Файл: Учебнометодическое пособие для студентов иркутск игму 2016 2 удк 616. 8079. 2(075. 8) Ббк 56. 12я73 с 38.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 261
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
. Больному предлагают показывать называемые предметы (ручку, расческу, часы, стакан, кровать и др.), части тела (нос, глаз, ухо, руку и др.).
Понимание смысла простых и сложных предложений. Больного просят открыть рот, закрыть глаза, высунуть язык, показать указательным пальцем левой руки правое ухо, мизинцем правой руки – левый глаз и др.
Проверяется понимание сложных инструкций, например; «Покажите ключом расческу, ключ – расческой». Понимание смыслового значения фраз: «Что означает: мамина дочка, дочкина мама; отец брата, брат отца». Различает ли больной правильные и неправильные по смыслу фразы при их звуковом сходстве: «Лисица съела курицу; курица съела лисицу», «Слон больше мухи или муха больше слона?».
Исследование фонематического слуха. Больному предлагают повторить близкие по звучанию фонемы: Б-П, П-Б, ДА-ТА, ТА-ДА, МА-ПА, ПА-MA, ВА-
ФА, ФА-ВА и другие.
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ
Исследование артикуляции и отраженной речи. Больному предлагают повторять отдельные буквы (а, у, к, б и др.), слоги (та, на, ре и др.), слова (стол, ручка, электричество, кораблекрушение), а также простые и сложные фразы.
35
Обращается внимание на четкость и правильность произношения звуков, слов.
Для выявления артикуляционных затруднений исследуемого просят также повторить скороговорки, например: «Сшит колпак, да не по-колпаковски, надо его переколпаковать», «На дворе – трава, на траве – дрова» и другие.
Исследование автоматизированной речи. Больному предлагают считать до 10, назвать по порядку буквы алфавита, дни недели, месяцы года, прочесть заученное ранее стихотворение.
Исследование номинативной
(обозначающей) функции речи.
Исследуемого просят назвать предметы или их изображения при показывании и по описанию их свойств. Например, спрашивают: «Как называется то, чем едят, из чего пьют, чем расчесывают волосы?» и др.
Исследование повествовательной речи. Больному предлагают ответить на вопросы, например: «Когда и как Вы заболели?», «Расскажите о себе», пересказать содержание общеизвестного кинофильма, книги, события.
АФАЗИЯ
Афазии – нарушения речи, обусловленные поражением корковых речевых центров или путей, соединяющих эти центры. Различают моторную, сенсорную, амнестическую и семантическую афазии. Возможно сочетание этих афазий.
Моторная афазия выражается в том, что больной теряет способность говорить при отсутствии паралича речевой мускулатуры. Понимание речи сохраняется. Как правило, сочетается с аграфией (утратой способности письма).
Моторная афазия встречается при поражении речевого центра Брока, расположенного в задних отделах нижней лобной извилины доминантного
(левого у правшей) полушария.
Сенсорная афазия характеризуется нарушением понимания чужой речи.
При этом больной сохраняет способность говорить, однако речь его становится неправильной, изобилует парафазиями и может представлять набор бессмысленных слов и даже слогов. При парафазиях отмечается нарушение структуры слов: замена или перестановка букв в слове (литеральная парафазия), замена одних слов другими (вербальная парафазия). Сенсорная афазия наблюдается при поражении центра Вернике, находящегося в заднем отделе верхней височной извилины доминантного полушария.
Амнестическая афазия – больной не может правильно называть предметы, как бы «забывает» слова. Однако он знает и может описать назначение предмета, при подсказке обычно называет показываемый предмет.
Так, при показе карандаша он говорит: «Это писать». Обычно больной неплохо говорит и понимает чужую речь. Амнестическая афазия возникает при локализации очага на границе теменной, височной и затылочной долей доминантного полушария.
Семантическая афазия – характеризуется трудностями понимания грамматических конструкций, в особенности выражающих пространственные взаимоотношения между объектами («картина на стене», «стол под стулом» и др.), а также отношения между людьми («Кем доводится вам отец вашего брата
36 и брат вашего отца?» и т. п.). Возникает при поражении теменной доли доминантного полушария.
