Файл: Шпаргалка по психологии Ответы на экзаменационные билеты. М Аллель2000, 2005. 64 с. (Полный зачет).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 153
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
73. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССОВ ПАМЯТИ
Запоминание. Первоначальная форма запоми- нания - непреднамеренное или непроизвольное запоминание. Это простое запечатление того, что воз- действовало, сохранение некоторого следа от возбуж- дения в коре головного мозга. Каждый процесс, про- исходящий в коре мозга, оставляет следы после себя, хотя степень их прочности бывает различна.
Успех запоминания зависит от того, в какой сте- пени материал осмысливается человеком. Механи- ческое запоминание опирается на пространственную и временную близость объектов запоминания. Ос- мысленное запоминание основано на понимании логических связей между частями материала. Оно требует от человека значительно меньше усилий и времени и более действенно.
Сохранение. То, что человек запомнил, мозг хра- нит более или менее длительное время. Сохране- ние как процесс памяти имеет свои закономернос- ти. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим Динамическое сохра- нение проявляется в оперативной памяти и мате- риал изменяется мало, а статическое сохранение - в долговременной памяти, и материал обязательно подвергается реконструкции, переработке.
Реконструкция материала, сохраняемого долго- временной памятью, происходит под влиянием той информации, которая непрерывно поступает вновь.
Она проявляется в различных формах: в исчезнове- нии некоторых деталей и замене их другими дета- лями, в изменении последовательности материала,
в его обобщении.
О сохранении информации и ее видоизменении можно судит по следующим двум процессам памяти.
74. ВИДЫ ПАМЯТИ ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ
ЗАКРЕПЛЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ МАТЕРИАЛА
Мгновенная, или иконическая память - непос- редственный, отпечаток сенсорной информации.
Удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств, без пере- работки полученной информации. Ее длительность
0,1-0,5 с. Данный вид памяти можно отследить в следующем эксперименте.
Кратковременная память представляет собой способ сохранения информации в течение коротко- го промежутка времени, В данном случае удержи- ваемая информация представляет собой не полное отображение событий, которые произошли на сен- сорном уровне, а непосредственную интерпретацию этих событий. Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попадает только та инфор- мация, которая осознается, соотносится с актуаль- ными интересами и потребностями человека, при- влекает к себе его повышенное внимание.
Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного,
заранее заданного срока, в диапазоне от несколь- ких секунд до нескольких дней. Срок хранения све- дений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. Этот вид памяти по длительности хранения информации и свойствам занимает про- межуточное положение между кратковременной и долговременной.
Долговременная - это память, способная хра- нить информацию в течение практически неограни-
^ ч е н н о г о срока. Информация, попавшая в хранили-
7 5 . ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ
Различия памяти у людей бывают количе-
ственными и качественными.
К количественным характеристикам относятся:
1) скорость; 2) прочность; 3) длительность; 4) точ- ность; 5) объем запоминания.
Качественные различия касаются как доминиро- вания отдельных видов памяти - зрительной, слу- ховой, эмоциональной, двигательной и других, так и их функционирования. «Чистые» виды памяти в смысле безусловного доминирования одного из перечисленных крайне редки. Чаще всего на прак- тике мы сталкиваемся с различными сочетаниями зрительной, слуховой и двигательной памяти. Ти- пичными их смешениями являются зрительно-дви- гательная, зрительно-слуховая и двигательно-слу- ховая память. Однако у большинства людей все же доминирует зрительная память.
Наибольшего развития у человека обычно дости- гают те виды памяти, которые чаще всего исполь- зуются. Большой отпечаток на этот процесс накла- дывает профессиональная деятельность.
Процессы памяти тесным образом связаны с особенностями личности, ее эмоциональным на- строем, интересами и потребностями. Они опреде- ляют то, что и как человек запоминает, хранит и припоминает. То, что интересно и эмоционально значимо, запоминается лучше.
