Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5. Организационно-правовые меры предупреждения экологических правонарушений.
Обстоятельства, способствующие совершению экологических правонарушений. Под обстоятельствами, способствующими совершению экологических правонарушений, понимаются обстоятельства, включающие в себя, причинно-необходимые экологические связи, обусловливающие в конечном итоге наступление отрицательных последствий в виде экологического вреда, причиненного тому или иному объекту природы. Эти обстоятельства объективно противоречат требованиям, предъявляемым к охране природной среды
Обстоятельства, способствующие совершению экологических правонарушений, можно классифицировать следующим образом.
1.Недостатки, связанные с организационно-техническими вопросами деятельности отдельных народнохозяйственных объектов, являющихся источником загрязнения природной среды (нарушения и недостатки в проектировании, сооружении, приеме, эксплуатации, ремонте, реконструкции, при отводе в пользование природных объектов, в определении территории санитарно-защитных зон и т.д.).
2.Несовершенство законодательного регулирования вопросов эколого-правовой охраны и защиты природной среды, здоровья человека.
3.Отсутствие достаточной экономической базы для исполнения экологических требований.
4.Недостатки организационной и исполнительной деятельности органов государственного и общественного контроля за охраной природной среды
5.Низкий уровень общей экологической культуры населения страны. Анализ практики расследования различных нарушений законодательства охране окружающей природной среды, ознакомление со статистическими материалами, научными исследованиями и техническими проработками вопросов природоохраны позволяют выделить наиболее распространенные, источники загрязнения в различных отраслях производственной деятельности. К таким объектам в первую очередь следует отнести:
-предприятия нефтехимической, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, черной и цветной металлургии, предприятия биологической, химической и целлюлозно-бумажной промышленной;
-автомобильный транспорт; > Metsu: предприятия топливно-энергетического комплекса (электростанции, особенно атомные и тепловые, нефте- и газопроводы, котельные установки);
-предприятия угольной промышленности (прежде всего их отходы, оказывающие воздействие на атмосферный воздух, растительность и животный мир, водный режим);
-предприятия коммунально-бытового обслуживания, сельскохозяйственного производства (сброс неочищенных вод в водоемы, стоки из животноводческих помещений, смыв с полей химических веществ, используемых для удобрений, в реки и другие водные источники, нарушения правил хранения удобрений и т. п.);
-организации лесной, деревообрабатывающей и лесозаготовительной промышленности, предприятия, использующие атомные силовые установки, и др.
Нередко непосредственными (техническими) причинами загрязнения окружающей природной среды являются дефекты в технологии очистки производственных выбросов или промышленных стоков, эксплуатация неисправных природозащитных сооружений, несоблюдение требований и правил транспортировки вредных и ядовитых химических веществ, сброс или хранение загрязняющих веществ в неположенных местах (организация свалок отходов производства в водоохранных зонах, лесных массивах).
Обстоятельствами, способствующими загрязнению природной среды, кроме того, являются: слабый уровень контроля за деятельностью должностных лиц и работников, обязанных осуществлять управление и следить за работой очистных сооружений, нерегулярные проверки деятельности этих лиц со стороны органов экологического контроля, вышестоящих по подчиненности органов и местной администрации. Среди других обстоятельств, способствующих экологическим правонарушениям, следует отметить:
-упущения, связанные с анализом проб выбросов и стоков загрязняющих веществ;
-применение дефектных контролирующих приборов, малоэффективных методик лабораторных анализов, низкий уровень профессиональной квалификации технического персонала, обслуживающего агрегаты и источники повышенной экологической опасности;
-использование устаревших (морально и физически) оборудования, технологии, сырья, топлива, что создает громадные перегрузки для очистных сооружений, увеличивает многократно затраты на охрану окружающей природной среды, создает угрозу наступления различных аварийных ситуаций, а нередко является и причинами, способствующими совершению экологических правонарушений.
Несовершенство законодательного регулирования вопросов охраны и защиты природной среды проявляется в виде имеющегося пробела в законодательстве, несовершенстве принятой правовой нормы, а также в противоречивости действия и применения правовой нормы на практике. В настоящее время идет процесс становления экологического законодательства. С принятием Закона «Об охране окружающей среды» этот процесс значительно ускорился. Принят ряд новых важных для охраны природной среды нормативных актов, таких, как Лесной кодекс, законы «Об экологической экспертизе», «О животном мире», «О недрах», «об особо охраняемых природных территориях)). Однако следует отметить, что и с принятием указанных выше и других законов, регулирующих общественные отношения в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, далеко не все проблемы решены.
Заключение.
В заключение необходимо отметить, что с каждым годом число экологических правонарушений увеличивается. Они все больше влияют на состояние общественной безопасности, в ряде регионов выступают фактором политической дестабилизации, причиняют вред не только экономике страны, но и подрывают сами биологические основы существования человека.
Всё это диктует необходимость наращивать усилия всех государственных, в том числе и правоохранительных органов, в охране и восстановлении естественной среды обитания человека. Повседневная практика свидетельствует о том, что только силами природоохранных и контролирующих органов остановить разрушительный экологический беспредел невозможно. В сложившихся экстремальных условиях с охраной природы крайне негативно следует расценивать любые шаги, направленные на ослабление прокурорского надзора в сфере экологии. Обобщение опыта работы природоохранных прокуратур позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования их деятельности, укреплении высококвалифицированными кадрами, владеющими экологическими, правовыми и экономическими знаниями, о надлежащем техническом оснащении.
Одним из путей комплексного подхода в организации природоохранной деятельности является принятие межведомственных нормативных актов, охватывающих смежные вопросы охраны окружающей среды.
Необходимо поднимать роль природоохранных прокуратур и создавать новые структуры, прообразом которых может стать экологическая милиция, так как от этого зависит не только наше здоровье, но и здоровье наших потомков.
Список литературы.
-Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М., 1993.
-Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002г. СЗ РФ 2002., №2. Ст.133. СЗ РФ 2007., №7. Ст.834.
-Уголовный кодекс РФ. М.,1998.
-Анисимов А.П., Алексеев А.П. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды: вопросы классификации. Конституционное и муниципальное право, №2, 2003.
-Боголюбов С.А. Экологическое право России. М., 2004.
-Бринчук Н.Н. Экологическое право России. М., 2004.
-Дубовик О.Л. Экологическое право России. М., 2006.
-Крассов О.И. Экологическое право: учебное пособие. О. И. Крассов. М.: Изд-во НОРМА, 2003.
-Маковик Р.С. Новые экологические акты РФ и их терминологический аппарат. Юрист. М., 2002. №3.
-Трунцевский Ю.Н. Экологическое право: учебное пособие. М.: АО "Центр ЮрИнфоР", 2001.