Файл: Теме семинарского занятия 4.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по

теме семинарского занятия № 4


Вопрос 1. Как сформировалось современное литературное произношение?

Современное русское литературное произношение сформировалось на основе устной речи Москвы (московского просторечия) , в которой нашли отражение особенности северных и южных русских говоров (диалектов) .

Этот процесс начался еще в XVIII в. , когда Москва стала центром русского государства. Считается, что к XIX в. старомосковское произношение сложилось во всех основных своих чертах, которые определили многие нормы современного русского литературного произношения.

Нормы литературного произношения – это и устойчивое, и развивающееся явление. В каждый данный момент в них есть и то, что связывает сегодняшнее произношение с прошлыми эпохами литературного языка, и то, что возникает как новое в произношении под действием живой устной практики носителя языка, как результат действия внутренних законов развития фонетической системы.

Современное русское произношение складывалось на протяжении веков, с 15- 17 вв. на основе так называемого московского просторечия, образовавшегося на базе взаимодействия северно-великорусских и южно-великорусских говоров.

К 19 в. старославянское произношение сложилось во всех своих основных чертах и, как образцовое, распространило свое влияние и на произношение населения других крупных культурных центров. Но полной стабильности в произношении никогда не было, в произношении населения крупных центров всегда имелись местные отличия.

Итак, нормы литературного произношения – это устойчивое и динамически развивающееся явление; они опираются на законы функционирования фонетической системы языка и на общественно выработанные и традиционно принятые правила, которые подвергаются изменениям в процессе развития устной литературной речи в результате влияния на нее различных факторов языкового развития. Эти изменения первоначально носят характер колебания норм, но если такие изменения не противоречат фонетической системе и приобретают широкое распространение, они приводят к возникновению вариантов литературной нормы, а затем, возможно, и установлению новой нормы произношения.


Вопрос 2. Что вы знаете о старомосковском произношении? Каковы его нормы?

Старомосковское произношение характеризует «старшую» норму. Например, это - 1) произношение [ыъ ] на месте [ш], [ж] в первом предударном слоге: ш[ыъ ]ги, ж[ыъ ]ра; 2) мягкие губные согласные перед мягкими заднеязычными: ла[п']ки, спра[ф']ки, сё[м']ги; 3) мягкий [р'] после перед губными или заднеязычными пе[р']вый, четве[р']г, сё[м'г']и; 4) на месте г произносился, в соответствии с нормами церковнославянского языка, [γ], чередующийся на конце слова с [х]: Бог, благо, богатый и т.п.

Московские произносительные нормы передавались в другие экономические и культурные центры в качестве образца и усваивались там на почве местных диалектов. Так складываются другие произносительные нормы, среди которых наиболее четко выражены особенности языка города Санкт-Петербурга. В связи с этим принято говорить о «старшей» и «младшей» нормах.

Вопрос 3. Какие тенденции в произношении заимствованных слов вы знаете?

В недостаточно освоенных заимствованных словах наблюдается твердое произношение согласных в соответствии с нормой ряда европейских языков. Произношение твердых согласных перед Е наблюдается:




  1. В выражениях, которые нередко воспроизводятся средствами других алфавитов: де-юре, де-факто и др.;


  2. В словах, обозначающих явления зарубежного быта: денди, коттедж, коктейль, констебль и др.;


  3. В собственных именах: Шопен, Флобер, Вольтер, Лафонтен и др.;


  4. В терминологии: интервью, дезинформация, модерн, ателье, шоссе, реквием, гротеск, сепсис, дедукция, модель, энергия, антитеза, стенд и др.


Вопрос 4. Какие произносительные нормах гласных и согласных звуков русского языка вы знаете?

Произношение гласных.

В русской речи произносятся четко только гласные, которые стоят под ударением: с[а]д, в[о]лк, д[о]м. Гласные, находящиеся в безударном положении, утрачивают ясность и четкость. Это называет­ся 

законом редукции.
Гласные [а] и [о] в начале слова без ударения и в пер­вом предударном слоге произносятся как [а]: олень – [а]лень, опоздать – [а]п[а]здать, сорока – с[а]рока.
В безударном положении (во всех безудар­ных слогах, кроме первого предударного) после твердых согласных на месте буквы о произносится краткий (редуцированный) неясный звук, произношение которого в разных по­ложениях колеблется от [ы] до [а]. Условно этот звук обозна­чается буквой [ъ]. Например: сторо­на – ст[ъ]рона, голова – г[ъ]лова, дорогой – д[ъ]рогой, порох – пор[ъ]х, золото – зол[ъ]т[ъ].
После мягких согласных в первом предударном слоге на месте букв а, е, я произноситься звук, сред­ний между [е] и [и].Условно этот звук обозначается зна­ком [иэ]: язык – [иэ]зык, перо – п[иэ]ро, часы – ч[иэ]сы.
Гласный [и] после твердого согласного, предлога или при слитном произношении слова с предыдущим произ­носится как [ы]: пединститут – пед[ы]нститут, к Ивану – к[ы]вану, смех и слёзы – смех [ы] слёзы. При нали­чии паузы [и] не переходит в [ы]: смех и слёзы.

Произношение согласных.

Основные законы произ­ношения согласных в русском языке – оглушение и уподобление.
Звонкие согласные, стоящие перед глухими и в конце слов, оглушаются – это является одним из характерных признаков русской литературной речи. Мы произносим стол[п] – столб, сне[к] – снег, рука[ф] – рукав и т. д. Следует обратить внимание на то, что согласный [г] в конце слова всегда переходит в парный ему глухой звук [к]: смо[к] – смог, дру[к] – друг и т.д. Произнесе­ние в этом случае звука [х] рассматривается как диалектное. Исключение составляет слово бог – бо[х].
 [Г] произносится как [х] в сочетаниях гк и гч: лё[хк']ий – легкий, ле[хк]о – легко.