Память человека не является постоянной, а изме- няется в течение жизни. Рассмотрим типичные изменения, происходящие в памяти по мере социа- лизации индивида. С раннего детства процесс раз- вития памяти ребенка идет по нескольким направ- лениям: 1) начинают действовать аффективная
(эмоциональная) и механическая (моторная, двига-
V тельная) память, которая постепенно дополняется
и замещается логической и образной; 2) непосред- ственное запоминание со временем превращается в опосредствованное, связанное с активным и осоз- нанным использованием для запоминания и воспро- изведения различных мнемотехнических приемов и средств; 3) непроизвольное запоминание, доми- нирующее в детстве, у взрослого человека превра- щается в произвольное.
Характерно, что в формировании внутренних средств запоминания центральная роль принадле- жит речи, которая также из чисто внешней функ- ции общения все больше превращается во внутрен- нюю.
Установлено, что лучше усваивается информация,
которая является объектом внимания и сознания,
выступает в качестве цели. Таким образом сокра- щается объем исходной информации, облегчается работа по ее переработке.
Другим мнемоническим приемом является запо- минание путем повторения. Этот механизм основан на том, что запоминаемый материал посредством сознательного повторения удерживается в кратков- ременной памяти на более длительный срок, чем несколько секунд; повышается шанс перевода ин- формации в долговременное хранилище.
Одним из возможных механизмов кратковремен- ного запоминания является временное кодирование,
т. е. отражение запоминаемого материала в виде определенных, последовательно расположенных знаков в слуховой и зрительной системе человека.
Как правило, информация перекодируется в акус- тическую форму, а затем сохраняется в долговре- менной памяти в смысловой форме. Именно смысл вспоминаемого приходит на память первым, мы в конечном счете можем вспомнить желаемое или,
по крайней мере, заменить его тем, что достаточно близко к нему по смыслу.
ще долговременной памяти, может воспроизводить- ся сколько угодно, без утраты. Многократное и си- стематическое воспроизведение данной информа- ции только упрочивает ее следы в долговременной памяти. Емкость долговременной памяти практичес- ки безгранична.
Кратковременная и долговременная память вза-
имосвязаны и работают как единая система. Одна из концепций, описывающих их совместную, взаи- мосвязанную деятельность, разработана американ- скими учеными Р. Аткинсоном и Р. Шифрином.
Кратковременная память характеризуется ог-
раниченностью ее объема (в среднем 7 + 2). При переполнении объема кратковременной памяти че- ловека вновь поступающая информация частично вы- тесняет хранящуюся там, и последняя безвозвратно исчезает.
Характерно, что в формировании внутренних средств запоминания центральная роль принадле- жит речи, которая также из чисто внешней функ- ции общения все больше превращается во внутрен- нюю.
Установлено, что лучше усваивается информация,
которая является объектом внимания и сознания,
выступает в качестве цели. Таким образом сокра- щается объем исходной информации, облегчается работа по ее переработке.
Другим мнемоническим приемом является запо- минание путем повторения. Этот механизм основан на том, что запоминаемый материал посредством сознательного повторения удерживается в кратков- ременной памяти на более длительный срок, чем несколько секунд; повышается шанс перевода ин- формации в долговременное хранилище.
Одним из возможных механизмов кратковремен- ного запоминания является временное кодирование,
т. е. отражение запоминаемого материала в виде определенных, последовательно расположенных знаков в слуховой и зрительной системе человека.
Как правило, информация перекодируется в акус- тическую форму, а затем сохраняется в долговре- менной памяти в смысловой форме. Именно смысл вспоминаемого приходит на память первым, мы в конечном счете можем вспомнить желаемое или,
по крайней мере, заменить его тем, что достаточно близко к нему по смыслу.
ще долговременной памяти, может воспроизводить- ся сколько угодно, без утраты. Многократное и си- стематическое воспроизведение данной информа- ции только упрочивает ее следы в долговременной памяти. Емкость долговременной памяти практичес- ки безгранична.
Кратковременная и долговременная память вза-
имосвязаны и работают как единая система. Одна из концепций, описывающих их совместную, взаи- мосвязанную деятельность, разработана американ- скими учеными Р. Аткинсоном и Р. Шифрином.
