Файл: Учебнометодическое пособие для студентов иркутск игму 2016 2 удк 616. 8079. 2(075. 8) Ббк 56. 12я73 с 38.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 258
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рис. 1. Кожная иннервация, вид спереди (по Д. А. Гринбергу
1
): слева показаны зоны иннервации периферических нервов, справа – сегментарные и корешковые зоны иннервации.
1
Сепп Е. Учебник нервных болезней : учеб. пособие / Е.Сепп, М.Цукер, Е.Шмидт. – М. : ГИМС, 1940.
1
): слева показаны зоны иннервации периферических нервов, справа – сегментарные и корешковые зоны иннервации.
1
Сепп Е. Учебник нервных болезней : учеб. пособие / Е.Сепп, М.Цукер, Е.Шмидт. – М. : ГИМС, 1940.
76
Спинномозговые корешки Периферические нервы
Рис. 2. Кожная иннервация, вид сзади (по Д. А. Гринбергу
2
): справа показаны зоны иннервации периферических нервов, слева – сегментарные и корешковые зоны иннервации.
2
Сепп Е. Учебник нервных болезней : учеб. пособие / Е.Сепп, М.Цукер, Е.Шмидт. – М. : ГИМС, 1940.
77
Рис. 3. Строение и действие симпатической нервной системы (по С. Оксу
3
).
3
Сепп Е. Учебник нервных болезней : учеб. пособие / Е.Сепп, М.Цукер, Е.Шмидт. – М. : ГИМС, 1940.
78
Рис. 4. Строение и действие парасимпатической нервной системы (по С. Оксу
4
).
4
Сепп Е. Учебник нервных болезней : учеб. пособие / Е.Сепп, М.Цукер, Е.Шмидт. – М. : ГИМС, 1940.
79
Рис. 5. Отраженные боли (Зоны Захарьина-Геда) при патологии внутренних органов
5
Рис. 6. Зоны Захарьина-Геда на лице и голове (по А. А. Скоромцу
5
):
1 и 3 – гиперметропия и пресбиопия; 2 – глаукома, кариес верхних зубов, желудок;
4 – моляры; 5 – дыхательная часть носа; 6 – нижний зуб мудрости, задняя спинка языка;
7, 16 – органы грудной полости; 8, 15 – органы грудной и брюшной полости; 9 – гортань;
10 – передняя половина языка, нижние передние зубы; 11 – роговица, околоносовые пазухи, верхние резцы; 12 – глаукома, зубы; 13 – органы грудной полости, радужка, глаукома;
14 – задняя часть языка, органы брюшной полости; 17 – болезни внутреннего уха.
5
Скоромец А.А. Нервные болезни : учеб. пособие / А. А. Скоромец, А. П. Скоромец, Т. А. Скоромец . -
2-е изд., перераб. и доп. - М. : МЕДпресс-информ, 2007.
80
Приложение 2
Краткая шкала оценки психического статуса
(Mini-Mental State Examination – MMSE)
Когнитивная сфера
Оценка
(баллы)
1. Ориентировка во времени
Назовите год, время года, месяц, число, день недели
0–5 2. Ориентировка в месте
Где мы находимся? (страна, область, город, клиника, этаж)
0–5 3. Восприятие
Повторите три слова: лимон, шар, ключ
0–3 4. Концентрация внимания
Серийный счет («от 100 отнять 7») – пять раз
0–5 5. Память
Припомните три слова (см. п. 3)
0–3 6. Речевые функции:
Называние предметов: «ручка и часы»
Повторите предложение: «Никаких если, и или но»
Трехэтапная команда: «Возьмите правой рукой лист бумаги, сложите его вдвое и положите на стол»
Прочтите и выполните: «Закройте глаза»
Напишите предложение
Срисуйте рисунок: два перекрещенных пятиугольника
0–2 0–3 0–1 0–1 0–1 0–1
Общий балл
0–30
Интерпретация результатов:
Нет когнитивных нарушений (КН) или легкие КН
28–30
Умеренные КН
25–27
Деменция легкой степени выраженности
20–24
Деменция умеренной степени выраженности
11–19
Тяжелая деменция
0–10
Тест рисования часов
(Clock drawing test)
Пациенту предлагается нарисовать на чистом нелинованном листе бумаги круглые часы с цифрами на циферблате и указать на них стрелками заданное время.
Интерпретация результатов теста: 10 баллов – норма, 9 – незначительные неточности в расположении стрелок, 8 – более заметные ошибки в расположении стрелок, 7 – стрелки показывают совершенно неправильное время, 6 – стрелки не выполняют свою функцию, 5 – неправильное расположение чисел на циферблате, 4 – утрачена целостность часов, 3 – числа и циферблат более не связаны друг с другом, 2 – больной безуспешно пытается выполнить инструкцию, 1 – больной не делает попыток выполнить инструкцию.
81
Приложение 3
Тест для определения типа личности и его адаптационного состояния
ФИО, пол, возраст, должность__________________________дата_________
Выберите вариант ответа и оцените свои особенности в баллах.
Обведите кружком балльную оценку
Составляете ли Вы подробный план своей деятельности?
Да, обычно составляю долгосрочные планы Планирую работу на короткий срок
10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
От каких событий больше пользы?
Запланированных Незапланированных, неожиданных
10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
Меняете ли Вы свои решения?
