Файл: Шпаргалка по психологии Ответы на экзаменационные билеты. М Аллель2000, 2005. 64 с. (Полный зачет).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
глазное яблоко сбоку, то видимый предмет раздва- ивается - это пример физиологической иллюзии.
Психологические иллюзии зрения могут быть сгруппированы в зависимости от различных причин,
которыми они вызываются. Принято выделять следу- ющие виды зрительных иллюзий: 1) иллюзии, осно- ванные на физиологических явлениях, таких, как ир- радиация возбуждения в сетчатке, за счет действия которой обусловлено восприятие светлых предметов на черном фоне как более крупных, чем объективно равных с ними черных предметов на светлом фоне;
2)
#
иллюзия, при которой длина вертикальных линий воспринимается как большая по сравнению с горизон- тальными, объективно равными им; 3) иллюзия кон- траста (иллюзия Г. Эббингауза), при которой один и тот же предмет воспринимается как более крупный среди маленьких фоновых предметов и меньший сре- ди больших фоновых предметов; 4) распространение признаков целой фигуры на ее части, как, например,
в иллюзии Мюллера-Лайера, в которой одинаковые прямые воспринимаются как неодинаковые в зависи- мости от их завершения; 5) иллюзии, обусловленные применением штриховки, когда параллельные линии воспринимаются изогнутыми (иллюзия Цельнера);
6) иллюзии, основанные на переоценке величин острых углов; автокинетический феномен (от греч. autos -
«сам» + kinema - «движение» и phainomenon - «являю- щееся»), при котором если в темном помещении на эк- ран или стену проецируется маленькое неподвижное световое пятно, то оно кажется движущимся; 7) кажу- щееся движение, при котором возникает субъективное восприятие движения при последовательном предъяв- лении неподвижных стимулов, находящихся в разных точках пространства. Может возникать как в зрительной системе, так и в слуховой или тактильной.
Константность восприятия. Одни и те же пред- меты воспринимаются нами в различных изменяю- щихся условиях: при различной освещенности,
с разных точек зрения, с разного расстояния. Од- нако объективные качества предмета воспринима- ются нами в неизменном виде.
Константность восприятия - независимость отра- жения объективных качеств предметов (величины,
формы, цвета) от временных условий. Изображение величины предмета на сетчатке глаза при восприя- тии его с близкого и с далекого расстояния будет разным. Однако это интерпретируется нами как уда- ленность или приближенность предмета, а не как изменение его величины. При восприятии прямоу-
' гольного предмета (папки, листа бумаги) с разных точек зрения на сетчатке глаза могут отобразиться и квадрат, и ромб, и даже прямая линия. Однако во всех случаях мы сохраняем за этим предметом при- сущую ему форму.
Константность восприятия - не наследственное качество, она формируется в опыте, в процессе обу- чения. В ходе исследования восприятия людей, по- стоянно живущих в густом лесу, которые не видели предметов на большом расстоянии, обнаружено, что они воспринимают их как маленькие, а не как уда- ленные. В некоторых непривычных условиях констан- тность восприятия может быть нарушена - возникает аконстантность. Так, если мы смотрим вниз с боль- шой высоты, то привычные для нас предметы могут восприниматься несколько искаженно (например,
люди, автомобили кажутся нам неестественно умень- шенными). Пилоты сверхзвуковых самолетов на пер- вых порах очень быстрое приближение предмета ин- терпретируют как его увеличение в размерах.
Благодаря константности восприятия мы узнаем предметы в разных условиях и успешно ориентиру- емся среди них.
цифических для данного предмета признаков, его примет.
При узнавании человек не выделяет всех призна- ков предмета, а использует его характерные опоз- навательные признаки. Для узнавания материальных объектов существенное значение имеют их конту- ры, характерное для данного предмета сочетание линий. Узнавние затрудняется, когда имеется мало характерных внешних признаков предмета.
