ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Типичные затруднения выпускников при решении алгебраических задач 2 части ОГЭ (№20, 21).
учитель математики МБОУ СОШ №74, заместитель председатель региональной предметной комиссии ОГЭ
СТРУКТУРА МОДУЛЯ «АЛГЕБРА» В ОГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ
Критерии оценивания №20 (уравнение или неравенство, система уравнений или неравенств)
По теореме, обратной теореме Виета, корни этого уравнения удовлетворяют условиям:
1. Область допустимых значений уравнения:
2. Упростим уравнение: - 3х -10 = 0.
По теореме, обратной теореме Виета, корни этого уравнения удовлетворяют условиям:
3. Учитывая ОДЗ, х = – корень уравнения.
Система подзадач для успешного выполнения №20 (неравенства)
Рассмотрим функцию f(t) = , где f(t)<0.
Схематически изобразим параболу на координатной плоскости.
Решение. Пусть х км/ч – собственная скорость движения лодки (х>0), тогда :
Так как на весь путь моторная лодка затратила 1ч, то составим и решим уравнение: +
Область допустимых значений уравнения: x ≠ ±3.
Итак собственная скорость движения лодки 12км/ч, тогда скорость лодки по течению реки
Ответ : скорость лодки по течению реки 15км/ч.
Так как за 1ч обе трубы заполняют часть бассейна, можно составить и решить уравнение:
Оба корня соответствуют ОДЗ, но х= - 2 не удовлетворяет условию задачи.
Типичные затруднения выпускников при решении алгебраических задач 2 части ОГЭ (№20, 21).
Найдышева Еленa Викторовна
учитель математики МБОУ СОШ №74, заместитель председатель региональной предметной комиссии ОГЭ
по математике
СТРУКТУРА МОДУЛЯ «АЛГЕБРА» В ОГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ
Алгебраические задания в ОГЭ по математике
2 часть
Повышенный уровень
№20 и №21
Высокий уровень
№22
20 – уравнение или неравенство (их система)
21- текстовая задача (математическая модель)
22 – аналитическая модель функции
Критерии оценивания №20 (уравнение или неравенство, система уравнений или неравенств)
2 балла- решение должно быть математически грамотным и полным, из него должен быть понятен ход рассуждений обучающегося. Оформление решения должно обеспечивать выполнение указанных выше требований, а в остальном может быть произвольным.
Уточнение – «арифметическая ошибка» – это ошибка, допущенная при выполнении арифметических действий: сложение, вычитание, умножение и деление
Виды уравнений
- Квадратные уравнения
- Кубические уравнения
- Биквадратные уравнения
- Дробно рациональные уравнения
- Уравнения содержащие модуль
- Найдите сумму (разность) многочленов А и В, если:
- Представьте данный трехчлен в виде суммы и разности двух двучленов
Система подзадач для успешного выполнения №20
Копилка знаний
- Областью допустимых значений (ОДЗ) уравнения называется множество значений неизвестного, при которых имеют смысл все выражения, входящие в уравнение.
- Если числитель дроби равен нулю, а знаменатель нет, то дробь равна нулю. И обратно: если дробь равна нулю ( то её числитель равен нулю (а = 0) при условии, что знаменатель не равен нулю (b ≠ 0), так как на нуль делить нельзя.
«Произведение равно нулю тогда и только тогда, когда хотя бы один из множителей равен нулю, а другой при этом имеет смысл »
(5х+8)(6-3х)=0 0 5х+8=0 или 6-3х=0
Решите уравнение:
1 способ
Пусть = t, тогда
По теореме, обратной теореме Виета, корни этого уравнения удовлетворяют условиям:
Вернемся к переменной х:
= -6, х 1 =
= 2, х 1 =
Ответ: ; 1,5.
- Область допустимых значений уравнения:
х 1≠0, х ≠ 1.
·,
-12 12
Решите уравнение:
,
Ответ:; 1,5.
Решите уравнение:
1. Область допустимых значений уравнения:
3-2х ≥ 0, х ≤ 1,5.
2. Упростим уравнение: - 3х -10 = 0.
По теореме, обратной теореме Виета, корни этого уравнения удовлетворяют условиям:
3. Учитывая ОДЗ, х = – корень уравнения.
Ответ: .
