ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗОЛОТОГО ВЕКА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
Урок 28. Просвещение и наука
Цели урока: познакомить учащихся с достижениями науки и системой образования во второй половине XIX в.; выделить особенности по сравнению с предшествующим периодом.
План урока
1. Образование.
2. Усиление контроля за системой образования.
3. Успехи в сфере образования и книгоиздания.
4. Достижения российской науки.
ХОД УРОКА
• Проверка и актуализация знаний
Приступая к рассмотрению темы, учащимся предлагается познакомиться с главным вопросом урока и вспомнить, какие указы были приняты по развитию образования в царствование Александра II и Александра III.
• Изучение нового материала
1—2. На основе текста учебника учащиеся рисуют схему системы образования во второй половине XIX в., по окончании работы отвечают на вопросы: 1. Какие изменения произошли в системе образования и с чем они были связаны? 2. Какую роль в развитии системы образования сыграли земства? Задания: 1. Охарактеризуйте уровень образования в Российской империи. 2. Назовите типы школ, которые действовали в России во второй половине XIX в.
Обобщая ответы учащихся, учитель отмечает, что общественный демократический подъем в годы, предшествующие реформе отмены крепостного права и после нее, внес изменения и в систему образования. Против сословности учебных заведений выступила прогрессивная общественность. В стране развернулось широкое движение за создание народных школ, изменение методов преподавания в них.
Структура образования и преемственность между ступенями сохранялись. В начальном образовании России действовало несколько типов школ: деревенские школы грамотности (в них преподавали учителя из грамотных крестьян); церковно-приходские школы (на средства правительства); воскресные школы для взрослых.
В 60-е гг. началось открытие начальных школ общественными организациями, органами городского самоуправления и земствами на селе. В трехгодичной земской школе обучали не только чтению, письму, четырем правилам арифметики, Закону Божьему, а также природоведению, географии, истории. Земства открывали на свои
средства специальные учительские семинарии, оплачивали труд учителей, занимались устройством народных библиотек.
Средние школы находились в основном в городах: классические и военные гимназии; реальные, коммерческие, военные и духовные училища; женские гимназии и институты благородных девиц. В царствование Александра II политика правительства по отношению к высшей школе была либеральной, чем в царствование Александра III.
В 80-е гг. усилился контроль за системой образования, ограничивалась деятельность земств, увеличилась сеть церковно-приходских школ. Свою роль в этом сыграли циркуляр 1887 г. о «кухаркиных детях» и принятый в 1884 г. новый университетский устав.
3. Учащимся предлагается познакомиться с текстом учебника и привести примеры успешности правительственной политики в области просвещения. В то же время учащимся предлагается определить проблемы, существующие в системе образования в России во второй половине XIX в.
4. Далее учащиеся знакомятся с достижениями науки. Первый вариант изучения вопроса — самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и заполнение таблицы. По окончании работы учитель организует проверку.
Достижения науки во второй половине XIX в.
Наука | Открытия и достижения | |
Математика | • 1867 г. — труд П. Л. Чебышёва «О средних величинах», в котором дана теорема, лежащая в основе различных вопросов теории вероятностей • 70—80-е гг. — научно-исследовательская деятельность С. В. Ковалевской • 1873 г. — исследования «О предельных значениях интегралов» | |
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
Наука | Открытия и достижения | |
Физика | • 1876 г. — П. Н. Яблочков создал электродуговую лампу • 1881 г. — А. Ф. Можайский сконструировал первый в мире самолет • 1881 г. — Н. И. Кибальчич предложил схему ракетного летательного аппарата • 1883 г. — Н. Д. Пильчиков осуществил исследования в районе Курской магнитной аномалии • 1894 г. — А. С. Попов разработал генератор электромагнитных колебаний; 1896 г. — впервые продемонстрировал работу радиоприемника | |
| ||
| ||
| ||
| ||
Химия | • 1861 г. — А. М. Бутлеров сформулировал основные положения теории строения органических соединений • 60—70-е гг. — Д. И. Менделеев открыл Периодический закон химических элементов (1869), высказал гипотезу о неорганическом происхождении нефти • 1876 г. — Н. Н. Любавин опубликовал книгу «Физическая химия» | |
| ||
| ||
| ||
| ||
Биология | • 1874 г. — В. Я. Данилевский установил наличие электрических токов коры головного мозга • 1878 г. — появление книги К. А. Тимирязева «Жизнь растений» • 1882 — открытие явления фагоцитоза И. И. Мечниковым • 90-е гг. — работа И. П. Павлова в Институте экспериментальной медицины | |
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
География | • 1860 г. — издан «Подробный атлас Российской империи» в 22 томах • 1862 г. — А. Ф. Кашеваров составил «Атлас Восточного океана» • 70-е гг. — изучение народов Юго-Восточной Азии, Австралии, островов Тихого океана Н. Н. Миклухо-Маклаем • 1870—1885 гг. — экспедиции Н. М. Пржевальского в Монголию, Китай и на Тибет • 1877 г. — исследования Памира Н. А. Северцова • 1880 г. — издание книги Н. К. Зейдлица «Этнографическая карта Кавказа» | |
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
История | • 1866 г. — монография В. О. Ключевского «Сказания иностранцев о Московском государстве» • 1872 г. — издание книги «Публичные чтения о Петре Великом» С. М. Соловьева • 1872—1881 гг. — труд «Боярская дума Древней Руси» • 1887 г. — «История сословий в России», «Курс русской истории» | |
| ||
| ||
| ||
|
Второй вариант изучения вопроса — иллюстрированный рассказ учителя о достижениях российской науки во второй половине столетия. Внимание учащихся обращается на выставку книг, а также слово предоставляется учащимся, подготовившим сообщения.
• Закрепление материала
1. Какие факторы способствовали развитию образования и науки во второй половине XIX в.?
2. Какие научные открытия были использованы в промышленности и повседневной жизни людей?
3. Назовите крупнейших географов второй половины XIX в.? Покажите на карте районы их исследований.
4. Как вы думаете, чем объясняется возрастание интереса общества к исторической науке во второй половине XIX в.?
Домашнее задание: § 27, вопросы и задания в конце параграфа. Дополнительное задание: подготовка выставки книг, созданных во второй половине XIX в.