Файл: Сфера политики и социального управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2) на­ли­чие ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти

3) сво­бод­ные вы­бо­ры на аль­тер­на­тив­ной ос­но­ве

4) вы­не­се­ние при­го­во­ров вне­су­деб­ны­ми ор­га­на­ми

Ответ:

Черты сходства

Черты отличия








В2. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между органами государственной власти РФ и её ветвями: к каж­до­му эле­мен­ту, дан­но­му в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го столб­ца.

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЕТВИ

ВЛАСТИ В РФ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

А) администрация Краснодарского края 1) законодательная

Б) Федеральное собрание 2) исполнительная

В) Министерство внутренних дел РФ

Г) городская дума

Д) Правительство РФ

Запишите в таблицу выбранные цифры:

А

Б

В

Г

Д

















В3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(A) Ре­дак­ция из­вест­но­го жур­на­ла опро­си­ла чи­та­те­лей о том, как они оце­ни­ва­ют по­ли­ти­че­скую си­ту­а­цию в стра­не. (Б) К со­жа­ле­нию, мно­гие граж­да­не за­яви­ли о пол­ном от­сут­ствии ин­те­ре­са к по­ли­ти­ке. (B) Оче­вид­но, пра­ви­тель­ству и по­ли­ти­че­ским пар­ти­ям сле­ду­ет при­ло­жить уси­лия для по­вы­ше­ния по­ли­ти­че­ской ин­фор­ми­ро­ван­но­сти и ак­тив­но­сти граж­дан.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений:

А

Б

В












Прочитайте текс. Проанализируйте данные диаграммы и выполните задания В4, В5.


В одном из регионов социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Какую форму участия в политической жизни вы предпочитаете?».

Ре­зуль­та­ты опро­са (в % от числа от­ве­чав­ших) пред­став­ле­ны в диа­грам­ме.




В4. Най­ди­те в при­ве­ден­ном спис­ке вы­во­ды, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве диа­грам­мы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Каждый десятый опрошенный предпочитает в качестве формы участия в политической жизни страны встречи с политическими деятелями.

2) Четверть опрошенных не считает участие в выборах в качестве предпочтительной формы участия в политической жизни страны.

3) Направление обращений и писем в органы власти среди опрошенных более популярно, чем деятельность в политических партиях, движениях.

4) Опрошенные больше предпочитают участвовать в митингах, демонстрациях, чем приходить на встречи с политическими деятелями.

5) Направление обращений и писем в органы власти как форма участия в политической жизни страны получило среди опрошенных такую же поддержку, что и участие в митингах, демонстрациях и деятельность в политических партиях, движениях, вместе взятые.

Ответ:______________
В5. Ре­зуль­та­ты опро­са, от­ра­жен­ные в диа­грам­ме, были опуб­ли­ко­ва­ны и про­ком­мен­ти­ро­ва­ны в СМИ. Какие из при­ве­ден­ных ниже вы­во­дов не­по­сред­ствен­но сле­ду­ют из ре­зуль­та­тов опро­са?

За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) Наиболее популярной формой участия населения региона в политической жизни страны является деятельность в политических партиях.

2) Жители региона используют различные формы участия в политической жизни страны.

3) Подавляющее большинство населения региона проявляет интерес к избранию должностных лиц и руководителей организаций, а также депутатов в представительные органы власти, осуществляемому при помощи голосования.

4) Демократизация политических отношений, по мнению опрошенных, позволяет усилить влияние человека на властные структуры.

5) Значительная часть жителей региона предпочитает форму участия в политической жизни страны, в которой отсутствует принцип непосредственности демократии



Ответ:______________

Часть III.

Для ответов на задания этой части запишите сначала номер задания, а затем ответы к нему.





Прочтите текст и выполните задания С1- С6

«Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга. Возможен такой государственный строй, при котором никого не будут принуждать делать то, к чему его не обязывает закон, и не делать того, что закон ему дозволяет. (…)

В каждом государстве есть три рода власти: власть законодательная власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского.

В силу первой власти государь или учреждение издаёт законы, временные или постоянные, и справляет или отменяет существующие законы, в силу второй власти он объявляет войну или заключает мир, посылает или принимает послов, обеспечивает безопасность, предотвращает нашествия. В силу третьей власти (которую можно назвать судебной. – Авт.) он карает преступников и разрешает столкновения частных

лиц. (…)

Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет издавать тиранические законы для того, чтобы так же тиранически применять их.

Не будет свободы в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем.

Всё погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении составленном из сановников из простых дворян или простых людей были соединены это три ветви: власть создавать законы власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступников или тяжбы частных лиц.

В большинстве европейских государств установлен умеренный образ правления, потому что их государи, обладая двумя первыми властями, предоставляют своим подданным отправление третье. (…)


Если исполнительная власть не будет иметь права останавливать действия законодательного собрания, то последнее станет деспотическим, так как, имея возможность предоставить себе любую власть, какую оно только пожелает, оно уничтожит все прочие власти.