Афазию (поражение коры, либо связей речевых центров) следует отличать от других речевых нарушений:
Дизартрия – нарушение речи, зависящее от расстройства функции речевой мускулатуры (мышц языка, мягкого нёба, гортани), выражается расстройством артикуляции, неправильным произношением слов.
Анартрия – полная невозможность произносить речевые звуки, наблюдается при бульбарном и псевдобульбарном параличах.
Афония (гипофония) – утрата или ослабление звучности голоса, наблюдается при параличе голосовых связок, истерии.
Мутизм – немота, встречается при контузии головного мозга, истерии, реактивных состояниях.
Скандированная речь – больной говорит медленно (брадилалия), с затруднением, как бы отчеканивая каждое слово, деля его на отдельные слоги.
Наблюдается при поражении мосто-мозжечковых систем.
Замедленная и монотонная речь – встречается при паркинсонизме.
Заикание – нарушение плавности, непрерывности речи вследствие судорожных сокращений речевых мышц.
Кроме того, нередко наблюдаются дизартрические расстройства, не связанные с активным органическим заболеванием нервной системы: картавость, шепелявость и т. д.
6.9. Расстройства высших корковых функций
1. Апраксия – нарушение действия (praxis – действие), утрата сложных целенаправленных движений при отсутствии параличей, расстройств координации и чувствительности. Наблюдается при поражении нижней части левой теменной доли, мозолистого тела, а также лобных долей.
Для выявления апраксии больному предлагают выполнить ряд заданий: а) подражать действиям врача, например, одну руку поднять вверх, а другую вытянуть вперед, произвести кивательные движения головой; б) по заданию дотронуться пальцем правой руки до кончика носа, заложить руку за спину и др.; в) производить действия с различными реальными предметами: зажечь спичку, застегнуть пуговицу; г) показать, как пользуются воображаемыми предметами: как едят ложкой из тарелки, как вдевают нитку в иглу; д) произвести мимические движения, погрозить пальцем, поманить рукой; е) сложить из спичек геометрические фигуры (по заданию).
2. Аграфия – нарушение письма, возникает при поражении заднего отдела средней лобной извилины левого полушария, нередко сочетается с моторной или сенсорной афазией.
Для обнаружения нарушений письма проверяется, как больной списывает и пишет под диктовку буквы, слова, фразы, а также письменно отвечает на
37 вопросы или пишет короткий рассказ на заданную тему.
3. Алексия – нарушение чтения, наблюдается при поражении угловой извилины слева (у левшей – справа).
Для выявления алексии проверяется чтение вслух. Чтобы выяснить, понимает ли больной смысл прочитанного про себя, ему предлагают выполнить написанную врачом инструкцию (например, взять в руку книгу и пр.).
4. Агнозия – утрата способности узнавания при отсутствии нарушений чувствительности, зрения, слуха, обоняния и вкуса.
Тактильная агнозия – проявляется в том, что больной при сохранности чувствительности не может узнать предмет путем ощупывания (астереогноз); наблюдается при поражении левой теменной доли. Для выявления этой агнозии исследуемому предлагают с закрытыми глазами распознать предмет на ощупь.
Расстройство схемы тела–больной путает правое и левое, что приводит к ряду ошибочных действий в процессе осмотра; при этом возможно развитие таких редких и своеобразных расстройств, как анозогнозия (больной отрицает свое заболевание, даже при наличии тяжелого неврологического дефекта), псевдополимиелия
(ощущение дополнительной конечности), амиелия
(ощущение отсутствия конечности) и аутотопагнозия
(расстройство ориентировки относительно собственного тела или его частей). В большинстве случаев возникает при поражении правой теменной доли.
Зрительная агнозия – больной видит предмет, но не может узнать его; наблюдается при поражении наружной поверхности затылочных долей.
Методика исследования: больного просят показать или взять те или иные предметы, лежащие на столе.
Слуховая агнозия – больной не понимает происхождения и значения звуков, не может узнать по звуку предмет (тикание часов, гул самолета, автомобиля и т. д.). Чаще наблюдается при поражении левой височной доли.
