Файл: 18. Идейные течения и общественные движения в России во второй половине хiх века.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
"Волгоградский государственный технический университет"
Кафедра "История, культура и социаолгия"

Семестровая работа по дисциплине "История"

Тема 18. Идейные течения и общественные движения в России во второй половине ХIХ века







Выполнил: студент гр. ЭЭЗ-171 Дрынкин С.М.
Проверил: Преподаватель кафедры ИКС Ануфриева Е.В.

Волгоград 2022

Содержание


Введение 3

1 Предпосылки к появлению течений 4

2 Общественное движение 30-50-х гг. XIX века 10

3 Рабочее движение в России в 60 - 80-х гг. XIX в. 18

Заключение 21

Список использованных источников 22

Введение



Эта тема дала мне понять то, что и в то время происходили разногласия между правительством и народом, что так же шла борьба за то, кто будет править государством и по какому идейному течению будут все жить. Изучая эту тему можно увидеть, что не одно идейное течение не было доведено до ума. Никто не обратил внимание на то, что их программа не доработана, все лишь только рвались к власти, стремились быть первыми, лучшими, забывая про все. Все хотели ускорить развитие страны, перепрыгнув целую ступень развития общества, забыв о том, какое время переживали они в начале XIX в. Вторая половина XIX в протекала очень бурно. Все эти стычки, аресты революционеров, только сбивали народ, который метался из стороны в сторону, не зная куда приткнуться, какому движению следовать. Россия стояла перед выбором: реформы или революция. Власть понимала, что нужны перемены и в то же время они стремились не допустить смуты, которая была неизбежна в условиях осуществления слишком решительных преобразований. Большой вес имели силы, выступавшие против всяких изменений. Поэтому было много противоречий и непоследовательности в полосе реформ. Венцом усилий властей по преобразованию общества стала эпоха "Великих реформ" 60 - 70-х гг. XIX в. Она ликвидировала крепостное право и открыла возможность ускоренного перехода к индустриальному обществу, но никто не смог правильно воспользоваться этим шансом, надеясь на то, что построение правового государства и формирование гражданского общества смогут решиться в XX в.

1 Предпосылки к появлению течений



“Всякая народная индивидуальность, как и индивидуальность человека, есть микрокосмос и потому заключает в себе противоречия, но это бывает в разной степени. По поляризованности и противоречивости русский народ можно сравнить лишь с народом еврейским. И не случайно, именно у этих народов сильно мессианское сознание. Противоречивость и сложность русской души, может быть, связана с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории – Восток и Запад. Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира. И всегда в русской душе боролись два начала, восточное и западное.”
Объяснение этому простое и кроется в истории. Первый прообраз России-это Киевское княжество, оно сформировалось достаточно поздно относительно других государств Европы (882 год Киевская Русь/ 6 век первых Европейских государств). Однако, не смотря на это, Киевская Русь начала быстро прогрессировать и нагонять Европу в развитии, период феодальной раздробленности также совпал с этим периодом в Европе. И религия , как тормоз развития, мешала примерно одинаково. Но со временем развитие начало всё больше замедляться в 12 веке в Европе период раздробленности подходил к концу, на Руси он был в самом разгаре. Наступали переломные времена для развития страны. Более того, изначально Россия двигалась в сторону европейской культуры будущего. Появлялись математики масштаба Кирика Новгородца (12 век), летописи, первые художественные произведения (знаменитое “Слово о полку Игореве).


Зарождалась страна европейского вида со своими индивидуальными и привлекательными чертами, диктуемыми географическим положением, более ранней слабой коммуникацией с народами запада и связью с отдалённым положением от центра европейской культуры на тот момент. Такими как: свободолюбие (долгое время у славян не было мощной централизованной тоталитарной власти), особая близость к природе, известно, что славяне даже не имели в обиходе будущего времени, что говорит об уникальности формы мышления. И тут что то начало идти не так. В Европе начала исчезать феодальная раздробленность, начали появляться школы и университеты в весомых количествах (14-15 век). Появлялись учёные типа Бэкона или Коперника, которые толкали Европу в эпоху Возрождения.
В это время на Руси, в которой трудно было в какое-то время даже выделить центр ,началось время жуткой раздробленности, татарского и православного ига.



Московский период был самым плохим периодом в русской истории, самым душным, наиболее азиатско-татарским по своему типу, И по недоразумению его идеализировали свободолюбивые славянофилы”.
“ В Московской России была настоящая боязнь просвещения. Наука вызывала подозрение, как "латинство". Москва не былa центром просвещения. “


Полное отделение от цивилизации, разгул мракобесия и жестокости уничтожил, откинул Русь к началу. В то время, как Европа развивалась, Русь деградировала. Самое тёмное время. Гнёт религии, безграмотность, гнёт феодалов, татарское иго, распри князей. После временного подъёма при Иване 3 (конец 15 века) Россия потихоньку пришла к смутному времени (начало 17 века). Человеком, который вернул Россию на мировую арену, был Пётр 1 (рубеж 17-18 века).