Наоборот, законодательная власть не должна иметь права останавливать действия исполнительной власти. Так как исполнительная власть ограничена по самой своей природе, то нет надобности ещё как-то ограничивать её; кроме того, предметом её деятельности являются вопросы, требующие быстрого решения».

(Монтескьё Ш. О духе законов М.1999. С137, 1380139.)
С1. Со­ставь­те план тек­ста. Для этого вы­де­ли­те ос­нов­ные смыс­ло­вые фраг­мен­ты тек­ста и оза­главь­те каж­дый из них.
С2. О каких видах власти существующих в каждом государстве, говорится в тексте? К каким последствиям может привести соединение видов власти в одном лице или в одном учреждении?
С3. Используя содержание текста, заполните таблицу.

Виды государственной власти

Их содержание

1.




2.




3.





С4. Почему, по мнению автора должно существовать разделение властей? С опорой на текст и обществоведческие знания назовите три причины разделения властей.

С5. В одном телевизионном ток-шоу, посвящённой реформе политической системы, один из участников утверждал, что законодательная власть есть верховная, абсолютная, которая, следовательно, может брать на себя полномочия других ветвей власти. Привлекая текст и обществоведческие знания, сформулируйте два аргумента (обоснования), которые могли бы использовать критики данной точки зрения. Приведите фрагмент текста, который помог вам ответить на этот вопрос.
С6. Характеризуя законодательную власть, автор отмечает, что она «издаёт законы, временные или постоянные, и исправляет или отменяет существующие законы». Согласны ли вы с тем что «законодательная власть не должна иметь права останавливать действия исполнительной власти»? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.


Тема: «Сфера политики и социального управления».

КЛЮЧ


Часть I

1 – вариант

2 – вариант

А1

4

2

А2

2

2

А3

3

4

А4

1

1

А5

4

2

А6

2

1

А7

4

1

А8

1

4

А9

4

2

А10

2

3

А11

4

2

А12

3

2

А13

1

1

А14

3

4

А15

1

1

А16

3

2

А17

4

4

А18

3

1

А19

4

4

А20

3

1

Часть II

В1

1324 – 1 балл

1234– 1 балл

В2

3142123 – 2 балла

21212- 2 балла

В3

121– 1 балл

122 – 1 балл

В4

134– 1 балл

235– 1 балл

В5

15 – 1 балл

23 -– 1 балл

Часть III

С1

Могут быть вы­де­ле­ны и оза­глав­ле­ны сле­ду­ю­щие смыс­ло­вые фраг­мен­ты:

1) со­став граж­дан­ско­го об­ще­ства;

2) за­да­чи ор­га­ни­за­ций граж­дан­ско­го об­ще­ства;

3) сте­пень раз­ви­тия граж­дан­ско­го об­ще­ства у нас и на За­па­де;

4) зна­че­ние групп граж­дан­ско­го об­ще­ства для жиз­не­де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка.

Возможны иные формулировки пунктов плана не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.


Могут быть вы­де­ле­ны и оза­глав­ле­ны сле­ду­ю­щие смыс­ло­вые фраг­мен­ты:

1) три рода власти в государстве;

2) условия, создающие угрозу свободе в государстве;

3) умеренный образ правления;

4) законодательная и исполнительная власть: система сдержек и противовесов
Возможны иные формулировки пунктов плана не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.


С2

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие права и при­ме­ры:

1. Право по­тре­би­те­ля. Каж­дый граж­да­нин может по­лу­чить по­мощь со сто­ро­ны «Союза по­тре­би­те­лей» в слу­чае если он по­лу­чил не­ка­че­ствен­ные товар в ма­га­зи­не.

2. Право на бла­го­при­ят­ную эко­ло­ги­че­скую среду. Граж­да­не объ­еди­ня­ясь в об­ще­ствен­ные ор­га­ни­за­ции про­те­сту­ют про­тив вы­руб­ки лесов для стро­и­тель­ства ав­то­ма­ги­стра­ли через тер­ри­то­рию за­по­вед­ни­ка.

Могут быть ука­за­ны и иные права и при­ве­де­ны со­от­вет­ству­ю­щие им при­ме­ры.


Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

1) виды власти, существующие в каждом государстве: власть законодательная власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского.

2) последствия, к которым может привести соединение видов власти в одном лице или учреждении: утрата свободы власть произвола.

С3

В от­ве­те могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие про­яв­ле­ния граж­дан­ско­го об­ще­ства:

1) член союза по­тре­би­те­лей;

2) член клуба со­дей­ствия по­жар­ни­кам;

3) при­хо­жа­нин храма;

4) по­се­ти­тель спор­тив­но­го клуба;

5) по­се­ти­тель об­ще­ствен­ной биб­лио­те­ки.

