п.). Как ни сложна ломка старого стереотипа, новые условия формируют новый сте- реотип (поэтому он и назван динамическим). В ре- зультате многократного функционирования он все более и более закрепляется и, в свою очередь, ста- новится все более трудноизменяемым.
Динамические стереотипы особенно устойчивы у пожилых людей и у лиц со слабым типом нервной деятельности, с пониженной подвижностью нервных процессов. Привычная система действий, вызывая облегчение нервного труда, субъективно ощущает- ся в виде положительных эмоций.
се его индивидуальной жизнедеятельности, т. е.
условными рефлексами.
Условные рефлексы - это физиологический ме- ханизм приспособления организма к изменяющим- ся условиям среды. Условные рефлексы - это та- кие реакции организма, которые не являются врожденными, а вырабатываются в различных жиз- ненных условиях. Они возникают при условии по- стоянного предшествования различных явлений тем,
которые жизненно важны для животного. Если же связь между этими явлениями исчезает, то услов- ный рефлекс угасает. Например, рычание тигра в зоопарке, не сопровождаясь его нападением, пе- рестает пугать других животных.
Мозг не идет на поводу только текущих воздей- ствий. Он планирует, предвосхищает будущее, осу- ществляет опережающее отражение будущего.
В этом состоит самая главная особенность его ра- боты. Действие должно достичь определенного бу- дущего результата - цели. Без предварительного моделирования мозгом этого результата невозмож- на регуляция поведения. Современная наука о моз- ге - нейрофизиология - базируется на концеп- ции функционального объединения механизмов мозга для осуществления поведенческих актов орга- низма.
Итак, деятельность мозга является отражением внешних воздействий как сигналов для тех или иных приспособительных действий. Механизмом наслед- ственного приспособления являются безусловные рефлексы, а механизмом индивидуально изменчи- вого приспособления являются условные рефлексы,
сложные комплексы функциональных систем.
34. ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Рассмотренные выше принципы и закономерности высшей нервной деятельности являются общими как для животных, так и для человека. Однако высшая нервная деятельность человека существенно отлича- ется от высшей нервной деятельности животных.
У человека в процессе его общественно-трудовой де- ятельности возникает и достигает высокого уровня развития принципиально новая сигнальная система.
Первая сигнальная система действительно-
сти - это система наших непосредственных ощу- щений, восприятий, впечатлений от конкретных предметов и явлений окружающего мира. Слово
(речь) - это
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 16
вторая сигнальная система (сигнал сигналов). Она возникла и развивалась на основе первой сигнальной системы и имеет значение лишь в тесной взаимосвязи с ней.
Благодаря второй сигнальной системе (слову)
у человека быстрее, чем у животных, образуются временные связи, ибо слово несет в себе обще- ственно выработанное значение предмета. Времен- ные нервные связи человека более устойчивы и со- храняются без подкрепления в течение многих лет.
Слово является средством познания окружающей действительности, обобщенного и опосредованно- го отражения существенных ее свойств. Со словом вводится новый принцип нервной деятельности -
отвлечение и вместе с тем обобщение бесчислен-
ных сигналов - принцип, обусловливающий безгра- ничную ориентировку в окружающем мире и созда- ющий высшее приспособление человека - науку.
Действие слова в качестве условного раздражи- теля может иметь такую же силу, как непосредствен-
35. ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
Психология как наука изучает факты, закономер- ности и механизмы психики.
Сам термин «психическое» происходит от гречес- кого слова «псюхе», что значит «душа».
Предметом психологии являются факты психичес- кой жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особен- ностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исто- рического развития общества.
Нет практически ни одного выдающегося психо- лога, занимавшегося проблемами общей психоло- гии, который бы одновременно так или иначе не занимался бы проблемами развития психики. В этой области работали такие всемирно известные уче- ные, как В. Штерн, К. Левин, 3. Фрейд, Э. Шпран- гер, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский,
А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин,
Д. Б. Эльконин и др.
Прежде психология была преимущественно тео- ретической (мировоззренческой) дисциплиной, те- перь же, сохраняя свою познавательную роль, она все более становится и областью профессиональ- ной практической деятельности в промышленности,
государственном управлении, системе образования,
в здравоохранении, культуре, спорте и т. д. Совре- менная психология представляет собой ряд научных дисциплин, находящихся на разных степенях фор- мирования, связанных с различными областями практики. Как же классифицировать эти многочис- ленные отрасли психологии? Исходя из этого, в ка- честве основания классификации отраслей психо-
^ л о г и и может быть избрана психологическая сторона:
3 6 . ОСНОВНЫЕ
ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
Психология труда изучает психологические особенности трудовой деятельности человека,
психологические аспекты научной организации труда и имеет ряд разделов, которые являются вместе с тем самостоятельными отраслями пси- хологической науки: 1) инженерная психология;
2) авиационная психология; 3) космическая пси- хология и др.