Целостность восприятия - характеристика вос- приятия, которая заключается в том, что отдельные признаки какого-либо объекта, которые актуально не воспринимаются, все же оказываются интегри- рованными в целостный образ восприятия этого объекта. В предметах и явлениях реальной действи- тельности отдельные их признаки и свойства нахо- дятся в постоянной устойчивой взаимосвязи. В вос- приятии, как в психическом образе предмета, также отражаются устойчивые связи между компонентами предмета или явления. Это выражается в целостно- сти восприятия. Даже в тех случаях, когда мы вос- принимаем лишь некоторые признаки знакомого объекта, мы мысленно дополняем недостающие при- знаки и части этого объекта. Отдельные, разрознен- ные части объекта мы стремимся объединить в еди- ное знакомое нам целостное образование.
Структурность восприятия. Мы узнаем различ- ные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. В восприятии осуществляется вычлене- ние взаимоотношений, частей, сторон предмета.
Осознанность восприятия неразрывно связана с от- ражением отношений между элементами восприни- маемого объекта.
В тех случаях, когда выделение частей объекта зат- руднено, затрудняется и восприятие предмета в целом.
Психологические иллюзии зрения могут быть сгруппированы в зависимости от различных причин,
которыми они вызываются. Принято выделять следу- ющие виды зрительных иллюзий: 1) иллюзии, осно- ванные на физиологических явлениях, таких, как ир- радиация возбуждения в сетчатке, за счет действия которой обусловлено восприятие светлых предметов на черном фоне как более крупных, чем объективно равных с ними черных предметов на светлом фоне;
2)
#
иллюзия, при которой длина вертикальных линий воспринимается как большая по сравнению с горизон- тальными, объективно равными им; 3) иллюзия кон- траста (иллюзия Г. Эббингауза), при которой один и тот же предмет воспринимается как более крупный среди маленьких фоновых предметов и меньший сре- ди больших фоновых предметов; 4) распространение признаков целой фигуры на ее части, как, например,
в иллюзии Мюллера-Лайера, в которой одинаковые прямые воспринимаются как неодинаковые в зависи- мости от их завершения; 5) иллюзии, обусловленные применением штриховки, когда параллельные линии воспринимаются изогнутыми (иллюзия Цельнера);
6) иллюзии, основанные на переоценке величин острых углов; автокинетический феномен (от греч. autos -
«сам» + kinema - «движение» и phainomenon - «являю- щееся»), при котором если в темном помещении на эк- ран или стену проецируется маленькое неподвижное световое пятно, то оно кажется движущимся; 7) кажу- щееся движение, при котором возникает субъективное восприятие движения при последовательном предъяв- лении неподвижных стимулов, находящихся в разных точках пространства. Может возникать как в зрительной системе, так и в слуховой или тактильной.
Константность восприятия. Одни и те же пред- меты воспринимаются нами в различных изменяю- щихся условиях: при различной освещенности,
с разных точек зрения, с разного расстояния. Од- нако объективные качества предмета воспринима- ются нами в неизменном виде.
Константность восприятия - независимость отра- жения объективных качеств предметов (величины,
формы, цвета) от временных условий. Изображение величины предмета на сетчатке глаза при восприя- тии его с близкого и с далекого расстояния будет разным. Однако это интерпретируется нами как уда- ленность или приближенность предмета, а не как изменение его величины. При восприятии прямоу-
' гольного предмета (папки, листа бумаги) с разных точек зрения на сетчатке глаза могут отобразиться и квадрат, и ромб, и даже прямая линия. Однако во всех случаях мы сохраняем за этим предметом при- сущую ему форму.
Константность восприятия - не наследственное качество, она формируется в опыте, в процессе обу- чения. В ходе исследования восприятия людей, по- стоянно живущих в густом лесу, которые не видели предметов на большом расстоянии, обнаружено, что они воспринимают их как маленькие, а не как уда- ленные. В некоторых непривычных условиях констан- тность восприятия может быть нарушена - возникает аконстантность. Так, если мы смотрим вниз с боль- шой высоты, то привычные для нас предметы могут восприниматься несколько искаженно (например,
люди, автомобили кажутся нам неестественно умень- шенными). Пилоты сверхзвуковых самолетов на пер- вых порах очень быстрое приближение предмета ин- терпретируют как его увеличение в размерах.
Благодаря константности восприятия мы узнаем предметы в разных условиях и успешно ориентиру- емся среди них.