Глухие согласные, стоящие перед звонкими, произносятся как соответствующие им звонкие: [з]давать – сдавать, про[з']ба – просьба.


В произ­ношении слов с сочетанием чн наблюдается колебание, что связано с изменением правил старого московского про­изношения. Согласно нормам современного русского литературного язы­ка, сочетание чн обычно так и произносится [чн],особен­но это относится к словам книжного происхождения (бесконечный, беспечный), а также к относительно новым словам (маскировочный, посадочный). Сочетание чн произносится как [шн] в женских отчествах на -ична: Кузьмини[шн]а, Лукини[шн]а, Ильини[шн]а, а также сохра­няется в отдельных словах: коне[шн]о, ску[шн]но, пере[шн]ица, яи[шн]ица, скворе[шн]ик и др.

Некоторые слова с сочетанием чн в соответствии с нор­мой имеют двоякое произношение: порядо[шн]о и порядо[чн]о и др.

В некоторых словах вместо ч произноситься [ш]: [ш]то-то, [ш]то и т.п.

Буква г в окончаниях -ого-, -его- читается как [в]: нико[в]о – никого, мое[в]о –  моего.

Конечные -тся и -ться в глаголах произносятся как [цца]: улыбае[цца] – улыбается.

Вопрос 5. Расскажите об особенностях русского ударения, чем вызваны трудности при его постановке?

Ударение – это выделение одного из слогов в слове. Ударный слог всегда громче и длительнее безударного. В русском языке ударение может падать на любой слог слова и на любую морфему (приставку, корень, суффикс, окончание). Такое ударение в лингвистике называют разноместным, или свободным. При образовании форм слова ударение может оставаться на одном и том же месте (неподвижное) или перемещаться с одного слога на другой (подвижное).

Задачи.

Задание. Распределите слова на группы с одинаковым ударным гласным звуком:

А: Арктика, пАспорт;

Ю: брошЮра, Юркий;

Е: вЕрность, Если, чЕковый;

Ё: жЁсткость, щЁголь;

И: жалюзИ, жИдкий, Искренний, мИлость, цИфра, шИнный;

О: кОкон, мОлодость, Отзыв;

Э: поЭзия, Эхо;

У: 
тУльский, Уксус;

Я: рЯдом, Ярость;

Ы: мЫсленно.

Задание. Укажите «третье лишнее», учитывая место ударения в словах.




  1. ЗвонИшь, кОрмишь, рОешь. – лишнее «звонишь»


  2. ЗеленЕть, краснЕть, ржавЕть. – нет лишних слов.


  3. ВагОнный, кУхонный, телефОнный. – лишнее «телефонный»


  4. ТаксИ, жалюзИ, нОвости. – «новости»


  5. ВодопровОд, нефтепровОд, провОд. – нет лишних слов.


  6. ОбеспЕчение, ограничЕние, квАшение. – лишнее «ограничение»


  7. ИзбалОванный, квалифицИрованный, пломбирОванный. – лишнее «квалифицИрованный»


  8. КлЕить, включИть, белИть. – нет лишних слов.


Задание. Поставьте правильно ударение в следующих словах:

агЕнт, алькОв, анонИм, аргумЕнт, арЕст, астрОлог, астронОм, бАрмен,

блАговест, блуднИца, бунгАло, бюрокрАтия, вероисповЕдание, вЕчеря,

взАпуски, втрИдорога, газопровОд, граждАнство, диспансЕр, дОгмат, договОр,

донЕльзя, досУг, дОсыта, дотрОнуться, доцЕнт, еретИк, жалюзИ, завИдно,

зАговор, запломбировАть, знАмение, издрЕвле, изобретЕние, Иконопись, инАче,

инструмЕнт, инсУльт, исконИ, Исстари, каталОг, квартАл, корЫсть, купинА,

магазИн, мЕльком, мЕнеджер, мизантрОп, молОх, мЫшление, начАть, неврОлог,

некролОг, новорОжденный, облегчИть, ободрИть, огнИво, ограничЕние,

оптОвый, понЯл, портфЕль, премировАть, приговОр, принУдить, принЯть,

процЕнт, псевдонИм, пулОвер, рефлЕксия, рожЕница, свеклА, сегмЕнт, созЫв,

столЯр, танцОвщица, тУфля, углубИть, фенОмен, хвОя, ходАтайство,

христианИн, цыгАн, щавЕль, экспЕрт, Ядрица.

Задание. Поставьте правильно ударение:

а) в существительных мужского рода: алкогОль, алфавИт, безмЕн, ворожеЯ, досУг, дефИс, дОллар, знАхарь, квартАл, инсУльт, коклЮш, партЕр, пОстриг, прИкус, нарОст, портфЕль, трИптих;

б) в существительных женского рода: булавА, бюрокрАтия, дремОта, зевОта, злОба, Искра, кАмбала, курагА, ломОта, метонИмия, немотА, свеклА, тошнотА, тунИка, флюорогрАфия, шелковИца, щекОлда, щИколотка;

в) в существительных среднего рода: возвелИчение, жерлО, захоронЕние, озвУчение, квАшение, намЕрение, обеспЕчение, сосредотОчение, упрОчение, увещевАние;

г) в существительных множественного числа: бАнты, тОрты, шАрфы, шкафЫ;