Педагогическая психология имеет предметом изучение психологических закономерностей обучения и воспитания человека. К ее разделам относятся:
1) психология обучения; 2) психология воспитания;
3) психология учителя; 4) психология учебно-воспи- тательной работы с аномальными детьми.
Медицинская психология изучает психологи- ческие аспекты деятельности врача и поведения больного.
Она подразделяется на: 1) нейропсихологию,
изучающую соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами;
2) психофармакологию, изучающую влияние ле- карственных веществ на психическую деятель- ность человека; 3) психотерапию, изучающую и использующую средства психического воздей- ствия для лечения больного; 4) психопрофилак- тику и психогигиену.
Юридическая психология - отрасль, изучаю- щая закономерности и механизмы психической де- ятельности людей, связанной с реализацией сис- темы права. Она также имеет ряд отраслей:
1) криминальная; 2) судебная; 3) исправительная;
правовая психология.
Военная психология исследует поведение че- ловека в условиях боевых действий, психологи- ческие стороны взаимоотношений начальников и подчиненных, методы психологической пропаган- ды и контрпропаганды и т. д.
Следует выделить психологию спорта, торговли,
научного и художественного творчества.
Возрастная психология. Возрастная психоло- гия - это особая область психических знаний, ак- центирующая внимание на психологических особен- ностях личности людей разного возраста.
Главный принцип - принцип развития психики в деятельности, следовательно, возрастную психо- логию нельзя представить вне развития (генезиса),
вне развертывания.
Она изучает онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности и имеет ряд отраслей: 1) детская психология;
2) психология подростка; 3) психология юности;
4) психология взрослого человека; 5) геронтопси- хология (психология старости).
Психология аномального развития, или специ- альная психология - отрасль психологии, изучающая людей, для которых характернр отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами фор- мирования или функционирования нервной системы.
Дифференциальная (сравнительная) психо-
логия выявляет и описывает индивидуальные раз- личия людей, их предпосылки в процессе форми- рования.
Социальная психология изучает психические явления, которые возникают во взаимодействии людей в различных организованных и неорганизо- ванных общественных группах.
1) конкретной деятельности; 2) развития; 3) отно- шения человека (как субъекта развития и деятель- ности) к обществу (в котором осуществляются его деятельность и развитие).
Обычно основным принципом классификации от- раслей психологии считают принцип развития пси- хики в деятельности. Поэтому чаще всего в основе классификации отраслей психологии находятся раз- личные виды человеческой деятельности. В связи с этим выделяют: 1) психологию труда; 2) медицин- скую психологию; 3) педагогическую психологию;
4) юридическую психологию и т. п.
В основу классификации ветвей психологии мож- но положить психологические аспекты разви-
тия. В этом случае перед нами выступит следую- щий ряд отраслей психологии: 1) возрастная психология; 2) психология аномального развития;
3) дифференциальная психология.
В основу классификации отраслей психологии можно положить психологические аспекты от-
ношений личности и общества. В этом случае выделится целый ряд отраслей психологии, объе- диняемых понятием «социальная психология».
Необходимо отметить, что особое место среди прочих отраслей психологии занимает общая пси-
хология. Она не является ветвью психологической науки, которую можно поставить в один ряд с дру- гими, это особое наименование, употребляемое для характеристики наиболее общих законов воз- никновения, развития и бытия психических явле- ний. Она изучает познавательную и практическую деятельность. Результаты исследований в облас- ти общей психологии - фундаментальная основа развития всех отраслей и разделов психологичес- кой науки.
ный первосигнальный раздражитель. Под вли- янием слова находятся не только психические, но и физиологические процессы (это лежит в основе внушения и самовнушения).
Вторая сигнальная система имеет две функ- ции - коммуникативную (она обеспечивает общение между людьми) и функцию отражения объективных
закономерностей. Слово не только дает наименова- ние предмету, но и содержит в себе обобщение.
Ко второй сигнальной системе относится слово слышимое, видимое (написанное) и произносимое.
Выше были рассмотрены типологические особен- ности высшей нервной деятельности. Они общие у человека и высших животных (четыре типа). Но у людей имеются специфические типологические особенности, связанные со второй сигнальной сис- темой . У всех л юдей вторая сигнальная система пре-
обладает над первой. Степень этого преобладания неодинакова. Это дает основание разделить высшую нервную деятельность человека на три типа: 1) мыс- лительный; 2) художественный; 3) средний (смешан- ный).