Он осознавал дикую отсталость России от более развитой Европы. Этот царь был на мой взгляд самым первым западником. Пётр видя успехи европейского сегмента человеческой цивилизации решил взять их пример, как наиболее развитых. Это дало импульс для развития России на много лет вперёд. Заложение первых учебных завидений дало толчёк к развитию образования, управленчиская(создание антикоррупционного органа), обласная, военная(создание армии по заподному образцу) ,финансовая судебная( создание структуры судов от местных к высшим) реформы к укреплению России.

“Также характерно для русской религиозности юродство — принятие поношения от людей, посмеяние миру, вызов миру. Иосиф Волоцкой и Нил Сорский являются символическими образами в истории русского христианства. Столкновение их связывают с монастырской собственностью. Иосиф Волоцкой был за собственность монастырей, Нил Сорский — за нестяжательство. Но различие их типов гораздо глубже. Иосиф Волоцкой представитель православия, обосновавшего и освящавшего Московское царство, православия государственного, потом ставшего императорским православием. Он сторонник христианства жестокого, почти садического, властолюбивого, защитник розыска и казни еретиков, враг всякой свободы. Нил Сорский сторонник более духовного, мистического понимания христианства, защитник свободы по понятиям того времени, он не связывал христианство с властью, был противник преследования и истязания еретиков. Нил Сорский — предшественник вольнолюбивого течения русской интеллигенции. Иосиф Волоцкой — роковая фигура не только в истории православия, но и в истории русского царства. Его пробовали канонизировать, но в сознании русского народа он не сохранился, как образ святого. Вместе с Иоанном Грозным его нужно считать главным обоснователем русского самодержавия. Мы тут прикасаемся к двойственности русского мессианского сознания и к его главному срыву. После народа еврейского, русскому народу наиболее свойственна мессианская идея, она проходит через всю русскую историю вплоть до коммунизма. Для истории русского мессианского сознания очень большое значение имеет историософическая идея инока Филофея о Москве, как Третьем Риме 2. После падения православного Византийского царства. Московское царство осталось единственным православным царством. Русский царь, говорит инок Филофей, «един-то во всей поднебесной христианский царь». «Престол вселенския и апостольския церкви имел представительницей церковь Пресв. Богородицы в богоносном граде Москве, просиявшую вместо Римской и Константинопольской, иже едина во всей вселенной паче солнца светится». Люди Московского царства считали себя избранными народом. Некоторые, как, например, П. Милюков, указывают на славяно-болгарское влияние на московскую идеологию Третьего Рима. В чем была двойственность идеи Москвы — Третьего Рима? Миссия России быть носительницей и хранительницей истинного христианства, православия. Это призвание религиозное. «Русские» определяются «православием». Россия единственное православное
царство и в этом смысле царство вселенское, подобно первому: и второму Риму. На этой почве происходила острая национализация православной церкви. Православие оказалось русской верой. В духовных стихах Русь — вселенная, русский царь — царь над царями, Иерусалим та же Русь, Русь там, где истина веры. Русское религиозное призвание, призвание исключительное, связывается с силой и величием русского государства, с исключительным значением русского царя. Империалистический соблазн входит в мессианское сознание. Это все та же двойственность, которая была и в древнееврейском мессианизме. Мессианско-эсхатологический элемент у инока Филофея ослабляется заботой об осуществлении земного царства. Духовный провал идеи Москвы, как Третьего Рима, был именно в том, что Третий Рим представлялся, как проявление царского могущества, мощи государства, сложился как Московское царство, потом как империя и, наконец, как Третий Интернационал. Царь был признан наместником Бога на земле. Царю принадлежали заботы не только об интересах царства, но и о спасении души. На этом особенно настаивает Иоанн Грозный. Соборы созывались по повелению царей. Поразительно малодушие и угодничество собора 1572 г. Желание царя было законом для архиереев в церковных делах. Божье воздавалось кесарю. Церковь была подчинена государству не только со времен Петра Великого, но и в Московской России. Понимание христианства было рабье. Трудно представить себе большее извращение христианства, чем отвратительный «Домострой». Ив. Аксаков даже отказывался понять, как такую низкую мораль, как мораль «Домостроя», мог породить русский народный характер. Идеология Москвы, как Третьего Рима, способствовала укреплению и могуществу Московского государства, царского самодержавия, а не процветанию церкви, не возрастанию духовной жизни. Христианское призвание русского народа было искажено. Впрочем, то же случилось и с первым и вторым Римом, которые очень мало осуществляли христианство в жизни. Московская Россия шла к расколу, который стал неизбежен при низком уровне просвещения. Московское царство было тоталитарным по своему принципу и стилю. Это была теократия с преобладанием царства над священством. И вместе с тем, в этом тоталитарном царстве не было цельности, оно было чревато разнообразными расколами.”

