Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 416
Скачиваний: 25
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №17" ГОРОДА ГУБКИНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Проект на тему: «Баскетбол и его разновидности»
Выполнила: ученица 9 «В» класса
Бугаец Валерия
Руководитель: учитель физической культуры
Степанов А.А.
Губкин 2021
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
История возникновения и развития баскетбола………………………………...5
Основные правила баскетбола…………………………………………………..8
Разновидности баскетбола………………………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………..18
Список использованной литературы………………………………………..20
Введение
Баскетбол (от англ. "basket" - корзина и "ball" - мяч), командная спортивная игра, цель которой - забросить руками мяч в кольцо (корзину) соперника, прикрепленное к щиту. Попадание может принести команде от одного до трех очков. В матче побеждает команда, набравшая большее число очков.
В настоящее время баскетбол - один из самых популярных видов спорта. Число официально зарегистрированных игроков во всем мире превышает 200 миллионов человек. В Международную федерацию баскетбола (ФИБА) в 2002 входили 173 страны. Так же у баскетбола есть много разновидностей, которые тоже пользуются популярностью у фанатов.
Регулярные занятия баскетболом совершенствуют координацию движений, тренируют органы дыхания и кровообращения, развивают мускулатуру, укрепляют нервную систему. Во многих странах мира занятия по баскетболу включены в программу физической подготовки учащихся средних школ и высших учебных заведений.
Актуальность. В современной жизни все больше использование занятий физическими упражнениями направлено не на достижение высоких результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, спортивные игры.
Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма. Но эффективность воспитания зависит, прежде всего, от того, насколько целеустремленно в педагогическом процессе осуществляется взаимосвязь физического и нравственного воспитания.
Баскетбол является одним из средств физического развития и воспитания молодежи. Для нее характерны разнообразные движения; ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию.
Цель проекта: выявить разновидности игры баскетбол.
История возникновения и развития баскетбола
Баскетбол был изобретен в 1891г. преподавателем физического воспитания Спрингфилдского колледжа в штате Масачусетс США доктором Джеймсом Нейсмитом.
Созданный первоначально для оживления уроков по гимнастике, баскетбол постепенно превратился в спортивную игру со всеми присущими ей особенностями. В 1894г. в США были изданы первые официальные правила игры, по которым начали проводиться соревнования. Знаменательным событием в развитии игры явилось создание 18 июня 1932г. Международной федерации баскетбола – ФИБА.
Описания игр, напоминающих современный баскетбол, встречаются у древних норманнов и во многих культурах «доколумбовой Америки». Модернизированная версия одной из таких игр – пок-та-пок, бывшей некогда и религиозным обрядом, – до сих пор встречается в северных штатах Мексики как спортивное развлечение и аттракцион для туристов.
В числе непосредственных предшественников баскетбола нередко называют распространенную в 19 в. в некоторых странах детскую игру «утка на скале», с которой был хорошо знаком Джеймс Нейсмит (1861–1939): подбрасывая небольшой камень, играющий должен был поразить им вершину другого, более крупного по размеру, камня. По утверждению биографов Нейсмита, именно в момент игры в «утку на скале» в голове юного Джеймса зародилась в общих чертах «концепция баскетбола». Она окончательно созрела, когда доктор Нейсмит стал преподавать анатомию и физкультуру в Международном тренировочном колледже молодежи YMCA в городке Спрингфилд (штат Массачусетс). Нейсмит заметил, что студентам зимние занятия гимнастикой в зале кажутся слишком однообразными, и решил занять их какой-нибудь новой подвижной игрой на ловкость и координацию, которую можно было бы проводить в закрытом помещении – причем относительно небольшом по своим размерам. В разных концах спортивного зала к балкону, опоясывавшему его по периметру, прикрепили две корзины (по-английски «basket», отсюда и название новой игры) из-под фруктов (высота от пола до края балкона оказалась равной 3 м 5 см, отсюда стандарт, который выдерживается по сей день на всех баскетбольных площадках мира). Студентам надо было попасть мячом в корзину. Так родился баскетбол.
Первый официально зарегистрированный баскетбольный матч состоялся в декабре 1891. Проходил он не совсем привычно для нас. Так, в командах Нейсмита было по 9 человек (доктор просто разделил группу своих студентов поровну), а играли они футбольным мячом.
Весть о новой спортивной игре облетела всю Америку, и вскоре в колледж, где преподавал Нейсмит, стало приходить множество писем, авторы которых просили прислать им правила игры.
В 1892 была опубликована первая Книга правил игры в баскетбол, содержавшая 13 пунктов, многие из которых действуют по сей день. Хотя кое в чем «правила Нейсмита» отличаются от современных. Например, матч состоял из двух таймов по 15 м каждый. Ведение мяча правилами раннего баскетбола не допускалось: по площадке можно было перемещаться только без мяча, а получив его, игрок должен был остановиться и либо передать мяч партнеру, либо бросить его в корзину. Количество игроков в команде было произвольным – «от двух до сорока» (но обязательно равным количеству игроков в команде противника). Игрока с мячом нельзя было атаковать – можно было только помешать ему распорядиться мячом (подпрыгивая, размахивая руками и прочими подобными приемами). В случае нарушения этого правила фиксировался фол, повторный фол приводил к дисквалификации нарушителя – до забитого мяча. Три фола подряд, совершенные какой-либо командой, фиксировались как «гол» в ее корзину – при условии, что соперники за это время сами не совершили ни одного фола. Одно время в составе команды был и вратарь, охранявший корзину, а за самой корзиной не было привычного нам баскетбольного щита.