Система подзадач для успешного выполнения №20 (неравенства)
Решите неравенство:
Пусть x – 7 = t,тогда ,
Рассмотрим функцию f(t) = , где f(t)<0.
f(t) = - квадратичная функция, графиком является парабола ветви которой направлены вверх, т.к. а = 1,а>0.
Найдем нули функции: = 0,
t =0 или t = .
Схематически изобразим параболу на координатной плоскости.
f(t)<0, 0 <
обратная замена 0 < x – 7 < ,
7 < x < ,
(7;
0
t
у
-
+
+
Критерии оценивания №21
Копилка знаний
- Средняя скорость – это отношение полного пути, пройденного телом, ко времени, за которое путь пройден.
- х = х· х = х·
Процесс | Величины, характеризующие процесс | Связь между величинами |
Движение | S - путь ʋ - скорость t - время | S = ʋ·t |
Работа | A - работа N - производительность t - время | A = N·t |
Торговля | стоимость Ц - цена k - количество | = Ц·k |
Процесс | Величины, характеризующие процесс | Связь между величинами |
Движение | S - путь ʋ - скорость t - время | S = ʋ·t |
Работа | A - работа N - производительность t - время | A = N·t |
Торговля |
Первую половину пути яхта шла со скоростью 15км/ч, вторую половину пути – со скоростью 35км/ч. Найдите среднюю скорость яхты на протяжении всего пути.
- Решение. Пусть длина всего пути ,который прошла яхта равна 2а, тогда :
Так как средняя скорость , тогда
==.
S, км | ʋ, км/ч | t, ч | |
1 половина | а | 15 | |
2 половина | а | 35 |
S, км | ʋ, км/ч | t, ч | |
1 половина | а | 15 | |
2 половина | а | 35 |
S = ʋ·t
Моторная лодка прошла 5км по течению и 6км против течения реки, затратив на весь путь 1ч. Скорость течения реки равна 3км/ч. Найдите скорость лодки по течению.
Решение. Пусть х км/ч – собственная скорость движения лодки (х>0), тогда :
Так как на весь путь моторная лодка затратила 1ч, то составим и решим уравнение: +
Область допустимых значений уравнения: x ≠ ±3.
Итак собственная скорость движения лодки 12км/ч, тогда скорость лодки по течению реки
Ответ : скорость лодки по течению реки 15км/ч.
Величины | По течению | Против течения |
S, км | 5 | 6 |
ʋ, км/ч | х+3 | х - 3 |
t, ч |
Величины | По течению | Против течения |
S, км | 5 | 6 |
ʋ, км/ч | х+3 | х - 3 |
t, ч |
S = ʋ·t
Бассейн наполняется двумя трубами, действующими одновременно, за 2ч. За сколько часов может наполнить бассейн первая труба, если она, действует одна, и наполняет бассейн на 3ч быстрее, чем вторая?
Решение: Объём бассейна примем за 1, пусть х часов - время заполнения бассейна первой трубой (х > 0),тогда:
Так как за 1ч обе трубы заполняют часть бассейна, можно составить и решить уравнение:
ОДЗ: х ≠ 0, х ≠ -3.
Оба корня соответствуют ОДЗ, но х= - 2 не удовлетворяет условию задачи.
Итак, первая труба наполняет бассейн за 3ч.
Ответ : 3ч.
Величины | Первая труба | Вторая труба | Две трубы |
А | 1 | 1 | 1 |
N, 1/ч | |||
t, ч | x | 2 |
Величины | Первая труба | Вторая труба | Две трубы |
А | 1 | 1 | 1 |
N, 1/ч | |||
t, ч | x | 2 |
A = N·t
Игорь и Паша красят забор за 9 часов. Паша и Володя красят этот же забор за 12 часов, а Володя и Игорь — за 18 часов. За сколько минут мальчики покрасят забор, работая втроём?
Решение: Объём работы примем за 1, пусть х часов – производительность Игоря, у часов – производительность Павла, т часов – производительность Владимира (х >0, у >0, т >0),тогда:
По условию задачи составим м решим систему уравнений:
Величины | Игорь | Паша | Володя | |
А | 1 | 1 | 1 | |
N, 1/ч | x | т | ||
t, ч | ||||
Величины | Игорь | Паша | Володя |