Религия. Христианство (которое тоже пришло из западной культуры, хоть и с юга, при чём не со средневекового, а с Византии- последователя античной культуры и как бы это не звучало глупо, более близкого к современному виду Европы) так прочно впечаталось в сознание русского народа, что стало его полноправной частью. Однако оно своими деспотизмом, мракобесием и продажностью одна из сил ответственных за отсталось Руси. Она ответственна за измение самосознания русских от республеканского, способного менять князей и обходиться без централизованной власти, заниматься наукой и быть самодостачными личностями до фанатичного монархического , видящего в царе наместника бога и ставящего веру выше осозного существовая. Проще говоря религия сделала из гордого дуба деревянных марионеток . При чём уже со времён Ивана 3 точно, церковь была служанкой государства и государственной идеологии. Именно поэтому во время шума вокруг личности Ньютона на западе в России были казни на почве минимальных разногласий на предмет религиозных обрядов. Тот самый раскол церкви созданный Никоном(1656 и 1666 год). И опять Пётр 1 вносит свой вклад . Он урезал власть церкви и ослабил её гнёт. Провёл церковную реформу — комплекс мер, проведенный в период 1701-1722 годов для снижения влияния церкви, её независимости и усиления контроля над её административными и финансовыми вопросами. Одним из главнейших преобразований стала фактическая ликвидация должности Патриарха и утверждение 25 января 1721 года нового высшего церковного органа — Святейшего правительствующего Синода, или Духовной Коллегии.


И так стоит заметить , что истинная славянская уникальность умерла где-то во времена зависимости от Золотой орды. Плюс ко всем полнейшее порабощение крестьян сделало их рабами. А раб, как известно, не имеет национальности .Этом во многом способствовало крепостное право( впервые появилось , как прообраз этого явления в 15 веке в Московском княжестве, а при Екатерине (практически вся 2 половина 18 века) приобрела катастрофический уровень) и религия , которая воспитывала людей быть покорными и не пускать грешные мысли в голову.
Из всего этого можно сделать такой вывод особый путь мог сложиться в 12 веке , при чём мог идти только путём перенимания опыта.Все векторы , то есть пути развития, равны у всех народов- это развитие науки, производства, творчества ,поддержание ценностей свободного и интеллектуального человека. Особыми у этого пути могут быть лишь конкретные черты, которые бы появлялись из-за некоторых уникальных положительных особенностей , которые бы способствовали своему уникальному вкладу в общенациональное развитие . Но тем не менее исторически сложилось убеждение об особой миссии России и русских, их уникальной уникальности. Второе при чём в какой-то мере правда.
Таким образом во время , когда всё больше Россия стала становиться на западные рельсы и думающая прослойка людей начала становиться шире ( 30-50 ее годы 19 века),стали формироваться общественные движения со своим философским политическим взглядом.

2 Общественное движение 30-50-х гг. XIX века



В это время зародилось достаточно много общественных течений , но стоит выделить , как основные идейные течения: консервативные ( сторонники теории официальной народности, правые, монархисты), либеральное (сторонники славянофильской позиции и сторонники западнической позиции) и революционно – социалистическое течение ( сторонники русского утопического социализма).

Начну с наименее интересных персонажей - консерваторов. По сути С.С.Уваров по просьбе Николая 1 создал идеологию “ Теория официальной народности” в 1833 году стоящей на 3 китах Православие (без любви к вере предков народ погибнет), Самодержавие (основное условие политического существования россии) ,Народность(сохранение народных традиций). В основмом эта теория говорит следующее : Россия процветает, лидирует в мире , народ просвящён и духовно богат, а значит ничего менять не надо, но расслабляться нельзя, нужно бросить все силы на сохранение нынешнего положения дел. Вообще Николай 1, и по сути всё спонсируемое им это течение, любили создавать мифы, чтобы как то поддерживать веру в идеологию. Например, война с Наполеоном 1812 года стала Великой Отечественной именно по указу Николая 1. Вся эта партия не выдерживает критики не только в плане неспособности выстоять против логических довыдов о неправильности высказываемых выводов о положении дел в стране и высмеивания её основных позиций (Самодержавия, Православие, Народность), но и в моральном , Чаадаева посадили под домашний арест за высказывание мыслей идущих против их теории. В общем обычная идеологическая партия власти, чья цель остаться на своём месте. В неё входили граф Уваров, писатель Греч, историк и публицист Погодин и д.р.