Кратковременная память характеризуется ог-
раниченностью ее объема (в среднем 7 + 2). При переполнении объема кратковременной памяти че- ловека вновь поступающая информация частично вы- тесняет хранящуюся там, и последняя безвозвратно исчезает.
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Кратковременная память выступает
в роли обязательного промежуточного храни-
лища и фильтра, который перерабатывает самый большой объем информации, сразу отсеивая ненуж- ную, и оставляет потенциально полезную.
Процесс запоминания может протекать более эф- фективно, если сосредоточиться на усваиваемом материале.
Особенностью долговременной памяти является то, что она, по мнению Р. Аткинсона и Р. Шифрина,
практически не ограничена по объему и длительно- сти хранения в ней информации.
Оба типа памяти работают во взаимосвязи и па- раллельно. В памяти идет постоянная работа по обращению к прошлому опыту, его дополнению но- вой информацией, а также корректировка усвоен- ных сведений. Иначе говоря, человеку нет необхо- димости заучивать то, что он и так хорошо знает.
На этом основана ассоциативная память.
Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происхо- дит восприятие объекта, которое сформировалось у человека или на основе личных впечатлений, или на основе словесных описаний. Узнавая объект, мы всегда относим его к определенной категории объектов.
Забывание выражается в невозможности вспом- нить или в ошибочном узнавании и воспроизведе- нии. Физиологической основой забывания являются некоторые виды коркового торможения, мешающе- го актуализации временных нервных связей. Чаще всего это угасательное торможение, которое раз- вивается при отсутствии подкрепления. Для борь- бы с забыванием надо знать закономерности его протекания во времени.
Забывание протекает во времени непрерывно.
Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее. Забывание осмысленного матери- ала подчинено той же закономерности.
Весьма важно своевременно организовывать по- вторение воспринятого, не откладывая надолго эту работу. Забытое сразу же после восприятия может восстанавливаться через некоторое время. Так, уче- ник сразу же после уроков не может полностью пе- редать содержание воспринятого материала, но че- рез 1-2 дня даже без дополнительного чтения воспроизводит урок. Забывание протекает быстрее,
если материал недостаточно понят человеком, если материал неинтересен человеку, не связан непос- редственно с его практическими потребностями.
Скорость забывания находится в прямой зависимо- сти от объема материала и степени трудности его усвоения.
Ю
СЛ
7 6 . НЕКОТОРЫЕ ЭФФЕКТЫ
И ЗАКОНЫ ПАМЯТИ
Эффект Зейгарника состоит в следующем. Если людям предложить серию заданий и одни из них позволить довести до конца, а другие прервать не- завершенными, то окажется, что впоследствии ис- пытуемые почти в два раза чаще вспоминают неза- вершенные задания, чем завершенные к моменту прерывания. Это объясняется тем, что при получе- нии задания у испытуемого появляется потребность выполнить его, которая усиливается в процессе выполнения задания. Эта потребность полностью реализует себя, когда задание выполнено, и оста- ется неудовлетворенной, если оно не доведено до конца. В силу связи между мотивацией и памятью первая влияет на избирательность памяти, сохра- няя в ней следы незавершенных заданий. Можно сделать вывод: человек непроизвольно удерживает в своей памяти и в первую очередь воспроизводит то, что отвечает его наиболее актуальным, но не вполне еще удовлетворенным потребностям.
В своих исследованиях А. А. Смирнов установил,
что действия запоминаются лучше, чем мысли,
а среди действий, в свою очередь, прочнее запо- минаются те, которые связаны с преодолением пре- пятствий, в том числе и сами эти препятствия.
Эффект края. При запоминании ряда однород- ной информации лучше всего по памяти воспроиз- водятся его начало и конец.