Игра стремительно набирала популярность. Уже в конце 19 в. стали регулярно проводиться соревнования между командами различных городов и студенческих кампусов. Возникали любительские лиги. В 1896 в небольшом американском городе Трентоне прошел баскетбольный матч, команда-победительница которого получила денежное вознаграждение. Так родился один из феноменов 20 в. – профессиональный баскетбол.
В 1898 создается первое профессиональное объединение команд – Национальная баскетбольная лига (НБЛ). Просуществовав пять сезонов, она распалась на несколько самостоятельных лиг.
Примерно в то же время при одном из региональных отделений YMCA была создана собственная баскетбольная лига. Успех начинания был грандиозным. Руководители YMCA испугались, что эта затея может отбить у их воспитанников интерес к гимнастике – спорту номер один в Ассоциации, – и расформировали лигу. И тем самым способствовали дальнейшей популяризации баскетбола: игроки расформированной лиги решили зарабатывать на жизнь своими баскетбольными навыками. В американской провинции одна за другой стали появляться новые профессиональные баскетбольные лиги. А в 1914 была сформирована первая баскетбольная команда в крупном городе. Сегодня она известна всему миру под названием «Бостон селтикс».
Основные правила баскетбола
Здесь представлены некоторые выдержки из официальных правил баскетбола.
В баскетбол играют две команды, в каждой из которых по пять игроков. Цель каждой команды в баскетболе - забросить в корзину соперника и помешать другой команде овладеть мячом, и забросить его в корзину.
Победителем в баскетболе становится команда, которая по окончании игрового времени набрала большее количество очков.
Игровая баскетбольная площадка должна представлять собой плоскую прямоугольную твердую поверхность без каких-либо препятствий. Размеры должны быть 28 метров в длину и 15 метров ширину.
Баскетбольные щиты с корзиной должны быть изготовлены из соответствующего прозрачного материала или выкрашены в белый цвет. Размеры баскетбольных щитов должны быть: 1,80 м по горизонтали и 1,05 м по вертикали.
Баскетбольные кольца должны быть из прочной стали, внутренний диаметр 45 см. Пруток кольца должен иметь минимальный диаметр 16 мм, а максимальный 20 мм. На нижней части кольца должны быть приспособления для крепления сеток.
Баскетбольный мяч должен иметь сферическую форму и быть оранжевого цвета с традиционным рисунком из восьми вставок и черных швов. Он должен быть накачан до такой величины воздушного давления, чтобы при падении на игровую поверхность с высоты около 1,80 м, измеренной от нижней поверхности мяча, отскакивал на высоту, измеренную до верхней поверхности мяча, не менее чем около 1,20 м и не более чем около 1,40 м. Длина окружности мяча должна быть не менее 74,9 см и не более 78 см. Вес мяча должен быть не менее 567 г и не более 650 г.
По правилам баскетбола игра состоит из четырех периодов по десять минут с перерывами по две минуты. Продолжительность перерыва между половинами игры – пятнадцать минут. Если счет ничейный по окончании четвертого периода, игра продлевается на дополнительный период продолжительностью пять минут или на столько периодов по пять минут, сколько необходимо, чтобы нарушить равновесие в счете. Команды должны поменяться корзинами перед третьим периодом. Игра официально начинается спорным броском в центральном круге, когда мяч правильно отбит одним из спорящих.
В правилах баскетбола существует понятие живого и мертвого мяча.
Мяч становится живым, когда:
- Во время спорного броска мяч правильно отбит одним из спорящих.
- Во время штрафного броска судья передает мяч в распоряжение игрока, выполняющего штрафной бросок.
- Во время вбрасывания из-за пределов площадки мяч находится в распоряжении игрока, выполняющего вбрасывание.
Мяч становится мертвым, когда:
- Любой мяч заброшен с игры или со штрафного броска. Звучит свисток судьи, когда мяч живой. Очевидно, что мяч не попадёт в корзину при штрафном броске, за которым последует:
- Другой штрафной бросок.
- Дальнейшее наказание. Звучит сигнал об окончании каждого периода игры или дополнительного периода. Звучит сигнал устройства 24 секунд, когда, мяч живой. Мяча, который уже находится в полёте при броске в корзину, касается игрок какой-либо команды, после того, как:
- Судья дал свисток.
- Истекло время периода или дополнительного периода.
- Прозвучал сигнал устройства 24 секунд.
Мяч не становится мертвым и бросок с площадки, если он точен, засчитывается, когда:
Мяч находится в полёте при броске в корзину с площадки, когда судья дает свисток или звучит сигнал игровых часов, или устройства 24 секунд. Мяч находится в полете при штрафном броске, когда судья дает свисток при любом нарушении, кроме нарушения игрока, выполняющего штрафной бросок. Соперник совершает фол в тот момент, когда мяч всё еще контролируется игроком, который находится в процессе броска в корзину и который заканчивает свой бросок продолженным движением, начавшимся до того, как был совершен.
В баскетболе мячом играют только руками. Бежать с мячом, преднамеренно бить по нему ногой, блокировать любой частью ноги или бить по нему кулаком является нарушением. Случайное же соприкосновение или касание мяча стопой или ногой не является нарушением.
Процесс броска начинается, когда игрок предпринимает обычное движение, предшествующее этому броску и по мнению судьи, он начал попытку забросить мяч в корзину соперника броском, броском сверху или добиванием. Процесс броска продолжается до тех пор, пока мяч не покинет руки бросающего. Иногда соперник держит руки бросающего так, что он не может выпустить мяч, однако, даже в этом случае, по мнению судьи, игрок может выполнять попытку броска. В этом случае не важно, покинул ли мяч руки бросающего. Нет никакой связи между числом правильно сделанных шагов и процессом броска.