Методика исследования: подносят к уху больного часы, льют воду из графина в стакан и пр.
6.10. Психическая сфера
Сознание больного. Критерии ясного сознания – ориентировка в месте, времени, пространстве, собственной личности, окружающих предметах и лицах. Оценка нарушения сознания в баллах проводится по шкале Глазго.
Оцениваются такие клинические признаки как открывание глаз (оценка от 1 до
4 баллов), двигательная активность (1–6 баллов), словесные ответы (1–5 баллов). Суммарная оценка: 15 баллов – сознание ясное, 13–14 баллов – оглушенность, 9–12 баллов – сопор, 4–8 баллов – кома, 3 балла – смерть мозга.
Восприятие
– иллюзии, галлюцинации
(зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые). Психосенсорные расстройства, в том числе расстройства «схемы тела».
Мышление – замедленность или ускорение ассоциативного процесса.
Навязчивые идеи. Бредовые высказывания. Критическая оценка больным своего состояния.
38
Внимание – устойчивость, усиление, ослабление, утомляемость.
Память – на недавние и давно прошедшие события (сохранена, ослаблена, отсутствует – амнезия).
Конфабуляции – ложные воспоминания, вымыслы.
Интеллект – соответствие или несоответствие возрасту, образованию, социальному положению.
Настроение – устойчивость, доминирующий фон (ровное, апатия, тревога, депрессия, эйфория), повышенная раздражительность, плаксивость, наклонность к аффектам.
Сон – скорость засыпания, продолжительность и глубина ночного сна, частота и длительность пробуждений, характер сновидений. Самочувствие после сна.
Когнитивные (познавательные) функции – гнозис (восприятие информации), мышление (обработка и анализ информации), память
(запоминание и хранение информации), речь (обмен информацией), праксис
(целенаправленная двигательная активность).
Когнитивные нарушения являются важными, а в ряде случаев единственными проявлениями органической патологии головного мозга. Различают легкие, умеренные и тяжелые когнитивные нарушения (деменция). Краткая шкала оценки психического статуса (MMSE) приведена в приложении 2.
Личность больного – тип личности пациента, адаптационные или дезадаптационные состояния личности, сохранность или изменение
(деградация). Нравственные и духовные качества личности. Невротизация.
Психопатизация. Опросник для оценки личности приведен в приложении 3.
7. СИНДРОМЫ ПОРАЖЕНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
7.1. Синдромы поражения коры головного мозга
Для поражения различных отделов коры головного мозга характерно сочетание симптомов выпадения и симптомов раздражения.
При поражении лобной доли: моторная афазия (центр Брока – задние отделы нижней лобной извилины доминантного полушария); моноплегии, поражение VII и XII нервов по центральному типу; хватательные рефлексы, симптомы орального автоматизма; моторная апраксия; астазия – абазия, контралатеральная атаксия; аносмия и гипосмия на стороне очага; амблиопия, амавроз; парез или паралич взора; «лобная психика» (апатико-абулический и расторможенно-эйфорический варианты).
Симптомы раздражения лобной доли: фокальные судорожные припадки (джексоновские) на стороне, противоположной очагу в передней центральной извилине; адверсивные судорожные припадки, начинающиеся с поворота головы и глаз в противоположную пораженному полушарию сторону; ритмические жевательные, чмокающие, облизывающие, глотательные движения при раздражении оперкулярной области.
При поражении теменной доли: гипестезия, гиперпатия на
39 противоположной стороне тела; пространственно-гностические расстройства, аутотопагнозия, лево-право-дезориентация, псевдополимиелия, анозогнозия при очаге в верхней теменной дольке субдоминантного полушария; алексия при поражении угловой извилины; акалькулия, апраксия, астереогноз при очаге в нижней теменной дольке, надкраевой извилине доминантного полушария; психосенсорные нарушения, конфабуляции; нарушения тазовых функций при парасагиттальной локализации процесса.
Симптомы раздражения теменной доли: парестезии на противоположной стороне тела; сенсорные джексоновские припадки на противоположной очагу стороне; поворот головы и глаз в противоположную очагу сторону при раздражении заднего адверсивного поля.