Эффект реминисценции - улучшение со време- нем воспроизведения заученного материала без дополнительных его повторений. Чаще всего это явление наблюдается при распределении повторе- ний материала в процессе его заучивания, а не при
' 7 7 . МЫШЛЕНИЕ
В психологии под мышлением понимают процесс познавательной деятельности индивида, харак- теризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Отталкиваясь от ощу- щений и восприятий, мышление, выходя за приделы чувственного данного опыта, расширяет границы по- знания в силу своего характера, позволяющего по- средством умозаключения раскрыть то, что не- посредственно восприятием не дано. Ощущение и восприятие отражают отдельные стороны явлений,
моментов действительности в более или менее слу- чайных сочетаниях. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, сравнивает,
различает и раскрывает отношения. Через открытие этих отношений между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений мышление раскрывает новые, непосредственно не данные аб- страктные свойства, выявляя взаимосвязи и пости- гая действительность в этих взаимосвязях. Таким образом, мышление есть процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях.
Наиболее развитой формой мышления считается
словесно-логическое (понятийное) мышление,
посредством которого человек, опираясь на коды языка, становится способным отражать сложные связи, отношения, формировать понятия, делать вы- воды и решать сложные теоретические задачи. Бо- лее того, человеческое мышление невозможно без языка, в каких бы формах оно не осуществлялось.
Для словесно-логического мышления характерно ис- пользование понятий, логических конструкций, ко-
^£
торые иногда не имеют прямого образного выраже-
7 8 . ОПЕРАЦИИ И ПРОЦЕССЫ МЫШЛЕНИЯ
В процессе мыслительной деятельности человек познает окружающий мир с помощью особых ум- ственных операций. Эти операции составляют раз- личные взаимосвязанные, переходящие друг в дру- га стороны мышления. Основными мыслительными операциями являются анализ, синтез, сравнение,
абстракция, конкретизация и обобщение.
Анализ - это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сто- рон, действий и отношений. В элементарной фор- ме анализ выражается в практическом разложении предметов на составные части.
Синтез - это мыслительное объединение частей,
свойств, действий в единое целое. Операция син- теза противоположна анализу. В его процессе уста- навливаются отношения отдельных предметов или частей к их сложному целому. Анализ и синтез протекают всегда в единстве. Анализируется то, что включает в себя что-то общее, целое. Синтез также предполагает анализ: чтобы объединить какие-то части, элементы в единое целое, эти части и при- знаки необходимо получить в результате анализа.
Сравнение - это установление сходства или раз- личия между предметами и явлениями или их от- дельными признаками. Практически сравнение наблюдается при прикладывании одного предмета к другому, например одного карандаша к другому.
Абстракция состоит в том, что субъект, вычле- няя какие-либо свойства, признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных. В этом процес- се признак, отделяемый от объекта, мыслится не- зависимо от других признаков предмета, становится самостоятельным предметом мышления. Абстраги-
рование обычно осуществляется в процессе анали- за. Именно путем абстрагирования были созданы отвлеченные, абстрактные понятия длины, широты,
количества, равенства, стоимости.
Конкретизация предполагает возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью рас- крытия содержания. К конкретизации обращаются в том случае, если высказанная мысль оказывается не- понятной другим или необходимо показать проявле- ние общего в единичном. Когда нас просят привести пример, то, по сути дела, просьба заключается в кон- кретизации предшествующих высказываний.
Обобщение - мысленное объединение предме- тов и явлений по их общим и существенным призна- кам, например выявление сходных признаков, име- ющихся в яблоках, грушах и т. п. Простейшие обобщения заключаются в объединении объектов на основе отдельных, случайных признаков. Более слож- ным является комплексное обобщение, при котором объекты объединены по разным основаниям.
Все указанные операции не могут проявляться изолированно, вне связи друг с другом. На их ос- нове возникают более сложные операции мышления.