цифических для данного предмета признаков, его примет.
При узнавании человек не выделяет всех призна- ков предмета, а использует его характерные опоз- навательные признаки. Для узнавания материальных объектов существенное значение имеют их конту- ры, характерное для данного предмета сочетание линий. Узнавние затрудняется, когда имеется мало характерных внешних признаков предмета.
Целостность восприятия - характеристика вос- приятия, которая заключается в том, что отдельные признаки какого-либо объекта, которые актуально не воспринимаются, все же оказываются интегри- рованными в целостный образ восприятия этого объекта. В предметах и явлениях реальной действи- тельности отдельные их признаки и свойства нахо- дятся в постоянной устойчивой взаимосвязи. В вос- приятии, как в психическом образе предмета, также отражаются устойчивые связи между компонентами предмета или явления. Это выражается в целостно- сти восприятия. Даже в тех случаях, когда мы вос- принимаем лишь некоторые признаки знакомого объекта, мы мысленно дополняем недостающие при- знаки и части этого объекта. Отдельные, разрознен- ные части объекта мы стремимся объединить в еди- ное знакомое нам целостное образование.
Структурность восприятия. Мы узнаем различ- ные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. В восприятии осуществляется вычлене- ние взаимоотношений, частей, сторон предмета.
Осознанность восприятия неразрывно связана с от- ражением отношений между элементами восприни- маемого объекта.
В тех случаях, когда выделение частей объекта зат- руднено, затрудняется и восприятие предмета в целом.
6 7 . ЯВЛЕНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ
Внимание - это процесс сознательного или бес- сознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств,
и игнорирования другой. Иначе внимание можно было бы определить как такую организацию психи- ческой активности, которая обеспечивает режим наибольшего благоприятствования для протекания той или иной деятельности. В этом особенность внимания, не имеющего «своего» специфического продукта, но всегда улучшающего протекание всех видов деятельности.
Внимание описывают через его свойства. К свой- ствам внимания относятся: 1) устойчивость; 2) кон- центрация; 3) распределение; 4) переключение;
5) объем.
Устойчивость - это временная характеристика
-Р^ внимания, характеризующая длительность привле-
(0 чения (или удержания) внимания к одному и тому же объекту. Противоположное свойство - отвлека- емость внимания. Это непроизвольное перемеще- ние внимания с одного объекта на другой. Оно воз- никает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо дея- тельностью. Таким образом, устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком- либо объекте, предмете деятельности, не отвлека- ясь и не ослабляя внимания.
Одним из свойств психики является ее избира- тельная направленность. Избирательная ориентация сознания повышает эффективность текущей дея- тельности благодаря торможению всех других кон- курирующих процессов. Централизация в сознании того, что имеет наибольшую значимость для дея- тельности человека, - организация сознания, про-
68. НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ВНИМАНИЯ. ВИДЫ ВНИМАНИЯ
Эволюционно внимание возникло как ориенти- ровочная реакция, смысл которой состоит в том,
чтобы вовремя заметить любые изменения в окру- жающем мире, оценить их с точки зрения жизнен- ной значимости для животного. Со временем вни- мание у человека развилось до такого уровня, что стало управляемым.
Основным физиологическим механизмом
внимания является функционирование очага опти-
мального возбуждения, или доминанты. Благодаря оп- тимальному возбуждению в определенной области коры мозга создаются условия для наиболее точного и полного отражения того, что особенно значимо в данный момент, и блокируется отражение всего того,
что не имеет отношения к текущей деятельности.
Физиологическим механизмом внимания являет- ся и врожденный ориентировочный рефлекс. Мозг выделяет из окружающей среды каждый новый нео- бычный раздражитель. Функционирование ориенти- ровочного рефлекса сопровождается соответствую- щей настройкой анализаторов, повышением их чувствительности, а также общей активизацией де- ятельности мозга. Исследованиями нейропсихоло- гов было установлено, что сохранение направлен- ного, программированного действия и торможение всех реакций на побочные воздействия осуществ- ляются лобными долями коры головного мозга.
Лобные доли коры мозга связаны со всей произ- вольной сознательной деятельностью, с функциони- рованием речи. Это свидетельствует о сущности внимания как способе функционирования всего со- знания.