При поражении височной доли: сенсорная афазия (центр Вернике – задний отдел височной и нижний отдел теменной долей доминантного полушария), слуховая агнозия, сенсорная амузия, агевзия, квадрантная гемианопсия (лучистость Грасиоле); нарушение памяти, головокружения, контралатеральная атаксия, оглушенность, сонливость, вегетативно- висцеральные нарушения; нарушение поведения, лабильность эмоций, психопатоподобное поведение, гиперсексуальность, агрессивность, булимия.
Симптомы раздражения височной доли: слуховые, обонятельные, вкусовые галлюцинации; метаморфопсии, состояния
«дереализации»; ощущения «уже виденного», «уже пережитого» и «никогда не виденного»; общие судорожные припадки со слуховыми, обонятельными, вкусовыми аурами; височная эпилепсия (амбулаторные автоматизмы и др.).
При поражении затылочной доли: контралатеральная гомонимная гемианопсия; верхнеквадрантная гемианопсия (язычная извилина, gyrus lingualis), нижнеквадрантная гемианопсия (клин, cuneus); зрительная агнозия.
Симптомы раздражения затылочной доли: зрительные галлюцинации; метаморфопсии (макро- и микропсии); общие судорожные припадки со зрительной аурой.
7.2. Синдромы поражения подкорковых структур
Лучистый венец: гемипарез, гемигипестезия с неравномерным поражением конечностей; монопарез, моногипестезия.
Внутренняя капсула: гемиплегия, гемианестезия, гомонимная гемианопсия на противоположной стороне (заднее бедро), гемиатаксия на противоположной стороне (переднее бедро), контралатеральные симптомы поражения VII и XII нервов по центральному типу.
Мозолистое тело: спутанность сознания, прогрессирующее слабоумие, конфабуляции, амнестические расстройства, синдром «уже виденного», нарушение ориентации в пространстве, акинезия, апраксия.
Синдром поражения полосатого тела: гипотонически- гиперкинетический синдром – гипотония, хорея, атетоз, лицевой гемиспазм и параспазм, торсионный спазм, миоклонии, тики, блефароспазм, кривошея, гемибаллизм (субталамическое ядро Льюиса).
Понимание смысла простых и сложных предложений. Больного просят открыть рот, закрыть глаза, высунуть язык, показать указательным пальцем левой руки правое ухо, мизинцем правой руки – левый глаз и др.
Проверяется понимание сложных инструкций, например; «Покажите ключом расческу, ключ – расческой». Понимание смыслового значения фраз: «Что означает: мамина дочка, дочкина мама; отец брата, брат отца». Различает ли больной правильные и неправильные по смыслу фразы при их звуковом сходстве: «Лисица съела курицу; курица съела лисицу», «Слон больше мухи или муха больше слона?».
Исследование фонематического слуха. Больному предлагают повторить близкие по звучанию фонемы: Б-П, П-Б, ДА-ТА, ТА-ДА, МА-ПА, ПА-MA, ВА-
ФА, ФА-ВА и другие.
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ
Исследование артикуляции и отраженной речи. Больному предлагают повторять отдельные буквы (а, у, к, б и др.), слоги (та, на, ре и др.), слова (стол, ручка, электричество, кораблекрушение), а также простые и сложные фразы.
35
Обращается внимание на четкость и правильность произношения звуков, слов.
Для выявления артикуляционных затруднений исследуемого просят также повторить скороговорки, например: «Сшит колпак, да не по-колпаковски, надо его переколпаковать», «На дворе – трава, на траве – дрова» и другие.
Исследование автоматизированной речи. Больному предлагают считать до 10, назвать по порядку буквы алфавита, дни недели, месяцы года, прочесть заученное ранее стихотворение.
Исследование номинативной
(обозначающей) функции речи.
Исследуемого просят назвать предметы или их изображения при показывании и по описанию их свойств. Например, спрашивают: «Как называется то, чем едят, из чего пьют, чем расчесывают волосы?» и др.