К мыслительному типу относятся лица со значи- тельным преобладанием второй сигнальной систе- мы над первой. У них более развито абстрактное мышление (математики, философы); непосред- ственное отражение действительности происходит у них в недостаточно ярких образах.
К художественному типу относятся люди с мень- шим преобладанием второй сигнальной системы над первой. Им присущи живость, яркость конкретных образов (художники, писатели, артисты, конструк- торы, изобретатели и др.).
Средний, или смешанный, тип людей занимает промежуточное положение между двумя первыми.
CD
3 7 . МЕТОДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Методы научных исследований - это те приемы и средства, с помощью которых добываются факты,
используемые для доказательства положений, из ко- торых, в свою очередь, складывается научная теория.
Основные методы психологических иссле-
дований и их варианты, применяемые для
сбора первичных данных: Основной метод; Ва- риант основного метода; Наблюдение; Опрос; Тес- ты; Эксперимент; Внешнее (наблюдение со сторо- ны); Внутреннее (самонаблюдение); Свободное;
Стандартизованное; Включенное; Стороннее; Уст- ный; Письменный; Свободный; Стандартизирован- ный; Тест-опросник; Тест-задание; Проективный тест; Естественный; Лабораторный.
Наблюдение представляет собой преднамеренное,
систематическое и целенаправленное восприятие пси- хических явлений с целью изучения их специфичес- ких изменений в определенных условиях и отыскание смысла этих явлений, которые непосредственно не даны. Наблюдение - это экспериментальная страте- гия, которая представляет собой исследование опре- деленных характеристик того или иного процесса,
имеющее целью выявление его инвариантных призна- ков, без активного включения в сам процесс. Наблю- дение может быть ориентировано на регистрацию ак- тов поведения и физиологических процессов и, как правило, выступает в качестве предварительного эта- па перед планированием и осуществлением экспери- ментального исследования. Одним из первых методов психологии, представляющим собой разновидность наблюдения, является интроспекция.
Интроспекция (от лат. intro - «внутри» + specto -
«смотрю») - метод исследования психологических про-
3 8 . ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ
Для исследования той или иной психологической проблемы используется соответствующая система приемов и правил исследования - методика конк-
ретного исследования. Она предполагает опреде- ленную структуру действий: выдвижение гипотезы,
выбор экспериментального приема и соответствую- щего материала, выделение контрольных и экспери- ментальных групп испытуемых, определение со- держания серий эксперимента, статистическая и теоретическая обработка экспериментального ма- териала и т. п.
В экспериментальном исследовании возможны появления артефактов - отклонений от нормальной закономерности. Они возникают из-за нарушений в проведении эксперимента или из-за дефектов эк- спериментальной методики. В частности, результа- ты могут быть нарушены действием на испытуемо- го внушения. Для максимального уменьшения влияния артефактов может использоваться двойной
слепой опыт.
Данный подход представляет собой эксперимен- тальную процедуру, которая характеризуется тем,
что в неведении о смысле и особенностях проведе- ния эксперимента остается не только испытуемый,
но и экспериментатор, который его проводит. За счет таких условий исключается возможность влия- ния экспериментатора на результаты эксперимента и повышаются показатели его объективности. В ча- стности, подобные условия могут моделироваться
X
е помощью компьютера.
39. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Видами экспериментального исследования
являются: 1) лабораторный эксперимент; 2) есте- ственный эксперимент.
Лабораторный эксперимент - исследовательская стратегия, которая основана на моделировании дея- тельности индивида в специальных условиях. Ведущим признаком лабораторного эксперимента является обеспечение воспроизводимости исследуемой харак- теристики и условий ее проявлений. Обычно он про- водится в специально оборудованных помещениях и на испытуемых, которые сознательно участвуют в эк- сперименте, хотя могут и не знать об истинном назначении эксперимента. Недостаток лабораторного эксперимента состоит в том, что в искусственных ла- бораторных условиях практически невозможно моде- лировать реальные жизненные обстоятельства, а лишь воспроизвести отдельные их фрагменты.
Естественный эксперимент, основы которого зало- жены А. Ф. Лазурским (1910 г.), представляет со- бой эксперимент, проводимый в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, который не знает, что участвует в исследовании. За счет этого достигается большая чистота эксперимента.
Построение естественного, эксперимента
предполагает ряд этапов: 1) функциональный ана- лиз деятельности, в которой участвует испытуемый
(в аспекте ее требований от исполнителя); 2) фик- сация ряда наблюдений за деятельностью испытуе- мого; 3) анализ результатов и составление харак- теристики личности.
Основными методами являются наблюдение и бе- седа с испытуемым, результаты чего качественно
X обрабатываются.