Психические процессы могут иметь непроиз-
Vвольную (не зависящую от воли) направленность.'
^ 6 9 . СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ
Концентрация внимания - это степень или ин- тенсивность сосредоточенности, т. е. основной показатель его выраженности, другими словами,
глубина фокуса, в котором собрана психическая ак- тивность. Человек, к примеру, может сосредоточить свое внимание на чтении какой-нибудь интересной книги, на занятии каким-либо увлекательным делом и не замечать ничего, что происходит вокруг. Про- тивоположное свойства - рассеянность внимания.
Так называется неспособность человека сосредото- читься на чем-либо определенном в течение дли- тельного времени. Встречаются,два вида рас- сеянности: первичная и вторичная. Первичная рассеянность состоит в том, что человек с трудом устанавливает и удерживает произвольное (наме- ренное) внимание на каком-либо объекте или дей- ствии. Она базируется на основных свойствах пси- хики: одной из причин первичной рассеянности могут стать перегрузка мозга большим количеством впечатлений, утомление, неудачная организация психических процессов и т. п. Вторичная рассеян- ность - это невнимание человека к окружающим предметам и явлениям, вызванное крайней сосре- доточенностью (концентрированностыо) его внима- ния на каком-либо предмете. Такая рассеянность - результат вовлеченности в работу, когда затрудне- на способность к распределению или переключению внимания.
Под распределением внимания понимают субъективно переживаемую способность человека удерживать в центре внимания определенное чис- ло разнородных объектов одновременно. Именно эта способность позволяет совершать сразу не-
сколько действий. Таким образом, распределение внимания состоит в способности рассредоточивать внимание на значительном пространстве, парал- лельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.
Многие исследователи считают, что распределе- ние внимания по существу является обратной сто- роной его переключаемости. Переключение означа- ет сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом пе- реключаемость внимания означает способность бы- стро ориентироваться в сложной, изменяющейся ситуации.
Следующее свойство внимания - это его объем.
Объем внимания определяется количеством инфор- мации, одновременно способной сохраняться в сфе- ре повышенного внимания человека. Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные действия. Это ограничение вынуждает дробить поступающую из- вне информацию на части, не превышающие воз- можности обрабатывающей системы. Таким же о б - разом человек обладает весьма ограниченными возможностями одновременно воспринимать не- сколько независимых друг от друга объектов - это и есть объем внимания. Экспериментально показа- но, что он составляет значение 7 + 2 единиц, соот- ветственно, у разных людей изменяется в пределах от 5 до 9. Важной определяющей особенностью объема внимания является то, что он слабо подда- ется изменению при обучении и тренировке. Эта трудность снимается благодаря тому, что можно научиться укрупнять единицы внимания: вместо слов удерживать предложения, вместо линий - фи- гуры и т. п.
В этих случаях они организованы в форме непроиз- вольного (непреднамеренного) внимания. Так, рез- кий, неожиданный сигнал вызывает внимание поми- мо нашей воли.
Но основной формой организации психических процессов является произвольное (преднамерен- ное) внимание, характеризующееся планомерной направленностью сознания. Произвольное внимание обусловлено вычленением значимой информации.
Оно обычно связано с борьбой мотивов и побужде- ний, наличием сильных, противоположно направ- ленных и конкурирующих друг с другом интересов,
каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание. Человек в этом случае осу- ществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого.
Способность произвольно направлять психическую деятельность - одна из основных особенностей со- знания человека. В процессе деятельности произ- вольное внимание может перейти в послепроизволь- ное, не требующее постоянных волевых усилий.
Название «послепроизвольное» дано потому, что нередко оно возникает в результате увлечения ра- ботой, которую первоначально приходилось органи- зовывать произвольно, намеренно, делая усилия над собой (произвольное внимание), которая постепен- но стала интересной сама по себе (послепроизволь- ное внимание).
Все виды внимания связаны с установками чело- века, с его готовностью, предрасположенностью к определенным действиям. Установка повышает чувствительность анализаторов, уровень всех пси- хических процессов. Так, мы скорее заметим появ- ление определенного объекта, если ожидаем его по- явления в определенном месте и в определенное время.