Исследование повествовательной речи. Больному предлагают ответить на вопросы, например: «Когда и как Вы заболели?», «Расскажите о себе», пересказать содержание общеизвестного кинофильма, книги, события.
АФАЗИЯ
Афазии – нарушения речи, обусловленные поражением корковых речевых центров или путей, соединяющих эти центры. Различают моторную, сенсорную, амнестическую и семантическую афазии. Возможно сочетание этих афазий.
Моторная афазия выражается в том, что больной теряет способность говорить при отсутствии паралича речевой мускулатуры. Понимание речи сохраняется. Как правило, сочетается с аграфией (утратой способности письма).
Моторная афазия встречается при поражении речевого центра Брока, расположенного в задних отделах нижней лобной извилины доминантного
(левого у правшей) полушария.
Сенсорная афазия характеризуется нарушением понимания чужой речи.
При этом больной сохраняет способность говорить, однако речь его становится неправильной, изобилует парафазиями и может представлять набор бессмысленных слов и даже слогов. При парафазиях отмечается нарушение структуры слов: замена или перестановка букв в слове (литеральная парафазия), замена одних слов другими (вербальная парафазия). Сенсорная афазия наблюдается при поражении центра Вернике, находящегося в заднем отделе верхней височной извилины доминантного полушария.
Амнестическая афазия – больной не может правильно называть предметы, как бы «забывает» слова. Однако он знает и может описать назначение предмета, при подсказке обычно называет показываемый предмет.
Так, при показе карандаша он говорит: «Это писать». Обычно больной неплохо говорит и понимает чужую речь. Амнестическая афазия возникает при локализации очага на границе теменной, височной и затылочной долей доминантного полушария.
Семантическая афазия – характеризуется трудностями понимания грамматических конструкций, в особенности выражающих пространственные взаимоотношения между объектами («картина на стене», «стол под стулом» и др.), а также отношения между людьми («Кем доводится вам отец вашего брата
36 и брат вашего отца?» и т. п.). Возникает при поражении теменной доли доминантного полушария.
Афазию (поражение коры, либо связей речевых центров) следует отличать от других речевых нарушений:
Дизартрия – нарушение речи, зависящее от расстройства функции речевой мускулатуры (мышц языка, мягкого нёба, гортани), выражается расстройством артикуляции, неправильным произношением слов.
Анартрия – полная невозможность произносить речевые звуки, наблюдается при бульбарном и псевдобульбарном параличах.
Афония (гипофония) – утрата или ослабление звучности голоса, наблюдается при параличе голосовых связок, истерии.
Мутизм – немота, встречается при контузии головного мозга, истерии, реактивных состояниях.
Скандированная речь – больной говорит медленно (брадилалия), с затруднением, как бы отчеканивая каждое слово, деля его на отдельные слоги.
Наблюдается при поражении мосто-мозжечковых систем.
Замедленная и монотонная речь – встречается при паркинсонизме.
Заикание – нарушение плавности, непрерывности речи вследствие судорожных сокращений речевых мышц.
Кроме того, нередко наблюдаются дизартрические расстройства, не связанные с активным органическим заболеванием нервной системы: картавость, шепелявость и т. д.
6.9. Расстройства высших корковых функций
1. Апраксия – нарушение действия (praxis – действие), утрата сложных целенаправленных движений при отсутствии параличей, расстройств координации и чувствительности. Наблюдается при поражении нижней части левой теменной доли, мозолистого тела, а также лобных долей.
Для выявления апраксии больному предлагают выполнить ряд заданий: а) подражать действиям врача, например, одну руку поднять вверх, а другую вытянуть вперед, произвести кивательные движения головой; б) по заданию дотронуться пальцем правой руки до кончика носа, заложить руку за спину и др.; в) производить действия с различными реальными предметами: зажечь спичку, застегнуть пуговицу; г) показать, как пользуются воображаемыми предметами: как едят ложкой из тарелки, как вдевают нитку в иглу; д) произвести мимические движения, погрозить пальцем, поманить рукой; е) сложить из спичек геометрические фигуры (по заданию).
2. Аграфия – нарушение письма, возникает при поражении заднего отдела средней лобной извилины левого полушария, нередко сочетается с моторной или сенсорной афазией.
