Файл: Литература неразрывно связана с духом Священного писания и святоотеческого предания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Молитва героя в сказках Пушкина становится способом осуществления благодатного чуда в его христианском понимании («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре, князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (1831) и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (1833)). По молитвам и истинно добрым устремлениям героев совершаются сказочные (чудесные) явления («чудный город», оживление, спасение от смерти и др.). В этом случае молитва выступает универсалией идеального бытия. Чудесное в сказках под действием молитв персонажей становится христоцентричным: чудо осмысляется как заслуженное героями, стремящимися к осуществлению Божьего образа в человеке. В «Сказке о рыбаке и рыбке» (1833) молитва героя (рыбака) становится завязкой сюжетного хода, молитвенный мотив проходит через композицию всего произведения. Но в этом тексте изображается совсем иной мир — мир, не принимающий благословения (благодатного чуда): чудесно обретенное и неправедно (пристрастно) использованное богатство, чин и власть у героев вскоре отнимаются.

Утрату героем доброго начала, его влечение к греху Пушкин осмысляет в «Сказке о золотом петушке» (1834). Царь Дадон искушается ложными чудесами, обольщениями. Жизнь не по совести разрушает целостность мировосприятия героя и исключает саму возможность обращения к просительному молитвенному слову: молитва, поначалу разрабатывавшаяся Пушкиным в черновиках этой сказки, в итоге отвергается им как несоответствующая умонастроению героя (алчного и злого).

Таким образом, художественная система Пушкина-поэта отражает глубинные основы православного мировосприятия. Истоки пушкинского поэтического дара обнаруживаются, прежде всего, в стихии народной поэзии, а именно, в эпической и лирической, присущей древнерусской словесности, освещенной христианскими идеалами и имеющей установку на преображение человека.

Категория молитвы в поэзии Пушкина, генетически связанная со Священным Писанием, гимнографической традицией и святоотеческим Преданием восточной православной Церкви, является фактором, соединяющим в поэтическом тексте духовный и эстетический потенциал слова.

Молитва представлена практически во всех поэтических жанрах Пушкина: в стихотворениях (дружеских посланиях, сонете, песнях, эпитафии и др.), поэмах, романе в стихах сказках. В пушкинских текстах обнаруживаются молитвы поэта за друзей, возлюбленную женщину, встречаются покаянные молитвы, индивидуально-авторское переложение; молитвы героя: монаха, священника на церковном Таинстве, кающегося грешника, ребенка, царицы, рыбака, разбойника,
селянина на кладбище, молитва взрослого за ребенка, молитва как царское благословение, отцовское благословение, родительская молитва-благословение, воинская благодарственная молитва и другие. В некоторых произведениях Пушкин художественно воссоздает молитвенное состояние, ситуацию (условие) обращения героя (героини) с молитвой к Богу. Поэт представляет как молитву исторической личности, так и вымышленных эпических персонажей. Молитва в произведениях Пушкина может проявляться и косвенно, через контекст, указывающий на присутствие молитвы в сознании, сердце героя или поэта.

Молитвы героя в поэзии Пушкина играют по преимуществу оценочно-смысловую и композиционную роль. Герои поэтических произведений Пушкина характеризуются в зависимости от их отношения к молитве, способствующей глубокому раскрытию их внутреннего мира. Характерной чертой поэтического творчества Пушкина становится нарастающий интерес к судьбе героя, способного внутренне изменяться, совершенствоваться перед лицом драматических событий. Первостепенное значение для Пушкина приобретает поэтизация коренных духовных начал человеческой личности, основывающихся на евангельских заповедях о смирении, кротости, прощении и любви.

Включение в поэтический текст молитвы позволяет Пушкину глубже раскрыть не только мироотношение молящегося (самого поэта или героя произведения), но и показать формы самопознания души и сам путь, ведущий личность к богопознанию.