являющаяся в его направленности и сосредоточен- ности на значимых объектах. Направленность созна-
ния - это отбор существенных в данный момент воздействий, а сосредоточенность.- это отвлечение от побочных раздражителей. Эти феномены созна- ния и представляют собой такой психический про- цесс, как внимание.
В
Многие исследователи считают, что распределе- ние внимания по существу является обратной сто- роной его переключаемости. Переключение означа- ет сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом пе- реключаемость внимания означает способность бы- стро ориентироваться в сложной, изменяющейся ситуации.
Следующее свойство внимания - это его объем.
Объем внимания определяется количеством инфор- мации, одновременно способной сохраняться в сфе- ре повышенного внимания человека. Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные действия. Это ограничение вынуждает дробить поступающую из- вне информацию на части, не превышающие воз- можности обрабатывающей системы. Таким же о б - разом человек обладает весьма ограниченными возможностями одновременно воспринимать не- сколько независимых друг от друга объектов - это и есть объем внимания. Экспериментально показа- но, что он составляет значение 7 + 2 единиц, соот- ветственно, у разных людей изменяется в пределах от 5 до 9. Важной определяющей особенностью объема внимания является то, что он слабо подда- ется изменению при обучении и тренировке. Эта трудность снимается благодаря тому, что можно научиться укрупнять единицы внимания: вместо слов удерживать предложения, вместо линий - фи- гуры и т. п.
В этих случаях они организованы в форме непроиз- вольного (непреднамеренного) внимания. Так, рез- кий, неожиданный сигнал вызывает внимание поми- мо нашей воли.
Но основной формой организации психических процессов является произвольное (преднамерен- ное) внимание, характеризующееся планомерной направленностью сознания. Произвольное внимание обусловлено вычленением значимой информации.
Оно обычно связано с борьбой мотивов и побужде- ний, наличием сильных, противоположно направ- ленных и конкурирующих друг с другом интересов,
каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание. Человек в этом случае осу- ществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого.
Способность произвольно направлять психическую деятельность - одна из основных особенностей со- знания человека. В процессе деятельности произ- вольное внимание может перейти в послепроизволь- ное, не требующее постоянных волевых усилий.
Название «послепроизвольное» дано потому, что нередко оно возникает в результате увлечения ра- ботой, которую первоначально приходилось органи- зовывать произвольно, намеренно, делая усилия над собой (произвольное внимание), которая постепен- но стала интересной сама по себе (послепроизволь- ное внимание).
Все виды внимания связаны с установками чело- века, с его готовностью, предрасположенностью к определенным действиям. Установка повышает чувствительность анализаторов, уровень всех пси- хических процессов. Так, мы скорее заметим появ- ление определенного объекта, если ожидаем его по- явления в определенном месте и в определенное время.
являющаяся в его направленности и сосредоточен- ности на значимых объектах. Направленность созна-
ния - это отбор существенных в данный момент воздействий, а сосредоточенность.- это отвлечение от побочных раздражителей. Эти феномены созна- ния и представляют собой такой психический про- цесс, как внимание.
В
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 16
системе психологических феноменов вни- мание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них,
выделить и изучить в чистом виде не представля- ется возможным. За вниманием всегда стоят по- требности, мотивы, цели, установки субъекта.
В желаниях, эмоциях и чувствах проявляется опре- деленное отношение человека к миру, к другому че- ловеку. Это отношение находит свое выражение во внимании. Предметы и явления действительности,
* отвечающие потребностям и интересам субъекта, О
вызывают его внимание. Изменение отношения Ю
субъекта к объекту вызывает изменение внимания,
выражается в изменении ясности и отчетливости содержания, на котором сосредоточено сознание субъекта.
Внимание как психологический факт обнаружива- ется следующим образом: мы способны выделять в восприятии одни элементы и игнорировать или пропускать другие; даже без специального намере- ния создаем благоприятные условия восприятия при выполнении какой-либо работы; легко выделя- ем что-то одно, но с трудом отслеживаем не- сколько явлений или предметов. Психическая и практическая деятельность не может протекать це- ленаправленно и продуктивно, если человек не со- средоточится на том, что он делает. Именно эту работу и осуществляет внимание как особый пси- хический процесс.