Для обнаружения нарушений письма проверяется, как больной списывает и пишет под диктовку буквы, слова, фразы, а также письменно отвечает на
37 вопросы или пишет короткий рассказ на заданную тему.
3. Алексия – нарушение чтения, наблюдается при поражении угловой извилины слева (у левшей – справа).
Для выявления алексии проверяется чтение вслух. Чтобы выяснить, понимает ли больной смысл прочитанного про себя, ему предлагают выполнить написанную врачом инструкцию (например, взять в руку книгу и пр.).
4. Агнозия – утрата способности узнавания при отсутствии нарушений чувствительности, зрения, слуха, обоняния и вкуса.
Тактильная агнозия – проявляется в том, что больной при сохранности чувствительности не может узнать предмет путем ощупывания (астереогноз); наблюдается при поражении левой теменной доли. Для выявления этой агнозии исследуемому предлагают с закрытыми глазами распознать предмет на ощупь.
Расстройство схемы тела–больной путает правое и левое, что приводит к ряду ошибочных действий в процессе осмотра; при этом возможно развитие таких редких и своеобразных расстройств, как анозогнозия (больной отрицает свое заболевание, даже при наличии тяжелого неврологического дефекта), псевдополимиелия
(ощущение дополнительной конечности), амиелия
(ощущение отсутствия конечности) и аутотопагнозия
(расстройство ориентировки относительно собственного тела или его частей). В большинстве случаев возникает при поражении правой теменной доли.
Зрительная агнозия – больной видит предмет, но не может узнать его; наблюдается при поражении наружной поверхности затылочных долей.
Методика исследования: больного просят показать или взять те или иные предметы, лежащие на столе.
Слуховая агнозия – больной не понимает происхождения и значения звуков, не может узнать по звуку предмет (тикание часов, гул самолета, автомобиля и т. д.). Чаще наблюдается при поражении левой височной доли.
Методика исследования: подносят к уху больного часы, льют воду из графина в стакан и пр.
6.10. Психическая сфера
Сознание больного. Критерии ясного сознания – ориентировка в месте, времени, пространстве, собственной личности, окружающих предметах и лицах. Оценка нарушения сознания в баллах проводится по шкале Глазго.
Оцениваются такие клинические признаки как открывание глаз (оценка от 1 до
4 баллов), двигательная активность (1–6 баллов), словесные ответы (1–5 баллов). Суммарная оценка: 15 баллов – сознание ясное, 13–14 баллов – оглушенность, 9–12 баллов – сопор, 4–8 баллов – кома, 3 балла – смерть мозга.
Восприятие
– иллюзии, галлюцинации
(зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые). Психосенсорные расстройства, в том числе расстройства «схемы тела».
Мышление – замедленность или ускорение ассоциативного процесса.
Навязчивые идеи. Бредовые высказывания. Критическая оценка больным своего состояния.
38
Внимание – устойчивость, усиление, ослабление, утомляемость.
Память – на недавние и давно прошедшие события (сохранена, ослаблена, отсутствует – амнезия).
Конфабуляции – ложные воспоминания, вымыслы.
Интеллект – соответствие или несоответствие возрасту, образованию, социальному положению.
Настроение – устойчивость, доминирующий фон (ровное, апатия, тревога, депрессия, эйфория), повышенная раздражительность, плаксивость, наклонность к аффектам.
Сон – скорость засыпания, продолжительность и глубина ночного сна, частота и длительность пробуждений, характер сновидений. Самочувствие после сна.
Когнитивные (познавательные) функции – гнозис (восприятие информации), мышление (обработка и анализ информации), память
(запоминание и хранение информации), речь (обмен информацией), праксис
(целенаправленная двигательная активность).
Когнитивные нарушения являются важными, а в ряде случаев единственными проявлениями органической патологии головного мозга. Различают легкие, умеренные и тяжелые когнитивные нарушения (деменция). Краткая шкала оценки психического статуса (MMSE) приведена в приложении 2.
Личность больного – тип личности пациента, адаптационные или дезадаптационные состояния личности, сохранность или изменение
(деградация). Нравственные и духовные качества личности. Невротизация.