Редко Часто
10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-0-1-2-3-4-5-6-78-9-10
Часто ли Вы рассчитываете на случайную удачу?
Редко Часто
10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
Каким человеком Вы себя считаете?
Серьезным Беспечным
10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
Можете ли Вы выполнять несколько дел одновременно?
Нет, предпочитаю завершить сначала одно, Да, могу выполнять
затем взяться за другое дело несколько дел одновременно
10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
Как Вы действуете в конфликтных ситуациях?
Прямолинейно, принципиально Гибко, нахожу варианты разрешения конфликта
10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
Сохраняете ли Вы традиции?
Да, не люблю неожиданности Нет, предпочитаю нововведения
10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-0-1-2-3-4-5-6-7-
Как Вы работаете?
Равномерно, без рывков Бывают спады и авралы в работе
10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
Во время разговора Вы
Предпочитаете говорить на одну тему Часто меняете темы разговора
10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
рациональность (J) или иррациональность (P)
Чему вы отдаете предпочтение?
Интересам дела Чувствам людей
10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
Вы руководствуетесь в большей мере
Рассудком Велением сердца
82
10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
Склонны ли Вы отстаивать свои взгляды или
можете проявить уступчивость ради сохранения хороших отношений?
Отстаиваю свое мнение Проявляю уступчивость
10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
Любите ли Вы проявлять родственные чувства или проявляете сдержанность?
Проявляю сдержанность Проявляю сердечность
10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
Каким человеком Вы себя считаете?
Хладнокровным Вспыльчивым
10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
Что для Вас более характерно?
Оперировать аргументами и фактами Проявлять горячую убежденность
10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
Чем Вы чаще руководствуетесь?
Необходимостью Желанием
10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
Что для Вас важнее?
То, что сказано То, как сказано
10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
Какие отношения Вы предпочитаете?
Ясные, простые Сложные, не всегда ясные
10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
Согласны ли Вы, что «цель оправдывает средства»?
Да Нет
10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
логика (T) или эмоциональность (этика) (F)
Считаете ли Вы себя человеком
Изобретательным Практичным
10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
Чему Вы отдаете предпочтение?
Теоретическим вопросам Конкретным делам
10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
Что для Вас проще?
Составить план какого-либо дела Претворить планы в жизнь
10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
Чему Вы больше доверяете?
Своим предчувствиям Своему опыту
10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
Вы руководствуетесь в большей степени
Глобальными идеями Реальными событиями
10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
Как Вы решаете проблемы?
Нестандартно, оригинально Стандартно, как другие люди
10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
Как Вы решаете проблемы?
Нестандартно, оригинально Стандартно, как другие люди
83
10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
Какие дела Вы предпочитаете?
Интересные Полезные
10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
Какие темы Вы предпочитаете обсуждать?
Общие Конкретные
10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
Какими своими достижениями Вы гордитесь?
Интеллектуальными Завершенностью, тщательностью выполнения дел
10-9-8-7-6-5-4-3-2-1--1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
Как Вы понимаете комфорт?
Как творческую атмосферу Как физические удобства
10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
интуиция (N) или сенсорику (S)
Легко ли Вы сходитесь с людьми?
С трудом Да, очень легко
10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
Любите ли Вы работать в коллективе?
Нет, предпочитаю работать в одиночку Да, люблю
10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
Любите ли Вы поговорить?
Нет, я «молчун» Да, я очень разговорчив(а)
10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
Можете ли Вы начать разговор с незнакомым человеком?
С трудом Легко, запросто
10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
Вы человек в большей мере
Сдержаный, скрытный Открытый людям
10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
Вы предпочитаете
Ограниченное число контактов Множество контактов
10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
Во время разговора Вы предпочитаете
Оставить свое мнение при себе Обязательно высказать свое мнение
10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
Как Вы относитесь к коллективным развлечениям?
Они меня утомляют Охотно принимаю участие
10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
Как на Вас действует одиночество?
Люблю побыть в одиночестве Люблю находиться в компании
10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
Как Вы относитесь к передаче информации?
Предпочитаю принимать информацию Люблю выдавать информацию
10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
интроверсию (I) или экстраверсию (E)
________________________________________________________________________________
84
Посчитайте сумму баллов в каждой половине, от большего числа отнимите меньшее, полученную разность разделите на десять, полученная средняя величина выявляет состояние психической функции.
Определите тип личности, например, рациональный логико-сенсорный экстраверт (JTSE) или иррациональный интуитивно-эмоциональный интроверт
(PNFI). Для статистической обработки кроме средней величины необходимо подсчитать также среднее квадратическое отклонение.
Определите адаптационное состояние.
0–0,9 – демпфирование, 1–3,9 – синтония (норма), 4–6,9 – акцентуация, 7–
10 – выраженная акцентуация.
Если демпфирование сочетается с признаками противоположной функции – амальгамирование, амальгамирование по двум или трем функциям
– химеризация, амальгамирование по всем функциям или равное значение всех функций – деперсонализация, сочетание амальгамирования и акцентуации – мозаичный тип личности.
Подробное описание типов личности приведено в монографии В. И.
Окладникова
6 6
Окладников В.И. Личность (типология, адаптация, коррекция) // Иркутск, 2010.
85
Учебное издание
Васильев Юрий Николаевич
Быков Юрий Николаевич
Окладников Владислав Иванович
СИНДРОМАЛЬНАЯ И ТОПИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
ПОРАЖЕНИЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