7 0 . ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ВНИМАНИЯ
Различные люди склонны обращать особое вни-
мание на определенные стороны предметов
и явлений. Так, например, внимание определен- ной категории свидетелей может быть преимуще- ственно направленным на то, что связано с их личностью (эгоцентризм). Обобщая свой опыт су- дебного деятеля, А. Ф. Кони пишет: «Обладатель такого внимания нередко с большою подробнос- тью и вкусом будет говорить о вздоре, действи- тельно только его касающемся и лишь для него ин- тересном, - будь то вопросы сна, удобства костюма, домашних привычек, тесноты обуви - чем о событиях общественной важности или историчес- кого значения, которых ему пришлось быть свиде- телем. Из рассказа его всегда ускользнет все об-
СЛ щее, родовое, широкое в том, о чем он может
—*• свидетельствовать».
Внимание- состояние психического взаимодей- ствия индивида со средой. Оптимальный уровень
психической активности человека определяет- ся прежде всего естественным циклом чередова- ния сна и бодрствования. Уровень бодрствования определяется содержанием деятельности челове- ка, его отношением к этой деятельности, его ин- тересами, увлеченностью. Наиболее высокие уров- ни психической активности связаны с состоянием вдохновения, медитации, религиозного экстаза.
Все эти состояния связаны с глубоким эмоциональ- ным переживанием наиболее значимых для данной личности явлений.
Наше восприятие событий и наши действия зави- сят от наших личностных и ситуативных состояний.
В критических состояниях у многих людей ослабля- ется адекватная взаимосвязь с внешним миром -
7 1 . ДЕТЕРМИНАНТЫ ВНИМАНИЯ,
ОТНОСЯЩИЕСЯ К СТИМУЛАМ
Способности стимула привлекать и удерживать внимание могут быть значительно увеличены при правильном использовании цвета. По результатам исследований газетной рекламы цветные рекламные объявления увеличивают объем сбыта на 41 % боль- ше, чем их черно-белые аналоги. Кроме того, одни цвета привлекают больше внимания, чем другие.
Известно, что владельцев красных автомобилей штрафуют за превышение скорости чаще, чем во- дителей машин любого другого цвета. Силу крас- ного цвета подтверждает также тот факт, что ком- пании, размещающие свою рекламу в коммерческих справочниках, часто используют этот цвет как спо- соб привлечь к себе внимание.
Высокая интенсивность раздражителя часто вызы- вает повышенное к нему внимание. Люди склонны уделять больше внимания тем раздражителям, кото- рые контрастируют со своим окружением. Представ- ление стимулов, которые не являются последователь- ными или контрастируют друг с другом, создает конфликт восприятия, что повышает внимание.
В рекламной деятельности применяются разнооб- разные методики, основанные на использовании принципа контраста. Например, черно-белое объяв- ление, следующее за цветными, может стать замет- нее из-за контраста. Аналогично, телереклама с более громким звуком, чем у предшествующей программы, также может привлечь больше внима- ния. Заметим, что в обоих случаях учитывается уро- вень адаптации: потребители привыкают к опреде- ленным цветам или уровню громкости, поэтому их
^нарушение привлекает внимание. ,
7 2 . ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПАМЯТИ
Любое проявление прошлого и будущего в насто- ящем связывают с памятью. Это самое широкое (фи- лософское) понимание памяти - влияние про- шлого на настоящее (мое знание, навыки, знание о себе и самоопределение) и будущее (прогнози- рование, основанное на заранее построенном пла- не на прошлых знаниях).
В психологии под памятью понимают психичес- кие процессы запечагления, сохранения, после- дующие узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющие накапливать инфор- мацию, не теряя при этом прежних знаний, уме- ний и навыков. Психологическая наука ставит перед собой задачу изучения того, как запечатле- ваются следы, каковы физиологические механиз- мы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объем запечат- ленного материала.