Кроме операций, имеются еще и процессы мышле- ния: 1) суждение - это высказывание, содержащее определенную мысль; 2) умозаключение - пред- ставляет собой серию логически связанных высказы- ваний, из которых выводится новое знание; 3) опре-
деление понятий рассматривается как система суждений о некотором классе предметов (явлений),
выделяющая наиболее общие признаки; 4) индукция
и дедукция - это способы производства умозаклю- чений, отражающие направленность мысли. Индукция предполагает вывод частного суждения из общего,
а дедукция - вывод общего суждения из частного.
ния (например, стоимость, честность, гордость и т. д.). Благодаря словесно-логическому мышле- нию человек может устанавливать наиболее общие закономерности, предвидеть развитие процессов в природе и обществе, обобщать различный нагляд- ный материал. Более того, человеческое мышление невозможно без языка.
Теоретическое образное мышление отличает- ся от понятийного тем, что материалом для решения задачи являются не понятия, суждения или умозак- лючения, а образы. Они или непосредственно извле- каются из долговременной памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким видом мышле- ния оперируют люди творческих специальностей.
В ходе решения мыслительных задач соответствую- щие образы мысленно преобразуются, и в результа- те манипуляций образами происходит решение по- ставленной задачи.
Следует отметить, что все виды мышления тесно взаимосвязаны между собой. Приступая к какому- либо практическому действию, мы уже имеем в со- знании тот образ, который предстоит еще достиг- нуть. Отдельные виды мышления постоянно взаимно переходят друг в друга. Так, практически невозмож- но разделить наглядно-образное и словесно-логи- ческое мышление, когда содержание задачи со- ставляют схемы и графики. Поэтому, пытаясь определить вид мышления, следует помнить, что этот процесс всегда относительный и условный.
Обычно у человека задействованы всевозможные компоненты, и следует говорить об относительном преобладании того или иного вида мышления. Толь- ко развитие всех видов мышления в их единстве может обеспечить правильное и достаточно полное отражение.
запоминании сразу наизусть. Отсроченное на не- сколько дней (2-3 дня) воспроизведение нередко дает лучшие результаты, чем воспроизведение ма- териала сразу после его заучивания. Реминисцен- ция, вероятно, объясняется тем, что со временем логические, смысловые связи, образующиеся внут- ри заучиваемого материала, упрочиваются, стано- вятся более ясными, очевидными.
Известный исследователь расстройств памяти
Т. Рибо, анализируя важные для понимания психоло- гии памяти случаи амнезий - временных потерь па- мяти - отмечает две закономерности: 1) память че- ловека связана с личностью, причем таким образом,
что патологические изменения в личности почти все- гда сопровождаются нарушениями памяти; 2) память человека теряется и восстанавливается по одному и тому же закону: при потерях памяти в первую оче- редь страдают наиболее сложные и недавно получен- J J *
ные впечатления; при восстановлении памяти дело ^
обстоит наоборот, т. е. сначала восстанавливаются наиболее простые и старые воспоминания, а затем - наиболее сложные и недавние. Закон мотивирован- ного забывания, по 3. Фрейду, гласит, что человек имеет склонность к забыванию неприятного.
Рассмотрим следующие феномены нарушения
памяти. 1. Амнезия - частичная или полная утрата способности к воспроизведению прошлого опыта, воз- никающая при различных локальных поражениях моз- га. 2. Парамнезия - искажение памяти (воспоминаний)
в результате нарушения способности к воспроизведе- нию. 3. Гипермнезия - удерживание в памяти и вос- произведение чрезмерно большого объема информа- ции. 4. Эйдетические образы - возникновение в памяти зрительных образов, которые по своей отчетливости почти приравниваются к галлюцинациям.
количества, равенства, стоимости.
Конкретизация предполагает возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью рас- крытия содержания. К конкретизации обращаются в том случае, если высказанная мысль оказывается не- понятной другим или необходимо показать проявле- ние общего в единичном. Когда нас просят привести пример, то, по сути дела, просьба заключается в кон- кретизации предшествующих высказываний.
Обобщение - мысленное объединение предме- тов и явлений по их общим и существенным призна- кам, например выявление сходных признаков, име- ющихся в яблоках, грушах и т. п. Простейшие обобщения заключаются в объединении объектов на основе отдельных, случайных признаков. Более слож- ным является комплексное обобщение, при котором объекты объединены по разным основаниям.