Психопатизация. Опросник для оценки личности приведен в приложении 3.
7. СИНДРОМЫ ПОРАЖЕНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
7.1. Синдромы поражения коры головного мозга
Для поражения различных отделов коры головного мозга характерно сочетание симптомов выпадения и симптомов раздражения.
При поражении лобной доли: моторная афазия (центр Брока – задние отделы нижней лобной извилины доминантного полушария); моноплегии, поражение VII и XII нервов по центральному типу; хватательные рефлексы, симптомы орального автоматизма; моторная апраксия; астазия – абазия, контралатеральная атаксия; аносмия и гипосмия на стороне очага; амблиопия, амавроз; парез или паралич взора; «лобная психика» (апатико-абулический и расторможенно-эйфорический варианты).
Симптомы раздражения лобной доли: фокальные судорожные припадки (джексоновские) на стороне, противоположной очагу в передней центральной извилине; адверсивные судорожные припадки, начинающиеся с поворота головы и глаз в противоположную пораженному полушарию сторону; ритмические жевательные, чмокающие, облизывающие, глотательные движения при раздражении оперкулярной области.
При поражении теменной доли: гипестезия, гиперпатия на
39 противоположной стороне тела; пространственно-гностические расстройства, аутотопагнозия, лево-право-дезориентация, псевдополимиелия, анозогнозия при очаге в верхней теменной дольке субдоминантного полушария; алексия при поражении угловой извилины; акалькулия, апраксия, астереогноз при очаге в нижней теменной дольке, надкраевой извилине доминантного полушария; психосенсорные нарушения, конфабуляции; нарушения тазовых функций при парасагиттальной локализации процесса.
Симптомы раздражения теменной доли: парестезии на противоположной стороне тела; сенсорные джексоновские припадки на противоположной очагу стороне; поворот головы и глаз в противоположную очагу сторону при раздражении заднего адверсивного поля.
При поражении височной доли: сенсорная афазия (центр Вернике – задний отдел височной и нижний отдел теменной долей доминантного полушария), слуховая агнозия, сенсорная амузия, агевзия, квадрантная гемианопсия (лучистость Грасиоле); нарушение памяти, головокружения, контралатеральная атаксия, оглушенность, сонливость, вегетативно- висцеральные нарушения; нарушение поведения, лабильность эмоций, психопатоподобное поведение, гиперсексуальность, агрессивность, булимия.
Симптомы раздражения височной доли: слуховые, обонятельные, вкусовые галлюцинации; метаморфопсии, состояния
«дереализации»; ощущения «уже виденного», «уже пережитого» и «никогда не виденного»; общие судорожные припадки со слуховыми, обонятельными, вкусовыми аурами; височная эпилепсия (амбулаторные автоматизмы и др.).
При поражении затылочной доли: контралатеральная гомонимная гемианопсия; верхнеквадрантная гемианопсия (язычная извилина, gyrus lingualis), нижнеквадрантная гемианопсия (клин, cuneus); зрительная агнозия.
Симптомы раздражения затылочной доли: зрительные галлюцинации; метаморфопсии (макро- и микропсии); общие судорожные припадки со зрительной аурой.
7.2. Синдромы поражения подкорковых структур
Лучистый венец: гемипарез, гемигипестезия с неравномерным поражением конечностей; монопарез, моногипестезия.
Внутренняя капсула: гемиплегия, гемианестезия, гомонимная гемианопсия на противоположной стороне (заднее бедро), гемиатаксия на противоположной стороне (переднее бедро), контралатеральные симптомы поражения VII и XII нервов по центральному типу.
Мозолистое тело: спутанность сознания, прогрессирующее слабоумие, конфабуляции, амнестические расстройства, синдром «уже виденного», нарушение ориентации в пространстве, акинезия, апраксия.
Синдром поражения полосатого тела: гипотонически- гиперкинетический синдром – гипотония, хорея, атетоз, лицевой гемиспазм и параспазм, торсионный спазм, миоклонии, тики, блефароспазм, кривошея, гемибаллизм (субталамическое ядро Льюиса).