Память лежит в основе способностей человека,
является условием научения, приобретения зна- ний, формирования умений и навыков. Без памя- ти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти,
ее совершенствованию человек выделился из жи- вотного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроиз- ведению жизненного опыта. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совер- шенствоваться дальше, так как то, что он приоб-
ретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось.
Существует несколько оснований для клас-
сификации видов человеческой памяти. Одно из них - деление памяти по времени сохранения ма- териала, другое - по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения мате- риала анализатору. В первом случае выделяют мгновенный, кратковременный, оперативный, дол- говременный и генетическый памяти. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слухо- вой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти.
Помимо этой классификации, по характеру учас- тия воли в процессах запоминания и воспроизве- дения материала память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеют в виду та- кое запоминание и воспроизведение, которое про- исходит автоматически и без особых усилий со сто- роны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание,
узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая задача обязательно присутству- ет, а сам процесс запоминания или воспроизведе- ния требует волевых усилий. Непроизвольное запо- минание не обязательно является более слабым,
чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его. Установлено, например, что луч- ше непроизвольно запоминается материал, который является объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели, а не средства осуществления дея- тельности. Непроизвольно лучше запоминается так- же материал, с которым связана интересная и слож- ная умственная работа и который для человека имеет большое значение.
Также на заметность стимула может повлиять его
положение. Продавцы бакалейных товаров знают это очень хорошо и борются за такие выгодные места, как концы проходов в магазинах и полки на уровне глаз покупателей. Точно также продукты, которые покупают под влиянием момента, обычно размещают возле касс.
Размещение немаловажно и для печатной рекламы.
Больше внимания привлекают объявления, располо- женные в начале журналов, на правых страницах, а так- же на внутренних и задней внешней сторонах облож- ки. По-видимому, такой эффект связан с тем, как люди обычно просматривают журналы.
Удачное размещение объявления на странице так- же может повысить внимание к нему. Основное пра- вило гласит, что самым благоприятным местом для размещения рекламы является левый верхний угол,
а наименее благоприятным - правый нижний.
Привлечению внимания способствует и метод изо- ляции, который заключается в представлении не- многочисленных раздражителей в относительно сво- бодном окружении. Использование принципа изоляции в печатной рекламе означает, что вместо сплошного заполнения рекламного объявления ин- формацией и изображениями, значительная его часть остается «неиспользованной».
Необычные или неожиданные раздражители при- влекают внимание. Рекламные деятели осознают значение новизны и часто используют этот принцип для привлечения внимания.
Некоторые раздражители привлекают наше вни- мание, потому что мы привыкли на них реагировать.
Телефонный звонок или звонок в дверь, например,
вызывают у человека немедленную реакцию, теле- фонный звонок или звук сирены часто используют- ся в качестве фона радио- и телерекламы.
личность погружается в субъективный мир «сужен- ного сознания».
Одна из индивидуально-типологических
особенностей внимания обусловлена повышенной эмоциональной впечатлительностью некоторых лю- дей и проявляется она в значительном сокращении объема внимания при эмоциогенных воздействиях.
Наряду с типологическими особенностями суще- ствуют личностные, сугубо индивидуальные особен- ности направленности внимания, обусловленные интересами, культурным уровнем, профессией, жиз- ненным опытом человека.
Согласно теориям когнитивной последовательно- сти, люди стремятся построить последовательный набор убеждений и отношений. Непоследователь- ность в такой познавательной системе вызывает вредное психологическое напряжение. Следователь- но, люди более восприимчивы к информации, ко- торая поддерживает или усиливает последователь- СМ
ность, избегая при этом информации, которая 1Л
противоречит их убеждениям и отношениям.
Вторая группа факторов, оказывающих влияние на внимание, - это детерминанты, относящиеся к стимулам, т. е. характеристики самих стимулов.
Они «контролируемы» в том смысле, что ими можно манипулировать для привлечения и (или) усиления внимания, что и используется в борьбе за внима- ние потребителей.
Чем сильнее раздражитель, тем выше вероятность того, что он привлечет внимание. Увеличение раз- мера печатного рекламного объявления повышает шансы привлечь внимание потребителей. Подобное соотношение верно и для размера иллюстраций или изображений внутри объявления. Вероятность того,
что продукт будет замечен в магазине, зависит от размера или количества торговой площади, отве- денной для товара.