Могут быть даны иные проявления гражданского общества

Правильный ответ должен содержать заполненную таблицу.

1) Законодательная – создание законов, их отмена или исправление.

2) Исполнительная – объявление войны или заключение мира, отправление или приём послов, обеспечение безопасности.

3) Судебная – наказание преступников, разрешение столкновений частных лиц.

Могут быть даны в таблице иные, близкие по смыслу формулировки.


С4

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие права и при­ме­ры:

1. Право по­тре­би­те­ля. Каж­дый граж­да­нин может по­лу­чить по­мощь со сто­ро­ны «Союза по­тре­би­те­лей» в слу­чае если он по­лу­чил не­ка­че­ствен­ные товар в ма­га­зи­не.

2. Право на бла­го­при­ят­ную эко­ло­ги­че­скую среду. Граж­да­не объ­еди­ня­ясь в об­ще­ствен­ные ор­га­ни­за­ции про­те­сту­ют про­тив вы­руб­ки лесов для стро­и­тель­ства ав­то­ма­ги­стра­ли через тер­ри­то­рию за­по­вед­ни­ка.

Могут быть ука­за­ны и иные права и при­ве­де­ны со­от­вет­ству­ю­щие им при­ме­ры.


Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

1) ответ на вопрос: по мнению автора, разделение властей создаёт возможность для того, чтобы не злоупотреблять властью;

2) причины разделения властей:

- исключение концентрации власти в руках одного человека или государственного органа, что препятствует злоупотреблениям, установлению диктатуры;

- разграничение функций между ветвями государственной власти позволяет эффективно выполнять важные государственный полномочия каждой из них, осуществлять взаимный контроль, создавать систему сдержек и противовесов;

- гармоничное решение многих проблем общественной и государственной жизни, при которых человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Могут быть приведены другие причины разделения властей.

С5

Могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие ар­гу­мен­ты:

1) для функ­ци­о­ни­ро­ва­ния граж­дан­ско­го об­ще­ства не­об­хо­дим такой прин­цип как вер­хо­вен­ство за­ко­нов;

2) для функ­ци­о­ни­ро­ва­ния граж­дан­ско­го об­ще­ства не­об­хо­дим такой прин­цип при­о­ри­тет прав и сво­бод че­ло­ве­ка;

3) для функ­ци­о­ни­ро­ва­ния граж­дан­ско­го об­ще­ства не­об­хо­дим такой прин­цип под­чи­нен­ность го­су­дар­ства за­ко­нам.

Могут быть при­ве­де­ны и иные ар­гу­мен­ты.


Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

1) два аргумента (объяснения) например:

- законодательная власть не может пользоваться правами, предоставленными другой власти;

- законодательная власть является верховной но не абсолютной.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).

2) фрагмент текста, например:

- « … различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга»;

- «Если исполнительная власть не будет иметь права останавливать действия законодательного собрания, то последнее станет деспотическим…»;

- «законодательная власть не должна иметь права останавливать действия исполнительной власти».

С6

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие ар­гу­мен­ты в за­щи­ту дан­ной точки зре­ния:

1) в малой груп­пе проще до­бить­ся любви и ува­же­ния;

2) меж­лич­ност­ные от­но­ше­ния воз­ни­ка­ют толь­ко в малой груп­пе.

Ар­гу­мен­ты в опро­вер­же­ние:

1) пуб­лич­ные люди: по­ли­ти­ки про­дол­жа­ют себя чув­ство­вать лю­дь­ми и об­ща­ясь с огром­ным ко­ли­че­ством людей (пре­зи­дент со всей на­ци­ей);

2) воз­мож­но­сти для са­мо­ре­а­ли­за­ции своих воз­мож­но­стей в боль­ших груп­пах зна­чи­тель­но выше.

Могут быть при­ве­де­ны и иные ар­гу­мен­ты.


Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

1) выраженность позиции учащегося: согласие или несогласие с высказанным мнением.

2) два аргумента (объяснения) например:

В случае согласия может быть указано:

- исполнительную власть незачем ограничивать, поскольку границы её действия в её собственной природе- исполнять то, что принято законодательной властью: принято – исполнять, не принято – не исполнят;

- предметом деятельности исполнительной власти являются вопросы, требующие быстрого решения, поэтому её ограничение законодательной властью может негативным образом отразиться на всей жизни общества.

В случае несогласия может быть указано:

- отсутствие контроля над исполнительной властью со стороны законодательной может привести к беззаконию, произволу, авторитаризму, поскольку нарушается система сдержек и противовесов и исполнительная власть получает особые права в системе государственной власти;

- законодательная власть должна иметь право останавливать действия исполнительной власти, поскольку в обществе большое значение имеют механизмы, способы реализации постановлений законодательной власти. Непродуманное их исполнение может привести к негативным последствиям всего общества.
Могут быть при­ве­де­ны и иные ар­гу­мен­ты.