Все указанные операции не могут проявляться изолированно, вне связи друг с другом. На их ос- нове возникают более сложные операции мышления.
Кроме операций, имеются еще и процессы мышле- ния: 1) суждение - это высказывание, содержащее определенную мысль; 2) умозаключение - пред- ставляет собой серию логически связанных высказы- ваний, из которых выводится новое знание; 3) опре-
деление понятий рассматривается как система суждений о некотором классе предметов (явлений),
выделяющая наиболее общие признаки; 4) индукция
и дедукция - это способы производства умозаклю- чений, отражающие направленность мысли. Индукция предполагает вывод частного суждения из общего,
а дедукция - вывод общего суждения из частного.
ния (например, стоимость, честность, гордость и т. д.). Благодаря словесно-логическому мышле- нию человек может устанавливать наиболее общие закономерности, предвидеть развитие процессов в природе и обществе, обобщать различный нагляд- ный материал. Более того, человеческое мышление невозможно без языка.
Теоретическое образное мышление отличает- ся от понятийного тем, что материалом для решения задачи являются не понятия, суждения или умозак- лючения, а образы. Они или непосредственно извле- каются из долговременной памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким видом мышле- ния оперируют люди творческих специальностей.
В ходе решения мыслительных задач соответствую- щие образы мысленно преобразуются, и в результа- те манипуляций образами происходит решение по- ставленной задачи.
Следует отметить, что все виды мышления тесно взаимосвязаны между собой. Приступая к какому- либо практическому действию, мы уже имеем в со- знании тот образ, который предстоит еще достиг- нуть. Отдельные виды мышления постоянно взаимно переходят друг в друга. Так, практически невозмож- но разделить наглядно-образное и словесно-логи- ческое мышление, когда содержание задачи со- ставляют схемы и графики. Поэтому, пытаясь определить вид мышления, следует помнить, что этот процесс всегда относительный и условный.
Обычно у человека задействованы всевозможные компоненты, и следует говорить об относительном преобладании того или иного вида мышления. Толь- ко развитие всех видов мышления в их единстве может обеспечить правильное и достаточно полное отражение.
запоминании сразу наизусть. Отсроченное на не- сколько дней (2-3 дня) воспроизведение нередко дает лучшие результаты, чем воспроизведение ма- териала сразу после его заучивания. Реминисцен- ция, вероятно, объясняется тем, что со временем логические, смысловые связи, образующиеся внут- ри заучиваемого материала, упрочиваются, стано- вятся более ясными, очевидными.
Известный исследователь расстройств памяти
Т. Рибо, анализируя важные для понимания психоло- гии памяти случаи амнезий - временных потерь па- мяти - отмечает две закономерности: 1) память че- ловека связана с личностью, причем таким образом,
что патологические изменения в личности почти все- гда сопровождаются нарушениями памяти; 2) память человека теряется и восстанавливается по одному и тому же закону: при потерях памяти в первую оче- редь страдают наиболее сложные и недавно получен- J J *
ные впечатления; при восстановлении памяти дело ^
обстоит наоборот, т. е. сначала восстанавливаются наиболее простые и старые воспоминания, а затем - наиболее сложные и недавние. Закон мотивирован- ного забывания, по 3. Фрейду, гласит, что человек имеет склонность к забыванию неприятного.
Рассмотрим следующие феномены нарушения
памяти. 1. Амнезия - частичная или полная утрата способности к воспроизведению прошлого опыта, воз- никающая при различных локальных поражениях моз- га. 2. Парамнезия - искажение памяти (воспоминаний)
в результате нарушения способности к воспроизведе- нию. 3. Гипермнезия - удерживание в памяти и вос- произведение чрезмерно большого объема информа- ции. 4. Эйдетические образы - возникновение в памяти зрительных образов, которые по своей отчетливости почти приравниваются к галлюцинациям.