Файл: Продолжение золотого века русской культуры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗОЛОТОГО ВЕКА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Урок 28. Просвещение и наука

Цели урока: познакомить учащихся с достижениями науки и системой образования во второй половине XIX в.; выделить особенности по сравнению с предшествующим периодом.

План урока

1. Образование.

2. Усиление контроля за системой образования.

3. Успехи в сфере образования и книгоиздания.

4. Достижения российской науки.

ХОД УРОКА

• Проверка и актуализация знаний

Приступая к рассмотрению темы, учащимся предлагается познакомиться с главным вопросом урока и вспомнить, какие указы были приняты по развитию образования в царствование Александра II и Александра III.

• Изучение нового материала

1—2. На основе текста учебника учащиеся рисуют схему системы образования во второй половине XIX в., по окончании работы отвечают на вопросы: 1. Какие изменения произошли в системе образования и с чем они были связаны? 2. Какую роль в развитии системы образования сыграли земства? Задания: 1. Охарактеризуйте уровень образования в Российской империи. 2. Назовите типы школ, которые действовали в России во второй половине XIX в.

Обобщая ответы учащихся, учитель отмечает, что общественный демократический подъем в годы, предшествующие реформе отмены крепостного права и после нее, внес изменения и в систему образования. Против сословности учебных заведений выступила прогрессивная общественность. В стране развернулось широкое движение за создание народных школ, изменение методов преподавания в них.

Структура образования и преемственность между ступенями сохранялись. В начальном образовании России действовало несколько типов школ: деревенские школы грамотности (в них преподавали учителя из грамотных крестьян); церковно-приходские школы (на средства правительства); воскресные школы для взрослых.

В 60-е гг. началось открытие начальных школ общественными организациями, органами городского самоуправления и земствами на селе. В трехгодичной земской школе обучали не только чтению, письму, четырем правилам арифметики, Закону Божьему, а также природоведению, географии, истории. Земства открывали на свои
средства специальные учительские семинарии, оплачивали труд учителей, занимались устройством народных библиотек.

Средние школы находились в основном в городах: классические и военные гимназии; реальные, коммерческие, военные и духовные училища; женские гимназии и институты благородных девиц. В царствование Александра II политика правительства по отношению к высшей школе была либеральной, чем в царствование Александра III.

В 80-е гг. усилился контроль за системой образования, ограничивалась деятельность земств, увеличилась сеть церковно-приходских школ. Свою роль в этом сыграли циркуляр 1887 г. о «кухаркиных детях» и принятый в 1884 г. новый университетский устав.

3. Учащимся предлагается познакомиться с текстом учебника и привести примеры успешности правительственной политики в области просвещения. В то же время учащимся предлагается определить проблемы, существующие в системе образования в России во второй половине XIX в.

4. Далее учащиеся знакомятся с достижениями науки. Первый вариант изучения вопроса — самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и заполнение таблицы. По окончании работы учитель организует проверку.

Достижения науки во второй половине XIX в.

Наука

Открытия и достижения

 

Математика

• 1867 г. — труд П. Л. Чебышёва «О средних величинах», в котором дана теорема, лежащая в основе различных вопросов теории вероятностей

• 70—80-е гг. — научно-исследовательская деятельность С. В. Ковалевской

• 1873 г. — исследования «О предельных значениях интегралов»

 

 

 

 

 

 

 

Наука

Открытия и достижения

 

Физика

• 1876 г. — П. Н. Яблочков создал электродуговую лампу

• 1881 г. — А. Ф. Можайский сконструировал первый в мире самолет

• 1881 г. — Н. И. Кибальчич предложил схему ракетного летательного аппарата

• 1883 г. — Н. Д. Пильчиков осуществил исследования в районе Курской магнитной аномалии

• 1894 г. — А. С. Попов разработал генератор электромагнитных колебаний; 1896 г. — впервые продемонстрировал работу радиоприемника

 

 

 

 

 

Химия

• 1861 г. — А. М. Бутлеров сформулировал основные положения теории строения органических соединений

• 60—70-е гг. — Д. И. Менделеев открыл Периодический закон химических элементов (1869), высказал гипотезу о неорганическом происхождении нефти

• 1876 г. — Н. Н. Любавин опубликовал книгу «Физическая химия»

 

 

 

 

 

Биология

• 1874 г. — В. Я. Данилевский установил наличие электрических токов коры головного мозга

• 1878 г. — появление книги К. А. Тимирязева «Жизнь растений»

• 1882 — открытие явления фагоцитоза И. И. Мечниковым

• 90-е гг. — работа И. П. Павлова в Институте экспериментальной медицины

 

 

 

 

 

 

География

• 1860 г. — издан «Подробный атлас Российской империи» в 22 томах

• 1862 г. — А. Ф. Кашеваров составил «Атлас Восточного океана»

• 70-е гг. — изучение народов Юго-Восточной Азии, Австралии, островов Тихого океана Н. Н. Миклухо-Маклаем

• 1870—1885 гг. — экспедиции Н. М. Пржевальского в Монголию, Китай и на Тибет

• 1877 г. — исследования Памира Н. А. Северцова

• 1880 г. — издание книги Н. К. Зейдлица «Этнографическая карта Кавказа»

 

 

 

 

 

 

История

• 1866 г. — монография В. О. Ключевского «Сказания иностранцев о Московском государстве»

• 1872 г. — издание книги «Публичные чтения о Петре Великом» С. М. Соловьева

• 1872—1881 гг. — труд «Боярская дума Древней Руси»

• 1887 г. — «История сословий в России», «Курс русской истории»

 

 

 

 

 


Второй вариант изучения вопроса — иллюстрированный рассказ учителя о достижениях российской науки во второй половине столетия. Внимание учащихся обращается на выставку книг, а также слово предоставляется учащимся, подготовившим сообщения.

• Закрепление материала

1. Какие факторы способствовали развитию образования и науки во второй половине XIX в.?

2. Какие научные открытия были использованы в промышленности и повседневной жизни людей?

3. Назовите крупнейших географов второй половины XIX в.? Покажите на карте районы их исследований.

4. Как вы думаете, чем объясняется возрастание интереса общества к исторической науке во второй половине XIX в.?

Домашнее задание: § 27, вопросы и задания в конце параграфа. Дополнительное задание: подготовка выставки книг, созданных во второй половине XIX в.