Существует несколько оснований для клас-
сификации видов человеческой памяти. Одно из них - деление памяти по времени сохранения ма- териала, другое - по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения мате- риала анализатору. В первом случае выделяют мгновенный, кратковременный, оперативный, дол- говременный и генетическый памяти. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слухо- вой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти.
Помимо этой классификации, по характеру учас- тия воли в процессах запоминания и воспроизве- дения материала память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеют в виду та- кое запоминание и воспроизведение, которое про- исходит автоматически и без особых усилий со сто- роны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание,
узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая задача обязательно присутству- ет, а сам процесс запоминания или воспроизведе- ния требует волевых усилий. Непроизвольное запо- минание не обязательно является более слабым,
чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его. Установлено, например, что луч- ше непроизвольно запоминается материал, который является объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели, а не средства осуществления дея- тельности. Непроизвольно лучше запоминается так- же материал, с которым связана интересная и слож- ная умственная работа и который для человека имеет большое значение.
Также на заметность стимула может повлиять его
положение. Продавцы бакалейных товаров знают это очень хорошо и борются за такие выгодные места, как концы проходов в магазинах и полки на уровне глаз покупателей. Точно также продукты, которые покупают под влиянием момента, обычно размещают возле касс.
Размещение немаловажно и для печатной рекламы.
Больше внимания привлекают объявления, располо- женные в начале журналов, на правых страницах, а так- же на внутренних и задней внешней сторонах облож- ки. По-видимому, такой эффект связан с тем, как люди обычно просматривают журналы.
Удачное размещение объявления на странице так- же может повысить внимание к нему. Основное пра- вило гласит, что самым благоприятным местом для размещения рекламы является левый верхний угол,
а наименее благоприятным - правый нижний.
Привлечению внимания способствует и метод изо- ляции, который заключается в представлении не- многочисленных раздражителей в относительно сво- бодном окружении. Использование принципа изоляции в печатной рекламе означает, что вместо сплошного заполнения рекламного объявления ин- формацией и изображениями, значительная его часть остается «неиспользованной».
Необычные или неожиданные раздражители при- влекают внимание. Рекламные деятели осознают значение новизны и часто используют этот принцип для привлечения внимания.
Некоторые раздражители привлекают наше вни- мание, потому что мы привыкли на них реагировать.
Телефонный звонок или звонок в дверь, например,
вызывают у человека немедленную реакцию, теле- фонный звонок или звук сирены часто используют- ся в качестве фона радио- и телерекламы.
личность погружается в субъективный мир «сужен- ного сознания».
Одна из индивидуально-типологических
особенностей внимания обусловлена повышенной эмоциональной впечатлительностью некоторых лю- дей и проявляется она в значительном сокращении объема внимания при эмоциогенных воздействиях.
Наряду с типологическими особенностями суще- ствуют личностные, сугубо индивидуальные особен- ности направленности внимания, обусловленные интересами, культурным уровнем, профессией, жиз- ненным опытом человека.
Согласно теориям когнитивной последовательно- сти, люди стремятся построить последовательный набор убеждений и отношений. Непоследователь- ность в такой познавательной системе вызывает вредное психологическое напряжение. Следователь- но, люди более восприимчивы к информации, ко- торая поддерживает или усиливает последователь- СМ
ность, избегая при этом информации, которая 1Л
противоречит их убеждениям и отношениям.
Вторая группа факторов, оказывающих влияние на внимание, - это детерминанты, относящиеся к стимулам, т. е. характеристики самих стимулов.
Они «контролируемы» в том смысле, что ими можно манипулировать для привлечения и (или) усиления внимания, что и используется в борьбе за внима- ние потребителей.
Чем сильнее раздражитель, тем выше вероятность того, что он привлечет внимание. Увеличение раз- мера печатного рекламного объявления повышает шансы привлечь внимание потребителей. Подобное соотношение верно и для размера иллюстраций или изображений внутри объявления. Вероятность того,
что продукт будет замечен в магазине, зависит от размера или количества торговой площади, отве- денной для товара.